Синдром колымского лагеря

Так все же плохой климат – главная проблема России или нет? Так хотелось почитать полный текст В.Иноземцева «И о погоде: почему плохой климат – не главная проблема России», но нашел только вот это:

Владислав Иноземцев:
«Если бы мы выбрали вахтовые методы работы, не стали строить города за Полярным кругом, воспользовались бы региональной авиацией вместо железных дорог и мостов, издержки снизились бы на порядок. В нормальных странах продвижение в высокие широты провоцирует создание новаторских технологий в сфере энергосбережения – но только не у нас.
В той же Швеции до 90% квартир и домов оборудованы котлами и бойлерами, тогда как в Новосибирске или в Якутске ставка сделана на центральное отопление, потери тепла в котором превышают 70%. И при чем тут климат?».

На что ему резонно отвечают:
«А как вы считаете холодная вода должна быть доставлена до бойлеров в домах? Трубы только с холодной водой перемерзнут на раз при температуре -10 градусов. В России не перемерзают потому, что попутно идет труба с горячей водой. В нашем северном городе «тэном» обвивают выходы канализации из мкд до теплотрассы (сточные воды теплые, но все равно перемерзнуть могут быстро). Скандинавы живут возле Гольфстрима и, несмотря на северные широты, у них сравнительно тепло. Не надо считать, что в России дураки живут, - по-другому не получится. Горячую воду от ТЭЦ ведут не потому, что денег девать некуда».

И всё. Автор статьи во имя гонорара лишил себя возможности донести свою точку зрения до народа. Текст доступен только для богатых, т.к. подписка на Slon Magazine 3900 р. в год, и потому произведение д-ра Иноземцева прочтут только 20 087 человек. Не удержусь похвастаться, - у меня и то «67211 + сегодня 19». Так что, если плохой климат – не главная проблема России, то остаются еще две: глупость и жадность.

Ну что для «доктора наук и директора института чего-то там» жалкие копейки от интернет-публикаций? Но читателей потерял, - народ потерял. А вот Владимир Владимирович за свои речи гонорар не требует, - и кого народу обожать прикажете, Путина или Иноземцева? Нет, господа севрюжные либералы, на известный космический рейтинг своего визави не обижайтесь, - что заказывали, то и получайте.

В общем, приходится обойтись тем, что от глубокомысленного потного труда директора немыслимо важного института осталось и приведено выше.

А выше приведено доказательство того, что ИМЕННО климат – главная проблема России. Читатель все же «доктора-директора» уел. Не дураки в России живут, и про все иноземные ухищрения по части снижения затрат на отопление знают. Но ПО-ДРУГОМУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ.

От себя добавлю, что поначалу и у нас многие кинулись ставить отопительные газовые котлы непосредственно у себя в квартирах, вот родственник мой успел, но потом вдруг запретили. Мы до сих пор гадали, почему, - а вот теперь, спасибо читателю Иноземцева, дошло: если подвода горячей воды к дому не будет вообще, то и холодной не будет. А уж в регионах с вечной мерзлотой, которых у нас по разным оценкам около 82%, по крайней мере, как указывается в Википедии, а это самая скромная оценка, «до 70 % территории России — районы вечной мерзлоты. Наиболее широко она распространена в Восточной Сибири и Забайкалье.
Самый глубокий предел вечной мерзлоты отмечается в верховьях реки Вилюй в Якутии. Рекордная глубина залегания вечной мерзлоты — 1 370 метров».

Ну как тут применишь «шведский опыт»? Закопать водопроводную трубу на глубину в полтора километра? Нет, попал директор пальцем в небо. Вероятно, он доктор, конечно, - но явно не географических наук. А читатель это просек, молодец.

Конечно, Иноземцев прав, можно изобрести способ снижения расходов на борьбу с климатом, например, сделав отопление и водоснабжение многоквартирных домов так, как это сделано в частных домах: колодец - водонапорная башня на отапливаемом чердаке дома - отопительные котлы в каждой квартире. Идею, кстати, предложила моя коллега по работе Ольга Ивановна Анисимова. Идея замечательная, но как быть с канализацией? Как быть с производствами?

Нет, пора кончить спорить на пустом месте, «плохой климат не способствует процветанию ремёсел», как писал в свое время Федор Крашенинников, живший в одно время с М.Ломоносовым. Но, разумеется, плохой климат – хоть и главная, но не единственная проблема России. Хотя, замечу, что эти дополнительные проблемы порождены именно этой главной бедой.

Речь идет о специфической морали русского человека, заматеревшей за долгую историю нашего «зимовья». Увы, когда человек веками не живет, а выживает, это уродует психику, и уважаемый Зюганов Геннадий Андреевич явно льстит своему народу, заявляя, что он «отличается своим природным коллективизмом».

Это неправда, и на этом-то и прокололся коммунизм, признавший устами своих идеологов, что «у нас еще очень низка сознательность», - последний термин был стыдливым синонимом того самого коллективизма.

Когда человек находится под постоянным прессом выжить или умереть, возникает то, что я называю «синдромом колымского лагеря». «Умри ты сегодня, а я завтра»! И потому наш человек (не рискну сказать, что каждый, но большинство), невзирая на его имущественное положение, на каждом шагу врёт и при любом удобном и неудобном случае ворует.

Хваленый «коллективизм» в коллективах тех же зимовщиков возникает только в неэкстремальных условиях, когда действительно важнее всех личных благ то, что «друга прикроет друг». По мере же радикализации ситуации от этого не остается и следа. Это отлично описано в произведениях Варлама Шаламова, прошедшего все ужасы лагерей.

Страшный климат вкупе с порожденным им синдромом колымского лагеря и есть та причина, по которой у России нет и не может быть никакого будущего. Климат лишает конкурентоспособности, а суперэгоцентризм делает бессмысленными инвестиции, - какой смысл вкладывать капитал, когда он все равно будет разворован?

Кстати, эта дьявольская печать исчезает, если нашего человека переместить в нормальные для жизни условия, что говорит о том, что это рефлекс скорее условный, и 2000 лет – срок явно недостаточный для генетического закрепления этих признаков. Русские иммигранты в Европе, наоборот, являют собой пример для подражания. Здесь же, на своей родине, мы воистину моральные уроды. «лишь бы мне и сейчас, а тебе на сапогом по роже!». ПО-ДРУГОМУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ.

Сверху карта распределения относительного видового разнообразия пластинчатоусого жука Aphodiini фауны России. Среднее количество видов на единицу площади. 1 – 1–10; 2 – 11–20; и т.д. Так вот, для жизни пригодна только площадь, закрашенная двумя наиболее густыми красками. Остальное можно использовать только вахтовым способом, Иноземцев прав.

И, пожалуй, я сильно погорячился, предложив в качестве выхода «суверенный капитализм». Он ликвидирует внешнюю конкуренцию, но «выживание» никуда не девается, а, значит, и синдром каторжника останется.

Нет выхода кроме эмиграции, а это выход для одного человека, а не нации в целом. Мне кажется, украинский народ именно это и понял. Помните, как они вздыбились, когда Янукович договор об ассоциации с ЕС не подписал? Он пошел против их тайного мечтания: их немного, и получив место в ЕС на волне охватившей мир русофобии, эти 50 млн. растворятся как спирт в воде, и следа не найдешь. По всей видимости, рано или поздно и мы не минем этой же участи. ПО-ДРУГОМУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ.

Россия жива, пока есть что стибрить у потомков и толкнуть за доллары и евро. И поэтому альтернативы «трубоцентризму» нет. Вкладывать деньги в промозглый естественный рефрижератор, населенный сомнительными личностями, никто не будет.

Это не означает, что всему завтра придет конец, - просто каждое «завтра» будет хуже, чем «вчера», с маленькими флуктуациями, связанными с ценами на нефть. Как говорит Сергей Алексашенко: «Понизить температуру у больного можно, вылечить — нет».

Кончится что украсть – население будет таять, кто умрет, кто уедет, - пока не станет как на картинке сверху, - жуки Aphodiini нарисовали нам наше будущее, - они, жуки, в отличие от нас, иллюзий чужды.

Конечно, можно попробовать или «суверенный капитализм», или вовсе вернуться в совок, но это крайне сложно, принимая во внимание размеры страны. Северная Корея таких размеров нежизнеспособна. Кстати, у Северной Кореи положение куда более завидное, - им достаточно сменить политический режим, и через 5 лет их не отличишь от Южной. У нас же токсичен не столько режим, сколько вся обстановка, которая воспроизводила и будет воспроизводить имитационные режимы, по простой причине, что другим, реальным, здесь делать нечего.
По-другому не получится.

Валентин Спицин


Рецензии