Театр Дарио Фо

ОСОБЕННОСТИ УЛИЧНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЭСТЕТИКИ ИТАЛЬЯНСКОГО ТЕАТРА



                " Тайна тоже может быть ясной,оставаясь тайной..."               
                Мераб Константинович Мамардашвили

               

«Наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных»,

 - такова формулировка Нобелевского комитета, прозвучавшая в 1997 году при вручении премии по Литературе итальянскому сатирику, драматургу, театральному режиссеру, актеру и композитору Дарио Фо.
Подлинный сын итальянского юмора и лицедейства, рожденный в устных формах народного творчества на севере страны в маленькой альпийской деревушке Сан Джано в беднейшей рабоче-крестьянской семье с идеалами антифашизма, Дарио Фо начинал в первой половине двадцатого века с сатирических монологов в духе народных сказителей на радио. В 1953 году он покидает факультет архитектуры Политехнического института в миланской Академии Брера, где Дарио обучался живописи, и создает театр-варьете, для которого пишет фарсы, пробует себя как художник и сценарист в некоторых кинофильмах: все это формирует в нем желание создать свой театр. В 1959 году появляется «Труппа Дарио Фо — Франка Раме», для которой искрометный талант литератора создает множество фарсовых комедий, содержащих сатиру на буржуазное общество и фактически возрождающих средневековый жанр уличной площадной комедии Италии (commedia dell arte). В глубине веков, в народных корнях театрального устного народного творчества первого в Европе профессионального «искусного театра» с элементами режиссуры и основами актерского мастерства, рожденных из фееричных итальянских карнавалов с их шутами, масками, мимами, выразительностью юмора и искрометной импровизации, пышностью и яркостью костюмов, и непосредственной реакцией темпераментных южных зрителей, охотно становящихся участниками уличного театра — в этом во всем берет свои истоки Дарио Фо и несет это все в культурную жизнь современного мегаполиса.
  Естественно упомянуть близость уличного театра и циркового искусства по экстремальному эмоциональному воздействию на зрителя, энергетической концентрации действия и всего антуража изобразительных средств. Клоунада же присутствует в обоих видах искусства.
       Во все времена и у всех народов уличные представления традиционно были бесплатными, а очень часто зритель — действующее лицо импровизированного спектакля — сам получал небольшой подарок или вознаграждение за участие в представлении. Этот незатейливый прием всегда активизировал зрителей и сегодня интерактивное свойство уличных театров интенсивно применяют рекламные технологии.
  Говоря об эстетике уличного театра на примере итальянского театра Дарио Фо, мы можем отметить, что финансирование уличных представлений сформировалось двумя способами.
        Первый способ: представление оплачивает организация, заинтересованная в общественном интересе крупномасштабной акции и преследующая свои корпоративные цели (администрация города, спонсоры, цеха ремесленников для рекламы своей продукции, церковь).
       Второй способ: уличная театральная труппа ставит камерный спектакль на свой страх и финансовый риск, предлагая зрителям добровольно внести плату за уличное представление, тем самым определяя   своеобразный эквивалент полученному эстетическому удовольствию от увиденного. Понятно, к какому относится театр оппозиции и политической сатиры Дарио Фо.        Уместно упомянуть и представления на открытых сценических площадках с платным входом — от эстрадных площадок в городских парках до знаменитого театра Крэга  Арена Гольдони во Флоренции, берущих свои истоки от классических античных древнегреческих и древнеримских театров с только им присущим уникальным видом организации представлений.
        Два вида финансирования уличного театра определили два исторических направления развития этого вида театрального искусства - «пропагандистское» и «оппозиционное».  Сложность взаимного исторического сосуществования «пропагандистского» направления уличных представлений и «оппозиционного» направления выражается в том, что очень часто они проникают друг в друга и редко встречаются в чистом виде, постоянно пересекаясь и взаимодействуя друг с другом.
         Финансовое воздействие со стороны заинтересованной общественной группы может лоббировать в «оппозиционном» направлении некоторые темы выступлений, и, наоборот, в «пропагандистском» направлении образуется критическое течение.
          «Пропагандистскому» направлению начало определили первобытные ритуалы с их архаичными стремлениями поддержать авторитет вождя или шамана наряду с заклинаниями об обильном урожае, удачной охоте или дождях в засуху. Можно отметить, что в современных PR-технологиях организации массовых уличных представлений почти ничего не изменилось.    
         При тоталитарных режимах подобные яркие эмоциональные события и действия зачастую использовались властью для отвлечения народа от крамольных мыслей : «Хлеба и зрелищ!» - со времен Древнего Рима позволяло правителям неплохо манипулировать мнением народных масс.       Средневековье ярко отразилось в необыкновенных церковных Рождественских и Пасхальных шествиях-мистериях, причем был период проникновения уличных представлений на библейские темы в стены готических соборов.
Тогда же впервые возникают актерские профессиональные труппы уличных театров. Характерной чертой данного исторического периода явилось то, что с увеличением масштабов государственности возрастал масштаб уличных массовых театральных представлений, а значит росло количество актерских трупп, обслуживающих данные «пропагандистские» мероприятия.
       Придворные развлекательные зрелища, особенно популярные во Франции, Италии, Англии в Средние века и проходившие, как правило, на открытых площадках садово-парковых дворцовых ансамблей, стали одним из направлений развития этого театрального явления, но уже без яркого идеологического подтекста.
       Уличные представления бродячих актеров - очень древнее явление как на Руси (скоморошество), так и во всем мире. Они положили начало «оппозиционному» направлению уличных представлений, а со становлением театра как профессионального явления, уличные труппы стали объединяться в актерские артели и сообщества на паевых началах.
       Исторически развитие «оппозиционного» направления очень интересно и разнообразно по своим проявлениям. Особенно ярко это проявилось в Италии Возрождения, чей театральный уличный росток commedia dell' arte составил базу для развития всего европейского театрального искусства. Не остались в стороне от политических и социальных ураганов представители искусства Италии и в двадцатом веке, а одним из самых талантливых сынов своего народа был и остается Дарио Фо: на данный момент ему 89 лет, но в это трудно поверить. Политические события в мире конца 1960-х, прежде всего война во Вьетнаме, изменили позицию режиссера к своему творчеству: он порвал с коммерческим театром, перестал быть «шутом буржуазии», перейдя к театру политическому — движению, которое переживало в те годы в странах Запада свой расцвет.
Дарио Фо вошел в состав культурной организации итальянской компартии и со своим новым театром «Нуова шена» объездил всю страну, показывая представления на площадях простым сельским жителям и рабочим фабрик. Писал он теперь и режиссировал в стиле агитпропа комедии о борьбе пролетариата с капиталом — но даже в этот не простой период его пьесы наполнены фарсом, соединением фантастики и реальности, буффонадой и гротеском. При этом необходимо осознавать итальянское восприятие коммунизма и отношение к фашизму, глубоко отличное от российского и даже советского — в доступной форме это объяснил Бернардо Бертолуччи в своем эпическом фильме «Двадцатый век», вышедшем на экраны в 1976 году.
В 1969 году Дарио Фо создал Мистерию-буфф по сюжетам Евангелий и средневековых хроник Италии, и других европейских стран — по мнению многих критиков и публики именно это произведение можно назвать лучшим из всего созданного писателем и режиссером. Дарио Фо отнесся к Писанию как к фольклору, опираясь на апокрифические, а не на канонические евангелия.
Пьеса, храня средневековые традиции итальянского уличного представления, имеет открытую структуру и легко расширяется, интерпретируется, принимает новые сюжеты, сцены — игровой сюжет легко переходит в общение с залом, провоцируя обсуждение современной политики.
Таким образом Дарио Фо создает спектакль своей жизни: из года в год меняются его мировоззрения и меняется диалог со зрителем, даже опубликованные им варианты Мистерии-буфф отличаются друг от друга. В игровом сюжете за последние десятилетия побывали все ведущие политики мира и Италии. Надо сказать, о том, что с 1970 года Дарио Фо примкнул к позиции крайне левых и создал новый театральный коллектив «Ла Комуне», независимый экономически и политически.
Наиболее часто в театрах разных стран показывают еще одно яркое,
стремительное по сюжету и режиссуре фарсовое произведение Дарио Фо «Случайная смерть анархиста» (1970 год). А в 1982 году итальянский гений создает моноспектакль «Непристойная басня» по мотивам старинных народных фарсов уличного театра масок, как всегда имел огромный общественный резонанс. Вообще, явление эстетики театра Дарио Фо можно воспринимать в контексте современных городов как лакмусовую бумажку подлинной демократии общества и тех политических режимов, которые в данный момент находятся в стране у власти.

Его называют паяцем, им восхищаются, его ненавидят и боятся — а это значит, что блистательный актер, интересный режиссер, мастер импровизации и самый популярный из ныне живущих драматургов Италии прожил жизнь не зря, сохранив средневековое историческое наследие своего народа и привив его на современную почву культурной жизни городов.
Текст написан в 2016 году, чуть позже Дарио Фо не стало.


Рецензии
Спасибо!

Информация о кончине Дарио Фо не попала на первые страницы информагентств. Печально.

Видимо, таково ныне складывающееся в мире отношение к лауреатам Нобелевской премии и к самой премии. Отношение, кстати, справедливое. Если лауреат Нобелевской премии, значит, с гнильцой.

Спасибо, что не на эту "премиальную" чушь сделали упор, а показали нам творческие заслуги мастера перед вечностью и людьми. Я бы даже сказал, что защитили искреннего творца.
Спасибо!

Виктор Еремин   16.10.2016 10:40     Заявить о нарушении