Ах, эти женщины! Богини, грешницы, святые

            1.

            *Божечко мой, Отче!
            На меня взгляни,
            Что, скажи, Ты хочешь,
            Длань мне протяни.
            Я такая разная
            И в любви и в вере,
            Святость и соблазны –
            Всё Ты мне отмерил.
            Много зла на свете:
            Войн, греха и блуда –
            Я за всё в ответе
            И была и буду?
            Божечко мой, Отче!
            Ты к чему неволишь?
            Я всего лишь женщина!
            Женщина всего лишь…

            Ах, эти женщины! Непостижимые и противоречивые, мудрые и нелогичные, сентиментальные и безжалостные, святые и грешные. Всё на них держится, и всё из-за них случается! Они и стимул и соблазн, и умиление и исчадие ада, и подвиги из-за них и войны. Этакое вечное «шерше ля фам», способное казнить и миловать, божье создание из закоснелого ребра любимого гомосапиенса – и чего-то там не докрутили, не довинтили…
            В общем, совершенное несовершенство, назначенное быть всему причиной и за всё в ответе с самого своего появления на свет Божий. Да, да! Не её ли наказал Создатель вечными родовыми муками за обоюдный с мужчиной грех? Не её ли наградил невинными очами и соблазнительными формами, космическим чутьём и непробиваемой приземлённостью – и Богиня она, и раба.
            Тысячелетия несёт женщина бремя бесправного существования и роженицы, вины за буйство стихий и все неурядицы в пространстве мужчины, ответственности за неугасимость очага и благополучие потомства. И забавлялись ею, и продавали её, и обменивали на лошадь, ружье или собаку, и жгли за колдовство на кострах средневековья…
            Учил её Отец, воспитывал, умножал чувства и обострял чуткость и сострадание. И взрослела Женщина, и научилась слабость свою обращать в силу, чтобы помогать страждущим и защищать себя и детей своих от сильных мира сего. И познала она, каковы истинная ЛюБОвь у людины, Бога познавшей, и Вера в него.
            Но случилось это через много столетий после того, как услышала она от Ангела о воскресении  Иисуса Христа, когда Мироносицей пришла в Его гробницу, чтобы проводить в последний путь…



              2.

            День наступил, зажглась денница,
            Лик мертвой степи заалел;
            Заснул шакал, проснулась птица...
            Пришли взглянуть – гроб опустел!..
            И мироносицы бежали
            Поведать чудо из чудес:
            Что нет Его, чтобы искали!
            Сказал: «Воскресну!» – и воскрес!
            
                © К.Случевский
                «Воскрес!»

            В православии мироносицами названы женщины, которые из любви к Спасителю принимали Христа в своих домах и были свидетельницами Его крестных страданий. Любовью побеждая страх, стояли они у Креста до конца, а позже поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело усопшего миром – и первыми узнали от Ангела, сидящего у пустого гроба, что Христос воскрес.
            Сколько всего мироносиц пришли с миром к усопшему для ритуального умащения тела Его – доподлинно неизвестно. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Вот их имена:
            – Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга;
            – Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии;
            – Саломия, жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова;
            – Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы;
            – Марфа и Мария, сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального входа в Иерусалим;
            – Сусанна, о которой нам ничего не известно.
            Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной – то есть имеющей ту же славу и понёсшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.
            Именно к Марии Магдалине явился Иисус, и её просил сказать апостолам о своем воскресении и о том, чтобы ожидали Его в Галилее. Почему – ей?
            Здесь следует указать на отличие почитания Магдалины в православной и католической церквях. Православие почитает её только как мироносицу, излеченную от семи бесов, и о блуде её нигде не упоминается.  В традиции же католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании. Более того, жития Магдалины изобилуют многими легендами. Среди них повесть о помощи Иоанну Богослову и благовествование в Риме,  Но и этого мало! Католики утверждают, что Иисус женился на Марии Магдалине, хотя в Библии не говорится, что Иисус был женат, равно как нигде не сообщается и о том, что он был холост.
            Впрочем, по сути данного эссе это не столь важно, особенно в свете того, что в 325 году  Евангелия целенаправленно переписывались, дабы удалить из них некоторые факты из жизни Иисуса и Иоанна Крестителя ради узаконивания обета безбрачия для христианских священников и внушения ими пастве, что все женщины грешницы.
            И всё-таки, не для примера ли, как важно прощать грехи, первой, к кому Спаситель явился после своей крестной смерти, была Мария Магдалина?
            В Слове митрополита Антония Сурожского в 1991 году сказано, что святые жёны-мироносицы едва упомянуты в Евангелии до страстных дней, когда Христос был предан, распят, убит и оставлен учениками своими. Иуда повесился, другие в смятении убежали – «и только Иоанн стоял с Божией Матерью: потому что он был апостолом любви, как и Матерь Божия была любовью воплощенной, выражением любви всей земли к Богу и всей любви Божественной к нам, людям». Иоанн и заботливые ученицы Спасителя.
            Не потому ли Христос одержал победу над Злом,  «смертью смерть поправ», что помогли Ему любовь и верность тех, кто с ним остался до конца? И среди них жёны-мироносицы. Они показали, что в моменты, когда даже те, кто устремляется к добру, верит в него и всё же изменяют добру, надо стремиться быть достойными человеческого звания, как скала твердая стоять, поддерживая друг друга.
            «Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов», – цитирует митрополит Антоний апостола Павла. – Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, милосердно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу именно в моменты, когда нам кажется, что наш ближний, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова».
            Кроме жён-мироносиц увековеченных в писаниях евангелистов, там упоминается и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху – но история не сохранила их имён. В основном это были простые женщины, не отличавшиеся ни знатностью, ни высоким умом, но упорно сопровождавшие Иисуса Христа и Его учеников в миссионерских путешествиях. Они принимали и кормили их в своих домах и заботились о них, как и положено хозяйке – они просто служили тому, кому верили, кого любили, понимали и принимали сердцем и душой.
            И не по силе ума, а по чуткости сердца и состраданию они оставались с Христом до самого конца, тогда как почти все ученики его, кроме юного апостола Иоанна, в страхе убежали из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Однако «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх… Боящийся несовершенен в любви», – напишет позднее в своём Послании Иоанн, наблюдавший сострадательный подвиг жён-мироносиц.
            

            
            3.

            * Где-то бесконечность
            Устьем и истоком
            Сводит быстротечность
            К одному потоку.
            Хаос слился в точку
            На восьмёрке странствий
            И облёкся в почку
            Нового пространства.
            Нет ни мер, ни сроков,
            Все разверсты двери,
            Женщина в истоках,
            Женщина в преддверье…

            О, терпеливое и верное сердце женщины! Это его воспел в книге «Твердыня пламенная» знаменитый художник и философ Николай Рерих:
            «Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине, – написал он в главе «Женскому Сердцу». – Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно, и во Благо? Не похвалу женщинам говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отдыха».
            Там же он написал и эти строки: «Кому же давали венки? Издревле венки давались героям и были принадлежностью женщин. И женщины древности, в гадании, снимали эти венки и бросали их в реку, при этом всегда думая не о себе, а о каком-то другом. Если венок-венец есть символ геройства, то именно запечатление этого геройства, именно, когда он снимается во имя чего-то или кого-то другого. И это не только бездеятельное самоотвержение. Нет, это действенный подвиг! И опять не будет похвалою, но действительностью, когда мы сопоставляем женщину с подвигами».
            Новая наступившая Эпоха связана с возрождением женщины, и именно женщине принадлежит в ней особая роль. В энциклопедии Агни Йоги наш век назван «Веком Матери Мира». Почему? Не потому ли, что в древнейших философских и религиозных традициях в том или ином аспекте почитается Матерь Мира, причём, наравне с Богами? В славянском ведизме это была Майя, в древнем Египте – Изида, у индусов – Кали, у гностиков – София, в Тибете – Дуккар, у римлян – Юнона, она же Гера, в Финикии – Венера, в Персии – Анахита…
            Женщина всегда ассоциируется с Любовью – не с вожделением, нет, а именно с высокой, не алчущей впадения другого. Ещё великий Зороастр в «Заветах» утверждал величие Космической любви как основного принципа существования мироздания и в своём учении высоко ставил Женское Начало. Даже Будда, в учении которого нет женского божества, высоко ставил женщину.
            По видению философов ныне человек вплотную приблизился к Эпохе Равновесия между мужским и женским Началами. И пришло время возвышать и утверждать женщину, потому новая эпоха будет не только эпохой Великого Сотрудничества, но и эпохой женщины. Именно женщинам предстоит уравновешивать полярность мира и упреждать конфликты. Иными словами нести мир в каждый дом, то есть стать Мироносицами – достойными ученицами Творца – любящими, честными, справедливыми и свободными.



            4.
            
            «Настоящая свобода – в том,
            чтобы следовать своему выбору,
            несмотря на трудности и соблазны.
            Сохранять достоинство и честь.
            За это мы и прославляем жён-мироносиц.
            Это качество, которое никогда не устареет.
            Без него просто нельзя быть человеком».
            
            (Протоиерей Андрей Дудченко)
            
            Жёны-Мироносицы на Руси чтились особо ещё в старину, побуждая к благочестивой жизни женщин всех сословий. В это понятие входили праведность и целомудрие брака, как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа – вот жизненный идеал Православной Руси. Потому и многие вдовы постригались и уходили в монастырь, хотя Церковь второй брак не запрещала. Жёны, в основном, были верными, милосердными, кроткими и всепрощающими – и это был их свободный выбор. Они верили, что сострадание, жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера с Божьей помощью всё преодолеют.  Ведь Бог – есть любовь.
            Об особенностях мировосприятия православной женщины размышляла и императрица России Александра Феодоровна Романова, принявшая мученическую смерть и причисленная к ликам святых мучеников. В чудом сохранившихся дневниках можно прочесть её выводы:
            – Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека.
            – Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
            – Основа благородного характера – абсолютная искренность.
            – Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.
            – Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят другие;
            – Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
            – Самопожертвование – это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает  человеческую душу.
            
            Издавна поминая святых жён-мироносиц в третью Неделю по Пасхе, с недавнего времени Святая Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.  То есть у православных женщин появился ещё один Женский день, наряду с Международным Женским Днём 8 Марта, учреждённым феминистскими организациями в поддержку их борьбы за равные с мужчинами права. Случилось это без малого 160 лет назад, в Копенгагене, инициатором новшества была Клара Цеткин.
            Несмотря на революционное содержание этого праздника, с некоторого времени День жён-мироносиц в Православии считается его аналогом – или наоборот. Правда, за последние десятилетия феминистский праздник получил новое наполнение и главное его достоинство состоит в том, что он не только объединяет женщин как в своём социуме, так с другими сообществами, но и повышает значимость семейных ценностей.
            
            Здесь уместно заметить, что про Клару Цеткин и Розу Люксембург знают многие, а вот то, что корни Женского праздника исходят из  Древнего Рима, а именно из I века до нашей эры, известно немногим. Связано это с богиней Юноной, супругой Юпитера. По поверьям это она дарила людям урожайную погоду и удачу во всём, но главное, она покровительствовала женщинам в сохранении благополучия в доме, в удачном замужестве, а также  счастливому исходу при родах.
            Праздником, посвященным Юноне, начинался год и назывался он Матронами. Первого марта все женщины, независимо от статуса и возраста, принаряжались и шли в храм Юноны-Луции, чтобы принести ей в дар цветы и вымолить счастливую женскую долю. В этот день женские заботы в быту взваливали на себя мужчины – они же одаривали всех женщин в доме подарками. Так что традиция соединения религиозных и бытовых аспектов Женского праздника весьма и весьма древняя.
            
            Итак, напомню, что День святых жён-мироносиц – православный женский день, поскольку каждая женщина планеты является мироносицей и несёт мир не только своей семье, но и всему миру. То есть Женщина является опорой мужу, семье, стране. Расширив формат праздника, Православие возвеличивает женщину-мать всех сословий и народностей.
            
            Слава жёнам-мироносицам!
            Всех христиан, особенно женщин, с Праздником Святых Жён-Мироносиц!
            Мира и счастья!









            Примечания.
            Источники: pravnovosti.ru, lubovbezusl.ru, orthodox-bremen.cerkov.ru/, agniyoga.roerich.info/, choosegifts.ru, calend.ru/
            * – Стихи-эпиграфы из триптиха Л. Бесчастной «Обратная сторона бесконечности»
            Коллаж из 5 картинок Интернета с подрисовкой – спасибо авторам!


Рецензии
Согласен с предыдущим рецензентам! Женщина знает, что сказать...о женщинах!

МОИ САМЫЕ ДОБРЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ, УВАЖАЕМАЯ ЛАРИСА!

С Уважением

Александр Андриевский   17.05.2016 14:16     Заявить о нарушении
Спасибо за всё, Александр: и за согласие, и за пожелания, и за поддержку. Ценю.
С уважением и с наилучшими пожеланиями,

Лариса Бесчастная   18.05.2016 13:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.