Мечта и явь театра

ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ И РОССИЙСКИХ
УЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛТСА
               

 
"Театр оказывается ажурным,как кружева интриг,и прочнейшим мостом,связывающим мечту и явь,уходящую и грядущую художественные эпохи"  В.Ю.Силюнас
               

Невозможно не признать, что окружающий нас мир и его восприятие современным человеком аудиовизуально изменились за последние десятилетия настолько же, насколько менялся мир в девятнадцатом веке для пересевшего культурного путешественника из кареты, запряжённой лошадьми, в поезда и аэропланы. Изменились прежде всего скорости подачи и восприятия информации: то, с какой скоростью мы воспринимаем окружающий пейзаж за окном кареты или в иллюминаторе самолета ; достаточно вспомнить первые ЭВМ 40-х, 50-х и 60-х годов двадцатого века и их возможности. Изменилось понятие временного пространства и технических возможностей человечества.
Театральные представления, при всей их консервативности, особенно классического театра, претерпевают также все большие изменения. Особенно быстро и гибко на это реагируют открытые формы уличных массовых представлений: «Эволюция жанра массовых зрелищ, связанная с активным переходом на новые цифровые технологии, заставляет по-новому взглянуть на способы создания современного зрелища, проанализировать тенденции развития средств художественной выразительности», - пишет об этом явлении заслуженный деятель искусств РФ И.Э. Горюнова.
Соответственно, все сказанное предполагает новую активную роль мультимедиа-технологий в создании аудиовизуальных средств массовых представлений и мероприятий современного мегаполиса. Для этого необходимо систематизировать и сформулировать уже существующие исторические творческие приемы уличных театров и рассмотреть возможности использования новых средств аудиовизуального творчества этих перспективных театральных коллективов. В современном мегаполисе во время фестивалей, карнавалов, ярмарок, каких-то театрализованных периодических юбилейных мероприятий, концертов и праздников происходит важнейшая концентрация художественного творчества профессиональных и самодеятельных артистов всевозможных жанров, и культурной жизни данного города, что воспроизводит высшие ценности, далекие от повседневности, создавая в сознании зрителей тот столь необходимый фундамент культуры, столь важный и обязательный для жизни. «Мультимедизация культуры» приводит к существенному изменению художественной парадигмы зрелища: появившиеся в последнее время специализированные компьютерные программы позволяют организаторам и режиссерам моделировать в трехмерном виде сцену, декорации, актеров,
конфигурацию светового оборудования, обогащая ранее известные средства художественной выразительности и способствуя усилению эмоционально-эстетического воздействия на зрителя — поэтому на глазах, год от года меняются всевозможные фестивали в Европе, включая необыкновенные технические новшества и получая вторую историческую жизнь.
Например, старейший в Европе Гентский фестиваль в последние годы украсили различные иллюминационные световые эффекты, пиротехнические новшества и необычное звучание современной электронной музыки, что сделало востребованным и креативным восприятие всего уличного действия шоу, не умоляя исторического звучания старинных костюмов и масок.
При этом мы исторически осознаем, что формирование городских поселений несет в себе создание новых форм социального общежития, из глубины веков выплавляя новый образ жизни, приспосабливаясь, изменяя, развивая и создавая новые виды уличного театрального искусства в соответствии с нравами и нормами мегаполисов. Формирование звукового образа современного театрализованного зрелища способно влиять на восприятие зрителей не меньше, чем традиционно декорационно-изобразительные элементы культурных городских мероприятий.
«Все большее распространение получает массовое представление, построенное на синтезе жанров (театрально-музыкально-танцевальное видеошоу). Главной особенностью этих представлений является их синтезированность», - пишет И.Э. Горюнова. Мы понимаем, что все это создается для усиления эмоционально-эстетического воздействия на зрителя и для привлечения больших масс населения на городские мероприятия.
Эволюция визуальных технических средств сделала возможным создание сложной визуальной драматургии уличного театра, пространственно-графических световых проекций: вспомним «Огни на Рейне» - традиционный и необыкновенный по красоте фестиваль Германии, включающий в себя иллюминированный лодочный парад в Рудесхайме.
Использование лазерных и пиротехнических установок, устройств для создания специальных световых эффектов, компьютерной графики и анимации 3 D потребовало от создателей современного театрализованного мероприятия специальных профессиональных знаний и сформировало новую культуру восприятия у жителей современного мегаполиса. Основным методом режиссеров массовых мероприятий становится монтаж синтетического аудиовизуального театрального мультимедийного продукта. Разве можно сравнить это с веселыми и незатейливыми средневековыми шествиями шутов, буффонов, скоморохов, мимов, канатоходцев и лицедеев, которые веками хранили обычаи карнавалов и уличных фестивалей в разных городах Европы.
Хотя пример деятельности таких гениев уличного театрального шоу, как Вячеслав Полунин и Дарио Фо, творивших свое искусство очень просто и эмоционально, показывает нам вечность классических театральных приемов.
 Самым рациональным является подход, сочетающий в себе исторические традиции уличных средневековых театров и мультимедийность современности городских мегаполисов — цвет, свет, музыка, текст, пластика, кинематограф, телевидение, программирование, композиция, режиссура — все это сейчас на службе у создателей уличных фестивалей, концертов, карнавалов, шоу, ярмарок и праздничных шествий. Вообще для постоянных зрителей городских мероприятий, а таких немало и это популярно в странах мира и Европы, постепенно приходя и в культурную жизнь России, современный театральный пейзаж последних лет существенно изменился: в нем все больше начали преобладать метафоры, построенные на яркости эмоционального восприятия. В уличный городской театр все больше приходит ассоциативных, а не сюжетных связей, эпизодов-вспышек, логическое восприятие которых простраивается в восприятии зрителей, а не на сцене.
«Еще предстоит исследовать, насколько важной для сегодняшнего взлета театра такого типа — особенно его главной, визионерской ипостаси — оказалась тревога, живущая в обществе, чувствующем себя на фоне внешнего благополучия, в окружении даров цивилизации, особенно неуверенно и непрочно », - так определяет положение в этой области Дина Годер при поддержке фестиваля «Золотая маска» - «Театр, построенный на картинах, прежде всего апеллирующий к подсознанию, вырос на почве современного кризиса рационализма, из нового ощущения непознаваемости мира, страха перед ним и стремления к чудесному».
Понятно, что зритель современного города в определенный период времени просто устал от традиционных видов культурных мероприятий, от ясных и прямых сюжетов уличного театра.
Особым направлением развития уличного театрального искусства стал так называемый «перформанс», который, в отличии от традиционных видов театра, ближе к поэтическому чтению в сопровождении музыкального произведения и может быть определен как публичный жест — поведенческий, социальный, политический. Понятие «перформанса» в контексте городской культуры получило распространение в 70-е годы прошлого века, основанного на принятом США термине «хэппенинг». Перформанс был художественным плодом движения «хиппи» и опирался на традиции футуризма, позже перформанс получил свое развитие в эстетическом движении концептуализма: его основой служит представление об искусстве как об образе жизни, предшествующим созданию каких-либо материальных объектов, делающим их излишними. В отличии от традиционных видов уличного театра, перформансы режиссируют художники, ну а воплощают как актеры уличных постановок, так и все желающие.
Одной из форм современного перформанса можно назвать знакомый нам «флеш-моб» (англ.- «мгновенная толпа») - международное движение, детище современного Интернета. Суть его состоит в том, что в определенное время в определенном месте внезапно, как бы случайно, возникает толпа, выполняющая заранее согласованный план действий (иногда абсурдный и странный). После этого толпа исчезает так же быстро, как появилась. С момента своего появления в Нью-Йорке в 2003 году движение «флеш-моб» стремительно развивается во всем мире — возможно, молодежь в явлении флеш-моба привлекают отсутствие идеологической, религиозной, коммерческой стороны — участники акции обо всем договариваются в виртуальном пространстве и никогда не общаются на месте выполнения флеш-моба.
Однако последнее время мы наблюдаем противоположную тенденцию — прихотливый, тяжело груженый зрелищностью, не поддающийся расшифровке уличный театр, когда ни актеры, ни зрители на вопрос «о чем это?» не могут внятно ответить. Примечательно, что сама аудитория городских массовых мероприятий при проведенных нами опросах отмечала даже не красоту постановки, а то чувство общности, которое дает населению данное уличное шоу, возможность интересно и с пользой провести свободное время с семьей и друзьями.
Веками уличный театр существовал на границах разных жанров, соединяя визуальный театр с драмой и комедией, танцем, цирком, изобразительным искусством и кукольным театром, а теперь — и с высокими видео- и медиа технологиями.


Рецензии