Внутренннее проявление - суть религии

Религиозное мышление человека развивается эволюционно. Созревать такое мышление начинает, когда человек берётся за изучение религиозных или светских наук, постепенно погружаясь во внутреннюю суть вещей.

С духовной точки зрения человек должен совершенствовать себя, развивать свои душевные свойства, познавать свою божественную природу, чтобы лицезреть Прекрасную Реальность и таким путём вернуться к Богу, в духовный мир.
В религии существует два направления. Первое – экзотерическое или внешнее, которое проповедуется широким массам и уделяет большое внимание исполнению официальных канонов религии. Оно путём совершения обрядов и соблюдения определённых правил старается выявить Истину и объяснить её своим последователям.

 В основном оно направлено на внешнее проявление религии. Второе – эзотерическое или внутреннее, которое стремится познать суть религии, её скрытую внутреннюю природу путём очищения сердца с помощью тайных мистерий. Оно на первое место ставит не внешние ортодоксальные законы религии, а внутреннюю суть явлений, что даёт возможность достичь глубинных пластов существования. Экзотерическое направление, благодаря строгому соблюдению внешних правил и догм, часто впадает в противоречия, обнаруживая противоположные и взаимоисключающие признаки, что иногда приводит к противоборству сторон. Особенно ярко это проявляется в борьбе религиозных интересов. В эзотерическом направлении, напротив, эти противоречия отсутствуют, и на первый план выдвигается единая цель религии. Вследствие этого внешние признаки и догмы, которые разъединяют и обособляют разные верования, имеют здесь второстепенное значение. Именно этим и обусловлено наличие единой, обшей направленности развития эзотеризма. Поэтому все мистические учения в различных верованиях имеют большое сходство и на вершине своего развития сливаются в единый духовный поток. Все внешние проявления религии поддерживаются единым Содержанием, поскольку направлены к Богу.

В духовном отношении Бог един, поэтому Божественное знание о Нём, путь к Нему, и цель всего этого тоже едины. Но Бог является безграничным Абсолютом, поэтому для каждой души в материальном мире Он может проявляться по-разному. Мы знаем много учений о Боге, различные пути к Нему и множество целей. Это – проявление множественности Абсолюта, многообразия религии в жизни. Одновременное единство и многообразие Бога нельзя понять материально обусловленным умом, его можно понять только очищенным сердцем. Поэтому нужно принять его на веру, как непреложный закон Истины, только тогда можно избавиться от многих споров и разногласий на духовном пути, противоречий между различными религиозными
 течениями, между верой и неверием.


Ведь все религиозные течения стремятся к одной главной основе – любви к Богу, однако из-за различий внешних атрибутов и догм такое единое стремление не видно. Любовь к Богу наличествует везде: она есть и у христиан, и у мусульман, и у иудеев, и даже у атеистов, – у них она присутствует как любовь к своему телу и всему, что связано с телом. Любовь к Богу заложена в самой душе, поэтому её неосознанно жаждут все живые существа, но из-за материальной обусловленности она скрыта. Все религиозные системы объединяет их единая духовная основа – вера, постепенно возвышающаяся до любви к Богу. Таким образом, все противоречия связаны с внешними проявлениями, то есть с внешней видимостью, а внутренняя суть вещей, внутреннее содержание остаётся единым и постоянным, но она скрыта. Разные люди по-разному понимают и называют Истину, и поэтому не знают, что жаждут одного и того же. В связи с этим часто упоминается рассказ, который широко распространен среди искателей Истины. Однажды перс, араб, турок и грек хотели купить виноград, но так как на их языках виноград называется по-разному, они не поняли друг друга и перессорились. Когда прохожий человек купил им виноград, только тогда они поняли, что они жаждут одного, и осознали свои ошибки.

Если посмотреть на это с точки зрения единой цели, то двойственность исчезает. Двойственность – основная материальная причина, разделяющая единое начало на части и создающая противоречия. Поэтому нужно стараться постичь внутреннюю сущность вещей, направляющую к Единому Создателю.

Тот, кто осознаёт Бога, воодушевляющего всё сущее, никогда не сможет осуждать никакую религию, не будет участвовать ни в одной религиозной ссоре или конфликте, пренебрежительно или оскорбительно говорить о других верованиях. Он не станет презирать веру, которой придерживаются другие люди. Только невежда, у которого нет духовного опыта и которому неведома вся глубина Истины, будет осуждать иную веру. Очень плохо поддерживать религиозные распри, высмеивать обряды и церемонии, с помощью которых другие служат Богу, называть иные религиозные практики «суеверием». Так могут поступать духовно невежественные люди по своему фанатичному мышлению или люди, которые пытаются использовать религию в своих отнюдь не религиозных целях, а для достижения различного рода политических амбиций.

Единого Бога многие познают как множественность. Это одно и то же, но в соответствии со своей точкой зрения, уровнем интеллекта и осведомленностью люди говорят о Нём по-разному. Они не видят единую внутреннюю основу множества во внешнем Его проявлении.

Подлинная религия снимает всякие религиозные, национальные и другие противоречия, потому что имеет одну основную цель, для достижения которой никакого значения не имеют внешние различия. С точки зрения истинной веры никаких различий не существует. У всех религий единая основа. И стремление к этой единой основе мировых религий – путь решения не только духовных, но и всех материальных проблем.


Рецензии