Как я рыбой торговала

  Давно это было, еще в СССР. Муж работал рыбаком. Ребята по очереди получали рыбу в качестве поощрения. Когда муж привез домой целый мешок рыбы, я была в шоке.   Семья моя была не любительница рыбных блюд, да и наелись мы их всяких разных к тому времени, и я понимала, что рыбу надо куда-то пристроить.  У соседей у всех рыбы полно, и я решила ехать торговать.
  Надо сказать, что торговать я не умею. Вот, одна из старших сестер, а они работали в торговле, точно- умела. Она могла продать даже непригодный товар, да так, что покупатели довольны были. Помню, как ей поручили продать старую" заржавевшую" от времени рыбу. Сестра работала в магазине. Рыбу никто не брал, списать почему-то не могли, и сестру попросили, зная ее талант, помочь родной торговле. Ей пообещали месячный оклад в премию, если продаст рыбу.
  Она согласилась, но попросила дать ей еще и муку. Все было предоставлено. Загрузили огромную машину мешками с мукой и бочками с рыбой, предварительно раскрыв все бочки, чтобы проветрились по дороге, и  сестрица направилась в дальние от поселка деревни продавать рыбу. По дороге она рассчитала, что надо делать. Приехали в деревню, встали среди улицы и продавщица объявила, что привезла муку. С мукой было трудновато, народ собрался в одно мгновение.  Тут наша Нина(назовем ее так) обратилась к людям с речью. Она говорила, что понимает, как трудно людям купить муку, что их Рабкооп решил людей порадовать, и муку они привезли прямо в деревню, но и люди могут помочь торговле. Каждый, кто возьмет мешок муки, должен купить десять килограммов селедки, что находится в бочках. Да, она протухшая, это от нее такой "аромат" собирается у машины, но ее надо купить. А стоит она недорого.
  Женщины встретили речь бурными криками, что им селедка не нужна. Сестра спокойно их выслушала, потом так же спокойно повторила сказанное. Добавила только, что  ХОРОШАЯ хозяйка найдет применение и рыбе. Она, например, добавляет в свиной корм небольшие кусочки, и свиньи поедают это варево с рыбой особенно охотно и растут, как на дрожжах.  Муку сначала будет продавать мешками, на развес-оставшуюся. Не будут брать рыбу, они дальше поедут, в других деревнях возьмут.
  Желающих купить муку мешками было столько, что  Нина распродала товар с машины за час. Она не успевала взвешивать рыбу. А тут еще выяснилось, что плохая рыба сверху, а со средины бочки селедка совсем не протухшая, а даже съедобная. Пришлось комбинировать рыбу, чтобы всем всякой досталось. Это и задержало торговку, а то бы она  в миг управилась. Торговля закончилась. Не успевшие купить , со слезами просили Нину привезти муку еще раз, пусть с нагрузкой, с какой угодно. Они возьмут все. И действительно брали. Весь залежалый товар в районе привозили  в поселок, и Нина развозила его по деревням и успешно продавала. Она продавала слипшиеся конфеты(не было тогда холодильников) вместе с дрожжами на самогон, расплывшиеся дрожжи -с сахаром, на тот же самогон. Она умела комбинировать товар.
 Я так торговать никогда бы не смогла, потому очень волновалась.
На рынке я встала с краю  ряда с продавцами рыбы, и торговля началась. Рыбы было много, брали ее не активно. У всех были прекрасные судаки, выбирать было из чего.
  Вдруг какой-то молодой мужчина почти прибежал к нашему ряду и сбросил с плеч мешок с рыбой. Он так устал от ноши, что с трудом перевел дыхание.
  "Можно я тут с краю пристроюсь, сил нет тягать мешок,- обратился он ко мне.- У меня тут щуки. Они вашей рыбе не конкуренты. Попробую продать."
  Он выложил на прилавок красавиц щук. Покупатели равнодушно смотрели на его товар и проходили дальше. Если у меня изредка брали судаков, то парень стоял без дела. Я  не понимала, почему не берут щук. Я помнила, что в нашем краю в годы моего детства щуки были деликатесом. Мама так вкусно готовила их в сметане, что пальчики оближешь.  Это я и начала рассказывать парню, успокаивая его, что, наверное, избалованные обильем Азовского моря, здешние женщины не знают, как вкусна щука в сметане.
  Несколько покупательниц услышали мой рассказ, а голос у меня очень громкий, переспросили, как мама готовила щук, и купили по одной. Наверное, им встретились подруги, потому что вдруг у соседа образовалась очередь из желающих купить щуку. Я должна была повторять рецепт приготовления, и моя торговля не шла совсем. Мужчина продал щук  очень быстро, пересчитал деньги и предложил мне плату за помощь. Я, конечно, отказалась. Он поблагодарил меня и сказал, что побежал за новым мешком. Где-то его друзья вылавливают щук, а его послали продать. Они и не надеялись. что продадут щук так хорошо и быстро, но то-моя заслуга.  Он убежал, а у меня вдруг начали покупать судаков. Женщины подходили купить щук, но , раз уж их нет, брали мою рыбу. А я приговаривала, что судак  в сметане будет получше щуки. И моя торговля прошла успешно. В двенадцать часов я была уже дома.
  Дома свекровь сказала мне, что надо было свой товар нахваливать, а не соседу помогать. Но я не обиделась. Я была довольна, что помогла человеку, а еще неизвестно, сколько бы я простояла с судаками, если бы не интерес женщин к щуке в сметане.
 А еще я подумала. что торговать, видно. и я могу.    


Рецензии