Блины с икрой

         « Материк» для северянина – мечта, греза, страна обетованная! Для норильчан всё, что не на полуострове Таймыр, это материк. На материк возвращаются после временной работы на Севере, кто через год, кто через три, а кто и на пенсию. На материк ездят в отпуск. Редко кому это удается делать каждый год. Обычно собирают отпуска за два, а то и за три года. Да еще положено дней десять на дорогу. Так что иногда отпуск накопленный за три года – это полгода материка. Зато потом опять три года одна тундра!

 
              Материк – это тепло, это запах первой апрельской травки и майских листочков. Это фрукты и овощи с грядки, это не мороженное мясо с базара! Это отдых и нега, это время без повседневных «трудовых будней».


              Вырваться на материк хоть на неделю -  счастье. А когда в Норильске полярная ночь, морозы за 40,сменяющиеся «черной пургой», когда ветер валит с ног прохожих и крутит по мостовой автобусы, - счастье вдвойне!

 
              Есть еще один способ побывать на материке – командировка. Конечно это не отпуск. Едешь один, без семьи, да и срок небольшой…Но зато не тратишь дни отпуска, едешь за счет предприятия. Да еще приплачивают по 2рубля 80 копеек в день на питание и оплачивают гостиницу! За эту неделю, а то и две, и задание по командировке выполнишь, и по магазинам за дефицитом успеешь. Ну и побалуешься невиданными зимой в Заполярье лакомствами – салатом из свежей капусты, облепиховым морсом или яблоком.

            В середине семидесятых на слете рационализаторов треста «Сибмонтажавтоматика» я был назван в числе лучших. Получил в подарок серебряную вазу для конфет, диплом и неожиданную бумажку – «Путевка на ВДНХ». Расспросил трестовское руководство, что это за награда такая? Оказывается, она дает право на поездку в Москву для ознакомления с передним краем нашей науки и техники, представленной на «Выставке Достижений Народного Хозяйства» СССР. Срок командировки минимум 5 рабочих дней, можно и больше – на усмотрение начальства за счет сметы командировочных расходов управления. Начальство пошло навстречу и дало 10 рабочих дней, или 2 недели!


           Пользуясь оказией, подгрузили меня подарками для руководства родного Главка (Вяленая оленина, малосольная рыбка – дары Севера). Вышла коробочка килограммов на 15. Семья и друзья составили солидный список, что искать, закупить и привезти из московских магазинов.


           И вот я в столице! В конце января. Увидел солнце! Тепло, мороз не более 10 градусов! Прямо как в Норильске в мае. В гостинице при ВДНХ Золотой колос, взглянув на путевку и командировочное удостоверение, отвели койку в четырехместной палате. Объяснили, что для отчета по командировке необходимо получит справку о посещении в конторке при главном входе на выставку. Там мне объяснили, что надо посетить минимум два павильона, тогда командировка будет считаться выполненной. Я прошелся по интересующим меня как профессионала и просто гражданина павильонам. Конечно посетил Космос, по специальности побывал в Электронике, Металлургии, Строительстве. Получил необходимые штампы  и был свободен на две недели!

 
               В тот же день завез в Главк гостинцы и поужинал со знакомым референтом замминистра Сергеем. Он иногда помогал нашему управлению решать в бесчисленных отделах министерства вопросы плановых показателей или поставок новой техники. Его любимым местом встречи был ресторан София напротив статуи Маяковского на площади его имени. Наш «Минмонтажспецстрой» располагался на Садовой в двухстах метрах.


               А любимым и главным нашим блюдом было ассорти из барашка. Приносили его на шкворчащей сковороде прямо с жаровней с углями. И пока посетители, не спеша, брали со сковородки то ребрышки, то печенку, то котлетки с жареной картошкой, болгарским перцем, сковорода была горячей и долго еще шипела.


               На оставшиеся дни расписание складывалось по одному сценарию. Утром бутерброд с кофе в гостиничном буфете, потом поездки по магазинам в разные концы города за дефицитом. Кроме «Бермудского треугольника» - так в народе называли близко стоящие ГУМ, ЦУМ и «Детский Мир», надо было обязательно посетить фирменные магазины стран социалистического лагеря: «Лейпциг» от ГДР, польскую «Власту», югославский «Белград» и венгерский «Будапешт». Список покупок был большим, на 80% промтоварным. Но ближе к отъезду надо было побывать и на продуктовых рынках и гастрономах.


                После магазинной толчеи следовал неспешный обед в каком – ни будь кафе или ресторане. Выбирал я из представительств «общепита» союзных республик, представленных в столице - «Баку», «Узбекистан», «Молдова» и др. Там старались блеснуть перед столичной публикой ассортиментом и качеством. А в обед всегда были свободные места.


             К вечеру, забросив покупки в гостиницу, я успевал на какой – ни будь концерт или спектакль.


            Перед отъездом в Москву, зам начальника нашего управления мечтательно закатил глаза и сказал:
           - Знаешь, Володя Сходи обязательно во Дворец Съездов в Кремле. Не важно, что там будут показывать. Главное – буфет наверху! Там увидишь табличку «Блины с икрой». Вещь бесподобная. Стоит рубль с мелочью. Бери порции три. Не пожалеешь! По тем временам икра была огромным дефицитом. Распределялась только в спец. магазинах для начальства. А цена для человека с Севера была смешной. Тогда средняя зарплата в СССР была рублей 150. А мы с надбавками получали по 500 – 600.


             Нашел я билет и во Дворец. Там труппа Большого театра давала 3-4 раза в месяц оперные или балетные спектакли. Я попал на одну из своих любимых опер – «Риголетто» Дж. Верди. Насладился первым актом и в антракте помчался на эскалатор поднимающий публику в буфет. Зал в половину футбольного поля уже гудел от посетителей. По периметру располагались прилавки с напитками и закусками. Середина была заставлена фуршетными столами. Закусывали за ними стоя. Я отыскал глазами заветную табличку, пробился поближе, отстоял небольшую очередь и получил заветный деликатес несколько горячих блинов с розеткой черной икры. К сожалению, с икрой напитки не продавали, и за ними уже стояли длинные очереди. Ну как может русский человек есть блины с икрой «всухомятку»?!  В дальнем конце зала я разглядел длинный стол покрытый скатертью и уставленный вазами с бутербродами подносами с фужерами и открытыми бутылками шампанского. Люди наливали себе сами, брали бутерброды и отходили к ближайшим столикам. Потом расплачивались с официантом. Я поставил блины на столик, решительно налил фужер шампанского и приступил к трапезе. Прав был товарищ! Стоило посетить Дворец Съездов!


                Постепенно я стал прислушиваться к разговорам вокруг. Слева говорили на немецком, с другой стороны -  на английском. Я осмотрелся. Увидел японцев, французов… Потом наткнулся на пристальный, оценивающий взгляд официанта. Это был спортивного вида молодой человек с военной выправкой и с не по моде коротко подстриженным затылком. До меня дошло, что этот стол был накрыт для иностранцев. И расплачивались они валютой. Спрашивали у служаки – сколько и клали фунты, марки, доллары в тарелку на столе.


                Я был одет в новенький венгерский, темно – серый костюм. На ногах – модные чешские туфли. Рубашка темно – бордовая с мелкой черной полоской из какой – то модной плотной синтетической ткани( отец, капитан дальнего плавания, привез из Вены). В общем, побоялся «надзиратель» меня турнуть сразу, хоть и подозревал, что валюты с меня не получить. Даже под пытками.


                Оценив обстановку, я налил себе еще фужер, взял бутерброд с семгой и уже со звонком к началу следующего акта подошел к официанту. На чистом русском языке спросил его – сколько я должен? Посмотрев на меня, как солдат на вошь, служитель процедил сквозь зубы:
                - Так я и знал, бл….!
                Давай трояк!
                И протянул ладонь снизу, чтобы я не умудрился совать рубли в вазу с валютой. Сунул трешку в карман и еще что – то бурчал мне вслед.


                В аэропорт пришлось брать такси. С такой поклажей на метро и автобус соваться было нечего. Да еще двое родственников  привезли для своих норильчан прямо к самолету «маленькие передачки». Когда зарегистрировался на рейс оказалось, что везу 83 кг. Доплата тогда за лишний вес была божеская. Билет Москва – Норильск на ТУ – 154 стоил меньше 100 рублей. Зато какая радость ждала получателей подарков!
                *****

                Когда через год меня назначили главным инженером управления, я задумался о мерах поощрения подчиненных за ударную работу. И понял – лучшей наградой будет путевка на ВДНХ. Оказалось, что распространяет эти путевки Всесоюзное Общество «Знание». Его филиалы были в каждом областном или краевом центре. В одну из командировок в Красноярск я отыскал эту контору недалеко от центральной площади. Поднявшись на второй этаж, я обнаружил в обширном, из нескольких кабинетов и лекционного зала, учреждении одного дежурного сотрудника, маявшегося от безделья. Это был мужчина лет пятидесяти с явными признаками человека не чуждого земным соблазнам. Я представился и сославшись на предобеденное время, предложил ему разделить со мной скромную трапезу, где я и изложу причины своего прихода. Как говорят в дипломатических кругах, предложение было с благодарностью принято.


                Обедали мы в ресторане «Север» при ведомственной гостинице Норильского комбината. Все норильчане, едущие через краевой центр в командировку или в отпуск, всегда могли получить в ней ночлег. А ресторан славился северными деликатесами. После замены опустевшего графинчика водочки на новый я изложил гостю потребности своего управления в шефской помощи родного общества «Знание». Они заключались в ежеквартальном выделении нескольких бланков путевок на ВДНХ. Проводив разомлевшего клерка на рабочее место, я оставил ему официальное письмо на бланке управления с соответствующей просьбой и забрал у него штук восемь путевок – всё, что было на тот момент. А потом несколько лет четко получал по 4 путевки в квартал.


                Поощрение действовало безотказно! Мечтающие побывать на ВДНХ совершали удивительные трудовые подвиги. Рационализаторская работа и выполнение плана взлетели на небывалую высоту. Управление никому не отдавало переходящее красное знамя социалистического соревнования.


                И все награжденные поездкой подробно расспрашивали, где и как можно поесть блины с икрой. А по прибытии с восторгом описывали это мероприятие!


Рецензии