Кровавый ад. Донорская кровь...

Сразу после переезда в Америку, в первые непростые годы адаптации, когда в захолустном провинциальном городке моя семья делала самые отчаянные попытки как-то удержаться на плаву, пришлось мне от безвыходности положения получить какое-никакое американское медицинское образование.  К чему в Союзе никогда не имела никакого отношения.  Под угрозой перспективы идти работать в ресторан, мобилизовала все свои силы и возможности и уже через двадцать месяцев после приезда получила два сертификата - помощницы медицинской сестры (medical assistant) и флоботомиста.  Для человека, у которого второй язык здесь был немецкий,  это было большое, просто героическое достижение.  Английский учила на ходу.  Отчаяние прибавляло силы.  Мерять кровяное давление и делать электрокардиограммы было бы проще и спокойнее. Но школа, где приобрела  все эти навыки, бросила меня грудью на кровавую амбразуру.  Направили на станцию переливания крови.

Годы назад в своих журналах  я подробно описывала этот и сейчас приводящий меня в дрожь опыт.
Год в кровавом аду.

Правда,  очень повезло с супервайзершей. Мудрая, внимательная и видящая все насквозь, Дебра удивительно хорошо понимала  мой ломаный английский.  Как-то сразу прониклась ко мне симпатией, приблизила к своей семье и очень по-дружески помогала на всех этапах освоения премудростей моего нового поприща.  Это как-то снимало драматизм ситуации и сглаживало стресс на работе.  А стресса было хоть отбавляй.

Представьте - огромное помещение, уставленное деревянными топчанами.
В "предбаннике" к нему ждет своей очереди сдать кровь толпа обделенных жизнью бедолаг.
Все порядочные американцы сдают кровь бесплатно - по месту работы, в церквях, в специально оборудованных передвижных пунктах. А сюда приходят, чтобы получить за один визит десять долларов,  бездомные, безработные, юродивые и более, чем странные, острой нуждой попахивающие люди, лузеры.

С тех пор, как я распрощалась с Флинтом, с таким контингентом сталкиваться больше не приходилось.
Но этот был опыт еще тот!

Угрюмый холл, типа безоглядного производственного цеха, где, один к одному - с пол-сотни лежачих мест.  Рядом с каждым топчаном компьютер, выполняющий роль перегоночной машины, разделяющей кровь на красные кровяные тельца и плазму.  Красные кровяные тельца возвращались в организм клиенту, плазму станция забирала себе.  Донор, подсоединенный к компьютеру специальными шлангами, чтобы получить  своих десять долларов,  мог лежать часами - до тошноты, до потери сознания.  Чтобы  найти вены у этих колотых-переколотых доходяг, нужно было невероятное искусство.  Вены никакие, а иглы - гигантские.  Стоны, вонь, бачки с использованными кровавыми пластиковыми трубками, удушающий запах сырой крови, угроза уколоть себя инфицированной иглой  - вот в каком "радужном" свете начиналась моя вожделенная американская жизнь!  За четыре доллара в час, без всяких страховок и бенефитов, я возилась с компьютерами, искала вены, отхаживала теряющих сознание, а у самой пульсом у виска билась единственная мысль: "Боже,  боже мой, я работаю в кровавом аду..." Сил хватило только на одиннадцать месяцев.  И уже через год жизнь повернулась ко мне светлой стороной.

Пишу это не просто для того, чтобы разделить с вами мои тогдашние переживания.  В одной из "THE WALL STREET JOURNAL" я увидела статью с результатами исследований по использованию донорской крови.  И, как в давние времена, содрогнулась.  Ну и risky business!

Конечно, если есть только один выбор - сразу умереть или остаться жить с какой-то новой, приобретенной с переливанием крови, болезнью, задумываться станут немногие.  Но как же растет от года к году перечень заразы, внести которую способна донорская кровь!  Доноры, конечно, проходят проверку до сдачи крови. Сданная кровь проверяется также.  Но - невозможно сделать тест и пробы, на все возможные угрозы организму реципиента!  Невозможно проверить каждый пакет...

Так, если в 1980 отвергалась кровь больных раком, СПИДом, гомосексуалистов и использующих гиподермические лекарства, то в 1990 к этому списку добавили каждого, кто когда-то болел гепатитом и лечился определенными гормонами.  В 2010 перечень разросся почти вдвое.  Сейчас потенциального донора дополнительно к прочему спросят, не провел ли он больше трех месяцев в Англии в период с 1980 по 1996 год, не переливали ему кровь во Франции когда-то с 1980 года по настоящее время, не принимает ли он лекарств от псориаза и увеличенной простаты и так далее.  Вспоминая свой опыт и читая в газете новые и новые факты исследований, повторяю и повторяю одно:" Господи, упаси меня от переливания крови!  Мне хватит и своих проблем..."

Чем тщательнее идет исследование донорской крови, тем больше тревоги это вызывает у людей, занимающихся этим делом.  Открываются все новые инфекционные угрозы для получателей донорской крови.  В исследовательских центрах разработаны и добавлены к существующим несколько новых тестов, которые должна проходить каждая вновь поступающая партия крови, плазмы, красных кровяных телец.

В их число, кроме давно существующей проверки на гепатит С и СПИД, входит теперь проверка на West Nile virus и болезнь от тропических паразитов.  Но новые тесты разработать не так-то просто.   Это требует времени, чтобы доказать правительству их необходимость. В последнее время идет борьба за внедрение так называемой pathogen-reduction technology, которая позволит убивать многие болезнетворные микроорганизмы в уже поступившей донорской крови. Это уже практикуется в нескольких странах Европы и Азии, где донорская кровь обрабатывается химикатами и ультрафиолетовым светом. Но в Америке все еще не решаются это сделать.


Рецензии