Деревня Папертники
Другим развлечением под вечер было ожидание деревенского стада коров и овец. Я должна была в пестрой коровьей толпе отыскать нашу черно-белую «Маруську» и тонкой хворостинкой гнать ее к своему двору. Потом настойчивым призывом «кать…кать…кать…» отделить семь-восемь овец от общей отары и тоже пригнать к дому. Иногда у нас обедал или ужинал пастух, так расплачивались за его труд. Он по очереди столовался в каждом доме. Все располагались за большим столом около русской печки, вдоль которого стояли лавки. Подавали кислые щи с мясом, картошку или гречневую кашу с молоком, шпик, и конечно соленья: капусту, огурцы, моченые антоновские яблоки, грибы. У всех были отдельные миски или тарелки. Столовые приборы были разнообразные, от серебряных ножей и вилок до деревянных ложек. Каждый выбирал себе, что хотел. Все соленья хранились в деревянных кадушках в погребе во дворе. Погреб выглядел, как земляной холмик с деревянной дверцей. Я туда никогда не заходила, но чувствовала, как из него веет холодом. Рядом с погребом стояла скамеечка, на которой любил сидеть дедушка.
Но самое интересное начиналось вечером, когда уже стемнело и звезды высыпали на небе (особенно в августе). На «пятачке» начинались гулянья. «Пятачком» называлась утрамбованная площадка около колодца под единственным фонарным столбом. На куче бревен усаживалась вся детвора и наблюдала, как взрослые парни и девушки, встав в два ряда, сходились и расходились навстречу друг другу в плясе, сопровождая свое движение задиристыми частушками. Потом начинались более медленные танцы под гармошку, и так до рассвета. Нас пытались «загнать» домой. Но мы упирались…
Конечно, ходили в лес по грибы и ягоды. Деревня стояла на пригорке, а внизу в широком овраге протекал ручей, который когда-то был речкой (прочитала недавно, что это исток речки Талицы Клязьминского бассейна). Летом он совсем пересыхал потому, что ближе к пионерскому лагерю сделали запруду для купания. С противоположного склона оврага начинался лес. По этому лесу мы шли шесть километров пешком от станции Ашукинская Ярославской железной дороги. Автобусы тогда еще не ходили. Рядом находились деревни Грибки и Грибаново, в которые я ходила с тетей в гости к каким-то родственникам.
Дорога от станции до деревни тоже была развлечением. Меня всегда провожали родители и старшие сестры, которые заночевав, возвращались в Москву. С собой несли тяжелые сумки с московскими гостинцами и потому, делали привалы. Первый привал был у Мураново, потом в лесу у ключа с чистейшей ледяной водой. Перекусив и отдохнув, шли дальше. Лес казался мне темным и дремучим; коряги, выглядывающие между деревьями, чудищами.
Такого леса я уже нигде больше не видела. Мои летние посещения дедушки и бабушки продолжались до 11 лет. А потом…начался баскетбол и спортивные лагеря (см. главу «Баскетбол»).
Однажды, когда я уже училась в институте на третьем курсе, предложила моим подругам по целинному студенческому отряду (см. главу «Целина») в зимние каникулы съездить на выходные проведать моих дедушку и бабушку в деревне Папертники, а заодно посетить музей Тютчева в Мураново (забегая вперед, скажу, что он был закрыт на ремонт). Предложение было принято с энтузиазмом. Взяв с собой то, из продуктов, чего в деревне не было: колбасу, сыр, сгущенку, конфеты, печенье и легкое вино, мы отправились в путь. На поезде с Ярославского вокзала с песнями под гитару (ее мы тоже прихватили с собой) доехали до станции Ашукинская. Да, еще мы захватили с собой лыжи, чтобы шесть километров до деревни не пройти, а долететь! «Долететь» не удалось, лыжни в лесу не было. Намучившись по свежим глубоким сугробам, сняв лыжи, вышли на проезжую дорогу. Наконец добрались еле живые. Дедушка с бабушкой встретили нас очень радушно, сразу стали накрывать на стол. Мы выложили свои гостинцы, а бабушка свои. Колбаса и сыр не имели успеха, как и сухое вино. Бабушкина же настойка под разнообразные соленья (капусту, огурчики, моченые яблоки, грибочки всех видов) и горячую отварную картошку шли на УРА…! Усталость как рукой сняло, и мы долго пели студенческие песни, а потом перешли со стариками на народные. Эту нашу поездку мы вспоминаем часто. Вот уже 46 лет, как окончили институт, и каждый год продолжаем встречаться!
Последний раз наша семья была в Папертниках, когда я была уже замужем. Мама (папы уже не было в живых), я и старшие сестры с мужьями и детьми нагрянули к старикам, увидели их слезы радости и сами всплакнули. Старики не были одиноки. Хозяйство там вел папин младший брат по отцу Алексей, а потом наверно его дети и внуки. Он со своей семьей проводил там все выходные. Там у них было что-то вроде дачи. Папа никогда не претендовал на этот дом. Он там не жил. В 13 лет ушел из дома, когда еще жили в Рязани (см. главу «Родители»). После смерти старшего поколения связь с семьей Алексея была потеряна. Но все-же интересно, что стало с этой деревней и этим домом…!?
Свидетельство о публикации №216051601259
Рудакова Элиза 28.09.2016 16:34 Заявить о нарушении
Лина Широких 13.10.2016 19:43 Заявить о нарушении