Время смыслов. Глава 109

1. В прошлой 108й главе мы начали рассматривать историю отношений между властями США и индейскими племенами как часть нашего исторического анализа параномики BFD, важной парадигмы идентичности, связанной с так называемым "духом границы" определявшим развитие американской истории в 19 веке. Параномика, хотя в иной,существенно отличающейся форме, также сыграла важную роль в социальном кризисе Европы начала 20 века и в генезисе фашистского движения,особенно в Италии и в Германии, но обсуждение этой сложной темы нам нужно отложить до следующих томов этой книги, когда наше понимание динамики социальной идентичности выйдет на более высокий уровень.

2. А  пока вернемся к концу 18 века,когда параномика, как особая парадигма социальной идентичности только начинала возникать в атмосфере хронической политической нестабильности, распада общества и эскалации межрасового насилия характерной для приграничных городков и  ферм, созданных белыми посленцами, хлынувшими за Аппалачи (горный хребет,идущий с Северо Востока в Юго Западном направлении, более или менее параллельно побережью и отделяющий так называемый Средний Запад от британских колоний Атлантического побережья) после победы Англии над Францией в Семилетней войне (1756/1763)закончившейся английским завоеванием Канады.

3. Надо сразу отметить, что поселение там белых было, строго говоря, незаконно (я отметил в прошлой главе что само греческое сочетание предлога пара и слова номос закон, в древнегреческом языке может означать "противозаконный")ибо противоречило так называемой Королевской Прокламации 1763 г.. запрещавшей белым поселенцам переходить Аппалачи и закреплявшей Средний Запад (прежде всего плодородную долину реки Огайо, куда устремилась большая часть поселенцев) за индейскими племенами поддержавшими Англий в войне с Францией. Но зато такое поселение было выгодно и белым беднякам , получавшим землю, и богатым земельным спекулянтам, поддерживавшим процесс незаконной колонизации, и для всех этих людей выгода/частный интерес в данном случае перевешивали и закон и опасность.

4. Некоторые из этих племен, например Делавары, в прошлом жили вблизи Атлантического побережья и были вынуждены переселиться на Запад, утратив свои исконные земли в пользу белых. Теперь они  вполне логично подозревали,что процесс повторится вновь и,  воспользовавшись тем фактом, что официально британские власти не поддерживали поселенцев, начали понемногу убивать и скальпировать некоторых из поселенцев и членов их семей, чтобы запугать остальных и вынудить их убраться назад на Восток.

5. В этой трудной ситуации британские власти не желали вмешиваться и портить свои отношения со стратегически важными им индейскими союзниками. Поэтому они практически самоустранились и заняли нейтральную позицию,лишив поселенцев эффективной защиты от индейских набегов. Это способствовало стремительному росту антибританских настроений среди поселенцев и явилось одним из важнейших  факторов, подготовивших американскую революцию. На это указывает современный американский историк Патрик Гриффин в своей фундаментальной работе Американский Левиафан. Империя, нация и революционная граница (Griffin 2007).

6. Вооруженные поселенцы ответили на рейды индейцев массовыми и гораздо более кровопролитными атаками на поселения "кровожадных дикарей" (многие из которых были на самом деле не причастны к этим нападениям на белых), фактически обьявив на них охотничий сезон. Вот одно из многочисленных свидетельств, которые приводит Гриффин в своей книге:" Моравский миссионер Джон Хеккевелдер, посетивший долину Огайо в 1773 г., (т.е. за год до начала Американской революции ЛБ)оказался в страшном мире.Мужчины соединялись в банды "блуждавшие по стране в поисках земли для поселения или для спекуляции". Другие "лишенные и чести и гуманности" становились  "сбродом". Они верили,что "убить индейца это все равно,что убить медведя или бизона и стреляли в индейцев,которые просто попадались им на дороге" (там же,97).

7. С началом революционной войны между колонистами (армией Континентального конгресса) и британскими властями ситуация в приграничных районах стала еще хуже, поскольку теперь англичане вместе со своими индейскими союзниками атаковали приграничные поселения и форты, убийства на границе приобрели массовый характер и распространились далеко за пределы долины Огайо. Пленных поселенцев, тех,которых не убили и не скальпировали, отправляли в лагеря в Квебек. В штате Нью Йорк мощная ирокезская конфедерация большей частью поддержала англичан. Карательная экспедиция (1779)под командованием генерала Салливэна посланная командующим американской армией Джорджем  Вашингтоном получила приказ разрушить ирокезские поселения. Выполнение приказа положило конец могуществу ирокезов, было разрушено около 40 индейских городков (в отдельных случаях пострадала даже та часть  ирокезов,которая поддерживала американскую сторону). За Вашингтоном окончательно закрепилось данное ему еще во время Семилетней войны среди индейцев прозвище "разрушитель городов".

8. С победой и достижением независимости США (1783) хаос в долине Огайо не прекратился, геноцидальная межрасовая война продолжалась с той разницей,что постепенный выход англичан из игры осложнил положение индейцев, так как перевес оказался на стороне их противников поселенцев. Однако это стало ясно не сразу, поскольку  власти молодой американской республики стремились наладить дружественные отношения с индейцами и не спешили вмешаться в то,что происходило на Западе, а в долине Огайо возникла сильная индейская конфедерация.

9. В результате отчаявшиеся поселенцы стали угрожать отделением и продолжали действовать против индейцев на свой страх и риск с помощью методов самосуда, к которому прибавлялась значительная доля откровенного бандитизма.Только когда угроза отделения стала вполне реальной с так называемым "восстанием виски" (против налога на алкоголь) власти зашевелились. После подавления восстания на Запад была послана небольшая, но хорошо подготовленная  регулярная армия из закаленных в боях ветеранов  во главе с жестоким и решительным генералом Энтони Уэйном. Эта армия нанесла поражение индейской конфедерации  и окончательно открыла Средний Запад для белых переселенцев с Востока.

10. В результате правительственного военного вмешательства и защиты поселенцев в долине Огайо установился мир, но в этом мире для индейцев по сути говоря не было места. Правительство вопреки официальному, патерналистски дружественному отношению к индейцам, культивировавшемуся самим Вашингтоном и его военным министром Генри Ноксом, и включавшему теоретическое признание независимости/суверенитета индейских племен и следовательно монополию федерального правительства (а не штатов) на контакты и договоры с ними,фактически не могло остановить процесс захвата индейских земель и на практике в случае попыток индейцев защититься неизменно принимало сторону поселенцев.

11. В этих условиях изгнание индейцев на Запад за Миссисипи становилось лишь вопросом времени и с начала 1800х годов было негласно признано как неибежный результат процесса колонизации. Хотя такие политики как Томас Джефферсон могли на словах признавать значение индейской цивилизации и даже делать им комплименты по тому или иному поводу, их практическая политика все больше ориентировалась на неизбежность ассимиляции или изгнания индейцев. Фактически политическое руководство США начала 19 века рассматривало только эти две возможности, которые кстати говоря не обязательно исключали одна другую.

12. По оценке уже упоминавшегося нами современного американского историка Патрика Гриффина: " В 1760х годах стадиальная теория в ее применении к Американскому  Западу предполагала, что индейцев и белых нужно держать отдельно друг от друга, чтобы спасти индейцев от белых  и цивилизовать  их. В 1790х годах тот же самый набор идей предполагал, что белых и индейцев надо разделить, чтобы защитить белых и сохранить социальный порядок... В 1790х годах стадиальная формула на практике могла работать только для белых. Для британцев идея цивилизации могла служить защитой для индейцев и основой для империи. Поколение спустя идея  цивилизации служила оправданием для устранения индейцев и это понятие вдохновляло нацию" (Griffin 2007, 255).

Гриффин в данном случае несколько упрощает. Изгнание/ассимиляция индейцев действительно встали на повестку дня, но в первой половине 19 века среди белого населения Севера у этих идей еще были энергичные противники, те самые люди,которые впоследствии положили начало аболиционистскому движению за отмену рабства. Борьба  за душу Америки,как называют иногда эти споры,была еще впереди.Мы посмотрим, как развивались эти события в следующей 110й главе.


Рецензии