Против всех. История молодёжной группировки Центр

История города Йошкар-Олы начинается в 1584 году когда по указу царя Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного была основана военная крепость Царевококшайск на берегу реки Малая Кокшага на территории современной республики Марий Эл.

Со временем крепость утратила своё военное значение и на её месте возник ремесленный и торговый центр.

Минули столетия, отгремела Великая Октябрьская социалистическая революция и город стал называться Йошкар-Ола,  что в переводе с марийского означает "Красный Город". Новая власть разрешила проживать в городе местному населению мари, что было запрещено при царском правительстве.

В годы Второй Мировой войны в Йошкар-Олу были эвакуированы некоторые промышленные предприятия, а после Победы советским правительством было принято решение об организации в Йошкар-Оле нескольких оборонных заводов. Так Йошкар-Ола стала столицей ВПК (военно-промышленного комплекса СССР), о чём известно далеко не каждому йошкаролинцу.

Я родился в родильном доме г. Йошкар-Олы 26 октября 1976 года в 19 ч. 20 мин. по московскому времени. Родители после недолгих споров решили назвать меня Рустемом, в честь татарского поэта Рустема Кутуя. В дальнейшем,  будучи ребёнком, я стеснялся этого имени, пока сосед по двору не прозвал меня коротким прозвищем - Руст.

Население Йошкар-Олы при советской власти стремительно выросло с дореволюционного значения в 1000 человек до 200 тысяч в 70-х, 80-х годах XX столетия. Город активно застраивался. Причиной тому был мощный приток населения из других областей, для работы на местных заводах. К тому же в магазинах города действовал режим спецснабжения.

Для многих тысяч рабочих требовалось жильё, поэтому к концу 70-х, началу 80-х годов в Йошкар-Оле были построены Комсомольский район, 9-й микрорайон, Сомбатхей и прочие жилые массивы.

Поскольку мой отец не был простым рабочим, а инженером "оборонки", наша семья жила в самом центре города. Наш дом считался "министерским". Моими соседями были работники культуры, преподаватели, сотрудники КГБ, работники милиции, начальники различных ведомств.

Место, где я вырос, было очень удобным, рядом был парк, бульвар, кинотеатр, Дворец Пионеров, национальный театр, в двух шагах была наша школа, чуть дальше Марийский политехнический институт и другие достопримечательности нашего города. Это место у йошкаролинской молодёжи называлось "центром" и жить здесь считалось очень престижным.

Не так гладко обстояло дело на периферии. Унылые однообразные "хрущёвки" и девятиэтажки, где проживали рабочие, практическое отстутствие культурных заведений заставляли местную молодёжь искать развлечения в центре города. Поэтому уже с десятилетнего возраста я знал, кто такие "девятовские", когда у меня и моего товарища при походе в кинотеатр "зашибли" 10 копеек. Кроме того, через улицу от моего дома, в парке была танцплощадка, куда собирались и устраивали драки молодёжные группировки со всего города.  Такое "паломничество" не могло не настораживать.

Что же это за молодёжные группировки такие и откуда они взялись? В стране победившего социализма не было господ, соответственно отсутствовало понятие Господь, не было понятия неотвратимого Высшего Суда, взамен существовала милиция, от которой всегда можно было банально убежать. Социалистическое государство построенное на противоречии, порождало таких же монстров как и оно само. "Освобождённые" революцией рабочие и крестьяне ещё помнящие "прежние порядки" могли отличить зло от добра, а вот их дети и внуки? Как их воспитывать, если в один миг всё перевернулось с ног на голову?

Материалистическая идея всеобщего достатка принесла свои плоды. Человек начал мериться по наружным признакам: внешней привлекательности, образованию, месту работы, зарплате, общей культуре. И поскольку рабоче-крестьянская молодёжь достигнуть этого предела не могла, в итоге был нарушен базовый принцип социализма - равенство. Обманутые люди, почувствовав неладное стали ненавидеть неправедную власть, и эта ненависть тут же нашла отражение... В чём? Вот именно: в повальном увлечении молодёжи антикультурой - криминальной философией.

Здесь я привожу названия самых известных молодёжных группировок Йошкар-Олы 80-х, начала 90-х годов: З.У.Б. (т.н. "Зарубинский ударный батальон" - название согласно наименованию улицы Зарубина в г. Йошкар-Ола), Комса (Комсомольский микрорайон), Девятый микрорайон или попросту "микрашка", Сомбатхей.

Где-то примерно в 1990-м году, когда мы учились в седьмом классе с нашего одноклассника, красавчика Димы В. (далее Горын) была снята шапка неким Чикой с девятого микрорайона. Этот Чика промышлял грабежом в нашем районе. Весть об инциденте тут же пронеслась по окрестным дворам. Надо было что-то делать. Чика был вычислен, пойман и наказан, шапку вернули владельцу. Статус-кво был восстановлен. Именно этот эпизод стал отправной точкой существования воссозданной заново молодёжной группировки "Центр".

Разумеется это не осталось без внимания местного Управления КГБ и Инспекции поделам несовершеннолетних МВД МАССР, о чём мы узнали много лет спустя. Однако в то время, дальше "взятия на карандаш" дело не пошло, предъявить нам что-то серьёзное закон не позволял, мы были несовершеннолетними.

Почему же воссозданной группировки "Центр"? Дело в том, что "Центр" существовал и до нас, в нём участвовали ребята более старшего поколения, но связи мы с ними не имели, поскольку большинство из них уже ушли в армию задолго до начала нашей деятельности и нам о них мало что было известно.

Итак, премьера прошла с успехом. Наша группировка насчитывала более 30 человек. Необходимо было выбрать вожака. Посоветовавшись, мы единогласно выдвинули кандидатуру. Им оказался самый уважаемый - Горын.

Поскольку нас было не так уж много, мы не могли позволить себе грандиозные акции, такие как вторжение в чужой район или поход на городскую дискотеку в «тридцадку» (дворец культуры имени XXX-летия Победы) куда представители других группировок приходили сотнями. Однако гоп-стоп в нашем районе прекратился. Этого было вполне достаточно. Мы целыми днями просиживали в нашей "конторе" - подвальном помещении одного из домов по бульвару Чавайна и получали так необходимое в подростковом возрасте общение со сверстниками.

Со временем нами были установлены дружеские связи с такой же малочисленной группировкой "Пьяные дворы" и небольшой группировкой "Малиновские", к которым мы даже ходили гулять на район. На нашем школьном стадионе мы устраивали товарищеские футбольные матчи с "Пьяными дворами" (наша группировка почему-то всегда  проигрывала), а с "Малиновскими" зимой устраивались "снежные битвы"(закидывали друг друга снежками).

Из "криминальных заслуг" группировки "Центр" можно назвать разве что кражу коробки с сигаретами "Конгресс" (около полсотни блоков) со склада ресторана "Йуксиер". На следующий день эти сигареты курила вся наша 11-я школа. Кстати, данную кражу начали распутывать оперативники, но потом дело было "замято". Фигуранты были недееспособны.

А что-же, ваши учителя, спросите вы? Неужели они ни о чём не догадывались? Наши преподаватели не могли ничего не знать. Однако я не припомню, чтобы в стенах школы хоть раз прозвучало название нашей группировки из уст педагогов. Я думаю, что на фоне происходивших в стране событий (развал СССР и его последствия) они не придавали должного значения нашим собраниям.

Здесь я умышленно не называю фамилии и опускаю некоторые подробности существования группировки «Центр», к основной идее написанного они отношения не имеют. Лихие 90-е, времена Бориса Ельцина, шквал элементов западной культуры, обрушившейся на страну - это лучшее, что было в моей жизни. Возможно, тому причиной была моя юность и ощущение неподдельной свободы, но как говорится из "песни слов не выкинешь"...

Наступил 1994 год, выпускной год в нашей параллели. Участники "банды диких пионеров" (так в шутку я называю нашу бывшую группировку) подошли к порогу совершеннолетия. Перед каждым из нас предстали новые задачи. "Центр" прекратил своё существование, группировка распалась.

Я же, познав основы уличной философии, отправился дальше "покорять мир", но это уже совсем другая история...


Рецензии