Единство в многообразии путь решения проблем

Одним из основных противоречий между различными религиозными течениями является представление о Боге и о Его энергиях. Разрешить это противоречие очень трудно, потому что оно основано на осознании и понимании Бога. Но, несмотря на трудности этой проблемы, можно найти способ её решения. Для этого мы должны признать, что Бог есть Безграничный Абсолют. Он безграничен во всем Своем проявлений. Это значит, что в духовном отношении Сам Господь и Его энергии равнозначны, то есть не отличны друг от друга. То есть Господь и Его энергии едины, и в то же время различны. Это ключевое понятие в понимании единства вообще всего творения. Если принять эту идею – идею единства в многообразии, то многие противоречия мнений, а также разногласия между конфессиями по поводу отношений к Богу и к Его проявлениям, легко решаются.

Единство в многообразии можно увидеть и в материальном мире. Ведь жизнь невозможно разграничить. Она – цельная, единая, обеспечивающая гармоничное существование каждого своего элемента. Нельзя разложить науку, образование, искусство и религию по полочкам. Жизнь едина. Без любого из компонентов она неполна, как несостоятелен человек, осознающий себя только телом или только душой. В основе всего многообразия внешнего проявления лежит единая внутренняя суть.

Но, к сожалению, в материальном мире принцип единства соблюдать очень сложно. Если свойство духовной основы – единство, то свойство материальной природы – разделение. Разделённость в материальном мире происходит из-за самости, то есть из-за эгоизма живых существ. Если преобладает влияние материальной природы, то происходит разделение целого на части, и постепенно полное его исчезновение, а на месте него возникает новое образование. Это – закон материальной природы и противостоять ему может только духовная сила, которая выражается в религии. Правильное использование религии может уберечь от раздробленности. Это – свойство и задача истинной религии.

В религии целью является достижение Господа, устремлённость к Нему. Но эта цель можно достичь разнообразными путями в зависимости от времени, места и обстоятельств. Если каждый, идя своим путём, забывает этой главной особенности религии, то закон единства в многообразии в таком обществе не работает, теряет свой смысл.

Каждый искатель Бога должен помнить главную цель религии – достижение Господа путём любви к Нему. Тогда главный принцип религии – единство в многообразии – будет проявлен и будет работать на благо.

Принцип «Единство в многообразии» означает, что во всём творении, в том числе и в религии, внутренняя духовная основа едина при многообразном внешнем проявлении. Источником единства в многообразии является Единый Дух. Всё исходит из единого Источника, и если все будут стремиться к Нему, то можно достичь единства всех проявлений не только религии, но и всех жизненных проявлений.

Таким образом, Господь – Источник всех разнообразных проявлений, и хотя эти проявления различны и порой кажутся противоположными, в конечном пункте эти кажущие противоречий исчезают, и становятся единым. При достаточной устремленности это единство  можно осознать и в начале пути, и достичь единства между всеми искателями. Ведь, как все грани конуса сходятся на вершине, так и все проявления бытия сходятся в конечном пункте – на Едином Господе.
Поскольку положение об одновременном единстве и различии Господа и Его энергий является краеугольным камнем в понимании единства в многообразии, то при принятии этой концепции сами собой отпадают многие бесполезные споры и противоречия, наблюдающиеся в религиозных кругах. Она даёт возможность достичь истинного единства в многообразии.

Ведь Вселенная состоит из бесконечно разнообразных явлений, одно из которых порождает другое, а то, в свою очередь, следующее, и так до бесконечности. Это можно сравнить со свечой, зажжённой от такой же свечи, а она, в свою очередь, зажигает другую, и так постоянно увеличивается количество зажжённых свечей. Как все свечи одинаковы, так и духовная основа всех явлений едина.

Духовный мир, включающий материальную Вселенную, постоянно расширяется, как и Сам Господь. Проявлениям Господа нет конца. Но в этом бесконечном расширении духовного мира и материальной Вселенной имеется один источник – Сам Господь с Его духовной энергией. Господь является источником, целью, основой всего многообразия, поэтому то, что Он и Его духовная энергия являются единой основой не должно вызывать никаких сомнений.

Всё вращается вокруг Единого Центра, восхваляя и удовлетворяя Единый Источник, который является Единым Отцом всех живых существ. Если принять эту истину, тогда можно легко понять и принять принцип единства в многообразии.

Из-за того что в материальном мире, истинная вечная религия получает своё внешнее проявление в виде различных вероисповеданий и религиозных конфессий, возникает множество представлений о Боге, поэтому в каждом вероисповедании – свои ритуалы и способы поклонения, что порождает многообразие религиозных течений.
Множество лепестков образует прекрасный цветок. Как каждый лепесток по своему дополняет красоту цветка, так и каждое течение религии увеличивает общую духовную силу, восхваляя Прекрасную Реальность. Это ни в коей мере не определять превосходство одних вероисповеданий над другими, а только дополняет друг друга.
По принципу единства в многообразии каждый должен находиться в своей религии, служа Единому Господу. Такое понимание религии должно приводить не к противоборству, а наоборот, оно приводит к толерантности, то есть веротерпимости, пониманию их родства, как детей одного отца. Все дети восхваляют одного Отца! В таком случае появляется интерес друг к другу как родственным душам, стремление к изучению и духовного сближения, а также уважительное отношение, снимающее всякие противоречия.

Однако когда забывается духовная основа религии, тогда, как и все живые существа, религия попадает под влияние материи, всё больше и больше отходя от истины. Эгоистические устремления, с течением времени всё больше и больше берут верх над духовной сущностью религии, всё дальше отходя не только от источника, но и друг от друга, вплоть до агрессивного противостояния. В таких условиях очень легко использовать религиозные разногласия для разрушения мира.

Так как религия имеет очень мощную психологическую потенцию, она является огромной силой в борьбе с противником. С помощью религиозных догм можно легко управлять массами и направлять их неуправляемую силу в любое русло, выгодное политикам. Если какое-нибудь религиозное течение приходит к власти, оно неизбежно начинает действовать в своих интересах. Это приводит к недовольству остальной части населения, и в результате может расколоться само государство.
Так уже было в Индии, в Югославии. После получения независимости в 1947 году от Индии откололись Бангладеш и Пакистан, которые исповедуют ислам. А после распада социалистической системы на раскол Югославии также повлияли религиозные разногласия.

Отделившись от своих духовных основ, религий находятся в постоянном противоборстве. Это создаёт постоянное беспокойство, нарушая мир в обществе. Поэтому любое государство старается избавиться от таких проблем путём отделения от религии. Это закономерное явление – мера вынужденная. Но без религии общество тоже не может существовать. Такая неразрешимая проблема в наше время имеется не только в самом государстве, но и иногда даже в каждой его ячейке, то есть в семье. В наше время мужу и жене сложно иной раз жить вместе из-за религиозных разногласий. Возникает неразрешимая дилемма.

Решением этой проблемы является возрождение духовной основы религии. Как известно, любую трудную материальную проблему легко можно решить духовными методами, если есть, конечно, на это соответствующее искреннее желание и духовные знания.

Если восстановить духовную основу, то любое религиозное течение может возродиться и принять свою изначальную истинно религиозную форму.

Такая ситуация происходила в исламе в средние века. Из-за большого расширения границ и распространения мусульманства исламский мир стал рыхлым, беспорядки на религиозной почве стали обычным явлением. Суфии активно протестовали против формализма ортодоксального ислама, в котором уделялось огромное внимание обрядам богослужения, то есть ритуалам, и который строго требовал неукоснительного соблюдения всех правил и предписаний. Ортодоксальность плохо сочеталась с духовной основой религии, свободой вероисповедания. Богослужение превратилось из объединяющей силы в разделяющий фактор.
Именно в этот период появился на небосводе ислама великий мыслитель аль-Газали (1059-1111 гг.). Он смог возродить духовную основу ислама. Его основной труд называется «Воскрешение наук о вере». Само название раскрывает цель книги. Автор пишет не о воскрешении ислама, а о воскрешении веры – души религии, то есть этот труд охватывает не конфессиональные проблемы, а более глубинные, общие для всех духовных путей.

Аль-Газали излагает в своих трудах духовную основу религий, соединяя её с ритуальной её частью, и объясняет глубокую связь между ними.
Мыслитель описал суфийский путь и логически доказал, что этот путь находится не вовне, а внутри ислама, поэтому его нужно принять как часть ислама. Итак, аль-Газали соединил вершину служения Богу с его основой, и ислам возродился, получил новое дыхание.

Из этого примера мы можем видеть, что духовность можно восстановить.
Поэтому справедливо утверждение, что всегда есть духовное решение материальных проблем. И государство не должно отказываться от поддержки религии, то есть её основ.

А духовная основа неизменна, она является общей для всех, и она заложена во всех вероисповеданиях. Она является вечной религией души – служением Единому Господу. Единую духовную основу религий нужно тщательно разрабатывать и изучать, широко пропагандировать и практиковать. Тогда истинная вера в Бога и высокий уровень духовности притянет к себе все разрозненные формы религий. Дух притягивает материю и объединяет её. Дух – источник материи, он управляет ею. Так вся жизнь закрутится вокруг её подлинной основы. Каждый человек идёт своим путём, но направление и цель – едины для всех. Тогда общий духовный поток устремлённости к Господу очистит сердца людей, и всякие противоречия исчезнут сами собой.
Проблемы семьи можно решить так же. Нужно определить предписанный природой смысл существования семьи и подчинить всю жизнь этой главной цели. А цель семьи – объединить две половинки целого, чтобы они могли быть едиными, дополнять друг друга и чувствовать единство. В таком случае все побочные потребности становятся не такими важными, как раньше. Когда нет главной цели, любая проблема становится неразрешимой и может стать причиной раздора и разделения. В жизни же, подчинённой главной цели, все побочные проблемы исчезают сами собой. Тогда все духовные и материальные потребности семьи будут удовлетворены.

Объединение всех вероисповеданий на основе единой вечной религии является огромной задачей и под силу только государству. Никакая форма религиозных проявлений не в силах выполнить эту важную задачу.

По изучению основ религии в Казахстане и в России уже делаются первые шаги. Впервые введены курсы по религиоведению в школах. Молодое поколение, а в будущем основная масса населения этих стран будет обращать свой взор на Единого Господа. Государство должно давать общие основополагающие знания о религии, которые являются едиными для всех направлений. Догмы и способы поклонения, различные атрибуты, характерные для каждой традиции, должны изучаться в каждой религиозной конфессии отдельно в своих учебных заведениях. Государство в это не должно вмешиваться. Полученные знания в общеобразовательной системе государства  об единой основе религий, являясь фундаментом воспитания, помогут студентам духовных школ осознать общность всей духовной системы и увидеть в ней место своего религиозного пути, что в будущем может оказаться основой толерантности. Так может происходить взаимовлияние и взаимопроникновение светского и духовного образования друг в друга. В итоге значительно повысится уровень и качество обучения и создается условие для формирования гармоничной новой жизни.


Рецензии