Случайная встреча

               
   Преддверие великого праздника – Дня Победы. Май выдался, на диву хорош. Голубое небо, ни облачка, яркое солнце. Не так часто весна балует Петербург. 
Сегодня 8 мая, завтра 9-е и я отправлюсь со своим отцом, гвардии-майором, вернее с его портретом на прохождение Бессмертного полка.
А сегодня надо посетить Никольское кладбище Александро-Невской лавры.  Сходить поздравить своего начальника кафедры и его жену Наталью, недавно ушедшею к нему, с которым она была вместе со школьных лет.
  Иду по тропинке, слева памятник, делаю традиционную остановку у Дважды Героя Советского Союза, морского лётчика, генерал-майора
Алексея Ефимовича Мазуренко.
Далее, справа от дорожки, покоится знакомый мне генерал-майор, тоже морской авиации, Дважды Герой Советского Союза Василий Иавнович Раков.
С Василием Ивановичем мне посчастливилось быть знакомым и несколько раз встречаться. Вижу, у его монумента: сидит на скамеечке женщина и с ней двое мужчин.
Неудобно нарушать их общение с прославленным лётчиком. Прохожу дальше, нахожу своего начальника с его жёнушкой. Постоял, вспомнил всё хорошее, что связано с ними, совместную службу. После ухода нашего начальника, его жена Наталья взяла в свои руки всю бывшую Военно-морскую кафедру и регулярно собирала нас у себя дома. Гостеприимная и хлебосольная была семья.  Теперь же, только светлая память осталась о них. Постоял, пообщался и побрёл обратно.
 У Василия Ивановича были те же люди. И тут я решился подойти.
– Здравствуйте. Прошу прощения за вторжение. Я всегда, когда здесь бываю, подхожу и приветствую Василия Ивановича.
Сидевшая на скамеечке женщина заинтересовалась мной: кто и почему.
  Рассказал я ей о том, как и где я встречался с В.И. Раковым.
В свою очередь спросил, кто она. А она оказалась дочерью Дважды Героя – Светлана Васильевна.
 Вот это встреча!
   Один из мужчин представился: Андрей Юрьевич Раков. Он тоже морской офицер в недалёком прошлом, капитан 2 ранга. Андрей добавил, что Василий Иванович его дядя, у которого он воспитывался с десяти лет, после ухода из жизни родителей.
  Я, в свою очередь, рассказал, что у меня тоже был дядюшка, у которого я воспитывался многие годы, и он тоже легендарный морской лётчик – Виктор Ефимович Шарай. Мой дядюшка тоже был знаком с Василием Ивановичем, когда учился в Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, где В.И. Раков служил в должности начальника факультета.
  Разговорившись, выяснилось, что у нас есть общие знакомые.
Рассказал и забавный случай, когда мой дядюшка с товарищами, обучавшимися в академии, однажды находились на перекуре в академическом гальюне, что-то обсуждали весёлое связанное с В.И. Раковым, что-то похожее на анекдот. И вдруг, открывается дверца кабинки и из неё выходит генерал – Дважды Герой. Окинул генерал весельчаков, а лётчики все с юмором, вышел и никаких репрессивных выводов не предпринял.
  Вспомнил и о встрече с Василием Ивановичем, на проводах одного лётчика, полковника Т.Т. Савичева, звёздочки на его пиджаке отсутствовали – не та ситуация, чтобы к себе внимание не привлекать.
Дочка сказала, что папа вообще их не надевал на гражданскую одежду, разве, что на какие-то особо торжественные встречи, когда его приглашали.
  Племянник, Андрей, оказался много знающим о своём приёмном отце и о его боевом пути. Я решил спросить, об очень интересном и мало освещённом моменте из боевых действий Василия Ивановича. Много ходило «легенд» и слухов по поводу присвоения ему второй звезды героя. Дело в том, что полк, в котором служил В.И. Раков, атаковал финский броненосец «Вайнемяйнен» и потопили его. Броненосец являлся гордостью финнов, да и своим вооружением представлял большую опасность. За потопление и присвоили В.И. Ракову вторую звезду. Позже, всё по тем же слухам, оказалось, что потопили макет броненосца.
Вот это конфуз! Хотя подойти даже к макету, если он был таковым, – весьма сложно. Огонь открывался по подлетающим самолётам неистовый.
 Андрей с явным удовольствием раскрыл, мало, кому известные события тех дней. Вроде бы все байки и правильные, но не совсем.
  Да, на самом деле авиация не потопила броненосец.
Кстати в 1966 году автор стоял на палубе этого «утюга» таким показался этот мощный броненосец, называвшийся у нас «Выборг».
  Так как же было дело в те военные годы?
Разведка не совсем правильно определила, что пришло и встало в порту Котка. Появившийся корабль приняли за броненосец, столь велик он был.
Позже и, много позже, стало ясно, что стоял там корабль ещё более опасный особенно для авиации. В порту Котка находился крейсер ПВО, который иногда называют плавбатарея ПВО. Как бы ни назывался корабль, но он представлял большую опасность особенно для нашей авиации, которая к этому времени активизировала свои действия на Балтике.
Наша авиация и совершила налёт 16 июля 1944 года, примерно в 17 часов, на этот корабль. В результате крупная цель, как думали броненосец, была потоплена.
И только после выхода Финляндии из войны, обнаружили совершенно целый «Вайнемяйнен». Тогда-то и выяснили, какой мощный корабль уничтожили лётчики 16 июля. Это был крейсер ПВО «Ниобе».
  Теперь же обратимся к документам и посмотрим, как же проходила атака и потопление «Ниобе».
  Надо сказать, что Василия Ивановича очень позабавила фамилия командира крейсера – звался он оберлейтенант Энгельс.
  После подведения итогов после войны, выяснилось, что «Ниобе» стал самым крупным боевым кораблём, потопленным нашей авиацией.
Как же закралась ошибка в определении потопленного корабля?
8 июля 1944 года разведка Балтийского флота обнаружила, что в Хельсенки пришёл большой корабль. Разведка велась с воздуха, видимость была слабая, поэтому и произошла ошибка. Прибывший корабль приняли за броненосец. У финнов в составе флота находились два таких корабля: «Ильмаринен» и «Вайнемяйнен». Броненосцы относились к кораблям береговой обороны.
  Они вступили в строй в 1932 году и имели водоизмещение 4000 тонн, вооружены крупнокалиберной артиллерией 8 орудий, 254 мм калибра, что неплохо обеспечивало оборону береговых укреплений.
  Постояв некоторое время в порту Хельсенки, 12 июля 1944 года корабль перешёл восточнее в порт Котка, в главную базу лёгких сил ВМС фашистов и финнов в Финском заливе.
   Командование Балтийским флотом во главе с  адмиралом Владимиром Филипповичем Трибуцем, сделало вывод, что броненосец готовится к боям в Выборгском заливе, на подходах к Выборгу.
  Все прекрасно помнили, сколько неприятностей доставили эти два броненосца при защите полуострова Ханко, где наши войска и флот до декабря 1941 года сковывали силы противника, защищая нашу Военно-морскую базу и препятствуя немецким кораблям проникнуть в Финский залив. В те дни «Ильмаринен», подорвавшийся на мине, затонул.
  В июле 1944 года «Вайнемяйнен» представлял большую опасность для нашего флота, который имел в районе Выборгского залива канонерские лодки, которые значительно, по своей мощи, уступали броненосцу. 
Значит – броненосец необходимо уничтожить. Вот эту задачу и поставило командование Балтфлотом нашей авиации.
  Операцию подготовили наспех и предприняли попытку уничтожения 12 июля в 19.22 по 20.50 по кораблю произвели два налёта в составе 30 самолётов. Однако ни одна бомба в корабль не попала. В результате понесли финны некоторые потери только в живой силе.  Зенитная артиллерия сбила два наших самолёта Пе-2, и третий вынужден был сесть на воду вблизи Усть Ижоры, при возвращении на свой аэродром, так как имел повреждения.
  На подготовку следующего налёта выделили тоже немного времени, всего четыре дня, но подготовили удар более тщательно. Ответственным за всю операцию являлся командующий авиацией КБФ – М.И. Самохин. Принимается решение нанести комбинированный удар двумя группами пикирующих бомбардировщиков 24 Пе-2 и одной группой топмачтовиков Дуглас А-2 – 4 самолёта. Обеспечивать действия штурмовиков поручалось истребительной авиации в составе 100 единиц.
  Вот такие силы выделялись для проведения  операция. Первостепенная задача это подавление противовоздушной обороны. Для решения этой задачи выделялось 23 самолёта Ил-2 под командованием Героя Советского Союза подполковника Н.Г. Степаняна. Сопровождать пикировщики должны истребители: 30 Як-9 и 24 ЛаГГ-3. Для успешного решения дальнейших задач, необходимо расчистить небо над самой базой. Не дать возможности авиации противодействовать нашим пикировщикам. Для этого выделялось 16 истребителей Ла-5.
Далее предстоял сам удар – демонстративный 6 Пе-2, эти самолёты и плюс 6 Як-9 должны были попутно обеспечить и доразведку.
Заключительная фаза предоставлялась топмачтовикам.
 В день проведения операции 16 июля 1944 года с наших аэродромов примерно в 15.51 по 16.17 часов поднялись самолёты подавления ПВО противника, штурмового авиаполка, под командованием капитана А.Н. Борисова и старшего лейтенанта Г. Попова. Полёт проходил на высоте 3000-3500 метров. В результате удара четыре береговые батареи были уничтожены, остальные повреждены и огонь значительно ослаб.
  После первого налёта в дело вступили 22 пикирующих бомбардировщика 12-го Гвардейского полка. Первый удар нанесла группа из 11 самолётов под командованием подполковника В.И. Ракова. Закрепила результаты первого удара, через минуту, вторая группа из 11 самолётов, под командованием капитана А.И. Барского. (Автору посчастливилось встречаться с Героем Советского Союза А.И. Барским в Калининграде и в Москве. В Калининграде семья В.Е. Шарай дружила с Андреем Ивановичем и его семьёй.)
  Самолёты, пикируя с 3000 метров до 2000, сбросили по кораблю сорок четыре - 250 килограммовые фугасные авиабомбы и столько же 100-килограммовых.
  Добились четырёх прямых попаданий, и двенадцать бомб легло рядом с бортом, что так же нанесло повреждения цели.
  Затем нанесли удар шесть Пе-2 и так же достигли попадания. Атаку производили попарно. Первой группой командовал майор И.Н. Пономаренко, второй – лейтенант И.К. Савченко.
 Дело закончили топмачтовики А-2 и с высоты 30 метров сбросили шесть - 1000 килограммовых бомб. Все группы добились попадания в корабль. Вёл топмачтовики капитан М.В. Тихомиров, который и доложил о потоплении  корабля.
   В операции приняло участие 132 самолёта. Потери при этом составил один топмачтовик А-2.  Самое интересное и любопытное, что нашим истребителям так и не пришлось вступить в бой, – ни один истребитель противника в воздухе не появился.
  В результате блестящей операции потопили большой корабль, но, увы, не тот, на который рассчитывали. До 1945 года командование было уверенно, что потопили броненосец «Вайнемяйнен». Это подтверждалось и авиаразведкой и фотодокументами. На фотографиях можно было увидеть: на подходе к Котке, из воды виднелась мачта и верхушка трубы корабля. По некоторым сведениям, ещё до окончания войны авиация обнаружила на одной из стоянок целёхонький «Вайнемяйнен». Другие источники утверждают, что это обнаружилось после выхода Финляндии из войны.
  Ситуация неприятная, ведь многие за операцию были награждены, в том числе и звёздами героев.
  С тех пор и появились всякие слухи и байки по поводу потопления. Ходил анекдот, что за потопление броненосца одному лётчику присвоили звание Героя Советского Союза, а после за его обнаружение он был награждён второй звездой.
 Это намёки и направлялись в адрес В.И. Ракова.
  Но! Василий Иванович Раков настоящий герой и даже дважды.
Что же потопили?
Из описания и так уже ясно.
Однако ещё раз обратимся к документам.
Кстати, после войны финны безоговорочно передали «Вайнемяйнен» Балтийскому флоту и он ещё долго находился в строю. Вот тогда-то автор и постоял на его палубе.
  В конце концов, всё разъяснилось, – в порту Котка потоплен немецкий корабль «Ниобе», корабль с интересной судьбой.
В 1940 году после оккупации Голландии и Норвегии немцам достались устаревающие броненосцы и крейсера этих стран. Большой ценности они не представляли, но практичные немцы нашли им применение.
  Корабли были хорошо бронированы и их решили переделать в корабли ПВО, так как они имели немалое количество артиллерии, оставалось только добавить зенитные установки. Что немцы и сделали, назвав их после модернизации плавбатареями.
Корабли получили  названия – персонажей греческой мифологии:  «Нимфа», «Ариадна» и другие.
Голландский крейсер, постройки 1900 года «Гельдерланд» имевший водоизмещение 3512 тонн так же переделали, и он 16 марта 1944 года вошёл в строй под названием «Ниобе».
  Что же установили на этот крейсер?
На «Ниобе» разместили восемь тяжёлых 105 мм зенитных орудий, двадцать четыре 20 мм зенитных, счетверённых автоматов «Эрликон».
  На корабле установили и очень важную, и новую, по тем временам, аппаратуру – радиолокатор.
  В 1944 году наша авиация усилила налёты на морские базы финнов.  Для усиления обороны и приняли решение перевести «Ниобе» в Котку.
  Однако помощи оказать «Необе», что в переводе означает – Богиня плача, не пришлось. Практически сразу же с приходом корабля в Котку он был уничтожен, в результате блестяще разработанной операции. И награды, по праву, нашли своих героев.
Кстати, очень символично – Богиня плача Ниобе окаменела, когда увидела, как были убиты Апполоном и Артемидой, с воздуха, её дети. Что произошло с воздуха и с самой Ниобе, но на этот раз уже с кораблём.
   Примерно так, и рассказал историю с потоплением крейсера ПВО Андрей Раков, у памятника своего приёмного, героического отца. На этом и расстались, обменявшись визитными карточками.
  А автор подумал: как полезно иногда проявить любопытство.
Следующий день – 9 мая.  День нашей Великой Победы и автор отправился с Бессмертным полком, с портретом отца – гвардии-майора, погибшего в 1944 году, в этот поход.

Использованная литература:
В.Д. Доценко. «Считать «Вяйнемяйнен» крейсером «Ниобе»»  Мифы и легенды Российского флота.                Игорь Борисенко «Потопление "Ниобе" Германская точка зрения».                В.И. Раков  «Крылья над морем».


Рецензии