Фонтенебло

          ФОНТЕНЕБЛО

Комфортабельный автобус ровно шелестел по дорогам Франции. Какие-то неровности всё-таки иногда встряхивали пассажиров. За окном мелькали ухоженные домишки, ровные ряды цветущих садов и уже доцветающих каштанов.  Шестьдесят км от столицы, разве это расстояние для русских туристов, для некоторых из них это расстояние каждый день до работы. Автобус остановился у парадных ворот. Перед взором путешественников открылась панорама старинного дворца. Старый булыжник под ногами сразу настроил туристов на серьёзный лад. А разве по-другому возможно? История Франции в десятке веков спрессовалось в этом дворце.

Старый булыжник и современная обувь без каблуков, бредешь, как будто переходишь реку вброд – осторожно, с опаской, чтобы не поскользнуться. Вдали серая лестница подковой и перед ней двухэтажный буквой «П» дворец. Конечно, вход в дворец осуществляется не через это подковообразное создание, а с боку.

Само понимание, что здесь гуляли короли Франции и сам Наполеон вершил историю государства, как-то само собой заставляет настроиться внимательней и вникнуть в эти почерневшие картины и потускневшую позолоту. Но всего этого так много: потускневшего золота и на взгляд проходящего по залам туриста однообразных по сюжету картин, что быстро всё это утомляет.

Вековая пыль лежит на всём этом бывшем блеске. Непроизвольно в памяти возникают образы героев Вальтера Скотта, Александра Дюма и естественно самого Маркиза де Сада. Дворцовая беззаботная сытая жизнь не могла не породить любовных увлечений. Скучно, хочется на простор.

Сады Фонтенбло  –  их несколько. И вновь дефицит времени. Как всегда прав наш российский шутник Козьма Прутков: «Нельзя объять, не объятое», но хотелось бы. Но как?..
В садах простор, шире Российского, для меня это просто каламбур. Я много бродил по России, видел такие просторы, от которых сердце замирало от восторга, от объема, увиденного, от объёмов нашего пространства, от небесной сферы накрывающей нашу Родину. Хотелось поднять руки к облакам и крикнуть: «Здравствуй Россия!» Но, то была Франция.
 
Под ногами шелестел светлый гравий. Был срединный день недели. Искусственный водоём плескался влагой перед взором, ленивые утки шевелили лапками не торопясь под водой. Редкие посетители расположились на скамейках вдали, как в тумане. Никто, никому не мешал наслаждаться пространством. Всё дышало величием прошлой истории Франции.
 
С погодой повезло. Солнце, тепло, радушно. Сколько можно сидеть на скамейке, если время туриста ограничено. Сколько?..

Искусственные пруды привлекают. Останавливаешься перед балюстрадой, и перед глазами уходит вдаль четко геометрически выверенный канал, чуть ближе скульптурный орел спиной к посетителю, а дальше опять широкое пространство.

 Дорожки вправо, влево, на ровной местности они создают видимость неограниченного пространства. Бросаешь вниз, в воду, струящуюся из верхнего пруда кусочек хлеба, а там, подле скульптурного орла на воде, утки, ждут твоего подаяния, гребут лапками в прозрачной воде к подаянию, как Франция к США. Смешное сравнение, но пришло в голову.

Сравнение? Ведь это всё я уже где-то видел.  Сан-Суси, в Потсдаме, давно, но это было. Петергоф, в России с золотым Самсоном. Подражательство? Однозначно, да. Но здесь такой простор, что и российские императоры не смогли его повторить. И вновь гладь воды искусственно созданного прямоугольника уходит вдаль, по берегам которого гуляют немногочисленные отдыхающие.

Такое создание человеческого труда надо видеть.


Рецензии
Читаешь Ваши репортажи, Владимир Николаевич, как увлекательную историю...
Спасибо большое.
С уважением,

Лариса Малмыгина   11.06.2016 08:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, Ваша мистика увлекательна. С уважением.

Владимир Голдин   14.06.2016 07:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.