Рыцари ордена шутов

ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ ТРАДИЦИЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО УЛИЧНОГО ТЕАТРА В КОНТЕКСТЕ ГРАДООБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ ПОСЕЛЕНИЯМИ В ПЕРЕВОДЕ ГАЗО.
               

Лучше вызвать смех, чем слезы.
Рабле

Рассматривая в нашем исследовании гипотезу о том, что в ресурсах уличного театра как исторического культурного явления находится богатейший стимул для активизации культурной жизни современного мегаполиса (а  ресурсы среды уличного театра неисчерпаемы), мы провели анализ литературы, составивший теоретическую базу нашего исследования. Среди многочисленных российских и зарубежных авторов, исследовавших концепцию исторического развития мирового театра, нам встретился интересный текст, представленный как « Газо А. Шуты и скоморохи всех времен и народов / А. Газо - Санкт-Петербург: Паровая типография Трунова, 1898-312 с.».
Ввиду немногочисленности публикаций на тему уличного театра конкретно, нас заинтересовала эта книга, которая при ближайшем рассмотрении оказалась подборкой статей в «Историческом вестнике» за 1888 год некого «П.П.», в которых он объединяет перевод неких частей книги « M.A. Gazea. Les fous et bouffons. Paris. 1882 » и исследования русского культуролога  А.С. Фаминцына. Таким образом, можно констатировать единство взглядов этих исследователей на нахождение путей применения различных форм уличного театра в культурной практике городов, что и составляет цель нашего исследования.
Развивая концепцию применения уличного театра для активации культурной жизни современного мегаполиса, для нашего исследования важен опыт прочтения главы перевода Газо (перевод Н.Федоровой), посвященной шутовским общинам средневековой Европы. Именно здесь мы находим реальные практические формы уличного театра в повседневной и праздничной жизни городов : углубленное исследование показало, что именно уличный театр составил ту идеалогию, которая должна была утвердить представление об особой культуре городов и стать основой для создания свободных городских учреждений, породить иной мир мегаполиса, непохожий на поселения феодального периода, что и привело к формированию городов средневековой Европы как самостоятельных политических единиц XIII-XVII веков.
Шутовские общества фактически формировали городскую субкультуру : представители солидных градообразующих корпораций, молодежь лучших фамилий города, дворянство — все они добровольно вступали в общества носителей шуточного жезла, создавая весьма оригинальный способ управления городом и определяя настроения народных масс. Важным для нашего исследования является понимание того, что данный период именно такого образа уличного театра в культуре города существовал непродолжительно и лишь на определенной территории : это были города северной Франции XIV-XV веков - Лилль, Дуэ, Валансьенн, Эвр (речь не идет о многократно описанных явлениях обычного уличного театра в Средневековой Европе).
Изложенное в исследуемой главе перевода Газо позволяет заключить, что наиболее выдающимися из этих шутовских сообществ были : «Веселое общество Корнардов» в Эвре, «Рыцари ордена шутов» в Клеве и в особенности было замечательно «Товарищество Матери Шутов» в Дижоне.
«Корнарды или Конарды, вождь которых назывался аббат Конардорум, составляли кружок песенников и рассказчиков, которые собирались, чтобы посмеяться, пошутить над текущими городскими происшествиями и явлениями городской общественной жизни,...сборник их шуток, носивший название «Facetioe Conardorum» был известен во всей стране,»- пишет Газо.
Зачастую подобные городские сообщества шутов пользовались определенными, в том числе и судебными привилегиями (по распоряжению парламента страны),— так было во французском Эвре. Надо понимать, что члены подобных сообществ не запирали себя в стенах наподобие клубов по интересам, а являлись яркими представителями именно уличных городских мероприятий, выплескивая и в будни, и по праздникам костюмированные представления на актуальные темы на улицы и площади своих городов, были весьма любимы, популярны и востребованы зрителями, которые всегда становились участниками подобных шествий, сценок, массовых гуляний, составлявших по сути основу культурной жизни, мировоззрения и идеологии города, определяя его независимость.
« Рыцари Ордена Шутов в Клеве продержались долее всех подобных им кружков и, по всей вероятности, породили «Общество Матери Дураков» в Дижоне или Дижонскую пехоту, самое замечательное из всех подобных обществ»,- находим мы у Газо. Орден Шутов был основан в Клеве графом Клевским и его тридцатью пятью приятелями : они так же имели особенный устав и привилегии и носили «на своем плаще вышитое изображение шута, который был на половину красным, на половину серебряным и украшен погремушками. Шут был изображен с золотым блюдом в руках, на котором были уложены различные фрукты». Из многочисленных приводимых автором здесь же подробностей можно заключить, что «этот орден вовсе не был собранием шутов, а скорее дружественной или братской ассоциацией где все сословия были сравнены между собою». Формировалась новая идеалогия города : во всем они стремились к полной свободе, которая была у них и общим правилом и законом: «тут не существовало никаких привилегий ; титул и дворянство не имели никаких преимуществ». Наряду с этим необходимо отметить следующее : на смену феодальному укладу приходил буржуазный и уличный городской театр, служа основой культурной, социальной, политической жизни населения, играл в этом историческом процессе важную роль.
Общество, названное «товариществом Матери Шутов», состояло из пятисот лиц, принадлежавших к различным сословиям : тут были и члены парламента, члены счетной палаты, и адвокаты, и прокуроры, и купцы и
мещане. Любопытно то, что «число членов могло быть и еще более увеличено, так как девиз общества был следующий :  Stultorum numerus est infinitus (число глупцов безконечно)». Эти члены общества разъезжали верхом по улицам города и обязаны были говорить только стихами. Указ об учреждении подобного вида культурной жизни города подписан Филиппом Добрым в декабре 1454 года и  епископом Жаном д Амбуаз. Изложенное в переводе Газо позволяет заключить, что удивительное и подробное описание этого городского общества шутов и составляло по сути градообразование Дижона, образ жизни его населения и его мировоззрение. « Следует заметить, что все решения «Матери шутов» считались вполне законными и приводились в исполнение, кроме тех, которые подвергались кассации со стороны дижонского парламента. Еще до сих пор сохранилась резолюция суда от 6-го февраля 1579 года, утверждающая решение Матери Шутов».
И здесь же весьма интересное замечание Газо : « Вся организация общества была совершенно военная...Самые важные лица считали для себя большою честью быть принятыми в дижонскую пехоту». И тут Газо отсылает нас к мемуарам Дю Тилльо, в которых членами общества «Матери Шутов» упомянаются Генрих Бурбонский и принц Конде (отец великого Конде), принятого в общество в 1626 году. В других городах Бургундии это общественное городское явление уличного театра называлось по-разному : в Шалоне — общество «Молодчиков» (Gaillardons), причем здесь оно было дерзким настолько, что было запрещено в 1626 году правительственным распоряжением.
А всего через несколько лет королевским эдиктом попытались закрыть все городские общества подобного рода — очевидно, что правительство испугалось появления фактически новой городской формы управления и, прикрываясь ссылками на « всевозможные безчинства, что сильно вредит нравственности жителей и нарушает их спокойствие», попыталось уничтожить пути применения различных форм уличного театра в культурной, социальной и политической практике городских поселений Средневековой Европы и как стимул административного городского управления без оглядки на сословия и титулы.
Обитатели Бургундии всегда отличались веселым характером и предприимчивостью, поэтому общество «Матери Шутов» продолжало существовать еще долгое время, что и является подтверждением народной любви и востребованности уличного театра в культурной жизни городов Франции. Но, естественно, само театральное действие приобрело черты повсеместно принятой развлекательности карнавалов и мистерий Средневековой Европы, утратив градоуправляющие функции такого оригинального порядка : « С закрытием общества « Дижонской Пехоты» исчезли и ассоциации добровольных шутов, воспитанные на высоте настоящих местных учреждений, имевших правильную организацию и действовавших в течение целых столетий...»,- пишет Газо.
На наш взгляд данный исторический опыт использования ресурсов уличного театра в контексте культурной среды мегаполиса несомненно ценен и интересен.


Рецензии