Фестивали

   ФЕСТИВАЛИ И УЛИЧНЫЙ ТЕАТР КАК ИХ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ В
        ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ И РОССИИ.               
         

"И хотя театр бессилен перед неумолимым ходом времени и должен умереть в тот миг,когда иссяк срок самого представления,он зато обладает чудодейственным свойством воскрешения..."        Г.Н.БОЯДЖИЕВ
 

Начиная в нашем исследовании рассматривать уличный театр в контексте фестивалей, мы обязаны заглянуть в историческую колыбель европейской и мировой современной цивилизации. Речь пойдет, конечно же, о Древней Греции и о том необыкновенном культурном наследии, которое эта давно исчезнувшая цивилизация оставила всему человечеству, заложив основы всех видов театрализованных действий, которые мы можем и по сей день наблюдать в жизни современных мегаполисов.
Исследуя древнейшие фрески минойской цивилизации на стенах Кносского дворца, мы с восхищением узнаем о тех театрализованных игровых представлениях с участием священных быков, юношей и девушек, которые вполне можно назвать первыми фестивалями обрядовых акробатов: схватив быка за рога, надо было перепрыгнуть через него. При этом необыкновенная красота тел участников театрального действия, их ловкость и мужество, благородство породистого необыкновенно огромного животного не может не вызвать по сей день благоговейного трепета у побывавших в музее Ираклиона.
А историческое наследие этого обряда мы можем найти на юге Франции - в районе Средиземноморья до сих пор проходит фестиваль с играми быков, хранящий отблески высокой тавромахии 4000 летней давности.
«Греческий фольклор новеллизировал миф, придавал обряду зрелищный характер, трансформировался в философию, науку, искусство. Он ложился основанием для нового смыслового содержания, которое подсказывал и которым управлял», - находим мы у выдающегося искусствоведа О.М. Фрейденберг.
При этом не надо пояснять, что в Древней Греции, с ее благодатным климатом, все театрализованные действия происходили на улице в виде необыкновенных по красоте и размаху процессий (даже если обряд начинался в храме, как правило, он выплескивался на улицы городов-полисов, так как открытые, парящие святилища все же не вмещали всех желающих).
«Первобытное образное осмысление мира, мифологическая картина мировой жизни становятся структурным костяком античной литературы, театра, религии и философии в момент их возникновения как дифференцированных культурных образований», - пишет О.М. Фрейденберг.
По сути трансформацию зрелища древнего фестиваля мы можем и по сей день увидеть на севере континентальной Греции на фестивале Пировассии. Зрелище уличной процессии в деревушке Лангада с танцами на тлеющих углях в память святых Константина и Елены относится к древнему огнехождению с впадением в транс и передается из поколения в поколение.
Ну а 400 лет турецкого ига остались в памяти греков не только в виде четырехсот складок на белоснежных юбках (фустанеллах) национальных гвардейцев, но и в виде торжественного еженедельного театрализованного восхождения эвзонов на священную гору Акрополя в голубых прозрачных сумерках Афин. А вот описание, дошедшее до нас из глубины веков: «Начало представлений открывалось пышной и торжественной процессией в праздничных нарядах во главе с архонтом, ставившим представление, в окружении высших магистратов и жрецов. Процессия останавливалась на рыночной площади, где хор плясал и пел перед статуями богов, а затем выходил через городские ворота и возле Академии ставил изображение Диониса на возвышение, перед которым приносились жертвы. После шли пиршества и увеселения; процессия возвращалась в Афины. Изображение Диониса отвозилось в театр, где должны были идти представления и водружались на орхестре».
Несомненна связь современных уличных различных видов театрального искусства, составляющих основную зрелищную часть большинства фестивалей современных городов, и праздничной обрядовостью, дошедшей до нас из необозримо далеких исторических культурных пластов.
В современной трактовке понятие фестиваля включает в себя демонстрацию достижений национальной культуры, международный артистический обмен, тем самым формируя общеевропейское культурное пространство. А так как большинство фестивалей, особенно в теплое время года, проводятся на открытом воздухе «опен эйр», произошло естественное слияние уличного театра и праздничного фестивального действия. На рубеже XX-XXI века во многих европейских городах фестивальные уличные феерии любимы, хранимы и культурно формируют мировосприятие городских жителей, уставших от жестких условий современной жизни в мегаполисах.
Поэтому важно понять и проанализировать в нашем исследовании социально-коммуникативное значение этой формы праздничной культуры современных городов. Ведя свое происхождение от обрядовой народной культуры, фестиваль становится необыкновенно востребован в период глобализации и урбанизации, объединяя и современные цивилизационные процессы, и психологию древнейших поведенческих моделей человечества.
Во всяком случае, на сегодняшний день сложно представить культурное пространство Европы и России без многочисленных театральных, книжных, музыкальных, этнических, исторических, религиозных, джазовых, научных, танцевальных и кинофестивалей. В современной городской культуре фестиваль является средством приобщения к культурным и историческим ценностям, неотъемлемой частью социокультурного института современного мегаполиса,средством духовного выживания нашего общества и сохранения его духовно-исторической памяти.
Можно также подчеркнуть функцию организации свободного времени жителей мегаполисов, интегрирующую социальную функцию (в частности — развитие туризма во всем мире), функцию культурной идентификации личности, социальной рефлексии и социальной памяти, фестивали играют важную и значительную роль в формировании личности (многие жители городов участвуют в проведении праздничных представлений десятилетиями, из поколения в поколение и гордятся этим).
Впитывая в себя значимость проводимых в них фестивалей, современные города становятся центрами хранения историко-культурного наследия, что способствует профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохраняя и транслируя общечеловеческие ценности, эстетически развивая население мегаполисов, расширяя культурный кругозор молодежи, нивелируя необразованность и невежество оцифрованного самосознания жителей XXI века.
Основными социокультурными чертами фестиваля в условиях современной городской культуры стали укрепление общества, его солидаризация, консолидация, сублимация агрессивности внутри группового действия — то есть так необходимое одинокому в огромном городе человеку чувство объединения.
Среди наиболее популярных, значимых и просто любимых фестивалей Европы хочется выделить:
- Фестиваль в Австрии, в городе Линц -  Международный фестиваль уличного искусства — здесь на 40 сценических площадках с полудня до полуночи без остановок устроят феерию уличного театра фокусники, мимы, жонглеры, акробаты, музыканты и укротители огня.
- Фестиваль в Бельгии, Фландрия, город Гент — проводится уже более
160 лет, считается одним из самых крупных и интересных в Европе и по сути включает в себя четыре больших фестиваля: уличных театров, джазовый фестиваль, фестиваль театров марионеток и фестиваль современной электронной музыки.
- Фестиваль в Англии, в городах Ливерпуль и Манчестер — Международный уличный фестиваль Brouhaha проходит прямо на улицах городов: это и карнавальные процессии, и музыкальные концерты, и цирковые выступления, и танцевальные шоу актеров со всего мира.
- Фестиваль оперы в Италии, в городе Верона — необыкновенное представление в старинном амфитеатре «Арена ди Верона», которое длится с июня по сентябрь, восхищая всю Европу с августа 1913 года (тогда ставили «Аиду» Верди).
- Фестиваль античной драмы на Кипре, в городах Пафос, Лимасол, Никосия — здесь сценическими площадками становятся античные театры, в которых ставят древнегреческую драму.
- Фестиваль во Франции, в городе Авиньон —  Международный театральный фестиваль — ежегодное собрание всемирно известных театральных режиссеров со своими спектаклями на подмостках двора Папского дворца — безусловно значимое событие культурной жизни Европы.
- Фестиваль в Швейцарии, в городе Монтре — знаменитый джазовый, блюзовый фестиваль.
- Фестиваль в Италии, в городе Венеция — необыкновенный двухдневный фестиваль в венецианской лагуне, украшенный фейерверками, состязаниями гондольеров, торжественной процессией и мессой в храме Спасителя.
- Фестиваль в Испании, в Каталонии — Европейский фестиваль воздушных шаров — зрелищные состязания сорока команд наблюдают более 25 тысяч человек, сопутствует музыкальная программа и даже кулинарное шоу.
- Фестиваль в Англии, графство Кент, в городе Рочестер — знаменитый костюмированный фестиваль Диккенса привлекает постановкой уличными актерами сцен из романов известного писателя, призывавшего к состраданию и милосердию.
- Фестиваль в Австрии, в городе Вена — международный театральный фестиваль существует с 1951 года и проходит в течении 5-6 недель.
Своей необычностью привлекают внимание фестиваль белых трюфелей во Франции, фестиваль оливок в Испании, фестиваль фиалок в Тулузе, фестиваль шоколада в итальянском городе Перуджа, невозможно не отметить старейшие фестивали Германии в Базеле и Люцерне.
Ну а фестивали киноискусства в Каннах, Венеции, Берлине — это тема для отдельного глубокого исследования.
Надо признать, что в последнее время в России отношение к фестивалям и уличному театру позитивно меняется: общество осознает, что в современном мире эти виды театрального искусства являются наиболее мобильной и динамичной формой актуализации творческого потенциала в условиях современного мегаполиса. Приятно осознавать, что российские фестивали набирают популярность и не являются эпизодическим явлением в городской культурной жизни.
Особенно интересны фестивали уличных театров в Санкт-Петербурге, Ярославле, Кемерове, Архангельске, Москве и Минске.
Также хотелось бы отметить театральный фестиваль «Живые лица» в Тюмене; Летний театральный фестиваль в Москве; «Театральный дворик» в Туле; «Театр начинается ...» в Санкт-Петербурге; театральный фестиваль в Одессе «Молоко»; Архангельский  театральный фестиваль; фестиваль в Красноярске «Театральный синдром»; театрально-цирковой фестиваль «Траектории Монгольфьеров» в Санкт-Петербурге; театральный фестиваль
малых городов России в Дубне ; театральный «Черешневый лес» в Москве и Санкт-Петербурге.
В России основоположником и необыкновенным энтузиастом уличного лицедейства является народный артист России Вячеслав Полунин, со своим театром он пропагандировал и развивал эстетические и гуманистические ценности городской театральной культуры в сложные для нашей страны последние годы двадцатого века.
Вячеслав Полунин стал организатором мероприятия, которое и было началом современного этапа развития уличных театров в России, включения их в контекст зарождавшихся фестивалей — Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде в 1987 году. А через два года по инициативе этого необыкновенного человека был создан «Караван мира» - Европейский фестиваль уличных театров. В начале XXI века Вячеслав Полунин, живя в Лондоне, организовал фестиваль клоунады в рамках Третьей олимпиады «Корабль дураков». «Офф-программа» - уличная часть театральной олимпиады, была отмечена как самая яркая и запоминающаяся.
Уехав из страны в это интеллектуальное лихолетье, он вернулся лишь в 2001 году лауреатом премии Лоуренса Оливье с новой программой площадных театров Московской театральной олимпиады.
«Забавляя и развлекая, такие уличные театры отвлекали народ от грустных мыслей, заставляя на время забывать нужду и горе, вселяя в их сердца, хоть и мимолетную, но все же радость, хорошее расположение духа»,  - писал о таких бескорыстных энтузиастах русский культуролог А.С. Фаминцын в своем исследовании 1889 года.


Рецензии
Спасибо за информацию. прочла с большим интересом.Спасибо за список произведений.

Марина Синотова   24.05.2016 14:56     Заявить о нарушении