Время смыслов. Глава 108

1. В прошлой 107й главе мы выяснили что реализацию экспансивной контекстной установки, т.е. переселение фрагментономной южной белой бедноты на Запад в середине 19 века можно понять только в рамках другой общенациональной парадигмы идентичности, определявшей так называемый " дух границы", т.e. вековую историю продвижения белых американских поселенцев на Запад при поддержке федерального правительства. Я сформулировал пока в виде рабочей гипотезы предположение, что этой парадигмой идентичности была параномика BFD,образованная диспозитивной/распорядительной FD и формативной BD линиями нашей матрицы идентичности. В этой и нескольких следующих главах нам предстоит выяснить конкретное историческое содержание этой парадигмы идентичности и ее соотношение с рядом других парадигм включая фрагментономику. После этого длинного отступления мы вернемся к анализу остальных контекстных установок фрагментономики, которые мы пока не рассматривали.

2. Здесь нужно сразу отметить, что такое внимание к параномике вовсе не случайно. Идея границы, как открытого пространства неограниченных возможностей заложенная в основу параномики была в той или иной степени сходна с вековой идеей Дранг нах Остен, завоевательного похода на Восток, которая лежала в основе германского империализма и до Гитлера. Не случайно демократическая Веймарская республика, гарантировав западную границу с Францией по Локарнскому соглашению 1925 г. наотрез отказалась гарантировать восточные границы Германии, тем самым указывая на возможность немецкой экспансии в этом направлении, которая проповедовалась многими влиятельными немецкими геополитиками и популяризировалась в виде известного лозунга "пространство без народа для народа без пространства".

3. В Германии были очень популярны многочисленные романы писателя Карла Мая об американском Диком Западе. Среди его многочисленных почитателей был и сам Адольф Гитлер, впоследствии убеждавший своих генералов в необходимости учиться творчески подходить к стратегическим решениям и уверявший, что сам он научился этому подходу читая романы Карла Мая. Кстати говоря в романах Мая индейцы изображались в основном с положительной стороны. Но так или иначе "дух границы" где царствует не формальный публичный закон, а сила, интерес, или частные понятия о справедливости в виде самосуда, сыграл здесь очень большую роль.

4. Сам термин параномика связан с тем что греческий предлог пара может иметь значение не или "против", пара ному (ному здесь родительный падеж от слова закон номос) может означать противозаконный. Нужно отметить, что параномика не сразу закрепилась как основная парадигма американской экспансии. Более того в первой половине 19 века она имела в американском обществе немало страстных, энергичных и влиятельных критиков. Можно даже сказать что победоносное аболиционистское движение за отмену рабства зародилось из критики империалистического подавления и изгнания индейских племен как практического выражения параномики. Голосование в Конгрессе по вопросу об утверждении так называемого Акта об Устранении индейцев (1830 Indian Removal Act)отражало эти ожесточенные дебаты, за этот закон голосовали 102 конгрессмена,а против 97. Среди противников Акта были и такие впоследствии выдающиеся американские политики, как еще совсем молодой Авраам Линкольн и такие знаковые фигуры переселенческого движения как Дэйв Крокетт.

5. Федеральное правительство тоже подключилось к параномике далеко не сразу и не без сопротивления, порой принимавшего форму внутреннего сомнения и борьбы разных политических мотивов и установок, например у такого американского президента как Джон Квинси Адамс(1824-1828). Только с избранием на пост президента популярного героя войн с англичанами и индейцами южного плантатора рабовладельца генерала Эндрю Джексона 1829-1837) параномика начинает играть ведущую роль в политике американского правительства по отношению к индейским племенам.

6. Это отнюдь не означает, что до этого отношение к индейцам американского правительства было идеальным, просто это отношение выражало иные типы идентичности. О каких же парадигмах идентичности шла речь в эту раннюю эпоху до Акта об Устранении индейцев? Мы попробуем ответить на этот вопрос в следующей 109й главе.


Рецензии