Рада

-Рада, Рада,- звала Оля дворовую собачку, но  та почему-то не отзывалась.
-Где же она?- думала девочка, держа в руках пакетик с косточками.
-Сережа, ты не видел Раду?- спросила она у своего друга из соседнего подъезда.
-Да я ее утром возле изгороди видел,- отозвался Сергей.
Оля пошла к гаражу, который стоял рядом с забором.
-Рада, Рада, - позвала снова Оля собаку.
Вдруг из-за гаража показалась голова Рады. Собака, казалось, застыла и не двигалась.
-Что с тобой, собачка?- подошла Оля и обомлела.
Рада стояла на трех ногах,  задняя лапа  была поднята, а нижняя ее часть беспомощно висела.
-Ой, сломана, видать,- расстроилась Оля.- Сердце у нее упало.
-Ну что, нашла Раду? – спросил Сергей.
-Гляди-ка, у нее лапа сломана. Смотреть страшно. Кажется, что вот-вот оторвется.
Собака, видно, испытывала сильные боли. Она стояла несчастная, не шевелясь, глядя на Олю и Сережу большими карими печальными глазами. Все это было мучительно.
Это была очень кроткая, милая собака, пушистая, светло-желтая с белым, с белой звездочкой на лбу, переходящей в белую полоску к  носику.
-Да,- озадаченно вздохнул Сережа,- надо в ветеринарную везти… постой, я брату позвоню.
-Боря, ты где? Нужна твоя помощь,- позвонил он старшему брату-студенту.
Через полчаса они везли Раду в поликлинику. Врач осмотрел собаку, вздохнул, узнав, что она  ничья и живет во дворе.
-Да, перелом. Открытый. Рана загноилась. Надо или ампутировать лапу или  операцию делать, потом гипс накладывать и месяц, как минимум, перевязки делать, рану обрабатывать, уколы.
-А сколько это все будет стоить?- спросил Борис.
-Да прилично,- ответил врач и назвал сумму.
-Вы меня, ребята, простите, я не могу вам  помочь,- сказал Борис, мне деньги сегодня- завтра за учебу надо внести.
-Я тебе отдам,- сказала вдруг Оля,- у меня есть, я на велосипед коплю.
- А я добавлю, если не хватит, - добавил Сережа,- мне родители обещали в этом месяце  планшет купить на день рождения.
-Ну, вы даете, господа хорошие,- удивился Борис.- И не жалко?
-Не-а,- замотали головами Оля и Сережа.
-Ну, хорошо, - сказал врач,-  а что  насчет лапы? Сохранять и накладывать гипс или ампутировать?
-Если ей перевязки делать, то ее нужно где-то держать в чистоте? В квартире? Иначе как?- спросила Оля и грустно добавила:
- Мне не разрешат собаку взять.
-И мне тоже,- расстроенно сказал Сергей.
Несколько минут длилось тягостное молчание.
-Ну, тогда ампутировать?- спросил врач, но было видно, что ему это не нравится.
-Подождите, неужели ничего нельзя придумать?- сказала Оля, глядя отчаянно  то на Бориса, то на Сергея.
Ей страшно было представить Раду, беспомощно прыгающую на трех ногах.
- Знаете что?! Мои друзья во втором подъезде снимают квартиру.- Я сейчас позвоню им и попрошу их подержать Раду хотя бы в прихожке с месяц.
Он отошел от них и стал звонить Славику и Алеше. Оля с Сережей нервничали, гладили Раду и напряженно, с тревогой ожидали результата  переговоров.
-Ну, все в порядке,- подошел, наконец, Сережин брат,- я договорился. Делайте операцию и накладывайте гипс. Деньги я сейчас заплачу, а вы мне позже отдадите. Хорошо?
- Хорошо, конечно, - обрадовались Оля и Сережа.
-Оля, ты где? – раздался звонок у Оли на сотовом. Это беспокоилась баба Наташа.
-Я в ветеринарной поликлинике, у Рады нога сломана, мы тут с Сережей и его братом.
-Что ты будешь делать,- расстроилась баба Наташа.
Так Рада с «костяной»  ногой оказалась   во втором подъезде на втором этаже их дома.
- Не представляю, если честно, как мы будем уколы ей делать?- вдруг проговорил Сергей.- И рану обрабатывать? Никогда этого не делал. Ее, наверное, держать надо. Она же не дастся.
-Я бабу Наташу попрошу. Она не откажет,- сказала Оля.
- Ну, до вечера, моя хорошая,- погладила девочка собаку.
Дома Оля рассказала про то, что случилось с их дворовой любимицей.
-Наверное, хулиганы или камнем или палкой стукнули…  Да,- это, конечно, большая ответственность: лечить, - вздохнула баба Наташа,- но что же делать, не оставаться же ей без лапы?! А как же твой велосипед-то?
-Ничего, главное, чтобы Рада поправилась,- ответила Оля.
-Ну, и правильно, моя девочка, все правильно, - погладила внучку по голове бабушка.
-Пойду, все лекарства куплю, которые велели,- сказала она Оле и пошла в аптеку.
Вечером Олина бабушка позвонила своей старинной подруге Елене Владимировне, которая тоже очень любила животных и каждый божий  день, болела или нет, в любую погоду, в будни или в праздники, кормила всех окрестных кошек и собак. Оля, Сережа и баба Наташа с Еленой Владимировной - все вместе - пошли  навестить Раду. После операции, в гипсе, после обезболивающего укола, Раде стало полегче, и она выглядела веселее.
-Ах, ты моя девочка,- ласково проговорила Елена Владимировна,- бедная, завтра перевязку тебе сделаем.
Утром Оля покормила Раду и вывела ее на улицу. А вечером пошли  делать укол  и перевязку. Все волновались: как получится, дастся ли Рада, ведь ей так больно. Баба Наташа завязала нос Раде, как показал ветеринар, чтобы она не укусила никого. Врач оставил в гипсе отверстие для  того, чтобы можно было обрабатывать рану. Пока Олина бабушка и Сережа держали Раду, Елена Владимировна убрала салфеткой гной, продезинфицировала рану, положила мазь, забинтовала лапу и сделала укол. Рада, как будто понимала, что ей хотят помочь, и терпела, как могла. Все это было далеко не просто. Но, как говорится, глаза стращают, а руки делают. Или лиха беда начало. Дня через два – приспособились. Оля с Сережей по очереди выводили Раду на улицу. Собака стучала «костяной» ногой по асфальту. Соседи удивлялись, глядя на энтузиазм детей, хвалили их. Каждый день вечером Оля, баба Наташа, Елена Владимировна, иногда и  Сергей, шли лечить Раду. Славик с Алексеем научили ее давать всем переднюю лапу. Рада была очень умная и послушная собака. Все привязались к ней за время лечения. Скоро  уже можно было снимать гипс.
Как-то баба Наташа  и Елена Владимировна пили чай и разговаривали.
-Вот, думаю, кость-то у Рады хрупкая после перелома. Как она во дворе будет? Ведь опять нога сломаться может. Родители Олечки вряд ли разрешат собаку взять. Что делать, ума не приложу,- с волнением проговорила баба Наташа.
-Не будет она на улице,- сказала Елена Владимировна,- у меня-то кот, а я Любе ее отдам, пенсия у нее небольшая,  а у меня – газпромовская, вот я ее  и уговорила взять собаку, обещала ей десять тысяч за то, что она будет заботиться о Раде. Я ей и двадцать давала, да она не согласилась. Думаю, она бы и без всяких денег ее взяла, была бы возможность прожить на такую пенсию, как у нее. Она тоже животных очень любит.
-Да ты что?! Как хорошо-то!- обрадовалась баба Наташа.- Леночка! Какая ты замечательная!
Оля с Сережей тоже несказанно обрадовались за Раду.
Наконец, гипс сняли. Раду привели к Любови Павловне. Та приветливо посмотрела на собаку и  погладила нашу любимицу по голове. Они полюбили друг друга сразу.
- Ну, давай знакомиться. А лапу дашь?
Рада дала лапу и посмотрела кротко в глаза своей хозяйке. Она привыкла жить в прихожке и долго не решалась войти в комнату, хотя Любовь Павловна ее звала. Прошло несколько дней… и как-то раз она вошла несмело и робко, как-то бочком и неуверенно.
 -Иди, иди ко мне, моя любимая,- звала ее Любовь Павловна.
Рада подошла и положила ей голову на колени.
И. Рассказова




Рецензии