Б

               
БАБАД – яванские стихотворные хроники  княжеств  XVII в.
БАБАДЫ – жанр индонезийской поэзии (яванской) с полумифическим зачином и довольно подробным описанием исторических фактов. Используется архаическая лексика и обильное цветистое описание, характерное для этого стиля.

БАГДАДСКИЙ стиль – создан группой иракских поэтов X-XI  вв., трудившихся в Багдаде. В этих стихах использовался уличный жаргон.
БАГРИТВУД --  на востоке форма длинного стихотворения с характерным волнообразным ритмом и цепью созвучий на стыке строф.
БАДИ1 —  новый поэтический стиль в арабской поэзии  VI-IX вв. Главное её качество - отход от формальности древней и ранне-мусульманской поэзии.
БАДИ2 – в арабской поэзии смысловые и звуковые фигуры.

БАДИГ – учение о поэтических фигурах, ритме и рифме у арабов в IX в., сложившееся в рамках единой поэтики – балягать.
БАДИД – новый стиль арабской поэзии VIII в. Это короткие, изящные стихотворения с самостоятельной темой. Зачинателем Б. был поэт Башар ибн Будр (ум. 783).
БАДИЙЯТ – в арабской поэзии стиль, в котором каждый стих – пример новой фигуры, загадки, хронограммы.
БАДИЙЯТ -- в арабской поэзии стиль, в котором каждый стих -- пример новой фигуры, загадки, хронограммы.

БАДИК, ГУЛАПСАН – у каракалпаков песни-заклинания, направленные на исцеление.
БАДХОН – традиционный участник еврейской свадьбы, сопровождающий праздник стихотворными импровизациями.
БАЗОВЫЕ рифмы – наибольшее число рифм. Они делятся на конечные (ружьё-моё) и базовые (доля-воля).
БАЗОВЫЙ запас знаний – основной запас знаний, необходимый автору для творческой деятельности.

БАЗОВЫЙ словарный запас – количество слов и словосочетаний, необходимых человеку для ведения устной и письменной речи. Каждый писатель должен повышать свой личный словарный запас.
БАЗОШ – средневековая корпорация парижских судебных клерков. Основана в 1302 н. с разрешения короля Филиппа IV Красивого. Она устраивала спектакли (фарс, соти, моралите). Иногда там встречались выпады против короля и его окружения. Поэтому была введена цензура. Просуществовала до 1790 г.
БАИТ – в татарском фольклоре сюжетная песня или сказание типа русских былин, преимущественно на трагические темы.

БАЙКА – побасёнка, сказочка в разговорной речи.
БАЙРОНИЗМ – направление в поэзии развитое английским поэтом Байроном: изображение мрачных, демонических, но привлекательных характеров.
БАЙРОНОВСУИЙ герой -- это человек, слишком рано пресытившийся жизнью, высокомерный, одинокий среди суетной толпы. Оборотная сторона Б.г. -- эгоист,
карьерист, жадный до денег. Хто Гобсек у Бальзака и Домби и сын у Диккенса.
БАЙТ (бейт) – по-арабски стих, являющийся также и строфой, двустишие.
БАЙЧЖУ – песенно-музыкальная мелодия в китайском княжестве «У». Семисловные восьмистишия, каждое четверостишие которого на своей рифме.

БАКХИЙ (от Вакх) – в античном стихосложении простая пятиморная стопа, состоящая из одного краткого и двух долгих слогов.
БАКШИ –  см. Бахши.
БАЛАГА – у арабов раздел риторики

БАЛАГТАСАНЫ – состязания тагальских (Филиппины) стихотворцев, названное так в честь основоположника тагальской поэзии Франсиско Балагтаса-Бальтасара (1788-1862), которому соотечественниками был присвоен титул «Принц поэтов».
БАЛДАР-ЫРЫ—киргизские народные детские песни.
БАЛИТАУ – в себуанской литераторе (Филиппины) жанр любовно-комических пьес с состязанием в острословии.

   БАЛЛАДА – первоначально так называли вид провансальской плясовой песни (ballo – танцую). В XIV-XV вв. Б., став твёрдой формой стиха, исполнялась в условиях поэтического турнира; состояла из трёх строф (по 8 стихов) одинаковой рифмовки и так называемой «посылки» (укороченной строфы) – традиционного обращения к «принцу» – судье поэтического состязания.  Баллада из 10 -сложных десятистиший, удлинённая до пяти строф с «посылкой» – обычно посвящённая более серьёзным и высоким темам – называлась «королевская песнь». В эпоху Ренессанса Б. вышла из моды и затем употреблялась сентименталистами и романтиками лишь в стилизациях. Пример, Б. в чистом виде (отрывок из «Большого завещания» Ф. Вийона в переводе В. Брюсова):
Скажите, где, в стране ль теней
Дочь Рима, Флора, перл бесценный?
Архилла где? Таида с ней,
Сестра-подруга незабвенной?
Где Эхо, чей ответ мгновенный
Живил когда-то тихий брег,
С её красою несравненной?
Увы! где прошлогодний снег!
            [посылка]:
О государь! С тоской смиренной
Недель и лет мы встретим бег;
Припев пребудет неизменный:
Увы, где прошлогодний снег!
В ХIХ-ХХ вв. Б. – небольшое лирическое стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычайный случай: «Песнь о вещем Олеге», А.С. Пушкина, «Людмила» и «Светлана» В.А. Жуковского. «В жанровой структуре баллада представляет собой синтез эпических и лирических начал при определяющей роли последнего» (Н.А. Гуляев).

БАЛЛАДИСТЫ – первая поэтическая школа в Австралии в конце XIX в. В неё входили Э. Дайсон, В. Дейли, Э. Брейдж и др. (cм. Школа 90-х).
БАЛЛАДНАЯ строфа; – строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные. Наиболее распространённая строфа из четырёх чётных анапестических стоп и трёх нечётных.
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».                В. Жуковский

БАЛЛАДНАЯ опера — была создана как жанр английским поэтом и драматургом Джоном Геем (1685-1732) по совету Джонатана Свифта (1667-1745), который предложил ему идею «Ньюгейтской пасторали»; потом была написана «Опера нищего». В Б.о. имелись элементы фарса и сентиментальной комедии. Продолжателем Б.о. был Р.Шеридан (1781-1851) – комедия «Дуэнья». В XX в. Б.о. стала «Моя прекрасная леди» (1956г.) на сюжет Б.Шоу «Пигмалион».

БАЛЛАДЫ-СКАЗКИ – жанр норвежской средневековой литературы, в котором участвуют сверхъестественные существа.
БАЛЛАТА – тосканский жанр или форма лирики.
БАЛИ – новый стиль. В IV в. так называли арабские филологи новации, привнесённые раннеабассидскими поэтами в риторические фигуры и тропы арабской поэзии.
БАЛИТАУ – в себуанской литераторе (Филиппины) жанр любовно-комических пьес с состязанием в острословии.

БАЛЬМОНТИЗМЫ – поэзия К. Бальмонта стала одним из символов начала XX в. Особенно эффектная, изобилующая образами и метафорами, она поражала читателей своей дерзостью, свежестью, новизной. В моду вошли такие вычурные слова, как «пышноцветный», «солнцеликий», «поцелуйный».

БАНАЛЬНАЯ рифма – привычная или примитивная рифма, найти которую не составляет труда: море-горе, кровь-любовь, день–тень, и т.д. Некоторые из этих рифм по своему звучанию относятся к разряду богатых рифм (розы-морозы), но затёрты, утратили свою свежесть. А.С. Пушкин показал обратный процесс: когда Б.р. вдруг утачивает свою скучную избитость, становится уместной и выразительной. К Б.р. относятся глагольные рифмы, пары существительных с окончанием на -ение и -ание, прилагательные на -ой и т. п. Ещё в XVII-XVIII вв. русские поэты избегали Б.р.: «Рифмой наглагольной гнушаемся мы» – говорил поэт, князь Ширинский-Шихматов, за что получил от Батюшкова прозвище «Шихматов безглагольный». Отрывок   из поэмы «Пётр Великий» (1810 г., С. Шихматов):
 Из недр, из устия вертепа
Шипят трижальные змии,
И всем шипения сии
Вещают: здесь гниёт Мазепа!

БАНАЛЬНОСТЬ – примелькавшийся образ, лишённое оригинальности избитое выражение.
БАНГГУЛ – музыкальный жанр. Возник на берегу р. Менн (Австралия). Музыка насыщена текстом. Зачастую, это описание эпического путешествия. Иногда исполняется без музыки.
БАНДУРИСТ – бродячий певец Малороссии (старой Украины), исполнитель народных песен. Некоторые бандуристы сами слагали песни и думы. Иногда их называют кобзарями или лирниками, по названию музыкальных инструментов, на которых они играли.

БАНКА – в японской поэзии плачи.
БАОЦЗЮАНЬ –  драгоценные свитки. Песенно-повествовательный жанр в Китае ХVІ-ХХ вв. делится на две группы: 1) произведения чисто религиозные, переработки сутр; 2) произведения, основанные на сюжетах народных преданий, обработанных в религиозном духе.

БАРАМАСИ – в гуджаратской литературе (Индия) песни о 12 месяцах.
БАРАНБУР – стихотворный жанр в литературе Сомали. Короткие стихи, сочиняемые женщинами.
БАРД –  евец и слагатель песен у кельтов.
БАРДОВСКАЯ песня –   см. Авторская песня.

BARDITUS  –   древнегерманское слово, обозначающее боевую песню или клич.  Национально-патриотические драмы B.,  созданные Ф.Г.Клопштоком (1724-1803) во второй половине XVIII в., тираноборческого направления. В них проза сочеталась со стихами.

БАРКАРОЛЛА – грустная, задушевная лирическая песня итальянских лодочников.
БАРКИЙЙАД – в Ираке XIX в. новая форма – стихи телеграфом. Создателем этой формы считается Мухаммад аль Казвини.  Состояли стихи из двух рифмующихся бейтов. В немногих словах автор должен был передать сообщение по телеграфу. Поэзия в жанре Б. отличалась образностью и лаконичностью.
БАРМАК –  тюркский силлабический род стихосложения, основанный на равном количестве слогов в каждой стихотворной строке безотносительно к месту ударения в том или ином слове.

БАРОККО –  старинный, причудливый. Одно из основных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI- середины XVIII в.  Б. свойственны контрастность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию, пышности, к совмещению реальности с мистикой. В произведениях Б. широко использованы символы и аллегории, они отличаются сложностью формы и трудностью для понимания. «Стиль барокко главным образом появился в архитектуре и изобразительном искусстве… В ХХ веке термин «барокко» многие учёные стали относить также к литературе, имея в виду, что литература может с особой силой передать трагическое ощущение жизни, причудливую игру контрастов… Яркое представление о барочном стиле в поэзии дают некоторые оды М. Ломоносова, отличающиеся повышенной аллегоричностью, обилием ярких и неожиданных сравнений…» (А.С. Сулейманов).
БАРОЧНЫЙ стиль литературы -- риторичность, повышенное использование тропов, усложнённость, "хаотичность"; поэтичность -- использование в прозе риторических, эвфонических и т.п. свойств поэтического языка, синтез поэзии и прозы (А.Белый).
Важным признаком барочности является также универсальная синкретичность -- свойство, благодаря которому литература вбирает в себя черты поэтики не словесных искусств.

БАРЧЕСТЕРСКИЕ романы — шесть романов англ.писателя А.Троллопа (1815-1882), действие в которых развёртывается в вымышленном городе Барчестер. Сюжет о жизни служителей англиканской церкви.
БАСА –  анакруса со второстепенным ритмическим ударением.
БАСИТ –  арабский стихотворный размер, пеон IV плюс анапест.
БАСНЯ – литературное произведение небольшого размера, в аллегорической форме поясняющего ту или иную мысль, главным образом, нравоучительного характера. Первоначально прозаическое, а затем стихотворное произведение.

БАСРОБА – в грузинском театре XI-XIII  вв. жанр осмеяния. Высмеивались феодалы.
БАТЛАКОНЫ – в ланкийской драматургии театральные сцены.
БАТОС – разновидность бурлеска, неожиданный переход от возвышенного к вульгарному стилю.

БАТТОЛОГИЯ – столкновение слогов, разновидность неблагозвучия: рыбы было бы больше.
БАУЛ, МУРАШАД – в Бангладеш философские народные песни.
БАУТА – стихотворения-молитвы в Сирии у яковитов и несториан.

БАФФАЛО – школа критиков. Известна с 1970 г. Расположена в США в г. Баффало. Члены школы – Н. Холланд, Х. Лихтенстайн, Д. Блейх, М. Шварц. Главной задачей Б. считается исследование подсознательной природы литературного творчества. Они фиксируют внимание на подсознании читателя. Используют метод «эго психологии» и базисные принципы психоанализа.
БАХАР – в восточной поэзии песня.
БАХАРИЯ – в восточной поэзии песня о весне.
БАХАРЬ – в древней Руси профессиональный рассказчик басен, историй, сказок.
БАХИСЛАВ – в сомалийской литературе песня, исполняемая во время ритуального танца.

БАХСЫ – у каракалпаков исполнитель лиро-эпических поэм под аккомпанемент дутара.
БАХТИН о поэ;зии – фактически именно стих извлекает ситуацию из сферы бытового, произвольного, случайного: ритм «предполагает некоторую предопределённость» и, наоборот, свобода воли и активность самосознания несовместимы с ритмизацией. «Найти себя в ритме нельзя», можно лишь потерять…

БАХШИ; (бакши;) – 1. Народные певцы, музыканты, сказители и поэты у народов Средней Азии. Слово Б. восходит к санскритскому – учитель.  2. Термин узбекского, каракалпакского, туркменского, казахского, киргизского и уйгурского фольклора.
«БАШНЯ из слоновой кости» – фраза, впервые использованная в библейской «Песни песней» (твоя шея, как столп из слоновой кости). Эта фраза афористически означает отдалённость художника от общества, погружённость в творчество. Впервые это выражение использовал Ш.Сент-Бёв (1804-1869)в письме к Г.Флоберу.

БАШЧАНСКАЯ плита; – древнейший документ XI в. на хорватском языке.
Он говорит о пожертвовании земли аббатству.
БАЯН (БОЯН) – 1. Легендарный певец-поэт в древней Руси, о нём упоминается в «Слове о полку Игореве»: «начатии же ся тьй песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню». 2. Нарицательное имя древнерусского поэта.

БАЯТИ – жанр популярной азербайджанской народной песни: любовной, свадебной, героической и т.д. Б. состоят из четырёх семисловных стихов, которые рифмуются по схеме: ааба.
БАЯТ – жанр фольклора в азербайджанской поэзии четверостишия, напоминающие русские частушки, главная мысль Б. заключена в двух последних строках.

БДЕЛИГМА – утомительное и ненужное перечисление чего-либо.
Ангелы опальные,
Светлые, печальные,
Блески погребальные
Тающих свечей, –
Грустные, безбольные,
Звоны колокольные,
Отсветы лучей…                К. Бальмонт
БЕГАЛКОН – в сиамской драматургии тексты для театра.
БЕГЕ – в поэзии Западной Африки плачи об утерянной возлюбленной.

БЕ ДА – на Тибете странствующие музыканты.
БЕДИД – в арабской литературе новый стиль, состоящий в употреблении невиданных ранее образов, тропов, сравнений.
БЕДИЛИЗМ – или индийский стиль, назван в часть поэта Бедиля; писавшего на фарси. 1. Направление в литературе фарси XVIII в. – философская (суфийская) поэзия усложнённых форм. 2. В таджикской литературе Б. отличается необычайной изощрённостью, сложностью и философско-пантеистическими воззрениями.
БЕДИЛХОНЫ – толкователи поэзии таджикско-персидского поэта Бедиля. Подражатели письма «индийским стилем», которые делились на две группы: одни пропагандировали передовые идеи Бедиля, другие – усложнённую форму его стиха.

БЕДНАЯ рифма – простая, безыскусная рифма, в которой звуки совпадают только после ударного гласного /страх–размах/. К Б.р. относятся глагольные рифмы: пить-бить; рифмы-прилагательные: тупой – живой; такие рифмы подталкивают к облегчённой рифмовке. Поэты в XVII-XVIII вв. дабы не впасть в банальность отказывались от глагольной рифмы. В произведении Стефана Яворского, «Стихи на измену Мазепы» (1709) на 88 строк нет ни одной глагольной рифмы.
Пролиял еси зверски кровь премногу,
Яже вопиет гласно на тя к богу.
Божия храмы быша днесь вертепы
От шведского льва и волка Мазепы.

БЕДУИНСКИЕ стихи –  тяжёлый и напыщенный стиль, господствовавший долгое время в арабской средневековой поэзии.
БЕДХОН – традиционный участник еврейской свадьбы, сопровождавший праздник стихотворными импровизациями.

БЕЖЕНСКИЙ роман — повествование о «Великом исходе» из России» после катастрофы 1917 года,  в котором описывается «хождение по мукам» на чужбине. Быт и нравы первой волны эмиграции. «Люди бежали от нестерпимого гнёта не столько для того, чтобы немедленно вступить со строем, его установившим, в схватку, а для того, чтобы  жить по-своему, думать по-своему, писать  по-своему, иметь возможность исполнить по-своему своё истинное предназначение» (Г.Адамович).
БЕЗАВТОРСКАЯ поэзия – произведения, не имеющие фамилии автора. Сюда относятся мифы, былин, народные песни, сказания, гимны. Иногда авторы специально скрывают свою фамилию, боясь преследования власти.

БЕЗВРЕМЕНЬЕ1 – период в русской литературе 80-х гг. XIX в. Его своеобразие состоит в том,  что в поэзии закладывается и формируется  само чувство традиции. Переплетаются и звучат одновременно отзвуки тех миров, что считались
антиподами (Надсон, Фофанов, Андреевский и др.), но утрачивают свойства, характерные для поэзии Некрасова, Фета и Полонского. В 80-х гг. не было почвы для создания цельного жизнеутверждающего мировоззрения и для силы и глубины трагического отрицания. Происходит сочетание двух начал: вспышка «неоромантизма» и возрождение высокой поэтической лексики.
БЕЗВРЕМЕНЬЕ2 – период, когда тех или иных авторов не печатали. Так было в СССР в 1970/80-х гг., когда появились поэты метаметафористы и др.

БЕЗГЕРОИЧЕСКИЙ эпос – в 30-е гг. в  Советском  союзе многие поэты, увлечённые пафосом экономических преобразований, захваченные идеей массового трудового энтузиазма, пытались создавать  «производственный» безгеройный эпос. Авторы таких поэм механически переносили производственный сюжет в свои произведения. Они описывали производство каучука - Г.Санников ( 1899-1969), «Сказание о каучуке»; или о создании электрической лампочки - И.Сельвинский (1899-1968), «Электрозаводская газета»; подменяя подобным описанием отсутствие подлинной эпичности.

БЕЗГОЛОВЫЙ сонет –  сонет, состоящий из одного четверостишия и двух терцетов.
БЕЗГРАМОТНЫЕ писатели – испокон века были писатели, которые с удовольствием нарушали грамматические правила. Читаем пушкинское: без грамматической ошибки/ Я русской речи не люблю. У него же: сёлы вместо села, серебряной вместо серебряный. Не в ладах с правовписанием были: В. Маяковский, Г.Х. Андерсен, Г. Державин, Л. Кэррол и др. Между тем, дислексия (безграмотность) заболевание генетическое, чаще встречается у мальчиков.

БЕЗДУХОВНОСТЬ литературы – мораль является непременной составляющей духовной культуры, которая отражается в произведениях литературы. Только автор, обладающий низким уровнем культурного развития, способен создавать бездуховные произведения. Это в первую очередь сказывается на бедности языка и узости творческого воображения. В постмодернизме, как и в модернизме вообще, таких произведений особенно много.

«БЕЗЗАБОТНЫЕ ребята» —  братство исполнителей ле (стихотворных повестей) во французских городах в 1485-1494 гг.; одним из руководителей «Б.р.» был поэт и драматург П.Гренгор (1475-1539).  Этот жанр  нашёл отражение в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго.
БЕЗОБРАЗНОЕ – категория эстетики, которая служит для определения и оценки уродливо односторонних предметов действительности, нарушающих представление о красоте и достоинстве человека и общественных отношений (враждебность социальных условий свободному проявлению духовных сил человека) и вызывающих вследствие этого отрицательное отношение. Это понятие зависит не только от вкусовых различий, но и от различий классовых, исторических и прочих.

БЕЗЫДЕЙНАЯ литература – такая разновидность литературных произведений, которые не решают ни каких серьёзных проблем. Их основная задача – развлечь читателя. Это может быть любовный роман, детектив или семейная история, показывающая жизнь людей день за днём. «"Безыдейная сытость" современного французского буржуа отразилась, между прочим, и на беллетристике, которая, для того, чтобы скрыть свою низменность, не без наглости подняла знамя реализма» (М. Щедрин)
БЕЗДУХОВНАЯ литература -- мораль является непременной составляющей духовной культуры, которая отражается в произведениях литературы. Только автор, обладающий низким уровнем культурного развития, способен создавать Бл. Это в первую очередь сказывается на бедности языка и узости творческого воображения.
В литературе постмодернизма и модернизма  таких произведений особенно много.

БЕЗЫСКУССТВЕННОСТЬ – лишённый нарочитости, искусственности.
БЕЗЪЯЗЫКАЯ литература – Юрий Нагибин пишет: «…такая литература есть. Причём весьма распространённая, имеющая громадную читательскую аудиторию и заслуживающая известного уважения. Читать "безъязыкие" произведения порой интереснее, чем миловидно оформленную словом литературу. Тут дело в количестве и качестве информации, которую сообщает писатель. Это всегда было важно для читателей, а теперь особенно, ибо жизнь крайне сложна и запутанна».

БЕЙТ –  основная единица стиха в восточной поэзии, двустишие, состоящее из двух мисра (полустишие) с цезурой. Б. могут быть рифмованными или без рифмы, содержат законченную мысль и часто употребляются как самостоятельные произведения. В широком смысле Б. это стихи.
Воздать бы нам хвалу минувшим временам,
Но времена свои хулить отрадней нам.                Абу–ль–Аля Маари
БЕЙТЕДЖИ –  в албанской литературе сочинение бейтов. Жанр четверостиший сатирического характера, отражает жизнь Албании под турками. Стихи записывались арабским шрифтом или передавались устно. Расцвет Б. приходится на ХVIІІ в.
БЕЙТОДЖИ – религиозные песни в литературе фульбе (З. Африка).

БЕКБЕКЕЙ – киргизская песня ночного сторожа.
БЕКБЕКИЙ – в киргизском фольклоре пастушеские песни.
БЕК-РОНГ –   более поздняя форма сиамского стиха.
БЁК-РОНГ – старинная бирманская форма поэзии. Поэтическое вступление к пантомиме.
БЕЛЕН-ТИГИ – в Мали хранители исторических преданий.  Существуют школы, где  Б-Т. обучаются.

БЕЛЛЕТРИСТИКА –  1. Первоначально литературное произведение: роман повесть, новелла. 2. С ХІХ в. называются книжки для «лёгкого чтения», в отличие от произведений высокохудожественной словесности.
БЕЛЛЕТРИЗАЦИЯ – сочетание научно-документального материала с элементами художественного повествования в публицистике, научно-популярной и др. литературе.


БЕЛИНСКИЙ о пафосе – каждое художественное произведение «плод могучей мысли, овладевшей поэтом». «Если бы мы допустили, что эта мысль есть только результат деятельности его рассудка, мы убили бы этим не только искусство, но и саму возможность искусства. В самом деле, что мудрого было бы сделаться поэтом и кто бы не в состоянии был бы сделаться поэтом по нужде, по выгоде или по прихоти, если б для этого стоило только придумать какую-нибудь мысль да и втискать её в придуманную же форму? Нет, не так это делается поэтами по натуре, по призванию! У того, кто не поэт по натуре, пусть придуманная им мысль будет глубока, истинна, даже свята – произведение всё-таки выйдет мелочное, ложное, фальшивое, уродливое, мёртвое – и никого не убедит оно, а скорее разочарует каждого в выраженной им мысли, несмотря на всю её правдивость! Придумайте на досуге, мысль получше да потом и обделайте в какой-нибудь вымысел, словно бриллиант в золото! Вот и дело с концом! Нет, не такие мысли и не так овладевают поэтом и бывают живыми зародышами живых созданий! Искусство не допускает к себе отвлечённых философских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические, а поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, – это живая страсть, это пафос».


БЕЛЫЙ стих – особый вид безрифменного стиха в силлабо-тоническом стихосложении; чаще всего пятистопный ямб (реже в трёхстопном размере) и хорей.
Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.          А. Кольцов
Б.с. тесно связан с драмой. Например, «Борис Годунов» А. Пушкина. «Название «белый стих» произошло оттого, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными ("белыми")». К.Д. Вишневский.

БЕМ – плачи об утрате возлюбленной; на языке хауса (Африка).
БЕНИВОЛЕНЦИЯ – показная вежливость, прикрывающая гнев.
БЕНКЕНЗЕНГЕРЫ – в Германии XV-XVI вв. площадные певцы.
БЕРЕСТЯНЫЕ грамоты – памятники древнерусской письменности ХI-XV вв., написанные на берёзовой коре.

БЕРЖЕРЕТТО – старинная французская танцевальная песенка пасторального содержания.
БЕРНЕСКО – пародийно-сатирический жанр в Италии, шуточное произведение, в котором ничтожные события и лица возвеличиваются. Название Б. дано по имени Франческо Берно (1497-1535).

БЕСЕДА – название вечеринок в русских деревнях, где выступали рассказчики, песельники, былинники, – своего рода литературных собраний, нередко заканчивающихся пирушкой. Упоминание о Б. сохранилось в «Камаринской»: Во пиру я была, во беседушке.
БЕСЕДА любителей русского слова – литературное общество в Петербурге (1811-1816 гг.) во главе с Г. Державиным и А. Шишковым.
БЕСЕДНЫЕ песни – у крымских татар такие песни (чынълар) сопровождали любые события. Такие же песни были у молодёжи Заонежья во время зимних и летних развлечений в XIX в.

БЕСКОНЕЧНЫЙ стих – стихи с кольцевой структурой, когда конец стиха переходит в начало следующего и может быть повторен бесконечно:
У попа была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил
И в землю закопал,
И надпись написал:
У попа была собака… и т.д.

БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ в искусстве – проявление в практике художественного творчества ложного представления о том, что в социалистическом обществе, якобы, отсутствуют противоречия, конфликты.
БЕСОВСКАЯ текстура – в постмодернизме неустойчивая целостность организации текста.

БЕСПРЕДМЕТНОЕ искусство – в области литературы представляют дадаисты, футуристы, и другие «беспредметники», создающие поэзию, «где остается чистый ритм и темп как движение и время», где «ритм и темп опираются на буквы как знаки, заключающие в себе тот или иной звук». Вершиной беспредметной поэзии является «последовательная поэзия» немецкого поэта Курта Швиттерса: «абстрактная поэзия освободила слово от ассоциации – это её великое достоинство». Поэт «делает» новые слова, заимствуя слова африканских негров, давая ритмическую вариацию одного и того же слова через несколько строк, или же перечисляет простые цифры, давая им ритмические акценты.
БЕССМЫСЛИЦА – выражение, не отвечающее требованиям синтаксиса, семантики,
прагматики.

БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ – в литературе характеризует произведение, бедное содержанием, мыслями.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания человека, т.е. в отношении которых отсутствует контроль сознания. Это также характеристика психических представлений. Ярче всего Б. проявляется в произведениях искусства.

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – фигура убавления слов, вид эллипсиса, когда опускаются союзы, соединяющие во фразах слова, вследствие чего речь приобретает большую сжатость и динамизм.
Швед, русский –  колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет…          А.  Пушкин
Бессоюзию противоположно многосоюзие (полисиндетон), которое применяется гораздо чаще. Асиндетон и полисиндетон создают эффект амплификации – развития темы с помощью перечисления частностей и деталей. См. Полисиндетон, Амплификация.

БЕССЮЖЕТНЫЙ роман – роман, признаком которого является крайняя ослабленность, а иногда полное отсутствие фабулы, лёгкая перестановка частей без ощущения изменения сюжета. Сюда относятся очерки, связанные между собой, роман-биография, романы-дневники.
БЕСТИАРИЙ – вид средневековой литературы (в стихах и прозе), содержащей аллегорическое описание животных, род басни, где под видом зверей и описания их жизни разумеются люди, их характерные качества, обычаи и нравы.

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся спросом у массового читателя книга, изданная большим тиражом, имеющая коммерческий успех.
БЕСФАБУЛЬНОСТЬ – одновременность излагаемого или иная сменность тем, без внутренней причастной связности излагаемого.

БЕСЦЕЗУРНЫЙ стих – стих, в котором нет постоянной цезуры, что меняет ритм. «Русалка», А. Пушкин:
Когда ты весел, издали ко мне
Спешишь и кличешь – где моя голубка,
Что делает она? А там целуешь
И вопрошаешь: рада ль я тебе
И ожидала ли тебя так рано –
А нынче – слушаешь меня ты молча,
Не обнимаешь, не целуешь в очи…
БЕСЦЕЗУРНЫЙ ямб – шестистопный ямб, в котором отсутствует пауза – цезура, разбивающая стихи на части: Глухая полночь медленно кладёт покров… (А. Блок).

БЕТАШАР – у каракалпаков песня, наставление невесте.
БЕШИКЫРЫ – киргизские народные колыбельные песни.

БИ (бицзин) –  в китайской поэтике обозначает деловую или очерковую литературу.
БИ и СИН – в китайской поэтике есть сопоставление образов, истолкование одного через другой. Однако, под Би подразумевается сопоставление, а под Син – завуалированное. Второе отличается от первого не только своей иносказательностью, но и некоторой недоговорённостью, наличием скрытого смысла. Би можно уподобить сравнению, метафоре или аллегории. А  под  Син понимают  психологический параллелизм, употреблённый в начале строфы, где образ из мира природы сопоставляется с образом из мира человека. Иногда это просто запев.

БИБЛЕИ;ЗМ – использование славянизмов с целью создать впечатление библейского стиля:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли (А. Пушкин).
БИБЛЕ;ЙСКАЯ дра;ма – род литературы; пьесы, написанные на сюжет из Библии. Показывает различные моменты из жизни Христа и апостолов.
БИБЛИОГНОЗИЯ – комплексная наука о книге. Термин, тождественный термину «книговедение» или «библиология»; в практике мало употребителен.
БИБЛИОГРАФИРОВАНИЕ – собирание материала для своей работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ информация – информация о документах, необходимых для их
идентификации и использовании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ карточка1 – карточка, содержащая библиографическое описание источника информации. Она позволяет получить оперативную информацию о вышедших публикациях и служит для комплектования справочно-информационных фондов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ карточка2 – библиографические записи лучше всего делать на карточках. Они делаются так: 1. Фамилия и инициалы автора (псевдоним). Сведения об авторе. 2. Заглавие произведения, записанное с титульного листа. Подзаголовки, номер тома, жанр. 3. Надзаголовочные данные – серия, учреждение, подготовившее издание. 4. Выходные данные – место и год издания, количество страниц, объём в учётно-издательских листах тираж, примечание – Сведения о библиографии, иллюстрациях и т.д. Название издательства. Б.к. позволяет получить оперативную информацию о вышедших публикациях и служит для укомплектования справочно-информационных фондов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ эвристика1 – искусство нахождения истины. Имеет два направления – документалистика и  информатика.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ эвристика2 – библиографоведческая дисциплина; разрабатывает историю, теорию и методику информационного поиска. Одна из важнейших частей библиографии, библиоведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ метод в литературоведении – изучение творчества писателя как выражение его личного опыта, считающееся основным творческим началом искусства.
БИБЛИОГРАФИЯ – формальное и критическое описание различных произведений как со стороны внешних признаков, так и со стороны содержания. Цель Б. – ознакомить читателя, облегчить ему поиск нужных книг.
БИБЛИОГРАФИЯ литературы – 1. Учёт и описание печатной и рукописной продукции. 2. Список литературы по теме; издания, содержащие такие списки. 3. Отдел в периодических изданиях, посвящённый информации о выходящих книгах.
БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ – дисциплина, изучающая и разрабатывающая историю, теорию, методику и проблемы организации библиографии, структуру, свойства, закономерности производства, распространения, восприятия и использования библиографии и информации.

БИБЛИОКЛАСТ – лицо, портящее или уничтожающее книги.
БИБЛИОКЛЕПТ – похититель книг.
БИБЛИОЛАТРИЯ – суеверное преклонение перед книгой, почитание священных или божественных книг. В переносном смысле – пристрастие к книгам, доведённое до крайних пределов.
БИБЛИОЛИТЫ – окаменелые рукописи, погребённые под вулканической породой. Делались попытки прочитать Б. с помощью химии.

БИБЛИОЛОГИЯ – наука, исследующая происхождение и развитие книжного дела (история книги, библиография, библиотечное дело и т. д.). 2. Элементарная библиография, занимающаяся определением основ и правил библиографии.
БИБЛИОМАН – страстный любитель и собиратель книг.
БИБЛИОМАНИЯ – страсть к собиранию книг, главным образом старопечатных.
БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ – наука, изучающая психологические проблемы восприятия текстов. Зачинателем её стал русский книговед Н.М.Рубакин (1862-1946гг.).

БИБЛИОТАФ – «прячущий книгу», т. е. лицо, владеющее книгами, но не допускающее к ним других.
БИБЛИОТЕКА – учреждение, ведущее работу по собиранию и хранению книг. Б. выдаёт книги читателям. Существуют Б. по видам литературы: театральной, научно-технической, педагогической и т. д.

БИБЛИОТЕКА  А.С.ПУШКИНА – в библиотеке поэта находилось 3560 томов книг на русском и иностранных языках. Кроме книг в неё входили журналы и альманахи, а также книги, отпечатанные ещё в XVI в.

БИБЛИОТЕКА Британского музея – открыта в 1973 г. В её основе лежит Б.Б.м., созданная в 1753 г. В ней находится 150 млн. единиц хранения (книги, журналы, рукописи, марки, карты и т.д.) Библиотеку посещали Маркс, Энгельс, Ленин и другие великие люди.
БИБЛИОТЕКА им. Ленина (Москва) –  создана на основе материалов Румянцевского музея в 1924 г. содержит 44 млн. экземпляров хранения на многих языках.
БИБЛИОТЕКА Конгресса –  крупнейшее книгохранилище США. Находится в Вашингтоне. Создана в 1800 г. Объём фонда – 155 млн. единиц хранения.

БИБЛИОТЕКА писателя – знакомство с кругом чтения писателя проливает свет на многие приёмы его творчества и художественной техники, устанавливает связь автора с общим типом читателя данной эпохи, социальной группы. Это также выясняет отношение писателя к тому печатному материалу, который прошёл через его руки, оказав влияние на его творчество. В этом отношении много ценного даёт описание библиотеки того или иного писателя (Библиотека Пушкина, Горького) или авторский рассказ о своей библиотеке (Н.Смирнов-Сокольский).

БИБЛИОТЕКА польских братьев – под таким названием сохранилось в Польше 9 книг, оставшихся после разгрома секты ариан в XVII в. Из-за преследования и уничтожения подобных сочинений, до нас дошло всего три книги в разных европейских библиотеках. Содержанием этих книг являются сборники сочинений ариан.
БИБЛИОТЕКА ПОЭТА – серия книг, куда вошли фольклор; стихи, поэмы и стихотворные пьесы русских и советских авторов. Б.П. состоит из большой и малой серии. В малую серию (книги небольшого формата) включены лишь избранные произведения тех же авторов, что опубликованы в большой серии. Б.п.  основана М. Горьким в 1931 г.

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ –  дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект деятельности во всех её связях и опосредованиях. Составные части Б.: научные законы, научные принципы, научные теории, методы исследования, понятийный аппарат, гипотезы, факты, данные наблюдений и опытов.
БИБЛИОТЕЧНАЯ держава – Д.С. Лихачёв говорил: «Между тем Россия в XIX веке – вопреки мифу о её якобы отсталости – была самой передовой библиотечной державой мира».

БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСАЯ классификация – национальная классификационная система в России. Методологическая основа классификации – деление по видам наук и явлениям действительности на принципах их субординации и развития. Существуют ББК для научных и массовых библиотек.  Вот небольшой образец: «Общенаучное и междисциплинарное знание» – Произведения классиков марксизма-ленинизма. Жизнь и деятельность К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Марксистско-ленинская философия. Естественные науки; и т.д. См. Выходные данные книги:ISBN, УДК, ББК.

БИБЛИОФАГ – человек, одержимый страстью к чтению.
БИБЛИОФИЛ – любитель и знаток книги, собиратель редких, имеющих особую ценность, изданий.
БИБИОФИЛИЯ – собирание книг, особенно редких. Интересы и вкусы библиофилов чрезвычайно разнообразны (собирают книги: старинные, первопечатные, редкие, о предметах специальных, издания одного определенного автора или издательства и т. д.). Библиоман, в противоположность библиофилу, интересуется не содержанием книги, а другими ее сторонами, чаще внешними.

БИБЛИОФИЛОСОФИЯ – философия книги, дисциплина, которая должна заниматься книгой как предметом идеального изучения в целом.
БИ;БЛИЯ («книга») – свод религиозных книг, почитаемых иудаистами и христианами. Б. делится на Ветхий и Новый завет.
БИ;БЛИЯ поэ;тов – в средние века так называли поэзию Овидия, у которого учились новые поэты.
БИБЛИОФОБИЯ -- неприятие книги, предпочтение ей других носителей информации.

БИВА БОДЗУ –  в Японии слепые странствующие сказители, жившие в монастырях ХIІІ-ХIV вв.
БИВА-ХОСИ – в Японии монах с музыкальным струнным инструментом «бива»; или слепцы, бродячие сказители, рассказывающие о высоких делах и главных событиях эпохи.
БИДЕРМЕ;ЙЕР – стилистическое направление в немецком и австрийском искусстве XIX в., характеризующееся интересом к простому человеку, обывателю.

БИ и СИН – в китайской поэтике есть сопоставление образов, истолкование одного через другой. Однако, под Би подразумевается сопоставление, а под Син – завуалированное. Второе отличается от первого не только своей иносказательностью, но и некоторой недоговорённостью, наличием скрытого смысла. Би можно уподобить сравнению, метафоре или аллегории, а под Син понимают психологический параллелизм, употреблённый в начале строфы, где образ из мира природы сопоставляется с образом из мира человека. Иногда это просто запев.

БИЛАЛ – малайские прибаутки.
BILLET – во французской поэзии XVII-XVIII вв. жанр стихотворной записки.
БИМЕТР – любой стих двоякого размера; напр. «элегиямб», половина дактилического каталектического пентаметра + ямбический диметр, ;;UU|;;UU|;;||U;;¦U;|U;;¦U;.
БИМЕТРИЯ – двойная читка стиха, двойная интерпретация в результате явной двойственности его лирического строя или вследствие неясности и сложности его ритмической структуры.
Вечерний свет погас.
Чуть дышит гладь воды.
Настал заветный час
Для искристой звезды.               К. Бальмонт

БИНАРИЗМ – теория, согласно которой все отношения между знаками сводимы к бинарным структурам, то есть к модели, в основе которой лежит наличие или отсутствие признака.
БИНАРНОСТЬ – в художественном произведении деление персонажей на группы «свои – чужие», «положительные – отрицательные», «просвещённые и непросвещённые» и т.д.
БИОБИБЛИОГРАФИЯ – пособия, включающие библиографию произведений отдельного лица (лиц) и литературу о них. Часто сопровождаются биографическими сведениями. К биобиблиографии относятся монографии, авторские свидетельства, патенты, даже иллюстрационный материал.

БИОГРАФ – автор чьей-либо биографии.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ метод – изучение творчества писателя как выражение его личного жизненного опыта, считающегося решающим творческим началом. По мнению В. Белинского узкобиографический подход к произведениям искусства есть эмпирическая крайность.
БИОГРАФИЯ –  описание жизни какого-либо человека.

БИПОЛЯРНЫЙ роман – такой роман, в котором одну и ту же историю рассказывают с разных точек зрения, например, с мужской и с женской.
БИПОНТИНСКИЕ  издания – ряд точных и изящно выполненных латинских, греческих и французских классиков, изданных в 1779 г. группой учёных и печатавшихся  в Цвейбрюккене (лат. Бипонтин).

БИРМАНСКАЯ поэзия – в бирманских стихах играет роль количество слогов в строке и рифма, под которой понимают не только созвучие отдельных слогов, но и соответствие тона (выше или ниже произносится). Каждая строка стихотворения состоит обычно из четырёх слогов и, как правило, не представляет собой законченной синтаксической единицы. Своеобразны схемы рифмовки: последний слог первой строки рифмуется с третьим слогом второй строки и со вторым либо с первым слогом третьей строки (4–3–2 или 4–3–1). Четвёртым слогом третьей строки вводится новая рифма. Жанры бирманской поэзии – яду, пьоу (поэма на сюжет джатаки), эйгурин и могун по содержанию близки исторической балладе и хвалебной оде.

БИСПЕЛЬ – жанр немецкой дидактической поэзии; изложенная в двустишиях краткая притча о людях, животных или растениях с обстоятельным обобщением и назиданием.
БИСТИКАУРИ – название старинного грузинского стихотворного размера, которым в конце ХIІ века были переведены поэмы Гомера.

БИТНИКИ (битые) –  движение в американской культуре, близкое неоавангардизму 1950-х гг. Идеалом Б. стали естественность и бескорыстие, раскрепощающие творческие силы личности. Свои силы, свои идеи движение черпало в философии и этике дзен-буддизма.
БИЮ-КЮЙ – татарские и башкирские лирические плясовые песни.

БИЯМБИЧЕСКИЕ полиметры – строятся по тем же признакам, как тетраметры: с цезурными гиперметри;ями, делящими метр обычно на два полустишия, каждое по две диподии; с постоянной большой цезурой, делящей метр на два полустишия, из которых одно заключает в себе одну или две диподии:
Паук размерил паутинки,
И мысль идёт по ним до бога.
                К. Бальмонт
У хладных невских берегов
В туманном Петрограде.
                С. Надсон
БЛАГОЗВУЧИЕ1 – красивое, приятное звучание речи.
БЛАГОЗВУЧИЕ2 – сочетание звуков, наиболее совершенное при  чтении, с точки зрения автора.  С точки зрения благозвучности все фонемы делятся на лёгкие и затруднённые. Лёгкими являются гласные, затем сонорные, кроме р, звонкие фрикативные, глухие, аффикаты и звук р  и взрывные. Речь со звуками ч, ш, щ, к считается не благозвучной. 

БЛАГОРОДНЫЙ дикарь – идея восходит к образам Адама и Евы. Это понятие утвердилось в XVII в. после выхода романа английской писательницы А.Бен (1640-1689) «Похождение Оруноко или Царственный Раб». Его герой образованный молодой человек, выходец из Африки. Эту идею использовали Ж. Руссо, Ф. Шатобриан и др.
БЛАЗОН1 – короткое стихотворение, написанное восьми- или десятисложником с парными рифмами.
БЛАЗОН2 – жанр французской поэзии XVI в. Хвалебное детализированное описание человека или предмета.

БЛАТНАЯ песня (блатной фольклор) – песенный жанр, воспевающий тяжёлый быт и нравы уголовной среды. Зародился в России в XIX в., а полностью сформировался в СССР. Постепенно в жанре блатной музыки стали писать песни, выходящие за рамки криминала.  Такие произведения часто называют «Русский шансон». Наиболее популярные песни «С одесского кичмана», «Гоп со смыком» и «Мурка».
БЛИЗОРУКОСТЬ читателей -- по социальному подсчёту, лишь один процент литературной продукции остаётся в читательском обиходе спустя десять лет. Причин тут несколько. Творчество современников бывает знакомо читателям лишь частично.
а читателя воздействует не только сама книга, но и мнение о ней критики и общества, неумение судить о таланте -- да и состояние дел в стране также влияет на мнение читателей.
БЛОГГЕР – человек, ведущий в блоге сетевой дневник. Термин введён в 2002 г. У. Квиком.
БЛОКНОТ писателя -- иногда бывает очень нужен, он избавляет память от перегруженности, иногда рождает интересные мысли, которые надо записать. Не всё из блокнота войдёт в будущее произведение, не все авторы имеют такой блокнот. Это дело индивидуальное.

«БЛУМСБЕРИ» – группа, в которую входили писатели В. Вульф (1882-1941), Л. Вулф, художница В. Белл и её муж, искусствовед, Б. Рассел, философ,  и др. Они исповедовали кредо философа Дж. Мура (1873-1958): самое ценное в жизни – это удовольствие, получаемое от человеческого общения и восприятия прекрасного.
БЛЮ;З – сольная лирическая песня американских негров (с берегов Миссисипи), грустного характера в медленном темпе.

БОВАРИЗМ – во французском литературоведении термин, обозначающий искажённое  представление человека о самом себе и своём месте в мире.
БОГАТАЯ рифма – наиболее полное совпадение в рифмующихся словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: «демократ – стократ», «канала – доконала», а также созвучие согласных, как например, у С. Маршака:
Человек сказал Днепру:
 – Я стеной тебя запру.
БОГАТСТВО речи -- т.е.разнообразие используемых языковых средств. "Задачи, которые вы ставите перед собой, -- неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их" (М.Горький).

БОГЕМА – обозначение среды художественной интеллигенции (актёров, музыкантов, художников, литераторов), ведущих беспорядочную и необеспеченную жизнь. Образ жизни, быт такой среды.
БОГЕМСКИЕ братья – секта XV в. Она внесла существенный вклад в развитие чешской литературы: переводили Библию, создавали духовные гимны и религиозную прозу.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО и БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО – близкие течения в русской религиозной философии ХХ в. Богоискательство началось в результате «усталости» интеллигенции в борьбе с царизмом. В чистом виде его представляла группа декадентов – Д. Мережковский , З. Гиппиус и Д. Философов. Реалистам Богоискатели противопоставляли своё утверждение «абсолютной свободы и абсолютного бытия человеческой личности – в боге» (Мережковский, 1866-1945).Богоискатели провозглашали рыцарскую верность «богу – Отцу всеблагому» (Н. Бердяев, 1874-1948). Основа богоискательства – бессмертие души. Их очень резко критиковал Г. Плеханов. Богостроители стремились «построить»  бога как некую надмирную личность. Этим занималась социал-интеллигенция – А. Луначарский, В. Базаров. Они пришли к выводу, что религия и без бога остаётся религией, она жила и жить будет. Их так же критиковал Г.Плеханов

БОЕВИК – роман-боевик. Сюжет его составляет активное действие, изображение которого является самоцелью. Под действием понимается силовая акция, безукоризненно выполненная профессионалом-одиночкой или группой единомышленников. Главная черта характера героя – хладнокровие. Стиль Б. отличается предельной ясностью, декларативной простотой слога, чёткостью смысловых трактовок образов.

БОЙЦОВСКАЯ песня – поэтический жанр Ирландии, исполнялась в торжественных случаях. Гимн Ирландии.
БОКОВЫЕ мотивы – подробности т.п. вводятся с целью художественного построения рассказа и несут различные функции. Ввод подобных мотивов определяется литературной традицией.

БОЛГАРСКАЯ пролетарская поэ;зия – возникает в конце XIX в. Её основоположник Д. Поляной.
БОЛГАРСКИЙ эпос – делится на три части: героический, рассказывающий о борьбе гайдуков с турками; исторический, в котором показана борьба царя И. Шишмана с турками; и бытовой, где описывается жизнь народа, но главное место занимает отношение жены к мужу и к свекрови. 
БОЛДИНСКАЯ осень -- 1831 г. Первая Б.о. А.Пушкина. Наиболее плодотворная пора в жизни поэта. За это время им закончен "Евгений Онегин", цикл "Повести Белкина" и
"Маленькие трагедии", написана поэма "Домик в Коломне" и 32 стихотворения. 1832 г. в Ьолдино написаны поэма "Медный всадник" и "Анджело", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Пиковая дама" и ряд стихотворений. 1834 г. написана "Сказка о золотом петушке".

БОЛЕ и ЛУНГХИН – в бирманской поэзии лирическая жалоба.
БОЛИВИЙСКИЕ песенные жанры – лирические песни индейцев:  богуела,  ярави,  видала, узика.  Креольские лирические песни: ярави (отличается от индейской), тристадек и др.

БОЛЕРО – кубинские болеро – с конца ХІХ в. лирическая песня.
БОЛИВИЙСКИЕ песенные жа;нры – лирические песни индейцев: богуела, ярави, видала, узика. Креольские лирические песни: ярави (отличается от индейской), тристадек и др.
БОЛОНСКАЯ школа – школа поэтов XIII в.,  находившаяся в г.Болонья. Поэты этой школы создали поэтический язык, во многом подготовивший и итальянский разговорный язык. Главой этой школы был Гвидо Гвиницелли (1230-1276), создавший т.н. новый сладостный стиль в поэзии.

БОЛЬШАЯ тройка (начало ХIХ в.)1 – тагалоязычные  поэты на Филиппинах : Хосе дела Круса, Анасиас Соррилья и Франсиско Балагатас. Они писали стихи на религиозные темы (авита и куридо), а также светскую литературу религиозной тематики.
БОЛЬШАЯ тройка2 – объединение нидерландских писателей XX в.: Греве, Х. Леулиш и Ф. Харманс. Их поэтику называли «шокирующий реализм».
БОЛЬШАЯ тройка2 – объединение нидерландских писателей XX в.: Греве, Х. Леулиш и Ф. Харманс. Их поэтику называли «шокирующий реализм».

БОЛЬШАЯ четвёрка чилийской литературы – четыре поэта 20-х гг. XX в,: Габриэла Мистраль, Винсент Уидобро, Пабло Неруда и Пабло де Роко. На их творчество повлияла первая мировая война и революция в России.
БОЛЬШАЯ четвёрка (ХХ в.)– группа нигерийских поэтов (В. Сойанки, К. Окигбо, Д. Кларк, Г. Окара), чьё творчество насыщено социальной тематикой, несмотря на воздействие английского модернизма.
БОЛЬШАЯ четвёрка чилийской литературы -- четыре поэта 20-х гг. ХХ в.: Габриэлла Мистраль, Винсент Уидобро, Пабло Неруда и Пабло де Роко. На их творчество повлияла первая мировая война и революция в России.
БОРХЕС о классике -- классика -- это не книга, как-то особо написанная, но книга, особым образом прочитанная.

БОЛЬШОЕ время —  категория сравнительно-исторической поэтики, активно используемая в современной философии культуры и культурологии, основополагающее понятие философско-эстетической концепции М.М Бахтина, разрабатываемая им с конца 30-х до начала 40-х гг. Б.в. предстаёт залогом постижения «новых смысловых глубин»: «произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, т.е. в большом времени, при том  часто (а великие произведения всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности.» (М. Бахтин).

БОЛЬШОЙ репортаж –  жанр испанской литературы первой половины ХХ в., близкий к журналистике и документальной прозе.
БОЛЬШОЙ стиль – отличается большим развитием во времени, часто длящимся веками. Он определяет почти все виды искусства. Примерами Б.с. являются готика, барокко, классицизм.. В узком смысле – стиль Людовика XIV.

БОЛЬШОЙ стиль – отличается большим развитием во времени, часто длящимся веками. Он определяет почти все виды искусства. Примерами Б.с. являются готика, барокко, классицизм. В узком смысле – стиль Людовика XIV.
БОЛЬШОЙ эпос – основной жанр эпической культуры киргизов. Таким эпосом является «Манас», составляющий несколько томов.

БОЛЭ – в бирманской литературе песня-думка.
БОМБАСТ  –  передача простых истин, событий, возвышенным слогом: Вода с шумом и журчанием торжественно впадала в помойное ведро.
БОМОЛОХ – образ простодушного хитреца в древнегреческом театре.
БОМСТАД – на Филиппинах национальная комическая драма.

БОМФИОЛОГИЯ  –  представление малого дела (предмета) как чего-то важного, сообщение о нём даётся в выспреннем тоне.
Да помню, как же, говорилось
О том, конечно, в золотом оружии.
Чьи легионы сдунул ты дыханием,
Как ветер листья иль солому с крыш.        Плавт

БОНМО –  острое словечко, острота.
БОРЗОПИСЕЦ –  человек, который пишет много обо всём без знания дела.
БОРХЕС о классике – «классика – это не книга, как-то по-особенному написанная, но книга особым образом прочитанная».
БОРЬБА диалектов – происходила в начале XIX в. в Финляндии, когда шло формирование общенационального языка.

БОРЬБА диалектов – в 20-х гг. XIX в. в Финляндии, когда шло формирование общенационального языка, усилилось внимание к языку в литературе. В результате Б.д. расширился и обогатился литературный язык.
БОРЮЩИЕСЯ царства – в VI в. до н.э. наступила эпоха «борющихся царств» в Китае. Она привела к значительному подъёму в экономике и культуре различных китайских государств. Появляются первые философские школы. Ведущее место среди них заняло конфуцианство. Изречение Конфуция: В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы учить других.

БОЧЕТЫ – в Молдавии плачи-причитания, похоронные песни.
БОЯНОВ гимн -- древнейшая славянская рукопись 1У в н.э. Записана Сулакадзевым для Г.Державина. Перевод был издан Державиным в 1812 г. Вот небольшой отрывок:
Не умолчи, Ьоян,
снова воспой,
О ком пел, благо тому.
Суда Велесова не убежать:
Славы Славянов
не умалить.
Мечи Бояновы
На языке остались.
БРАБАНСОННА – бельгийская национальная песня, созданная в период революции 1830 г. Музыка певца Кампенгауда, слова французского актёра Женневаля.

БРАЗИЛЬСКИЕ «парнасцы» – группа поэтов (во главе с А. де Оливейро, О. Билокомом и Р. Коррейро) конца XIX в. В их формировании сыграли большую роль, кроме французов, португальские классики и знаменитые писатели Бразилии. Поэты выступали против эпигонских форм романтизма. Они выдвигали программу «научной поэзии», как поначалу называли эту школу. В их стихах звучали антимонархические, абсолютистские призывы, появляются республиканские идеалы.

БРАЗИЛЬСКИЕ песенные формы – в основном танцевальные песни: самба, ланду и машиши. Они представляют образцы африканского фольклора.
БРАЗИЛЬСКИЕ символисты – группа поэтов, возникшая в 1893 г.  Имели много общего с французским символизмом. Их основная установка на сложную метафоричность, подчёркнутую интровертность, обилие реминисценций из европейской литературы. В поэзии Б.с.господствует трагизм, проза почти сливается со стихами. Пропадает различие между действительностью и мифом.

БРАЗИЛЬСКИЙ модернизм – зародился с 1922 по 1930 гг. Он характеризуется радикальными настпрениями и переплентается с яркими манифестациями национализма. Выделяются писатели
Марио де Андраде (1893-1945), Освальд де Андраде (1890-1954) и др.
БРАЗИЛЬСКИЙ предмодернизм – Писатели этого направления (1902) открывают Бразилию более близкую к реальности и прокладывают путь к модернизму.
БРАЗИЛЬСКИЙ романтизм – зародился в Бразилии XIX в. как движение за независимость от Португалии. Большое влияние на Б.р.  оказала поэзия французских романтиков. Наиболее ярко он выразился в творчестве Домингоса Жозе де Магольяэса (1811-1882). Б.р. составляют три течения: национализм (идеализм), «мировая скорбь» (байронизм) и «кондорская поэзия».

БРАХИЙ – античный метр, образуемый одним кратким слогом – U; псевдостопа, односложная, одноморная, употребляемая в анакрузе или в окончании стиха. В русском стихосложении Б. невозможен.
БРАХИКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ стих –  стих, усечённый на стопу, по сравнению с предыдущим:
До рассвета поднявшись, коня седлает
знаменитый смальгольский барон…         

БРАХИКОЛОН –  стихотворение, каждая строка которого состоит из слова в один слог:
Бей
тех,
чей   
смех;
вей,
рей,
сей,
снег!     Н. Асеев
БРАХИТ (брахи-силлабус) – в античном стихосложении метр, образованный одним кратким словом.

БРАХИОЛОГИЯ – краткость в изложении мыслей. «Наполеон шёл на Москву, наши отступали. Москва тревожилась. Жители её выбирались один за другим»  (А.Пушкин).
БРАХМАНИ – в Индии прозаические комментарии к Ведам; время создания VIII-IX в. до н. э.
БРАХИХОРЕЙ – античный метр, хорей, предшествуемый кратким слогом (брахием).
 В русском –  это амфибрахий. Б. характерен главным образом для логаэдического стиха.

«БРЕМЕНСКАЯ группа» –  одна из наиболее авторитетных групп раннего Просвещения в Германии (1740 г.); объединяла писателей, ориентировавшихся на традиции главы классической школы И-Х. Готшеда(1700–1766), ратовавшего за ясность и правдивость стиля, за разумное преобразование общественной жизни. Последователи К-Х. Гертнер(1712-1791), И-А. Крамер (1723-1788), И-А. Шлегель (1721-1793) и др. 

БРЕНД  – коммерческая марка литературного проекта, серии книг одного издательства, имеющие  общее внешнее оформление, общее содержание  и одного автора.
БРЕТОНСКИЙ цикл – сюжеты его связаны с кельтским фольклором. Материалы эти конечно же переосмысливались в духе идеологии того времени. Сюда входят бретонские лэ, романы о Тристане и Изольде, артуровские романы и романы о святом Граале.

БРИКОЛЛАЖ –  цитатное соединение несовместимого.
БРИНДИЗМ – в итальянской опере застольная песня.
«БРОДЯЧАЯ собака» – литературно-художественное кабаре. Открылось в Петербурге в 1911г на Михайловской пл. В «Б.с.» ходили М. Кузмин, Н. Гумилёв, С. Судейкин, Н. Сапунов, В. Маяковский, В. Хлебников и др. Их рисунки, стихи, экспромты, автографы  заносились в «Свиную книгу».

БРОДЯЧИЕ сюжеты – схожие между собой сюжеты, которые переходят из одной страны в другую, из эпохи в эпоху. В основе таких заимствований сюжетов лежит близость общественного опыта, сходство социальных условий, историко-литературная связь и т.д. Таков сюжет о дон Жуане, дон Кихоте, Сиде, Фаусте и т. д.
БРОНЗОВЫЙ век – завершение ХХ в., эпоха постмодернизма. Глухая общественная тревога, зловещие апокалипсические ожидания, высвободившаяся энергия напряжённого поиска с оглядкой на разнообразный опыт предшественников, всё это сообщает нашему времени типологическое сходство с началом прошлого века.

БРОШЮРА – непериодическое издание в виде нескольких сброшюрованных листов печатного материала объёмом свыше четырёх страниц, но не более сорока восьми, как правило, в мягкой обложке.
БРУЛЬОН – черновая тетрадь.
БУГТОНГ –  филиппинские рифмованные загадки: Сеют вечером – убирают утром. (Звёзды).

БУДЕТЛЯНЕ – термин В. Хлебникова для обозначения объединения – 1. Русских кубофутуристов: В. Хлебников, А. Кручёных, Л. Бурлюк, В. Маяковский и др. 2. Особой социальной общности, моделируемой
в качестве единомышленников, ориентированных на будущее. 3.  Для характеристики людей будущего, которые должны быть творческими людьми, способными подчинять с помощью науки историческое и социальное время своей воле.

БУДДИЙСКИЙ ренессанс – происходит во второй половине Х1Х в. в южной и юго- восточной Азии. Начинается строительство храмов,  в культуре происходит обращение к фольклору. Происходит обращение песенной стихии в придворной поэзии, усиление разговорности в поэтическом языке, обновляется драма. Это говорит о том, что,  хотя и понемногу, но под влиянием западной культуры страны нащупывают пути  входа в Новое время.

БУДИЙЯТ – жанр арабской поэзии, где каждый стих являет собой пример особой фигуры.
БУКАНЕГАНА – поэтический турнир на Филиппинах (северная часть острова Лусон на Гаваях) проводится с 20-х годов ХХ в. Состязание названо в честь «отца илоканской литературы слепого поэта Педро Буканега, жившего на стыке XVI-XVII вв.
БУКВАЛИЗАЦИЯ – точность в понимании слова, указание на однотипность нескольких однокоренных слов в предложении.

БУКИНИСТ –  торговец подержанными, иногда – редкими книгами.
БУКИНИСТИЧЕСКАЯ книга – старая, редкая книга, бывшая в употреблении.
БУККРОССИНГ (путешествие книги) – распространение книг по принципу: прочитал сам – передай другому. Б. распространился по всему миру в XX в.

БУКЛЕТ – непериодическое издание в виде листов печатного материала, складываемых параллельным сгибанием, без папки или переплёта. Их раскладывают как ширму и читают. Сюда относятся путеводители, реклама и т. д.
БУКОВНИКИ –  в Словении XVI в. так называли наивных авторов, то е. тех, кто пишет книги. Примером ьакого рода книг я вля етсяЛешская рукопись анонимного автора.

БУКОЛИКА – жанровая разновидность античной «пастушеской поэзии», воспевающая прелести деревенской жизни. В Б. сильны элементы условности и стилизации. «Две основные тенденции античной буколики – стилизация и интерес к жизни вне общественного человека среди природы…» (И.В. Шталь).
БУКОЛИЧЕСКАЯ поэзия – художественной основой Б.п. послужили народные песни сицилийских пастухов о полумифическом пастухе Дафнисе, его любви и смерти. Древнейшие и лучшие образцы Б.п. дал греческий поэт Феокрит (III в. до н.э.). Пасторальная поэзия была популярна вплоть до XVIII в., но уже в буколиках Вергилия она не является изображением действительной пастушеской жизни.

БУКТРЕЙЛЕР – короткий рекламный видео ролик по мотивам той или иной книги.
БУК эмоно –  в японской литературе жанр новеллы из жизни самураев.
БУЛЬВАРНАЯ литература – литература, рассчитанная на обывательские вкусы, малокультурные массы, сексуального или уголовного жанра, не имеющая художественной ценности.
БУМАГА -- волокнистый материал с минеральными добавками. Представлена в виде
листоа для письма, рисунков, печати и т.д. Получается из целлюлозы растений, тряпья и макулатуры. Один из сортов Б. -- веленевая. Делается из чистой целлюлозы, хорошо проклеенная, ровная на просвет, жёлтого цвета. Веленевый экземпляр -- книга, напечатанная на такой бумаге.  Мелованная Б -- высокосортная
Б. один или несколько раз мелованная. Ватманская Б. -- высокосортная Б. без ярко выраженной фактуры, плотная, с поверхностной проклейкой.

БУНДЗИН – творческая манера; философия «бесприютного странника в юдоли мирской» в Японии. Б. – «мастер искусств» – высокообразованный ценитель культуры, владеющий японским и китайским классическим наследием: сочиняет стихи и прозу, рисует, знает толк в икебане и чайной церемонии. Он живёт радостями и горестями сегодняшнего дня, не приемлет суеты, сторонится политики и общественной жизни. В творчестве Б. дается лишь намёк на истинную красоту и мудрость бытия, содержится некий шифр мироздания. Ключом к шифру владеют посвящённые, и чем выше степень посвящения, тем глубже проникновение в «печальное очарование вещей» (моно-но аварэ), в «сокровенную суть явлений» (югэн).

БУНИНСКАЯ премия – учреждена в 2004 г. для поддержания русской словесности в современной литературе. Лауреатами Б.п. были А.Битов, Л.Васильева,А.Дементьев и др.
БУРАНБУР – в сомалийской литературе песня, слагаемая женщиной для женщин.
БУРАНДЖИ –  в ассамской литературе Индии биографии религиозных деятелей.
БУРГУНДСКАЯ школа – школа придворных французских поэтов XIV в.; они сами себя называли педантами. Среди них выделялась К. Писанская.
БУРЖУАЗНАЯ литература -- это книги,лишённые острых социальных проблем и вообще
всякой идеологии. Цель таких книг --  увести читателя в мир фантазии, грёз. это главным образом любовные романы и детектив, т.е. произведения для убивания
времени. По-настоящему хорошие книги конечно издаются, но малым тиражом и дорогие по цене.

БУРИМЕ – стихотворение-игра на заранее заданные рифмы; как правило, шуточного характера.
Начало слова – зверь морской,
В лесу растёт конец шарады;
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)
Классические правила Б. – 1) рифмы должны быть по возможности необычными и заключать разнородные понятия; 2) вариация рифм не допускается; 3) тема стихотворения определяется заранее.

БУРЛЕСК (бурлеска) –  жанр комической пародийной поэзии, в котором возвышенная тема излагается в преувеличенно-комической форме, а «низкая» тема передаётся с помощью «высокого штиля». В бурлеске украинского поэта И. Котляревского «Энеида, на малороссийский язык переложенная» сюжет заимствован из поэмы римского поэта Вергилия «Энеида», но боги, герои поэмы, говорят на жаргоне украинских семинаристов XVII века». (А. Чернышев).

«БУРНЫЕ гении» – литературный кружок в Германии, XVIII в.
БУРЯ и НАТИСК – период в немецкой литературе, названный по драме поэта Клингера. Молодое поколение ¬ писателей (в том числе Гёте, Ленц, Шиллер) воспевало свободу и бичевало вековые предрассудки.

БУРЯТСКИЕ народные песни – в основном хороводные, хатаралгын, и игровые, нааданай дуунууд. Танцевальные ёхор, ягшаа, шуумас, ягеруухай, колесуха и др. Западно-бурятские песни – исэгээ зугаа –отличаются импровизационным характером.
БУРЯТСКОЕ стихосложение – его составляет фольклорная ритмика. Современное бурятское стихосложение состоит из пяти метрических средств: аллитерации, синтаксического членения, относительной равносложности, рифмы и строфики.

БУССОКУ-СЕКИТАН – в японской поэзии форма, вытекающая из танка— 5-7-5-7-7-7 .
БУТАДА – фраза, сказанная в раздражении.
БУФФ –  комическая пьеса, построенная на смешных, шутовских положениях.
БУФФОН – образ шута в старинной итальянской комедии.

БУФФОНАДА – шутовство. Резко преувеличенный, грубый комизм, особый способ выражения комического, находящий своё проявление в шутовском поведении, паясничанье. Буффонада ведёт начало от площадного народного театра.
БУХАЙ (жизнь) – филиппинские сказания или эпические поэмы на сюжеты из испанского средневековья, конкисты и реконкисты. Португальские песни на тагальском языке.
БХАДЖАНА – в литературе Индии гимны, гимническая литература.

БХАГУ – в гуджаратской литературе (Индия) песни о весне.
БХАКТИ – в индийской литературе поэзия любви и преданности.
БХАНА –  пьесы-монологи индийского классического театра.
БХАТЫ – в сигхской (Индия и Пакистан) литературе бродячие певцы.
БХАХИЯЛИ – в Бангладеш матросские песни.

БЫВАЛЬЩИНЫ – короткие рассказы сказочного характера в народном творчестве. Отличаются от сказок мнимой фактологичностью, т. е. выглядят так, словно рассказывается о реальных событиях.
БЫЛИНЫ (старины) – жанр русского фольклора. Старинные русские героико-патриотические песни-сказания о богатырях, народных героях, исторических событиях – эпос Древней Руси. Б. веками в устной форме сохранялись в народе. Первый сборник былин «Древние русские стихотворения» (составитель уральский казак Кирша Данилов) издан в 1804 г. «Новгородские былины о Садко и Ваське Буслаеве –
благоуханнейший цветок народной поэзии». (В.Г. Белинский). «От песен былины отличаются торжественностью, а от сказок традиционностью сюжетного действия. Былина способна увлечь яркостью фантастической картины, ясностью и пластичностью образов, непередаваемой прелестью народной речи». (В.Г. Аникин).

БЫЛИННЫЙ запев –  внесюжетный элемент былины, предшествующий зачину, и прямо не связанный с сюжетом фрагмент текста, который выполняет иные, нежели зачин, функции –  играет роль обращения к слушателям или рисует величественные картины природы, настраивая слушателя на восприятие чего-то важного, значительного ("Высота ли, высота поднебесная, //Глубота, глубота,  окиян-море, //Широко  раздолье по всей земли, //Глубоки омоты днепровския").  Нередко Б.з. соотнесен с тематическим содержанием былины. Например, Б.з. одного из вариантов былины «Добрыня и Алеша» рисует картину русской земли (Волгу, города, расположенные на ней), тем самым подчеркивая, национальный характер былины и указывая, что события разворачиваются именно на Руси: "Из-за гор-то было из-за высоких, // Из-за лесу-то было лесу темнаго, //Да повышла, повышла-повыкатила //Да широкая-то матушка быстра Волга река, //Да широкая-то Волга под Казань прошла, // Да пошире подала под Васторокань..."

БЫЛИННЫЙ стих –  стих эпических песен русского народа. Основным признаком Б.с. как одной из разновидностей народного стиха, является тесная связь с напевом. Каждый стих содержит в себе примерно одинаковое число ударений. Свобода в обращении с ударением слов предоставляет певцу былин возможность строить фразу в зависимости от разговорно-речевых сказовых интонаций, что придаёт Б.с. живость. Ритм былинной строки во многом зависит от наполняющих её вставных словечек: "а", "и", "ли", "то" и др.
Говорило-то чадо Вавило:
Я ведь песен петь да не умею,
Я в гудок играть да не горазен.
Или:
А кто чем на пиру да похваляется,
А иной фастае как несчотной золотой казной,
А иной фастае да добрым конём,
А иной фастае силой-удачей молодецкою.

БЫЛИЧКА – жанр фольклора. Рассказ о встрече человека с нечистой силой. Один из видов легенд. «К героям быличек принадлежат широко известные лешие и во многом сходные с ними, но менее известные полевики, водяные и… русалки…» (С. Азбелев).
БЫСТРОЕ чтение – использование особых методов чтения способствуют ускоренному восприятию информации. Обычная скорость чтения русского текста взрослым человеком – 120-180 слов в минуту. А при скорочтении эта скорость возрастает в 3-4 раза.
БЫТОВИЗМ – чрезмерное внимание к подробностям быта при его изображении в литературе.

БЫТОВОЙ диалог – идеальная форма проявления этой функции языка, т.к. любое общение представляет собой акт двусторонний. В нём речь опирается на предшествующий опыт и на ситуацию.
БЫТОВОЙ роман – в Китае литературный жанр.
БЭНСЭН улигер – эпический жанр в восточной Монголии, книжные сказы XVIII в., произошёл в результате слияния монгольского бытового эпоса, китайского прозаического сказа, китайских исторических романов,  их переводов на монгольский язык.

БЮЛЛЕТЕНЬ – название периодических информационных изданий обществ и учреждений, краткое сообщение официального характера о событии, имеющем общественное значение.
БЮРГЕРСКИЙ романтизм – зародился в Дании. Основоположником боевого скандинавского Б.р. стал А. Эленшлегер (1779-1850). Почти все его сюжеты взяты из древнескандинавских саг-трагедий.

БЮРО переводов – было создано в Турции в1821 г. с целью ознакомления турок с рядом выдающихся европейских научных и военных сочинений и др.
БЯНЬВЭНЬ – в Китае песенные сказы и эпизоды из буддийских книг. Исполнялись профессиональными сказителями.
                999999999999999


Рецензии
Какой же я дурой необразованной себя здесь чувствую. Пошла-ка я лучше к себе на страничку. там всё понятно и знакомо.

Ольга Ртищева   07.01.2017 10:50     Заявить о нарушении