Поминальный день

В этом году поминальный день для меня совпал с Днем Победы. Губернатор Краснодарского края много лет объявляет вторник нерабочим днем и дает возможность, следуя вере и традиции именно во вторник помянуть родных. Я работаю в московской фирме, на меня это не распространяется.

У нас в городе четыре кладбища. Хочется побывать на могилах всех, с кем столкнула жизнь. Технически это сложно, на дорогах пробки, а сегодня и парад. Мои родители покоятся на Мефодиевском кладбище, в Восточном районе города. Мы с мужем решили с утра посмотреть Московский парад по телевидению, а после обеда поехать на кладбище.
 
День выдался солнечным, безветренным. Резко наступило лето. Накануне я на даче накопала гвоздик с корнем, нарезала букетик из роз и гвоздик. Цветов у нас на даче и за гаражом много и каждый год в поминальные дни мы букетами поминаем родных и близких.

По дороге на кладбище заехали в церковь, поставили свечи «за упокой души» родных. Людей на кладбище много, но припарковаться нам удалось под деревьями в тени, тем более, что наша Рада (такса) осталась нас ждать в машине.

Папа умер в 1971 году, а мама в 2011 году, сорок лет мама прожила без папы.  Маме было 52 года, когда умер папа. Она миловидная, симпатичная,  многие сватались к маме, но все видно мамой рассматривались в сравнении с папой. И, мол, чуб не тот, и то не то, и то не это. Видно не судьба.

Могила родителей в центре кладбища, многие проходят мимо, некоторые узнают, останавливаются.  Сирень, птички чирикают. Зажгли свечу. Посидели. Помолчали. Вспоминали. Я посвятила папе и маме свои воспоминания. В моем сердце мама и папа занимают большое место.

На этом кладбище покоятся недавно ушедшие из жизни, мои одноклассники. Виктор Ханунов, балагур и весельчак. Коля Снитко, который всю жизнь связал со спортом. Кажется, недавно мы сидели с ними в кафе, вспоминали школьные годы, как жизнь наша непредсказуемая.
 
Сейчас на кладбище накрывают столы. Мы не против, но чаще мы едем на берег моря и там поминаем. Вот и сейчас не изменили своим принципам. Праздник, прекрасная погода. Людей на берегу моря много. Целыми семьями, много детей. Недалеко от нас папа с девчушкой трех лет. Болтушка и общительная, «находка для шпиона», все Вам расскажет. На вопрос где живет, тут же ответила: «у мамы», чудный ответ, чего, мол, спрашиваете.

Дома у меня фотография родителей на стене, я с мамой часто делюсь тем, что на душе.
 
Проходят  годы  и  в  памяти  исчезают  некоторые детали  прежних  событий,  считавшихся  ранее  значительными.  Но  терять  свою  историю  непозволительно,  и  не  важно,  в  какой  части  обрывается  нить,  в  историческом  ли  наследии  большой  Родины,  или  в  масштабах  своей  маленькой  семьи.


Рецензии
Спасибо за светлый,теплый рассказ, Наташв!
Как здорово, что есть такой день поминальный, он собирает вместе людей, освежает человеческую память!
Светлая память Вашим родителям, Наташа! С уважением,

Ольга Боровикова 2   11.10.2023 10:36     Заявить о нарушении
Пусть там они, в потустороннем мире,
Но я незримо в сердце их храню.
Ушедшие друзья мои… родные…
Спокойно спите… помню вас… люблю…

Наталья Скорнякова   11.10.2023 16:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.