Великие казни Eгипетскиe. Поэма

 Картины из интернета
 

 Вместо вступления

Во времена великого голода главный министр древнего Египта Йосэйф-Прекрасный пригласил евреев в Египет. За 400 лет пребывания их в Египте сменилось несколько фараонов, последний из которых превратил евреев в рабов. Моше - ключевая фигура торы. Он действует от имени Бога. Eго цель: освободить евреев от рабства и вывести их из Египта. Но Фараон сопротивляется, и тогда Бог насылает на Египет Великие Kазни.         


Глава   I

 ШЕМОТ
7...И умер Йосэйф, и все братья его, и весь род тот. А сыны Исраэйлевы расплодились ...и усилились  ...(Тора)
 И восстал новый царь над Египтом...И повелел царь Египетский повитухам: когда вы будете повивать у Ивриот, то наблюдайте: если это сын, то умерщвляйте его, а если это дочь, то пусть живёт.  (Тора)
               
 ШЕМОТ 2  1.  И пошёл некто из дома Лейви, и взял за себя дочь Лейви.  2. И зачала жена, и родила сына...и скрывала его три месяца...3. Но не могла долее скрывать его, и взяла корзинку...и положила в неё младенца, и поставила в тростнике у берега реки... 5. И сошла дочь Паро* к реке мыться...6. и увидела младенца; и вот дитя плачет; и сжалилась над ним...8. и призвала мать  младенца. 9. И сказала ей дочь Паро: возьми младенца сего и вскорми его мне. 10. И вырос младенец, и она привела его к дочери Паро, и он был у неё вместо сына, и нарекла ему имя Моше.**   (Тора)

 ШЕМОТ 2 -3  23. И стенали сыны Исраэйлевы от работы,.. 24. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет свой...  и сказал: Моше! Моше! И он сказал: вот я... 7. И сказал Господь:  8. И низшёл Я ...вывести народ из земли той в землю,.. текущую молоком и мёдом...10. А теперь...Я пошлю тебя к Паро; и выведи народ Мой...из Египта.  (Тора)
 
ШЕМОТ 6 -7
 1.  ... Господь сказал Моше:  Я поставил тебя вместо Бога пред Паро; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком... (Тора)
 
 
   * Фараон
   
  ** найденный в воде
 
И над Египтом новый царь восстал,
Йосэйфa он до этого не знал.
И новый царь сказал народу своему:
- Сынов Израйлевых работой я займу
Тяжёлой, чтоб трудились без конца
Всю жизнь до посинения лица.

  Глава   I

 Под утро Аарон 
Увидел чудный сон. 
Печаль в его душе. 
Где ты, мой брат Моше?  
Взывает  Аарон!.. 

 ...И смотрит дальше сон.                
Пустыня. И по ней 
Гуляет суховей,  
И нет вокруг людей.          
Летит песок в глаза, 
И солнце жжёт весь день,                
Пожарами грозя,                
И жалит, как слепень.    

Но вскоре Аарон 
Встречается с  Моше,    
И радость нa душе,   
И вот уж кончен сон...

А дальше фараон
(И это уж не сон)
На свой садится трон.
А перед ним стоят
Всё тoт же Аарон
И брат его Моше,
И оба говорят 
С печалию в душе:

              
  Глава   II

- Четырестa лет пробежало,
Когда-то жилось нам легко.
Судьба, словно солнце сияла,
Но горе теперь велико.


Мы стали рабами, о боже!
За что эта участь дана?
Работаем много, и что же?
Дошли мы до самого дна.
Отправь нас молиться в пустыню.
Мы Богу дары принесём...

Фараон:

- Лентяи! - в ответ, - нет причины.
Своим недовольны житьём?
Вас плетью учить в наказанье
Я буду, немедленно, всех!
Сегодня же дам указанье.
Работа пойдёт без помех.
 
     
   13 И заупрямилось сердце Паро...  14 И сказал Господь Моше:  пойди к Паро,..    16 И скажешь ему: Господь, Бог Иврим послал меня к тебе сказать: „отпусти народ мой, …   но вот ты не послушался доселе“.   ... Но я... выведу полки Мои, народ Мой, сынов Исраэйлеых из земли Египетской великими казнями.    (Тора)      
                
  
    Глава   III   Великие Kазни Eгипетскиe 
 
    ШЕМОТ 6 -7   Наказание кровью

 И поднял посох Аарон,
 Ударил с силой по воде.
 И крик пошёл со всех сторон.
 И нет воды уже нигде, 
 Но кровь в реке, и всюду стон. 
 - Наверно это колдовство, -
 Решил, подумав, фараон,
 - Не верю я, что Божество

 Такое может совершить.
 Не отпущу моих рабов,
 Придётся дальше им служить
 До окончания веков.

  ШЕМОТ 6 -7 Казнь лягушками

 И сказал Господь Моше: зайди к Паро и скажи ему: так сказал Господь: отпусти народ Мой, .. 27. Если же ты отказываешься отпустить,  28. то вот, Я поражаю всю область твою лягушками. (Тора)
 
 Вновь поднял посох Аарон,
 И поскакали друг за дружкой
 Во все дома, со всех сторон
 Одна лягушка за лягушкой.
 
 Их были тучи и они
 В дома, в постели, в печи лезли,
 Как пишет Тора, и в квашни...
 Они совсем осатанели.
 
 И донесли слова молвы
 Об этом в уши фараона.
 И фараоновы волхвы*
 Лягушек напустили сонмы.                                
 
 Сперва был радостен Паро:
 - Мои волшебники не хуже.
 Но лягушачье как „добро“
 Убрать куда-нибудь поглубже? 

 И вот взмолился фараон,
 Призвав Моше и Аарона:
 - Лягушки захватили трон.
 Страна отныне обречённа...

 Услышал это всё Господь,
 И удалил от фараона
 Всю нечисть лягушачью вплоть
 До всех полей, домов и трона.

 И всё же сердце отягчил
 Паро решением коварным,
 Он никого не отпустил.
 Народ, как прежде, был бесправным.


 * У древних: колдуны, чародеи 


 ШЕМОТ 8   Нашествие отвратительных мошек и диких зверей

Шли казни, одна за другою,
Господь был велик и учён.
Он знал наперёд, что судьбою 
Паро должен быть посрамлён.

Вот мчатся ужасные мошки,
Как полчища злых комаров,
Там были и блошки, и вошки,
Кусали людей и коров.

Не счесть насекомых отвратных,
Измучены люди и скот.
В условиях невероятных
Eгипетский страждет народ.

Паро, между тем, не сдаётся,
Свободу рабам не даёт,
Надеется, всё обойдётся.
Но худшая казнь его ждёт.

Вот дикие звери, как стаи
Безумных, голодных волков
Несчастных людей запугали...

Придумать же столько врагов!..

Паро обещает смириться,
Моше с Аароном зовёт.
В пустыню прошу вас молиться...

Но только усилился гнёт.


 ШЕМОТ 8 - 9     Гибель скота египетского. Моровая язва

И сказал Господь Моше: зайди к Паро и скажи ему: так сказал Господь, Бог Иврим:"Отпусти народ Мой, чтобы они послужили мне... если ты отказываешься отпустить,..то рука Господня будет на скоте твоём, - мировая язва весьма тяжкая. (Тора)
 
Чем дальше, тем казнь тяжелее,
Удары один за другим.
Египетский скот был слабее,
Болезнями стал одержим,

И умер потом в одночасье.
Египет постигло несчастье.

Вдобавок пошло воспаленье,
Нарывы на лицах людей.
И каждое прикосновенье
Терзало сильней и сильней.


 ШЕМОТ 8 - 9     Град, дождь...

13. И сказал Господь Моше... стань пред лицо Паро и скажи ему:.. отпусти народ Мой...Ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твоё,.. дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле.  (Тора)

И разнёсся огонь по земле, 
Дождь и град слышны были во мгле,
И тонули в потоках воды
Не убежавшие от беды. 

И признался Паро, что неправ,
Что теперь он навеки мудрец,
Что готов усмирить гордый нрав,
И отпустит рабов наконец.

Но подумал Паро ещё раз
И решил: Не настал ещё час.        

   Автор предлагает терпеливому читателю сделать небольшую паузу и, перескочив через несколько тысячелетий, оказаться в Берлине в наши дни.  Читатель, cледуйте за мной, и перед вами откроется нечто удивительное. Итак, мы в Еврейском музее.
   В одном из залов ряды кресел, публика садится с удобствами. Bдруг гаснет свет, идёт дождь  и дует ветер. Kресла закачались влево, вправо, назад. ДержИтесь, граждане, хоть за воздух.  Но кo всеобщему удивлению народ  весел. A паники не видно и не слышно. А дальше град, сильнее воет ветер...  Потом конец (не свету, но представлению). Но самое смешное - никто не промок. Так что же это?       
Ответ: очень отдалённая имитация общей ситуации во время Kазней Eгипетских.

                
 ШЕМОТ 10.   Cаранча

 И напала саранча на всю землю Египетскую... (Тора)

И действительно, саранча прилетела и села. И сожрала всё и повсюду, ни листика, ни травки, ни зёрнышка не найти 

На кустах, на деревьях и в поле. 
Люди плачут: печальная доля. 
И во всей земле Египетской ничего не осталось, 
Лишь голодные толпы, как волки, повсюду метались.
И призвал Фараон Аарона с Моше:
„Согрешил я пред Богом. И грех на душе.“

Bсё же сердце своё Фараон отягчил,
И рабов на свободу он не oтпустил. 


 ШЕМОТ 10 -11. 
22. ...И будет тьма на земле Египетской... (Тора)

И ожесточил Господь сердце Паро, и не согласился он отпустить народ...И была тьма густая по всей земпе Египетской три дня. И сказал Господь Моше: ещё одну казнь Я наведу на Паро и на Египтян...Я пройду посреди Египта. И умрёт всякий первенец в земле Египетской.     (Тора)
                
Ужас и страх охватили людей:
Как нам от смерти сберечь сыновей?
Плачет Паро, плачут слуги его,
- Нет, невозможно спасти никого.
Крики повсюду, ведь в каждой семье
Бедный ребёнок лежит на скамье.
Вопли страданий летят к небесам,
И наконец Паро внемлет слезам.  

   ШЕМОТ 12 -13.                
И было, в этот самый день вывел Господь сынов Исраэйлевых из земли Египетской... (Тора)

   Литература: Пять книг Торы     Мосад Арав Кук  -  ЙЫРУШАЛАИМ

                -oOo-     14.05.2016
                






 


 
 
 
 
 
 
 
 

 




 

 


























 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
               
 
 
 
  
 
 



 




 


 
 


 

 


 
 
 

 


Рецензии