Одолень-трава...

"Одолень-трава, одолень-трава! Одолей ты злых людей, лихо бы на нас не думали, скверное не мыслили. одолей ты чародея-ябедника. Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды..."

Когда-то этот заговор был, как припев, всегда рядом. Был...Вспоминаю...
О привязанности, страсти, увлечении многих лет, которые, к сожалению, не вернуть.
Остается только вспоминать, поднимать в памяти картинки прошлого - запахи, краски, состояния души.
И в такие моменты эта душа часто-часто мысленно зависает над просторами Крыма.
Над той его частью, что за Перевалом. Где Мангуп, Чатыр-Даг, Аю-Даг, Ай-Петри...

Причудливые сиреневые изломы старых гор и пряные до хмельного угара зеленые чащи заповедного леса. Сколько троп там исхожено, какие впечатления баюкали восхищенное мое сердце.

А если конкретно - разговор пойдет о травах.
Здесь, в Америке, упоминание о травах ассоциируется с таблетками и капсулами, упакованными в герметические пластиковые флакончики. Выбор огромный и на самые непредвиденные обстоятельства. Люди не чураются их, не сомневаясь в том, что прибегают к помощи природы.
Аптечные полки забиты снадобьями с латинскими названиями растений.

А я хожу мимо них и тоскую, так люто тоскую о настоящей траве, о роскошном благоуханном разнотравье в самом разгаре лета. О неоглядных фиолетовых полях цветущего чабреца. О полянах нежной душистой лекарственной ромашки. Об охапках могущественного зверобоя, о пронизывающей душу терпкой горечи тысячелистника. Мои руки помнят их тепло и шершавость. Их запахи веют вокруг меня, стоит только о них подумать. Сколько их, дышащих жаром июльских полян, разноцветных трав в пучках и марлевых мешочках собиралось в моем доме к каждой осени!

Не сказала бы, что Сибирь бедна лекарственными травами.
В доме деда, как обычное дело, пили чай с душицей, всегда под рукой была засушенная мята, пижма. Сушеные ягоды, березовые почки, корни хрена, листья брусники, подорожника и цветы ромашки лекарственной, было время, они заменяли всё - и витамины, и кровоостанавливающие, и жаропонижающие средства.

Известно, например, что при высоком давлении сибиряки вспоминали про клюкву. Очень популярна там, и в наши дни, кровохлебка. Вот ее-то, кроме Сибири, нигде больше не встретила. И каждый раз, возвращаясь оттуда, старалась правдами и неправдами провезти с собой пакет со свежевыкопанными корнями. Отвар из них - непревзойденное дезинфицирующее средство, вяжущее, кровостанавливающее, балансирующее нервную систему. Трава очень сильная, обращаться с ней нужно умело и она способна творить чудеса даже при таких проблемах, как холера, кровавые поносы, отравления. У меня к кровохлебке коленопреклоненное отношение.

Ну, а в Крыму для тех, кто понимает толк в травах, настоящий рай. Вот и я вовлеклась в травознайство в те времена с истинным наслаждением. Не один год пыталась учиться пользоваться лечебными травами.

О зверобое, чистотеле, чабреце и прочих известных растениях даже не говорю - они у всех на слуху. Но там состоялось, например, знакомство с заповедным ятрышником. Удачной находкой оказался аир. Среди прочих трав для меня он - бог, бесподобный заменитель жень-шеня. Мое, конечно, только личное мнение, на себе как-то проверенное. Долгие годы боготворила это растение, корневища. которого надо было выкапывать лопаткой из-под прибрежной земли или из-под воды у самого берега.

Аир ютится у водоемов, сушить его корни надо бережно.
И сила их никогда не подведет.
Диапазон его воздействия неохватен, только раствор готовить нужно по-разному.
Меня спасал он от упадка сил, от изнеможения физического и морального.
Когда от горя опускались руки, он приходил ко мне на помощь, как ничто.
Главное при этом было - не переборщить, чтобы избежать ненужного возбуждения и раздраженности.
Зато когда находилась золотая середина, как будто кто-то руку с небес протягивал.

С тех пор прошло много лет, не стало необходимости в аире.
Но в благодарной памяти держу его всегда.
Как и другие, с которыми было по пути.
Там, в Крыму, с этим было так просто - под руками было все, что нужно, чтобы обойтись без докторов.
Здесь я без трав осталась, как без рук.
Правда, можно съездить в русский магазинчик и отдать три доллара, например, за три ягодки шиповника.
Но я не знаю, у какой дороги рос тот шиповник, и на коробочку смотрю без вдохновения.
Травы в коробочках и таблетках - это же совсем другое дело...


Рецензии