Кто кого выше?

               
Накануне первого сентября, по уже сложившийся в семье традиции, дедушка стал измерять рост внуков. Процедура эта была очень проста. Первым к дверному косяку встал Арсений. Дедушка приставил линейку к макушке внука и отметил чёрточку простым карандашом.
- Ух ты! Вы только посмотрите, как подрос! – воскликнул дед и указал на линию, оставшуюся после измерения роста внука в прошлом году.
Расстояние между двумя чёрточками было приличное.
– Даже Юрия, в этом возрасте, на два сантиметра перерос.
- Что же тут удивительного – сказала бабушка. – Отец у них высокий, вот детки и тянутся вверх.
- Теперь ты, внучка, становись.
 К дверному косяку подошла Танечка. Дедушка отметил и её рост.
- Жаль Валечкиных замеров нет. Сравнить не получится. Когда Валентине, было столько же лет, как и Татьяне, жили мы на другой квартире, - заметил он.
Танечка засмотрелась на свою чёрточку. Рядом дедушка подписал её имя и поставил дату измерения роста.
- Ещё правнуков буду тут измерять, - пошутил дедушка.
- Дед, а дед, а кого ещё можно измерить? – вдруг спросила она.
 Дедушка задумался. Внучка любила задавать вопросы, над которыми нужно было поломать голову.
 – Взрослых можно тоже измерять – ответил дедушка. – Только какой толк в этом? Их рост не меняется. Хотя, мы с бабушкой, уже вниз, а не вверх идём.  Деревья, кустарники на нашем дачном участке тоже можно измерить. Но их мы не за высоту ценим, а за урожай плодов.
- Горы можно измерять, – сказал прямо с порога, неожиданно появившийся, дядя Юра.
Он с утра ходил купаться на море и вот бодрый в хорошем настроении вернулся домой.
- Ну и как же это горы измерять? – не согласился дед, - Дверного косяка тут не хватит!
- А и не нужен дверной косяк. Горы давно измерены, а вот «построить» их по росту можно, – сказал дядя Юра. 
- Как это горы «построить» по росту? – удивился Арсений.
- Дайте человеку позавтракать, он с утра на море был, проголодался – вступила в разговор бабушка.
- Вот что, Арсюша, я сейчас перекушу. У бабушки из кухни так вкусно пахнет, не иначе оладушки напекла, а потом мы горы и «построим» по росту.
Что тут долго рассказывать. После завтрака, дядя Юра достал миллиметровую бумагу, рассчитал масштаб (Арсений этого ещё не умел делать) и они стали строить график роста гор.
- Давай начнём с самых значительных гор – предложил Юрий. – Гималайский хребет включает в себя самые высокие горы на нашей планете. Тринадцать гор преодолели рубеж 8000 метров, а три пика поднялись выше 8500 метров. Среди них высочайшая вершина мира – гора Эверест или Джомолунгма. Её рост 8848 метров, недаром называют «крышей мира».
 Арсений на графике чертит узкий прямоугольник, обозначающий – Эверест. 
- А, в центре Европы протянулись Альпы, их высочайшая вершина – Монблан.
Его тоже отметили на графике.
- По сравнению с Гималаями – средний рост, - как бы между прочим заметила Танечка.
- Горы часто становятся естественной границей. Кавказские горы разделяют два континента Европу и Азию. Высшая точка Кавказа – Эльбрус высотой 5642 метра, он является величайшей вершиной европейского континента. Другой границей в Европе между двумя странами Францией и Испанией являются горы – Пиренеи. Их самая высокая вершина – пик Ането, будет пониже, чем Монблан. Самой высокой вершиной Африки является гора Килиманджаро.
- Ух ты! Она даже повыше Эльбруса будет! – удивился Арсений.
- Поэтому там лежит снег, хотя в Африке очень жарко, - ответил дядя Юра. 
Арсений отметил на графике «рост» Килиманджаро.
- Анды – самая длинная горная цепь в мире и её вершины могут тягаться с грозными Гималаями. Ещё Американский континент знаменит своими Кордильерами и Аппалачами. Правда, горы могут быть знамениты не только благодаря своей высоте, но и особым отношением к ним. К примеру гора Фудзияма не дотягивает до четырёх тысяч метров, но для японцев она священна. 
- Дядя Юра, откуда ты всё знаешь? – удивились племянники.
 Юрий показал ребятам свою старую тетрадку. В ней хранились записи с занятий в туристическом клубе. Ребята не только ходили в походы, но и собирали разную информацию о природе, как о всей планете в целом, так и о родном Крыме.
- Ага, вот теперь о наших Крымских горах расскажи нам! – попросил Арсений.
Дядя Юра аккуратно перевернул старые мелко исписанные листочки общей тетради. Они, словно «машина времени», вернули его в детство. напомнили о занятиях в турклубе, о походах. Он стал рассказывать ребятам про горы, держа в памяти реальные события, образы друзей – все те воспоминания из детства, которые так дороги каждому человеку. Но, племянников новая информация скорее расстроила. А, чего же ещё можно было ожидать, если даже самая высокая – главная гряда Крымских гор каким-нибудь Гималаям и в подмётки не годится! Её вершина Роман-Кош, будет всего- то 1545 метров.  Разве можно сравнить её с Эверестом, Эльбрусом или вершинами Анд!
- Какие же они маленькие Крымские горы! – в сердцах воскликнула Танечка.
- Знаете ребята, не нужно печалится! – рассмеялся в ответ дядя Юра. - Да, наши горы невысокие, но подумайте, когда ещё будет возможность побывать в Альпах, Андах, на Кавказе, я уже не говорю про Гималаи! А наши горы рядом. Вот захотим и в выходной день пойдём в поход. Помните, как бабуля любит повторять: «Мал золотник, да дорог».
Арсений и Татьяна не сразу, но согласились с доводами дяди. Крымские горы такие родные, близкие и очень красивые. Тут и график строить не надо, они отложили миллиметровку и вдруг спросили:
 – Скажи, дядя Юра, как случилось, что ты записался в туристический клуб и стал ходить в походы? Как ты пришёл к такому увлечению?
Ну и племянники, очень любят задавать вопросы, если на один дал ответ, то жди другой!
– Очень просто ребята! – ответил он. – Тайны тут никакой нет, а дело было так. Семья наша туристической не была. Мои родители, а ваши дедушка и бабушка в горы не ходили, а предпочитали ездить на дачу. Правда, иногда с организацией, где работал мой отец, мы выезжали отдыхать на природу. Но в настоящих походах, с переходами по горам и ночёвками в палатке, я никогда не был. А тут Валентина, моя старшая сестра и ваша будущая мама, побывала в походе со своим классом. Водил ребят школьный учитель географии – Александр Лукьянович. По возвращении, Валя так интересно рассказывала о походе, так восхищалась видами природы, что я решил записаться в школьный туристический клуб. Был я тогда, по возрасту, чуть старше нашего Арсения, но парень весьма решительный. Разыскал в школе кабинет географии и попросил Александра Лукьяновича записать меня. Учитель признался, что принимает ребят повзрослее, но я так умолял, что он сжалился надо мной и записал меня в туристы.
Обычно, ребята ходили в походы по выходным дням и по праздникам, и только на каникулах, отправлялись в горы на несколько дней. Но тут, после майских праздничных дней, старшеклассники усердно взялись за учёбу, походы отложили до «лучших времён».
Наконец то, эти самые «лучшие времена» настали. Пришло долгожданное лето, школьная учёба закончилась, наступили каникулы! Настало время для туристических походов, а для меня первый в жизни и сразу многодневный поход. Нам предстояло посетить Большой каньон Крыма, а после прохода по узкому «коридору» каньона, подняться к вершинам Ай-Петри. Я был неимоверно счастлив. Мой первый в жизни поход обещал быть увлекательным и с довольно серьёзным маршрутом.
Меня собирали всей семьёй. Отец, у каких- то своих знакомых, раздобыл мне рюкзак. Мама, для ночлега, отдала старенькое, но очень тёплое одеяло, ведь спального мешка у меня ещё не было, мне подобрали небьющуюся посуду и удобную обувь. Я был готов штурмовать горы!
Самым первым, я пришёл к месту сбора, даже раньше нашего руководителя. Стоял на остановке и волновался, боялся, чтоб поход не отменили. Александр Лукьянович подошёл к месту сбора вторым, сразу за мной, и лишь бросив взгляд на мой рюкзак, который помогал нести отец (он и провожал меня в поход), как понял, что сложили мы рюкзачок неправильно. Он потребовал заново его переложить и показал мне, как это нужно делать. Я примерил, что стало гораздо удобнее. А тем временем, к назначенному месту встречи, подтянулись все ребята. Подъехал автобус, мы пошли на посадку. Уже из окна автобуса я помахал на прощание рукой отцу. Мне было очень волнительно и в тоже время радостно. Я, как настоящий путешественник, отправляюсь в неведомое, отправляюсь в дальний путь! Рейсовый автобус довёз нас до села Соколиное. Прежнее название села Коккозы, оно очень старинное и расположено в живописном ущелье между двумя горными массивами.
Мы выгрузились из автобуса и вот они долгожданные горы! Наш маленький отряд двинулся в направлении Большого каньона. По дороге Александр Лукьянович много рассказывал ребятам об окружающих нас местах: о Сююрю-кая, прозванной туристами «Сахарной головкой», о реках Коккозке и Аузун-узень и, конечно, не забыл он и бывший охотничий дом князя Юсупова. Я был словно в сказочном сне, слышал, но плохо воспринимал слова. Всё моё внимание сосредоточилось на видах природы этого удивительного уголка Крыма.
В летнее время, эти места весьма оживлённые, большие автобусы подвозят экскурсионные группы. Маршрут таких групп начинается возле указателя «Большой каньон» и идёт хорошо проторенной тропой по ущелью, от рек Сары-узень и Аузун-узень. За речками, в пойме, начинается непосредственно тропа, ведущая в каньон. Мы прошли мимо остатков сгоревшего «Почтового дуба», старшие турклубовцы уже успели рассказать мне различные истории про само дерево и его гибель. Так мы и шли всё дальше, и дальше, пока не подошли к самому большому углублению в русле реки, прозванного в народе «Ванной молодости». Даже в самые жаркие летние денёчки вода в «ванне» бодрит, да так, что не успев войти, хочется выскочить обратно, на тёплые камни. Самые смелые экскурсанты, обычно, купаются в этой природной «ванне», получая море ощущений и эмоций. Не стали исключением и наши старшие ребята, я же только умылся под ледяными струями. Стало как-то легко, усталость словно рукой сняло. Трудно передать словами впечатление от увиденного мною за этот день. Величественные горные склоны, стремящиеся своими вершинами к голубому небу, мрачные скалы, шумные потоки горных речек, ещё не успевшие обмелеть к началу июня, изогнутые сосны, чудом примостившиеся на отвесных уступах.
 Возле «Ванны молодости» заканчивается маршрут плановых экскурсий, но сам Большой каньон ещё только впереди. «Наконец-то, начнётся настоящий поход! – шутили наши опытные туристы, - а то, в лесу, словно в центре Симферополя, так многолюдно!»
После отдыха и лёгкого перекуса, уже без шумных туристических толп, наш отряд двинулся дальше. Вот они настоящие приключения! Очень скоро тропу преградили уступы, а стены каньона сдвинулись. В некоторых местах каньон был так узок, что казалось вытяни руки и будешь касаться стен с обеих сторон. Идти стало труднее. Мы то шли гуськом по извилистой тропке, то карабкались вверх по скалам, обходя участки русла реки, полностью заполненные водой. Внутри каньона было мрачно, постоянно шумящий водный поток создавал особую атмосферу. Небо голубой ленточкой вилось над нашими головами и над вершинами самого каньона. От всего этого у меня возникло впечатление, что я первопроходец и сюда ранее, уж точно, не ступала нога человека. Впрочем, не было времени долго любоваться всей этой красотой. Мне хотелось не ударить лицом в грязь перед другими ребятами. Я сопел, пыхтел, карабкался по скалам и старался не отставать от своей группы. Но вот высокие стены расступились, мы вышли в Куру-узеньскую котловину. Что рассказывать дальше?! Я так устал, после столь сложного для новичка перехода, что после ужина сразу лёг спать, даже не остался посидеть с ребятами у костра. Правда, выспаться как следует у меня не получилось. Проспав всего часа два я неожиданно проснулся. Впервые в своей жизни я ночевал в палатке на природе. Я ворочался с бока на бок, прислушивался к шорохам ночного леса, каждый шум пугал до дрожжи. Ребята, в моей палатке, мирно посапывали, а мне в голову лезли глупые мысли о диких зверях, живущих в лесу, каких–то леших и конечно, о «героях» туристических баек про «чёрного спелеолога» и «белого альпиниста». Любят бывалые туристы подшутить над новичками. В общем, утром я поднялся не выспавшимся, после вчерашних спусков-подъёмов по скалам каньона, сильно болели мышцы ног, от рюкзака ныла спина, а предстояло ещё взобраться на Ай-Петри!
Весь новый день мы шли горными тропами всё выше и выше. Я всегда считал себя спортивным мальчиком, но тут мне стало очень тяжело. Виду я, конечно, не подавал, держался из последних сил, но в голову полезли разные мысли: «Ну зачем мне это всё нужно? Сидел бы я лучше дома и гулял с друзьями во дворе. Не даром же пословица говорит: «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт!» А мне зачем эти мучения? Вот вернусь домой и больше ни в какие походы никогда не пойду!»
 Наконец мои мытарства подошли к концу. Мы выбрались на Ай-Петри и, пройдя пару километров, подошли к домику туристического приюта. Ребята радовались, обсуждали увиденное, но мне было всё равно. Наши девчонки приготовили ужин. Я с трудом поел, так как от усталости просто валился с ног. После ужина сразу лёг спать, и тут же заснул. Прервал мой крепкий сон Александр Лукьянович. Ещё было раннее утро, но он будил всех ребят.
- Да, что же это такое! Поспать совсем не дают, - с раздражением подумал я.
- Вставайте, вставайте, ребята! – будил всех учитель, - это надо увидеть!
 Я натянул тёплый свитер и ветровку, (хоть и лето, но ранним утром в горах прохладно) и поплёлся за всеми на смотровую площадку. На востоке всходило солнце.
– Обернитесь, - попросил нас Александр Лукьянович.
Мы дружно обернулись. Горные хребты вдали, за нашими спинами, порозовели. Первые солнечные лучи осветили сначала горы на западе, а на востоке поднималось само солнце. Оно вставало медленно из-за гор, как-то особенно торжественно, словно исполняло главную роль в грандиозной постановке. Необычайно огромный ярко-красный солнечный диск постепенно, не спеша, шаг за шагом освещал всё небо.
Обомлев я смотрел на эту невероятную картину. Сон как рукой сняло, хотелось кричать от восторга: «Как красиво! Как красиво!» Но я молчал и молча переживал все свои эмоции. 
- Кто не видел восход Солнца над Ай-Петри, тот, по- настоящему, и не жил! – услышал я справа от себя безапелляционное высказывание.
- Слишком сильно сказано! Спорное утверждение! – не согласился кто-то из ребят.
- А, представляете, какой восход солнца в Гималаях, в Андах или на Кавказе?!
Старшеклассники бросились в жаркий спор, каждый пытался высказать своё мнение. Солнце уже взошло, а они ещё долго спорили.
Лишь я один, не принимал участия в этих разговорах. Я молчал и словно, ошарашенный увиденным, не мог произнести ни слова. Учитель заметил моё состояние. Он с улыбкой посмотрел на меня и спросил: «Тебе понравилось?»
А я лишь кивнул головой в ответ и добавил одно единственное слово: «Очень!»      
Дядя Юра улыбнулся, внимательно слушавшим его племянникам, и продолжил:
 – От моих прежних мыслей, больше никогда не ходить в походы, не осталось и следа. Я заболел туризмом, заболел походами, заболел Крымскими горами! А потом, как-то так уж случилось, что я постепенно, привёл в школьный туристический клуб почти весь свой класс. Когда старшие ребята окончили школу, именно наш класс составил костяк школьного турклуба. Так-то! Вот и вся история.
В комнату к детям заглянула бабушка и сказала: «Во двор бы пошли, чего дома сидеть, а мне, Юрочка, твоя помощь нужна. Не могу сама с антресоли банки для закатки достать».
 Дядя Юра пошёл помогать бабушке, а ребята собрались на улицу.
- Дядя Юра, - обратились они, - можно мы вынесем наш чертёж, хотим показать ребятам, а про Крымские горы так, без всяких графиков расскажем. 
Юрий рассмеялся, ну разве могут племянники сохранить такое в тайне?
 – Конечно можно! Пусть все ребята во дворе посмотрят, как мы «построили горы по росту»! – согласился он.
       

 


Рецензии
Очень нтересный урок географии. И знание Крымских гор. И любовь к ним. И видение их красоты. Мне было интересно.

Любовь Тарасова-Горина   23.11.2021 11:56     Заявить о нарушении