Скоморохи искусники потешники

               
               

УЛИЧНЫЕ ФОРМЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТЕАТРА РОССИИ — СКОМОРОХИ,
                ИСКУСНИКИ, ПОТЕШНИКИ.


               

            

Многочисленные исторические исследования показывают, и это несомненно, что русский былинный эпос составил основу всей культуры России. А созданию этого народного фундамента, сохранению в веках мы обязаны как раз представителям уличных театров в России, которые назывались скоморохами, искусниками, гуслярами, потешниками. Период русской истории с XI-XVII век можно назвать эпохой скоморохов.
Скоморошество — явление, общее всем европейским народам в средние века. Неоднократно строилось предположение о том, что скоморохи в Византии были преемниками греко-римских мимов-скиников и гистрионов, подвизавшихся на сценах театров, улицах, площадях и в питейных домах. Перевод слова «скоморох» различен: это либо от арабского mascara, scamara - шут, либо от греческого простонародного skommarchos - мастер смехотворства.
Это были бродячие актеры, музыканты, фокусники, певцы которые скитались по городам и селениям России, давая импровизированные представления, увеселяя простой люд и тем зарабатывая себе на пропитание.
Из Римской империи мимы и гистрионы (скоморохи) перекочевали на Запад, где в Германии получили название шпильманов, а во Франции их называли жонглерами, буффонами. В России, по историческим источникам, они появились и с Запада (понятие «шпильмана» встречается в древнерусской литературе), и из Византии, с юга. Их же мы можем увидеть на немногих сохранившихся фресках древнерусских соборов XI века.
«Но откуда бы ни пришло к нам искусство скоморохов, уже в XI веке оно оказывается привитым и укоренившимся в обиходе русской народной жизни, с той поры мы можем рассматривать его как явление на русской почве вполне акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие, сообразное с местными условиями и характером русского народа », - так пишет о скоморохах русский культуролог А.С. Фамицин в своем исследовании от 1889 года.
Скоморохи — древнейшие представители народного эпоса, народного уличного театра. До появления в пределах России скоморохов никакое элементарное театральное искусство на Руси не было известно. Вот какое определение дает Владимир Даль: «Скоморох — это музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами, потешник, ломака, гаер, шут, медвежатник, комедиант, актер и пр.».
Вообще, насколько уличное скоморошество было гонимо церковниками и местными князьками за острый язык своих припевок, шуток, прибауток, настолько, как и весь уличный театр во всех странах, оно было любимо простыми народными массами. Им давали и кров, и прокорм, и одежонку за то, что в их грубых и незатейливых представлениях городская и сельская беднота слышала свои мысли, беды и страдания, незатейливо расширяла свой кругозор и попросту забывала о своей вековой угнетенности, зависимости и усталости.
Рассматривая в хронологическом порядке те немногие археологические и исторические источники, дошедшие до нас и повествующие об уличных потешниках, хочется отметить миниатюры новгородских рукописей и фрески Киевского Софийского собора, кожаные маски из раскопок Новгорода и Владимира.
Без скоморохов не обходились древнерусские пиры, свадьбы, похороны. Интересен был иноземный костюм скоморохов — короткая туника с разрезанными полами или длинный перетянутый поясом кафтан, причем полы наряда были или укорочены, или подвязаны таким образом, чтобы не мешать пляскам и шутейным кульбитам скоморохов.
Скоморохи соответственно их потешной деятельности на народном языке как в песнях, так и в исторических источниках нередко именовались «веселыми людьми», «веселыми молодцами» (Новгородская летопись 1571 года). Слившись с языческими представителями русского фольклора, скоморохи национализировались и на продолжении многих веков стали отдушиной для русского народа и хранителями его устного народного творчества.
«Подобно Бояну и старинные «веселые молодцы» славили и величали героев времен минувших, равно и современных им князей, по примеру Баяна свивая древнюю славу с новой», - такое важное место в истории Руси определяет скоморохам А.С. Фаминцын.
Как и на Западе, уличное народное творчество скоморошества весьма разнообразно: они и актеры, и плясуны, и фигляры, и певцы, и музыканты, они представляют кукольный театр и незатейливую пантомиму, водят медведей, играют на разнообразных инструментах: на гуслях, сурнах, домрах, трубах, гудках, лирах, свирелях, бубнах.
Условно все скоморошьи ватажки можно разделить на две группы: скоморохи бродячие, переходивших от города к городу, от села к селу и обходивших простой люд и князей; а также скоморохов оседлых, которые жили при палатах бояр, опричников, князей и являясь своего рода домашними шутами, презираемыми и гонимыми — ведь и в те времена богатые люди не любили слышать о себе то, чего говорить было нельзя, ну а патокой скомороший язык во все времена не капал.
Летописи сохранили свидетельство о потешнике Митусе, не захотевшем из гордости служить князю Данилу. А в XIII веке митрополит Кирилл упрекал ростовского епископа Игнатия за то, что тот пил и веселился с потешниками князя Глеба Васильевича.
О том, что русские князья любили увеселения с пением, музыкой, плясками достаточно свидетельств в древнерусской литературе : именно там сохранился древнейший образ скоморохов-гусельников а также многочисленные народные былинные песни, потешки, прибаутки : «... поют песни, пляшут для развлечения слушателей поодиночке или толпами, облекаясь в особое «скоморошье платье», они посещают пиры, княжеские и частные, народные праздники, присутствуют на свадьбах, всюду внося удовольствие и веселье », - читаем мы в московских летописях.
А в 1611 году на московских увеселениях появляются шуты «блазни», которые тешат присутствующих русскими плясками, кривляниями, песнями. Песни и пляски скоморохов на Руси роднятся и связываются с обычаем переряжевания, народного маскарада. В то же время ватажные пляски и обряды княжеских дружин вошли в историю и всем нам знакомы в образах Ставра Годиныча, Садко, Добрыни Никитича, Соловья Будимировича. Князь Владимир особой милостью награждает Добрыню-Скомороха за игру его веселую, сажая его за стол рядом с собой. На этом уровне можно провести аналогию с трубадурами на Западе.
В то же время игроки непрофессиональные, ряженые зачастую в вывернутый тулупчик, который и служил маскарадным костюмом и изображающие чертей, бабу Ягу, козу, медведя, журавля и разыгрывающие забавные, не обязательно циничные сцены, отличались от скоморохов при княжеских дворах тем, что им необходимо было подладиться к более грубым вкусам и требованиям народной городской толпы и поэтому именно они становились «потешниками», увеселителями людской массы в полном смысле этого слова, причем их театрализованное уличное представление изначально должно было принимать вульгарный, площадной характер, утрачивая величие былинных сказаний, уместных в княжеских палатах.
«Различие в манере игры и ходе всего представления было приблизительно то же, какое представляло на Западе искусство трубадуров (знатных, независимых певцов-поэтов) с одной стороны и жонглеров, игрецов, проявлявших свое искусство не только при княжеских дворах, но и на улицах, площадях для народа... из былин было видно — не одно величие стиля ценилось в искусстве игрецов: едва ли не выше почиталось веселье игры», - такую характеристику средневековому скоморошеству дает А.С. Фаминцын.
Находя радушный прием среди князей, дружинников, простого населения, скоморохи встречали яростное противодействие со стороны духовенства. Митрополит Иоанн, Преподобный Феодосий, митрополит Кирилл неоднократно порицали «плясенье, еже на пиру, на свадьбах и в навечерницах», считая веселье «бесовским и богомерзким» и, небезосновательно опасаясь языческих корней скоморошества и любви народа к улично-площадным театрализованным действиям. Патриарх Иоаким указом 1684 года запретил бывшие на Москве «скверные и бесовские действа и игрища в навечери Рождества Христова».
Письменные свидетельства о русских народных маскарадах восходят к XI-XII векам, древние языческие народные обычаи в известные праздничные дни в руках скоморохов превращались в маскарадные игры. Маски, которые надевали на свои лица скоморохи и вообще ряженные носили в России разные названия: личины, обличья, наличники.
Святочные народные маскарады XIX века, знакомые нам по литературе «серебряного века», могут служить яркой картиной старинных скоморошеских переряжеваний. Народные уличные представления и гуляния не ограничивались зимней порой, но имели место и весною, приблизительно во время Троицких Святок (которые у западных и отчасти южных славян именуются русальными святками).
В эти дни народная толпа активно вовлекалась в маскарадное представление, даваемое уличными актерами и которое состояло в основном из маскарадной и костюмированной импровизации, переплетаемой песнями, плясками, кривляньями, шутками.
Подобно тому как на Западе возникла и разыгрывалась в стенах готических соборов и на папертях духовная драма (о чем мы говорили в предыдущей главе), заимствовавшая свои сюжеты из священного писания, в Русской церкви с XVI века стали входить в употребление известные обрядовые представления, получившие названия действ — то есть это была та часть уличных скоморошьих представлений, в которой нуждалась церковь при безграмотности населения для привлечения к вере и духовности, для контроля за мыслями прихожан и их действиями визуально-эмоциональными инструментами театрализованных действий. Таких действ известно три: пещное действо, шествие на осляти, действо Страшного суда.
Эти действа, при всей своей простоте и наивности воплощения, возбуждали живой интерес не только простых жителей городов и сел, но и царей — и Иван Грозный, и Алексей Михайлович любили эти представления. Свою простоту в России они сохранили вплоть до второй половины XVII века, когда театрализованные действия обновились и обогатились влиянием Западного искусства и заезжих режиссеров, актеров (приезд и деятельность немецкого антрепренёра Ягана Готфрида в 1673 году).
Анализируя и исторически воспринимая явления народного творчества на Руси, надо представлять прежде всего, где и в каких условиях они возникали и формировались.
Сосредоточением деятельности княжеско-дружинного войска являлся путь от Новгорода до Византии, а так как вместе с войском шли те самые ватажки ряженных песельников, скоморохов, гусляров, потешников, то именно в этом пространстве и возникли два центра русского былинного творчества : на севере — Новгород, главный город русских славян, населявших бассейн озера Ильмень, это и был первый источник возникновения былевого эпоса на Руси (предания о княжении вещего Олега, о появлении варягов, о призвании Рюпика, Синеуса, Трувора ).
Второй очаг русской культуры возник на юге и находился в Киеве: это былины киевского цикла о Волхе Всеславьевиче и Вольге Святославиче. При этом надо помнить о сложных взаимоотношениях южнорусских племен и хазар. А после перехода князя с дружиной из Новгорода в Киев сюда была перенесена и традиция былинного эпоса и те, кто эту традицию воплощал — представители уличного театрального действа.
Хочется отметить,что особенное значение для русской культуры имеют такие формы уличного театра как шутовство и юродство, но это тема отдельного исследования.


Рецензии