Пошли дурака Торе молиться

Как завораживающе красиво звучат слова комментариев к идее - в Израильской армии должны служить ТОЛЬКО религиозные евреи
Утверждается, что тогда, «принципиально иной характер имели бы и СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОЕННЫЕ решения армейского руководства, если бы они принимались людьми, знакомыми с элементарными азами еврейского Закона.

1) С точки зрения Торы НЕНАПАДЕНИЕ на готовящегося на тебя напасть врага - это заказанное заранее твое ПОРАЖЕНИЕ.
2) Не может быть и речи, - если воевать по Торе, а не по пугливым канонам «политкорректности», о том, чтобы ограничивать удары по врагу, если враг прячется в толпе покрывающих его *мирных жителей*.
3) Не может быть и речи о прекращении военных действий до достижения полной победы (с явной опасностью возобновления врагом военных действий в будущем) - под давлением какой бы то ни было международной организации или страны».

И впечатляющая угроза – «если в обозримом будущем Израиль не получит подлинно еврейской армии, - его безопасность может быть подвергнута серьезным  испытаниям. … в который раз народу Израиля останется надеяться лишь на чудо...».

Может быть, отдельными проявлениями чьей-то разумной воли или интуитивных шагов, в Израиле, до некоторой степени, осуществляется оптимизация для лучшего приспособления к угрозам его существованию. Например, загрузка обширной «балластной» части народа - множества людей, неспособных по нравственным, физическим, волевым, умственным качествам быть полезными в обеспечении защищенности страны, - загрузка этих людей изучением лайтмановской каббалы, игрой в фейсбучных сообществах, чванливым самопредъявлением на полях «комментарии» на страницах СМИ и т. п. Очень это распространено в среде русскоязычных израильтян, не нашедших возможности быть полезными стране в полную меру своих способностей или, есть и такое, перегруженных самомнением и амбициями советской образованности. Примером направления некоторой балластной массы в положение «чтобы не путались под ногами» являются игры увлеченных фейсбучников в формирование государствообустраивающих документов (идеологии, Конституции, внутреннее Административное членение Государства и т. п.).

Теперь, по поводу идеи учета «элементарных азов еврейского Закона» в СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЕННЫХ решениях армейского руководства». Отражение непосредственной военной угрозы – это задача военных. Отражение угроз, нарастающих в дальней временнОй перспективе, - задача, прежде всего политиков, которые должны осуществить комплекс «политическое сдерживание враждебных сил + организация и целесообразная демонстрация военной силы». 

В каких-то местах Торы верно сказано, что НЕНАПАДЕНИЕ на готовящегося на тебя напасть врага - это заказанное заранее твое ПОРАЖЕНИЕ. Но, Тора – средоточие мудрости. И желающим выступать сопричастными мудрости Торы имеет смысл поискать и другие места. Те места, где иудейский опыт, как и общемировой, предупреждает, что непосредственная угроза может быть только провокаторской фазой более масштабной угрозы. На тебя явным образом кто-то собирается нападать, ты его опережаешь – наносишь удар; и тут возникает более грозная сила, которой недоставало «повода» - чтобы ты кого-то побил; а схватываться с этой грозной силой сегодня жизненно опасно – нужно выигрывать время, чтобы эта гроза стихла или чтобы ты сам подготовился уже к схватке с ней.

Адекватной (по простому - умной) является позиция учета ВСЕХ существенных факторов в твоем соотнесении со средой проживания. Тогда твои действия представляют собой такое использование доступных ресурсов, при котором среда позволяет тебе существовать в ней – не убивает, кормит, развлекает  и т. д.

Неадекватной (по простому - глупой) является позиция учета ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫХ существенных факторов. Да, явно на нас некто собирается наехать; да, умная Тора подсказала, что надо бить первым; ударили и ударили хорошо, а потом .. появился из-за угла мощный «дяденька» - «нейтрализовать» обидчика. Тора – диалектична и именно поэтому дает возможность ДОСТАТОЧНЫМ образом ориентироваться в мире, безмерно сложном для человека. При этом в отношениях с Торой можно, в самом первом приближении, выделить две группы людей: 1.способных (по уму и воле) продвинуться в познании Торы и 2.нуждающихся в посредниках, передающих инструкции Торы. К первой группе могут причислять себя люди, вполне искренне переоценивающие свои способности. Но, могут «примазываться» и аферисты, навязывая себя людям второй группы в качестве наставников, лидеров, вождей; при этом, они принимают людей второй группы за «баранов» - объектов манипулятивного воздействия.

Диалектичность Торы выражается, в частности, в том, что каждому событию, каждому отношенческому и поведенческому ориентиру могут даваться прямо противоположные, на первый взгляд, интерпретации. Это обусловлено безмерной многосвязностью реального мира. И это развивает зоркость изучающих Тору – позволяет для реальных ситуаций выявлять и учитывать все более обширный круг зависимостей, а это позволяет человеку и человечеству все более точнее приспосабливаться к среде проживания. Наивное или злонамеренное, манипуляторское вырывание из диалектического контекста Торы отдельных однозначных поведенческих ориентиров – это деятельность против назначения Торы, против людей. Против основного инстинкта – жить (своей жизнью, жизнью потомков, жизнью племени, человечества), за которым, возможно, воля некоего Творца.

Процитирую Пинхаса Полонского, автора серии книг комментария к Торе: «мы должны отойти от парадигмы средневекового типа мышления, для которой идеал статичен, и все великие вещи должны быть только постоянны. Сегодня мы в состоянии воспринять динамический идеал мироздания» («Библейская Динамика / Праотцы в динамике»).


Рецензии