Даниил Кравченко Дочь, мать и я

Даниил Кравченко    "Дочь, мать  и  Я" (часть вторая)

Дорогая сестра Екатерина!!!
Со дня  событий, описанных  в рассказе "Капля вина на губах твоих во время Вечери Господней" незаметно промелькнув, умчались в вечность несколько не самых легких месяцев жизни нашей... И вот теперь уже я, брат твой, отвечая на твое письмо, в котором ты отчаянно защищаешь свою дочь, отмечаю, что Библия проявляет к слову "собака" явно  отрицательное отношение!   Действительно, лишь в Ветхом Завете единожды употреблено слово "собака" (1Цар.17:43: "Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?") и один раз слово "собачья" (2Цар.3:8: "Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал: разве я - собачья голова?")!

Смысл указанных ссылок красноречиво свидетельствуют о негативном  отношении Библии к  слову "собака".  Совершенно очевидно, что уже только поэтому очень громко произносить в стенах церкви словосочетание "старая собака", надменно усмехаясь в лицо одному из посетителей церкви, не очень  уместно! К тому же, употребив эти слова в ситуации, когда дочь твою к диалогу никто не приглашал, не провоцировал, а Даниил (а речь идет именно об авторе этого рассказа, который однажды после собрания был назван, хотя и иносказательно, «страрой собакой только за то, что он, ссылаясь на ряд кардинально веских причин,  решился отказаться от приглашения петь в церковном хоре), исходя из анализа  случаев  спонтанных «нападок» на меня со стороны твоей дочери, зная, что  дочь твоя, как правило,   могла долго молчать, а затем, вдруг, неожиданно взрываясь, питалась по любому ею же придуманному поводу активно  "защищать" тебя,  Екатерина, т.е. мать  свою от  "брата Даниила", в  тот миролюбивый и светлый  час (конкретно – в 13:10 по кв.), т.е. практически  сразу же  после окончания обряда Вечери Господней, с нею вовсе  и не разговаривал!  Такое  отношение  сестры в Господе, прожившей более десятка лет в толерантной Одессе, регулярно поющей в церковном хоре , изучающей Библию и искренне верующей в Бога,   в воскресение Сына Его и в жизнь вечную (Иоан.5:24; Иоан.5:39; Иоан.6:54; Гал.6:7-8),   по отношению к седоголовому брату  Даниилу, как мне кажется, является весьма странным и явно предвзятым! 

Но почему так? Только за его честное признание, что он не знает ни слов, не мелодий подавляющего большинства церковных  псалмов и поэтому не хочет   мешать слаженному, благопристойному, гармоничному звучанию церковного  хора?  Понятно, что такая  некорректная реакция со стороны твоей дочери не могла не вызвать у меня  удивления  и  возмущения, не так ли?

Справедливости ради замечу,  что ты, Екатерина,  систематически не отвечала на сотни моих вопросов, родившихся в процессе  активной  переписки с тобой.   При этом зачастую  лишь обещала  вначале написать  «маленькое» письмо, потом – «большое», в котором и ответишь на все  мои вопросы к тебе.  И я верил (не мог не верить!) тебе!

И вот однажды,  по происшествии многих  дней, когда ты  свои обещания  в очередной раз не выполнила  и, скорее всего, и не думала выполнять,  я, каюсь, действительно,   возмутившись твоей коммуникативной расхлябанностью (да и не только твоей, а  и многих твоих  единоверцев!), в сердцах назвал тебя "лентяйкой"! Назвал нежно, ласково, даже любя! Назвал потому, что ты постоянно  "обманывая меня",  стала по существу "соблазном" для брата твоего  по целому комплексов вопросов в сфере элементарного человеческого общения  (Матф.18:6)!

Ну и что? Да ничего  экзотического и чрезвычайного в этом как бы и нет!  Ибо мы были и пока еще, благодарение Богу, остаемся дееспособными  настолько, что любые  наши «детские»  вопросы способны  разрешить самостоятельно, т.е. без адвокатов (защитниц), прокуров  и судей, не так ли? Но дочь твоя,  стоя в сторонке и внимательно прислушиваясь к нашему разговору, неожиданно, как бы самовоспламенившись, каждый раз начинала оправдывать и защищать тебя от моих  невинных  "обвинений" в лени! Почему она это делала? Ведь речь всегда шла исключительно лишь только о тебе! Не знаю! Возможно её юное сердце более обостренно  и   р е в н о с т н о   воспринимало суть наших разговоров и  сущность нашей переписки!  Возможно такое строптивое поведение по отношению ко мне имеет другие фантомные причины?   Кстати, как ты помнишь, на "это явление" я  неоднократно  даже в письмах обращал твое, Катя, внимание и вот.  И вот  "гром грянул"!  Она сказала то, что сказала. Более того, иносказательно обозвав меня старой, выжившей из ума  и не  поддающейся обучению (т.е. пению в хоре) собакой, она быстро  начала, не поворачиваясь ко мне спиной,  пространственно отдаляться от меня,  как бы боясь, что я и в самом деле могу её покусать   или загрызть до смерти...

Справедливости ради замечу, что зная об этом прискорбном  "феномене" твоей доченьки, я, немного как бы опасаясь, старался, по возможности, её активно не замечать, не "трогать" ни словом, ни жестом, но вельзевул, уже начав свое дело, торопился как можно скорее свою мерзкую работу  закончить!  И вот, 4 ноября 2015 г., совершенно трансцендентно не в подходящий момент, т.е., как уже отмечалось,  спустя всего лишь несколько десятков минут после окончания обряда Вечери Господней, (замечу: эмоционально в тот раз  прошедшей напрочь не так, как тогда, когда я впервые заметил в уголках твоих губ ту горькую, многострадальную   капельку красного жертвенного вина...), она, в высшей степени неожиданно, без каких-либо побуждающих факторов, буквально сдетонировав, "набросилась" на меня со своими заокеанскими "обзывалками" о "старой собаке"!   Но ведь апостола Павла, который в "подобных" случаях употреблял более сильные выражения (типа "...лжецы, злые звери, утробы   л е н и в ы е"  Тит.1:12  и др.), никто не обзывал такими неблагозвучными и обидными словами, да еще  в стенах церкви! Поэтому я считал и считаю, что этот "выпад" был не мудр, не уместен и оскорбителен!

И хотя в (1Тим.5:20)  звучит призыв обличать "таковых" перед "всеми", обличать строго, дабы обличаемые были здравы в вере (Тит.1:13),  я,  не обращая внимания на пословицы дочери твоей о тупости старых собак (читай - старого Даниила!), пока "это" делаю очень робко и скромно и только лишь в послании к прообразу героине рассказа -  Екатерине! Ну а о моем "обращении" от 30 октября 2015 (см. Приложение), которое я послал тебе для ознакомления, - можешь забыть   и простить  меня, поскольку оно было написано  в состоянии глубокой душевной обиды на твою   защитницу...

И еще...   Из-за наличия определенных затруднений в нашем общении, я повторно вынужден привести ряд морфологических замечаний (для англо-говорящих!) о  значительном "смысловом" различии между местоимениями "мы" , "я"  "она"  и др. при их употреблении, например, в письмах : «я»  – местоимение – существительное, 1 лицо, единственное число, именительный падеж. Формы: я, меня, мне, мной, мною.  «Мы» - местоимение -существительное; 1 лицо, именительный падеж, множественное число. Формы: мы, нас, нам, нами.    «Она»  - местоимение - существительное, 3 лицо, единственное число, женский род, именительный падеж. Формы: она, её, неё, ней, ей, ею, нею и т.д.

Дабы тебе, Екатерина, было еще более понятно изложенное, приведу примеры:  «она»  (т.е. твоя дочь!) утверждает, что старую собаку новым трюкам не научишь; мы (твоя дочь и ты!!!) утверждаете, что старого "Даниила" , как и старого пса уже ничему научить невозможно! Но ведь лично ты ничего подобного никогда и нигде не говорила и не утверждала! Так зачем же в своем "оправдательном" письме ты почти дюжину раз употребила местоимение "мы" вместо местоимения "она" ? Пожалела доченьку? Кто бы сомневался!   

Вывод:  в случаях, когда употребляется местоимение "я",  ни в коем случае нельзя заменять его  местоимение "мы" (ни  п р о ц е с с у а л ь н о,   ни стилистически, ни морфологически)!  Ведь не ты, Екатерина, без малейшей на то необходимости употребила фразу "старая собака...", а твоя дочь! Поэтому я категорически не приемлю многократное употребление тобою местоимения  "мы", вместо местоимения "она" (читай примеры из твоего письма от 4 ноября: "мы тебя обидели; мы никогда не обидем тебя; мы часто используем пословицу о старой собаке; мы привыкли; мы знаем...; мы можем продолжать шутить и впредь; мы уже не так  любим тебя; мы пахали (вспомни басню о мухе на рогах быка...)  и т.д.

Более того, из твоих уст выражение "ты старая собака", - я бы воспринял как комплимент, но когда нечто подобное, пусть даже со ссылкой на пословицу, говоришь не ты, то это уже выглядит откровенным оскорблением,  тем более  "оно" (оскорбление), допускаю,  соответствует действительному положению дел... (помнишь: от других мне хвала - что зола, от тебя и хула - похвала!!!), а тем более, что лично ты никогда меня не "хулила", хотя я хулу твою сплошь и рядом старался и "заработать" и отработать!   

В качестве совета и пожелания  заявляю: не нужно "подкладывать соломку " под   греховно "падающее"  тело великовозрастного  дитяти, поскольку в итоге это приведет где то и когда то к еще более глубокому его «падению»!  Клянусь: говорю это исходя из собственного горького опыта!  Да! Я знаю, что мои советы тобою будут 100%-но отвергнуты, но прошу Бога моего, что бы ты не забывала и хотя бы изредка воспоминала о  моем  совете быть мудрой и бдительной (Фил.1:3)  в обращении с дочерью своей!

А теперь по существу вопроса! "Ваша", как вы утверждаете, заокеанская пословица о старой собаке (на самом деле это французская пословица: "un vieux chien de nouveaux trucs n'apprendras") весьма спорна! Тысячи реальных случаев эту "спорность" подтверждают! Да! Старую собаку ничем не удивишь и к цепи не приучишь! Она, как правило, мудрая и хорошо понимает, что "трюки" - это лишь для забавы  пустопорожних "зевак", в то время, как предназначение её, собаки, - это защита, охрана, и полное понимание необходимости быть нужной «хозяину»  и принадлежать ему!   А трюки - они в подавляющем числе случаев глуповаты и примитивны! Их назначение - тратить «собачьи силы»  и время на шутовство, вместо честного исполнения основной работы, т.е. благоговейно относится к своему "боссу" и даже с риском для собственной жизни - защищать его, часто абсолютно безрассудно. При этом не важно, какой породы и каких "кровей" собака! Как не вспомнить стихотворение Эдуарда Асадова:

"Хозяин погладил рукою лохматую рыжую спину: "Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, но все же тебя я покину".

Швырнул под скамейку ошейник и скрылся под гулким навесом, где пестрый людской муравейник вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу. И лишь за знакомой спиною следили два карие глаза с почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа сказал: "Что? Оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы... А то ведь простая дворняга!"

Огонь над трубой заметался, взревел паровоз что есть мочи, на месте, как бык, потоптался и ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги, курили, смеялись, дремали... Тут, видно, о рыжей дворняге не думали, не вспоминали. 

Не ведал хозяин, что где-то по шпалам, из сил выбиваясь, за красным мелькающим светом собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова, в кровь лапы о камни разбиты, что выпрыгнуть сердце готово наружу из пасти раскрытой! 

Не ведал хозяин, что силы вдруг разом оставили тело, и, стукнувшись лбом о перила, собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги... Старик! Ты не знаешь природы: ведь может быть тело дворняги, а сердце - чистейшей породы! "

И еще... Несколько выражений в качестве наставления для тех, кто пытался унизить как старую собаку, так и  не очень молодого   брата Даниила (кто имеет уши слышать, да слышит):
 
1. Держи собаку на одной цепи, а язык на семи такелажных стальных цепях!
2. Справедливому человеку бывает стыдно даже перед собственной собакой...
3. Если тебя укусила собака, это еще не значит, что ты должен ответить ей тем же, даже при условии, что сделать это очень хочется...
4. Если ты, направляясь к цели, станешь дорогою к ней останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то ты никогда не дойдешь до намеченной цели...

Вот и все, Катюша!!! Я тебя понял и ни в чем не виню!!! Мать есть мать!!! Даже явно заблуждающаяся!!!  Нет у меня на тебя ни малейшей обиды... Грусть и печаль - да! Но не более того! Виноват ли я? Несомненно! Но ведь старую собаку, да еще из зоны АТО, уже не изменить... Хотя, как мне кажется, кто говорит: "Я люблю бога", а брата своего называет "старой собакой", тот как бы немножко лжец! Тем не менее,  "...да не будет раздора между мною и тобою, и между "пастухами" моими и "пастухами" твоими ..." (Быт.13:8). Ведь мы с тобой, как раннее было "установлено", являемся еще и родственниками! Или ты от этого родства уже отреклась?

Справедливости ради замечу, что для дочери твоей у меня есть почти хорошая новость, которая льет воду на её мельницу! Дело в том, что как показали наблюдения за собаками в зоне АТО, собаки, которые провели больше года под массированными ракетными, минометными и др. круглосуточными обстрелами,  действительно труднее поддаются обучению новым трюкам!!! И не удивительно! Им значительно "приятней" откусить башку любому падлюкевичу, чем освоить, а затем демонстрировать, например, известный трюк "поцелуйчик" и ему подобные....

Итак,  чисто тезисно, - я сказал о главном! Ну а "детали" - додумывай сама...   Желаю тебе всякой премудрости и разумения, чтобы ты и впредь вразумляла брата твоего, дабы тебе и ему суждено было предстать совершенными во Христе Иисусе  (Кол.1:28;)…

Дорогая Екатерина! Принимая во внимание существование между нами трудностей коммуникационного характера, систематически возникающие у тебя при анализе моих писем, разговоров,  как и при чтении  моих "произведений" на Проза.ру  Даниил Кравченко 4,  а у меня - при "толковании" твоих ответов, как на "татаро-русском", так и на англо-русском языках, заявляю, что дальнейшую дискуссию по указанной тематике вести тоскливо, горько и,  согласись,  нецелесообразно!   Не так ли? 

Прошу отнестись к этому "предложению" с должным пониманием и простить меня за вольный стиль переписки с тобой на страницах многих  писем  наших. А твое заявление типа: "иногда шутки в одном языке не звучит хорошо или даже звучат обидно в другом языке", - лишь подтверждает уместность принятого решения, хотя я прекрасно понимаю, что мне общения с тобой будет  не хватать!!!

И да будет у нас с тобой впредь: "да, да" и "нет, нет", дабы нам не подпасть осуждению (Иак.5:12). Мы же будем скоры на слышание, медленны на слова и на гнев (Иак.1:19).

Сердечно благодарю тебя за бывшие между нами теплые, откровенные, плодотворные и уважительные братские отношения! Так быстро промелькнувшие месяцы нашего общения мною никогда не будут забыты! Я уже грущу, рыдаю и,  утопая в слезах …Ис.19:8; Ис.15:3).

Тем не менее, собрав все свое мужество в кулак, я желаю: Всегда радоваться. Непрестанно молиться. За все благодарить: ибо такова о нас воля Божия во Христе Иисусе. Все испытывать, хорошего держаться, удерживаться от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит нас во всей полноте... (2Тим.1:13; 1Фесс.5:23).

Приложение:

"Заявление" (По понятным причинам оно адресовано на имя сестры Екатерины…)

Дорогая сестра! Напоминаю тебе, что 30 октября 2015 г. прямо в стенах церкви, сразу же после проведения обряда Вечери Господней, твоя старшая дочь, совершенно неожиданно, неуместно, неблагопристойно и беззастенчиво, в присутствии мирян,   с неуместно саркастической "улыбкой" на лице, при сдержанной поддержке, одобрении  и защите её кровными родственникоми, глядя на гражданина Украины Даниила, ныне пребывающего в статусе беженца (со всеми вытекающими из этого статуса последствиями...), явно оскорбительным тоном, произнесла: "учить старую собаку новым трюкам... - невозможно, как и отучить от старых привычек"! И это -  «награда» за мой отказ петь в церковном хоре?!?

В связи с выше изложенным, заявляю:

1. Осмысление заявленного твоей дочерью вынуждает меня поставить вопросы: а). Старая собака - это кто? Даниил? б). От каких "старых" привычек трудно отучить Даниила?  в). Каким новым привычкам необходимо научиться Даниилу в ранге старой собаки? Каким новым трюкам? Он что, - трюкач? Или шут гороховый, регулярно приходящий в церковь смешить тебя,  а  самому подвергаться осуждению и осмеянию со стороны твоей любимой дочери?

2. Твоя дочь, иезуитски коварно, пренебрегши повелением Господа: "Перед лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего..." (Лев.19:32); позабыв предписание псалмопевца: " Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни [обращены] на праведников, и уши его - к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них..."(Пс.33:14-15 и др.),  даже по истечение нескольких месяцев, все еще не осознала того, что своим проступком она нанесла совершенно не заслуженное оскорбление брату Даниилу. Не удивлюсь, если она его и за брата никогда не считала да и ныне не считает! Вольному воля!

3. С горечью сообщаю , что известная строка из песни В.Высоцкого: "Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так...", как нельзя лучше характеризует мое восприятие произошедшего в церкви 4 ноября 2015 г.

4. Замечу, что донецкие беженцы действительно менее богаты, например, деньгами, чем некоторые представители самой сильной державы мира! Априори - это так!!! Но поддерживают ли они тезис о том, что "не в деньгах счастье"? Да! Полностью! Нужны доказательства? Их много! Действительно, "За деньги можно купить постель - но не сон; еду - но не аппетит; лекарства - но не здоровье; домработниц - но не друзей; мужчин, женщин - но не любовь; комфортное жилище - но не уютный домашний очаг; учителей - но не ум... И т.д.

5. Если чем - либо обидел тебя лично, я, прося простить меня - кланяюсь (Быт.33:3) тебе до земли! Прошу простить меня также во Имя Господа Иисуса Христа и не считать, что имя его в данном конкретном случае я произношу "напрасно", дабы не подвергнуться мне наказанию... (Деян.2:38).

6. Даже с учетом изложенного, Екатерина, я мечтаю о том, чтобы и впредь, т.е. во все дни жизни нашей, между нами была новозаветная любовь непритворная ... (Рим.12:9; 1Кор.16:14).

Даниил

Одесса

2015 – 2016


Рецензии