Дедуктивный метод исследования очков

Подзаголовок
ВТОРАЯ НЕУДАЧА ШЕРЛОКА ХОЛМСА


Люди часто бывают рассеянными и невнимательными к своим вещам. В любом перечне утерянных предметов чаще всего фигурируют оставленные где попало очки. Мы не станем сейчас рассматривать самые тривиальные случаи, например, когда старушка ищет свои бессменные окуляры, а они, оказывается, сидят у нее на лбу. Но предположим, что вам довелось случайно найти чьи-то потерянные очки. Естественно, что вы, как честный человек, постараетесь вернуть их владельцу. Как же отыскать забывчивого хозяина очков? Быть может, вам следует обратиться к сыщику?

Давайте попробуем представить, чем помог бы в этой ситуации знаменитый Шерлок Холмс.


— Добрый день, Холмс! — сказал доктор Ватсон, входя в комнату. — Что это за очки лежат на вашем столе? Неужели у вас начались проблемы со зрением?
— Нет, друг мой, не беспокойтесь! Мои глаза мне никогда не изменяют, а в особых случаях, как вы знаете, я пользуюсь лупой. Дело в том, что эти очки принесла миссис Хадсон. Она их обнаружила на почте, когда ходила сегодня утром отправлять телеграмму.

— Надеюсь, она попыталась сразу найти их хозяина?

— Вы совершенно правы, Ватсон! Будучи женщиной сердобольной, миссис Хадсон немедленно опросила всех присутствовавших там посетителей, но ни один не признал эти очки своими. Поэтому ей не оставалось ничего другого, как предложить мне расследовать эту загадку.

— Вам следует, пожалуй, дать объявление в вечерние газеты, что найдены очки. Их владелец прочтет и откликнется.

— Чушь!.. — отмахнулся Холмс. — Как вы себе это представляете, мой друг? Согласитесь, что, потеряв свои очки, человек утрачивает и способность читать газеты.

— Но как же тогда разыскать этого бедолагу? Никто ведь не оставляет на очках свое имя.

— Действительно, обычно так не делают. Но не задумывались ли вы, что очки, как никакие другие личные вещи, могут многое рассказать наблюдательному человеку о характере и привычках своего владельца. Вот, не угодно ли взглянуть? Вооружитесь моей лупой и постарайтесь определить, кому они могли принадлежать. Вам хорошо известен мой дедуктивный метод, примените его к этому случаю.

Ватсон взял очки, повертел в руках, оглядел со всех сторон, потом разочарованно пожал плечами и вернул их Холмсу.

— Насколько я понимаю, хозяином этих очков был мужчина. Довольно рассеянный и, к тому же, весьма неопрятный, — сказал доктор, брезгливо вытирая руки салфеткой. — Больше ничего мне не удалось о нем узнать.

— Браво, Ватсон! Вы сделали абсолютно логичный вывод, что эту модель очков мог носить только мужчина. Такую массивную оправу не купила бы себе ни одна женщина.

— А вы сами, Холмс, что могли бы рассказать об этом человеке?

Великий сыщик откинулся в кресле, соединил кончики пальцев и прикрыл глаза.

— Я сказал бы о нем так, — начал он. — Это пожилой мужчина крупного телосложения. Когда-то раньше он был обеспеченным человеком, имел хорошую работу, приносившую ему неплохой доход. Его профессия была связана с каким-нибудь промышленным производством, должно быть, он служил инженером. Причем, не рядовым сотрудником, а руководителем подразделения. В те годы он отличался аккуратностью и предусмотрительностью. Однако впоследствии для него настали тяжелые времена. Он лишился своей привычной работы и ему пришлось заняться более грубым трудом, скорее всего, работать в цеху или на стройке. В нынешнее время он живет один, сильно постарел и опустился. Он питается нездоровой пищей, болеет, в результате чего располнел и страдает одышкой. Прежде у него было несколько пар очков, но теперь эти остались единственными. Поэтому, наверно, он сейчас сильно горюет о потере. Ну, а напоследок предположу, что этот джентльмен проживает в радиусе двух-трех кварталов от нашей Бейкер-стрит.

— Признайтесь, Холмс, вы шутите! — воскликнул удивленный доктор.

— Нисколько, друг мой! — улыбнулся мастер дедукции. — Это элементарно, Ватсон! Воображение собеседника легко поразить, когда он упускает из виду важные мелочи, на которых строится весь ход моих логических рассуждений. В отличие от вас, я способен разглядеть в любой вещи множество характерных деталей.

— По каким же деталям вы догадались о профессии и возрасте владельца?

— Очки подобных моделей лет двадцать назад считались модными и качественными, вполне подходящими для солидного мужчины. Судя по полустершемуся клейму на внутренней стороне левого заушника, оправа была произведена известной европейской фирмой. В то время купить такие очки мог себе позволить лишь человек с приличным заработком. Из этого я делаю вывод, что они принадлежали высокооплачиваемому работнику умственного труда, при этом имеющему непосредственное отношение к технике.

— Вы считаете, именно инженеру? А почему не какому-нибудь клерку из Сити?

— Взгляните, как сильно покусаны пластмассовые кончики заушников. Привычка во время размышлений грызть карандаш или очки — явный признак напряженной умственной деятельности. Видите, здесь и здесь пластмасса прокушена почти насквозь. Мне трудно представить, что кто-либо из банковских клерков мог бы обладать столь мощными челюстями. Также наличие у него инженерного образования подтверждает вот этот старый след от произведенного им самим ремонта оправы. Мы видим, что работа была сделана непрофессионально, однако достаточно надежно. Люди с техническим опытом, как правило, любят все вещи в доме ремонтировать своими руками, при этом они используют собственные, нестандартные методы ремонта. Но это было много лет назад, а не так давно — смотрите, тут еще металл не успел потемнеть от времени — ему все же пришлось отдавать очки в ремонтную мастерскую. Следовательно, сейчас он по какой-то причине остался без запасных очков.

— Признаюсь, в этом моменте мне трудно понять ваше умозаключение.

— Подумайте сами, Ватсон! Ведь, чтобы самостоятельно ремонтировать свои сломанные очки, необходимо надеть другие, иначе вы ничего не будете видеть.

— А почему вы решили, что у него настолько сильно изменился образ жизни?
— Эти очки служили ему много лет и неоднократно бывали в ремонте. Их бы давно следовало «отправить на покой», однако он вынужден их носить, поскольку на покупку новых уже нет средств. Совершенно очевидно, что он не раз и не два по рассеянности присаживался на свои очки, но теперь даже не в состоянии тратиться на ремонт, так и носит их с погнутыми дужками. Это доказывает, что человек морально опустился и при нынешнем отношении к собственному облику ему уже не важно, что очки криво сидят на лице.

— Интересно, о чем вам могут поведать вот эти маленькие отверстия в заушниках очков?

— Они говорят о его былой предусмотрительности и бережном отношении к вещам. Здесь, по-видимому, был прикреплен шнурок или цепочка, чтобы уберечь очки от падения на землю. Владельцу пришлось самостоятельно просверлить эти отверстия, поскольку они не бывают предусмотрены изготовителем оправ. Но время шло, шнурок оторвался, а приспособить на его место новый наш постаревший инженер так и не удосужился.

— Какие еще факты из его биографии вы сможете определить?

— Я считаю неоспоримым фактом, что несколько лет назад обстоятельства вынудили его оставить свою работу в офисе. Почему я так в этом уверен, спросите вы? Поглядите, вот здесь видны прикипевшие к стеклам очков мелкие капельки железной окалины. Такое случается, когда человек работает механическим металлорежущим инструментом или занимается сваркой. Причем, обратите внимание, левая линза попорчена окалиной гораздо больше правой.

— И что из этого следует?

— Только то, что правая линза, вероятно, совсем разбилась, и владелец обращался в оптику, чтобы ее заменить. Видите, она выглядит более новой и еще не успела обрасти грязью по краям. А на замену сразу обеих линз, пожалуй, ему не хватило денег.

— Да уж, грязи на очках скопилось предостаточно, — поморщился Ватсон.

— И этот факт как нельзя лучше подтверждает его нынешнюю неряшливость, он давно не чистил и не мыл свои очки. Наслоения засохшего кожного жира на оправе свидетельствуют о его болезни, одним из проявлений которой бывает избыточный вес. Слабое здоровье, тучность, потливость, одышка — вот вам четыре причины, почему он не способен ходить ни в какое иное отделение почты, кроме самого ближайшего, расположенного в нашем районе.

— А почему вы решили, что он старый и одинокий?

— О почтенном возрасте этого джентльмена свидетельствует длинный седой волос, застрявший в шарнире заушника. Что касается моего предположения об одиночестве, согласитесь, будь у него родные, они все же не позволили бы ему опуститься до такого состояния.

— Холмс, вы, как всегда, гениальны!

Раздался стук в дверь, и вошла миссис Хадсон. Она сообщила, что явилась некая дама, владелица очков, и просит позволения забрать свою утерянную вещь.

Сыщик и его друг недоуменно переглянулись.

— Но разве их владелец не мужчина? — воскликнули они оба в один голос.

 Посетительницу пригласили в гостиную. Перед ними предстала пожилая женщина — небольшого роста, худенькая, седая, но для своего возраста еще довольно бойкая старушка. Едва взглянув на предмет дедуктивных исследований Холмса, она сразу признала, что это ее собственные очки, и что именно их она забыла на почте. Когда же она про них вспомнила и вернулась, ей сказали обратиться к миссис Хадсон и дали адрес.

— Вы утверждаете, что это ваши очки, но как же вы их носите? — удивился Ватсон. — Ведь это мужская модель, и на вашем лице они едва держатся.

— Ничего, сэр, я к ним уже попривыкла. Они, и вправду, малость великоваты, да что поделать. Зато обошлись мне совсем дешево, когда я месяц назад купила их на «блошином рынке». Только вот, кому эти очки раньше принадлежали, не могу вам сказать, сэр, не знаю. Похоже, он был видный мужчина, раз оправа такого большого размера.

— Да, должно быть, вы правы. Ну что ж, возьмите их и постарайтесь больше не терять.

— Благодарю вас, джентльмены! Всего доброго!

Холмс сидел в кресле и делал вид, будто с интересом рассматривает свои ногти. Лицо великого сыщика омрачала тень конфуза, но сквозь эту тень проглядывала добродушная улыбка. Врожденное чувство юмора никогда не покидало Холмса, и он был способен с иронией относиться к собственным досадным промахам.

— Мне обидно и смешно, Ватсон. Второй раз в своей многолетней практике я потерпел поражение, и опять из-за представительницы прекрасного пола. О, эти непредсказуемые женщины!..


Рецензии