Шлюзы

      Как много чудесных событий происходит в мире. Некоторые из них буквально потрясают. Но дело в том, что уж больно много происходит этих чудес в настоящее время. Настолько много, что мы перестали удивляться происходящему. Хочу рассказать вам про ещё одно техническое событие. Произошло оно не вот сейчас, а некоторое время назад. И произошло незаметно, как и многие удивительные события.
     Многие знают, надеюсь что многие, что Санкт-Петербург или скажем так устье реки Нева сейчас отделена от Финского залива длинной дамбой. Эта дамба проходит от северной части залива через остров Котлин до южного побережья залива. Это потрясающее сооружение возведено для того, чтобы исключить возможность наводнений в Санкт-Петербурге, которые не раз происходили в северной столице в прошлом. Но все мы знаем, что Санкт-Петербург город-порт. Сюда периодически прибывают и отсюда уходят корабли. И пассажирские лайнеры и грузовые суда. Но возможность возникновения наводнений не зависит от расписания движения кораблей. Чтобы исключить эту зависимость, в дамбе предусмотрены два шлюза для пропуска морских судов. Размеры этих сооружений немаленькие. Они составляют триста на восемьдесят метров каждый. Для возведения их, во всяком случае их основной части, было принято уникальное решение. Вот про это решение я и хочу рассказать.
    Прежде всего необходимо возвести основу сооружения, т. н. фундамент и стены. Казалось бы здесь без подводного бетонирования не обойтись. Это уже давно известная технология. Но это дорого и долго. Необходимо привлекать массу различных ресурсов. Поэтому было решено пойти другим путём. Часть водной глади побережья залива отделялась грунтовой насыпью, образуя как бы озеро. Потом из «озера» окачивалась вода в залив. Когда обнажалось дно «озера», оно ровнялось и отсыпалось песком. Получалась ровная спланированная площадь. На ней расстилался слой рубероида на площади не менее чем 150х80м. Ведь здесь уже было сухо. Потом по слою этого рубероида бетонировалась железобетонная плита размером 150х80м, что составляет половину площади основания шлюза. Толщину плиты не помню, а может не знаю. Во всяком случае толщину плиты изготавливали по расчёту, как говорится в таких случаях. Затем по периметру плиты поднимали железобетонные стены такой же толщины что и плита, то есть по расчёту. По мере поднятия стен получающейся железобетонной коробки, внутри неё возводятся железобетонные перегородки для создания жёсткости коробки. И вот когда высота стен и перегородок достигнет необходимой (согласно расчёта) высоты, грунтовая насыпь, отделяющая залив от высушенного «озера», разрушается. «Озеро» заполняется водой и (попробуйте себе это представить) железобетонная коробка 150метров длиной, 80метров шириной и расчётное количество метров высотой всплывает! Затем разрушается насыпь, отделяющая рукотворное «озеро» от залива, до такой степени чтобы плавающая железобетонная коробка могла выйти в залив. И вот этот плавающий железобетонный параллелепипед (точнее всё таки коробка) буксируется на необходимое место. На этом месте в коробку закачивается вода с залива и коробка тонет, становясь на своё необходимое место. Вы уже наверное посчитали, что таких коробок должно быть четыре. Затем стены коробок добетонируются до необходимой высоты, из них снова выкачивается вода. Внутри становится сухо и дальше работа по возведению шлюзов уже шла обычным порядком.
То что я вам рассказал может быть вас не удивило, но я был просто потрясён.


Рецензии