О материализме как философии и как обществе потреб

О материализме как философии и как обществе потребления

Материализм как философия

Слово "материализм" в устах многих людей сегодня часто имеет негативный оттенок, что, в общем, оправдано, если под материализмом иметь в виду страсть к обладанию вещами, материальными ценностями, возведенную на уровень идеологии и заразившую сегодня большую часть человечества. Но этот, так сказать, социальный материализм, не имеет ничего общего с материализмом как философией. Надо сказать, что это философское учение весьма далеко от совершенства. Оно имеет несколько заметно отличающихся направлений, например вульгарный и диалектический материализм. На мой взгляд, материализм как учение содержит внутренние противоречия, причем не второстепенные, а принципиального характера. Об одном из них, наиболее известном, мы и поговорим.
Часто одно из основных положений материализма определяют как "материя первична, сознание вторично". Такое противопоставление материи и сознания создает лазейку для утверждения о нематериальности сознания, хотя в основе материализма лежит тезис, что в мире нет ничего кроме материи. Материализм можно определить как философское учение, в основе которого лежит (в принципе, достаточно очевидный) факт, что в мире нет ничего кроме различных форм материи, которые взаимодействуют друг с другом и могут трансформироваться одна в другую. Часть форм материи непосредственно доступна нашим органам чувств, часть помогают обнаружить приборы, о каких-то формах материи мы догадываемся, используя логику и научные методологии. Разумеется, какие-то формы материи нам неизвестны.
Взаимосвязь различных форм материи и возможность перехода от одной формы к другой это два принципиальных, основополагающих положения материализма, которые в современном материалистическом учении не получили должного развития и не занимают в иерархии категорий и понятий того высокого места, где они по праву должны находиться. Если подправить эту часть материалистического учения, то тогда исчезает путаница с сознанием, которое не должно противопоставляться материи, но определяется как абстрагированное свойство материи, находящейся в определенном состоянии. Декларируемая в материализме  "вторичность" сознания в какой-то мере отражает этот момент, но нет четкости в том, что сознание лишь свойство, производная материи, и не стоит наделять его самодостаточностью. Состояние материи, при котором возможно возникновения сознания, есть комбинация различных взаимодействующих форм, в частности электромагнитных полей, нейронов и других клеток, и т. д. Понятно, что формы организации материи могут быть разными, иметь различную структуру, в том числе иерархическую. Так что если правильно подойти к вопросу, противоречий не возникает.
Как видно из сказанного, на деле философы-материалисты не совсем материалисты, но скорее на пути к нему, пока не в силах окончательно освободиться от идеалистических представлений. Ничего страшного в этом нет - идет процесс нормального развития научной дисциплины, хотя и весьма замедленного в последние десятилетия (я понимаю, что для многих людей философия это не наука, но это их дело; в мои планы не входит переубеждать их).
Соответственно данному определению сознания должно строиться отношение к этому непростому явлению природы. Действительно, сама способность мыслить, обобщать, предвидеть будущие события воспринимается как нечто таинственное, а для некоторых и как сверхъестественное явление. На деле сознание - это качественное развитие присущего любой  материи свойства отражения объективной реальности, в той или иной форме. В этом плане понятие отражения является более фундаментальным, чем сознание. Последнее по сути есть частный случай отражения объективной реальности определенной формой материи. Камень запечатлевает на себе взаимодействие с киркой в виде царапин, ребенка может остановить окрик (модулированные определенным образом акустические волны), электромагнитные волны в оптическом диапазоне формируют изображение на сетчатке глаза, которое затем электромагнитными импульсами передается дальше, трансформируется и в итоге интерпретируется мозгом. Как точно, на сегодня неизвестно, хотя какие-то механизмы выявлены. Но суть в том, что за всем этим стоят те или иные формы материи и их взаимодействие. Точка.
Материализм как философия принципиально ни в коей мере не препятствует существованию, и не вступает в противоречие с такими понятиями как гуманизм, общественное благо, эстетика, духовное развитие, и другими понятиями, которые относятся к категории так называемых общечеловеческих ценностей. К слову сказать, эти понятия являются основой основ нормального человеческого общества - без них человечество в мгновение ока распадется на стада и стаи агрессивных животных с жесткой иерархической структурой.
Наиболее развитым философским учением материализма является диалектический материализм, основное положение которого это то, что материя существует, взаимодействует и изменяется согласно диалектическим законам; а мир материален и фундаментально познаваем (в том числе в силу непрерывности материи, в смысле возможности перехода из одной формы материи в другую и взаимодействия различных форм материи). Законы диалектики - это самые общие, фундаментальные законы природы известные людям, такие как закон единства и взаимодействия противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, и т. д.  Это именно фундаментальные законы природы, а не просто философские абстракции, умозрительные построения. Недопонимание этого факта, а также неспособность и нежелание многих людей воспринимать такого рода знания, привели к тому, что человечество фактически игнорирует очень ценное знание.
Диалектический материализм часто ассоциируют с идеологическими учениями, например идеологией коммунизма Маркса. Хотя Маркс, Энгельс, Ленин и другие идеологи прошлого занимались вопросами диалектического материализма, и даже внесли некоторую лепту в его развитие, их идеологические учения не имеют органической связи с диалектическим материализмом и являются самостоятельными идеологическими доктринами. Ленин был один из самых успешных практиков диалектического материализма, который понимал диалектику и использовал её для достижения своих политических целей. Но надо понимать, что диалектический материализм - это инструмент. Мощный и очень эффективный, который может использоваться для решения самых разных задач. Примерно как топором можно срубить избу и жить в ней, но также можно использовать для убийства, как Раскольников.

Материализм как идеология потребительского общества

А теперь мы рассмотрим материализм социальный, который является основой современных обществ потребления, и который, на мой взгляд, не имеет ничего общего, кроме названия, с материализмом как философским учением. Слово "потребление" не отражает того разрушительного потенциала, который заключает в себе идеология всеядного и ненасытного потребления, которая сегодня охватила значительную часть населения земного шара. Коротко, суть этой идеологии, которую называют материализмом имея в виду накопление материальных богатств, есть не что иное как доминирование низменных животных инстинктов в обладании ресурсами всякого рода. Эти древнейшие животные инстинкты в человеческом сообществе трансформировались и необычайно усилились теми возможностями и средствами, которыми обладает человек. Если в животном мире на жадность наложены естественные ограничения (невозможно, например, долго хранить мясо добытой дичи), то в человеческом сообществе возможно практически неограниченное накопление ресурсов, до уровня когда это занятие теряет всякий здравый смысл и становится психической патологией. Смысла в накоплении богатства нет, если не считать таковым удовлетворение патологической жадности и стремление повысить свой социальный статус, следуя нездоровым стереотипам насаждаемой в обществе идеологии потребительства, когда чем больше у человека материальных ценностей, тем выше его социальный статус. Все остальное в таком обществе либо не имеет значения, либо имеет низкий приоритет. Как говорится, "за бабки - что угодно". Ситуация в таких обществах довольно интересная. Наиболее жадные, естественно, имеют преимущество перед всеми остальными, поскольку все их мысли направлены на приобретение богатства, причем, как правило, любой ценой, поскольку жадности подвержены существа примитивные, которые плохо усваивают другие общечеловеческие ценности, в том числе уважение к закону и человеческой жизни. Приобретая богатство, эти люди соответственно "набирают" социальный вес и оказывают все большое влияние на общество, в итоге начиная диктовать ему правила поведения и навязывать свое убогое видение мироустройства. Их видение, как зараза, поражает все большее количество членов общества, которые тоже направляют все свои усилия на приобретение богатства. Но ресурсы ограничены, на всех не хватает, тем более жадность меры не знает, и борьба за них все больше и больше ожесточается. И если к этому добавить, что участники этого "капсоревнования" по определению весьма неразборчивы в средствах, то легко экстраполировать, к чему в итоге придет такое общество - к дикому расслоению, когда малая часть фактически будет владеть богатством страны или группой стран, а остальных согнут в бараний рог и сделают бесправным одичавшим быдлом. И именно это сейчас повсеместно и происходит.
То есть такие общества в принципе обречены на деградацию, и многие западные общества, и не только они, но и те которые идут по этому пути, сегодня подтверждают это в полной мере. Действительно, а какие есть ещё варианты, когда каждый готов выдрать кусок из глотки ближнего и дальнего? Каждый против всех, никаких тормозов, лишний доллар оправдывает любые преступления, обман, подлость, предательство, аморальность, любую ложь и извращение. И к этому беспределу, в эту западню, из которой просто так не выбраться, человечество сегодня движется ускоренными темпами. Фактически сегодня таким образом девальвируются те основополагающие ценности человеческого общества, которые были добыты дорогой ценой, осознаны и приняты людьми на протяжении многовековой истории. Было "Не обмани!" Конечно, и раньше обманывали, но значительно меньше, чем сегодня, но самое главное, что не возводили это в ранг доблести. А сегодня обман зачастую основа деятельности многих и многих корпораций и мелких бизнесов. Этого не только не стесняются, но наоборот, легализуют, восторгаются, ставят в пример. И со всеми остальными пороками то же самое - их тоже переводят в разряд доблестей. С таким подходом жизнь скоро станет совсем невыносимой для нормальных людей.
Корень проблем современных западных и устроенных по их образцу обществ в господстве идеологии обогащения любой ценой, следствием которой является разобщение и атомизация общества, махровый индивидуализм и вопиющее социальное и экономическое неравенство . Что же может исправить ситуацию? Что касается  тех обладателей богатств, которые сегодня фактически определяют жизнь обществ и всячески навязывают свою гнилую и разрушительную идеологию обогащения всем остальным, то для подавляющего большинства рецепт дает поговорка "горбатого могила исправит". В этой короткой заметке невозможно перечислить необходимые меры для изменения ситуации в лучшую сторону. Понятно, что не избавившись от власти богатеев, их ставленников, и не победив идеологию всеядного и ненасытного обогащения изменить жизнь к лучшему не удастся. Как это сделать, надо думать. О некоторых соображениях я писал раньше. Здесь хотелось бы обратить внимание на духовную составляющую жизни человеческих сообществ. Жизнь в обществе людей определяется многими факторами - экономическими, природными условиями, генетическими особенностями, эволюционным развитием, культурными особенностями и так далее. Такое сложное явление может существовать в оптимальном режиме только если все эти факторы находятся в равновесии, сбалансированы, поскольку все они сосуществуют в своем неотъемлемом единстве и взаимосвязи. Тронь один, а реакция затронет все остальные.
Что такое духовная составляющая общества? Это та необходимая всепроникающая социальная ткань, которая объединяет, балансирует различные факторы, амортизирует различные воздействия, возмущения, тем самым сохраняя преемственность, стабильность развития и существования. Видоизменение социальной ткани, духовного состояния общества неминуемо воздействует на все остальные стороны жизни. Но именно это и происходит сейчас в обществах потребления, когда материальные приобретения стали едва ли не единственным смыслом существования таких обществ. Нет духовных, моральных устоев - нет тормозов, нет балансирующей силы, нет преемственности, нет видения будущего, нет объединяющей общество цели, нет стабильности, уверенности в завтрашнем дне, и как следствие всего этого нет развития, осознанного вектора движения. Людям надо показывать дорогу; немногие сами способны найти её, и подавляющее большинство выбирает первое что подвернется, а в обществе потребления это зачастую тупиковая дорожка потребления и обогащения. Ни то ни другое не могут удовлетворить нормального человека, дать возможность ему реализоваться. Для полнокровной жизни общества необходимо чтобы его члены жили полнокровной и осмысленной жизнью.
Где же набраться духовности жителям стран, в которых господствует и всячески навязывается идеология потребительства? Трудно сказать. Но надо хотя бы понимать, каким образом навязывается эта идеология. "Наработок" много. Одну из них отметил Д. В. Сафронов. Это неуемное стремление назначать на все цену. Раньше американский подход к оценке человека, "сколько он стоит", осуждался. В перестройку он стал превозноситься. Все стали сводить на деньги, сделали их единственным мерилом всего и вся. Как пишет Д. В. Сафронов " Как только нам удастся ОЦИФРОВАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДУХОВНЫЕ  КАТЕГОРИИ, мы автоматически назначаем им цену. На этом и основана коррупция, предательство, ВОЙНЫ и многое другое." Здесь надо сделать одно замечание. Не стоит мешать в кучу количественные оценки, которые дают объективную информацию, помогают понять жизнь, проблему, и однобокие количественные критерии, как например попытки проставить на всем цену в долларах. Это разные вещи. Но верно подмечено именно насаждение культа измерить все в терминах материальной выгоды. С таким подходом, осознав его пагубность и ущербность, каждый человек при желании может самостоятельно бороться. Не надо мерить на деньги и другие материальные выгоды духовные ценности. Как говорит Д. В. Сафронов, "На невозможности соизмерить моральное, духовное с материальным, как раз и держится мир.". И это правильно. Приверженность определенным моральным устоям может быть невыгодна материально, но она делает человека человеком, сохраняет целостность его личности, его психическое и тем самым физическое здоровье, способствует его развитию во всех аспектах, многосторонности, социальным связям, интеграции в общественную жизнь, стимулирует познание мира. Какое сравнение здесь можно провести? Да и зачем сравнивать то, что несравнимо, что находится в разных качественных категориях? Все равно как если бы вес измерять в метрах. Это очевидная несуразица, но, по большому счету, это то же самое что сравнивать чувство удовлетворения от хорошо выполненной, значимой и важной для общества, для страны работы с радостью мелкого мошенника, сумевшего обмануть доверчивого человека.
Духовные ценности, богатый эмоциональный мир не менее важны для полноценной жизни чем пища, как для отдельного человека, так и для всего общества. Ведь общество это не просто определенное количество людей, живущих в одном месте. Общество - это качественно иное образование, со своими законами существования, со своими жизненными циклами. Это живой организм, только он живет в каждом члене общества, осознают они это или нет. Жизнь общества зависит от гармоничного сочетания многих взаимодействующих факторов. И доминирование одного или нескольких в ущерб другим неминуемо изменит его жизнь, сделает её однобокой, ущербной, и в итоге разрушит такое общество. Примеров более чем достаточно. Например, любая монополия - на власть, на правду, на бензин - неважно, ведет к негативным изменениям во всем обществе.
Суммировать сказанное несложно. Хотя жизнь сегодня крепчает, надо при любой ситуации жить осознанной, гармоничной, полнокровной жизнью, а это невозможно сделать без полноценной духовной жизни, которая включает в себя много чего - и моральные устои, и интерес к жизни как таковой, и интеллектуальные и общественные устремления, и насыщенную эмоциональную жизнь, и общение с нормальными людьми, и вообще все то, что роднит, теснее связывает нас в единое целое, и в этом залог хорошей жизни. Ведь если хотеть и уметь находить компромиссы, много хорошего можно сделать чтобы жизнь была нормальная. А если каждый будет играть в "крутого", то и жизнь будет крутая.


Рецензии