Х - Холод

Что такое холод, знаю не понаслышке. Балтийский промозглый зимний ветер не раз морозил мне щеки и заставлял неметь пальцы даже в цегейковых рукавицах. За полярным кругом я не бывала и Антарктиду не покоряла, но однажды застряла на канатной дороге в Домбае. Это, я вам скажу, было испытание, несмотря на добротный горнолыжный костюм. Да что там говорить, каждую зиму, как задует Новороссийская бора и покроется ледяной коркой Маркхотский хребет, по улице можно передвигаться только короткими перебежками, прикрыв лицо пуховым платком. И все равно успеваешь замерзнуть так, что зуб на зуб не попадает. Но так, как в Израиле, мне не было холодно еще нигде и никогда. Казалось бы южная страна, должна быть жаркой, однако…

Собираясь в путешествие, я, конечно, посмотрела прогноз погоды. В Тель-Авиве обещали десять – двенадцать ночью и  до двадцати с солнцем днем. В феврале, между прочим.

– Погреешься, – завистливо произнес муж. – Может, и позагорать удастся.
Искупаться-то вряд ли. Средиземное море, наверное, еще холодное.

– Есть еще море Мертвое, – напомнила я. – Оно теплее. Я читала, что там круглый год купаются.

– Проверишь, – напутствовал муж. – Только купальник не забудь захватить.

Самолет совершил посадку в аэропорту Бен Гурион ранним утром. Пристыковались к телетрапу. Вместе с другими пассажирами я оказалась внутри огромного здания с множеством галерей и лестниц, которые надо было преодолеть, чтобы добраться до выхода. Первое, что ощутила, это прохладные потоки из отверстий воздуховодов. Было настолько некомфортно их ловить, что пришлось достать пуховик, который я утрамбовала в пакет еще в Шереметьево, надеясь не пользоваться им до самого возвращения в Россию. Но получилось так, что только в России я его и сняла.

В очереди на паспортный контроль зябко ежились по моим наблюдениям исключительно туристы из других стран. Израилитяне чувствовали себя хорошо. Я про себя подумала, что, наверное, они специально так капитально охлаждаются, чтобы потом не сразу падать в обморок от удушающей жары, которая, видимо, обрушивается на людей на улице. Скорей бы мне в нее попасть.

Чтобы добраться из аэропорта в город, мне надо было сесть на поезд. Пятнадцать минут я ожидала его на платформе, что находилась в тени эстакады, и безуспешно пыталась спрятаться от тягучего сквозняка. У меня возникло ощущение, что я нахожусь внутри аэродинамического тренажера, где испытывают одежду для полярников. А кто оделся не соответствующим образом, тот сам виноват. Хотя рядом со мной спокойно стояли солдатики и солдатки в одних защитных комбезах. Беззаботно болтали и весело смеялись. Может, их грели молодость и любовь?

Я рассчитывала согреться в поезде. Однако моей надежде не суждено было осуществиться. Там тоже работал мощный кондиционер. Удивительно, но никто не роптал. И я не стала. Мало ли, может, это у меня такое странное восприятие температуры. Может так на меня повлияла встреча со святой землей.

– Привет! – радостно прокричала мне подруга, которая ожидала меня на привокзальной площади. – Как дорога? – И не слушая моего ответа, анонсировала программу на предстоящий день: – Сначала обзорная экскурсия по городу с посещением алмазной биржи. Затем мы идем на обед в кафе к тете Лоре. Потом у нас поход в арт музей, ужин в ресторане на набержной, куда нас пригласил дядя Салик. Он вместе с нами намерен смотреть лазерное шоу в порту Яффа.

– Ты хочешь, чтобы я завтра улетела? – заподозрила неладное я.

– С чего ты взяла? – оторопела подруга.

– Все события запланировала на один день.

– Ха, – усмехнулась подруга, поняв, к чему я клоню, – не переживай. Израиль страна маленькая, но тут много есть, что посмотреть и чем заняться. Чтобы успеть хоть малую толику, все дни я упаковала для тебя плотно, как этот.

Я не возражала. Я – пытливый и выносливый турист. Единственно, я холод не люблю. А он был повсюду. В экскурсионных автобусах дуло вдоль окон. На алмазной бирже и во всех музеях – из углов. В кафе и ресторанах с потолков. На набережной – с моря. В Иерусалиме – с гор. На мертвом море – с Иордании. Даже если я находила тихий закуток на солнце и замирала в нем, словно геккон, повисший на стене, то не успевала отогреться, потому что уже через пару-тройку минут меня звали продолжать путь.

Каждый день поздно вечером доползали мы с подругой до ее дома. Квартира встречала нас почти северной свежестью. Открытием для меня стало то, что в Израиле отсутствует отопление. И пусть там практически не бывает минусовых температур, но даже при плюс десяти дома остывают сильно. Дневного тепла не хватает, чтобы установить комфортную атмосферу. Некоторые греют квартиры сплит системами и масляными радиаторами, но неохотно, потому что это дорого. С целью экономии стараются обойтись без бойлера, рассчитывая на то, что воду согреет солнце.

В неделю моего пребывания солнце часто пряталось за облака. Даже дождь срывался временами. Вода у подруги ни разу не нагрелась так, чтобы душ был горячим. Приходилось собирать силу воли в кулак, забираясь под прохладные струи, и сразу заворачиваться в толстое шерстяное одеяло, чтобы хоть как-то прийти в себя.

Подруга смотрела на меня удивленно, также как я на нее.

– Неужели тебе не холодно? – пытала я ее.

– Холодно, – вальяжно кивала она. – Но я привыкла. А ты, разве еще нет?

По моему разумению, к такому невозможно было привыкнуть. Наверное, в Израиль изначально переезжают люди, у которых комфортный диапазон температур гораздо шире, чем у всех остальных. Подтверждение этому я видела в работавших повсеместно кондиционерах при отсутствии явной необходимости для этого.

– Как это, нет необходимости? – возразила подруга. – Если не охлаждать, то никто не купит теплые вещи. Это же сколько торговцев пострадает. Это же сколько не истраченных денег у людей на руках останется.

– Так и пустили бы эти деньги на отопление и прочие удобства.

– Нет, ты не понимаешь. Одежда – это ощутимые вещи. А греть воздух и воду – это деньги на ветер.

Логика – не доступная моему пониманию. Поэтому я с радостью вернулась в Россию. Пусть на улице лютый мороз. Но в квартире уютное тепло. Есть батарея, на которой спит кот. Есть горячая вода, которой можно даже ванную наполнить при желании.

Однозначно, дома лучше!


Рецензии