Время смыслов. Глава 110

1. В прошлой 109 главе мы начали знакомиться с новой парадигмой социальной идентичности параномикой BFD на примере политики США по отношению к индейцам. Мы выяснили, что параномика не являлась характерной для британских колониальных властей накануне Американской революции, она также не была официальной политикой американского правительства во времена Вашингтона, когда государство официально признавало за индейцами статус независимых суверенных чужих (в нашей матрице контекстное поле "чужих" Е и связанная с ним рекогнитивная/признавательная линия ВЕ), отношения с которыми должны определяться нормами справедливости (контекстное поле абстрактных принципов и норм А) и человеколюбия (justice and humanity). Практическим выражением последнего, то есть человеколюбия по замыслу американских политиков рубежа 18/19 века должна была явиться официальная государственная торговля с индейцами по низким ценам и лицензирование частной торговли с ними (включая запрещение продажи спиртного). Такая торговля была для государства нередко убыточна, но зато давала возможность экономического контроля за поведением индейских племен, что было гораздо важнее, поскольку несмотря на небольшую сравнительно с белым населением численность (м.б. 200 тысяч человек к востоку от Миссисипи из которых около 100 тысяч на Юге, в то время как численность белого населения к 1812 г. превысила 7 миллионов), многие из индейцев были опытными воинами, а федеральная армия была небольшой и имела минимальное техническое превосходство над своими противниками.

2. Эта парадигма идентичности, которую в терминах нашей матрицы можно отождествить с клиентономикой BAE, сочетавшей официальное признание (справедливость/justice т.е. контекстное поле абстрактных норм А, соединенное с представлявшим "мы" американской образованной,избранной,правящей элиты контекстным полем прекрасных жизненных форм В, таких как "честь", сигнификативной линией ВА)со снисходительно покровительственным человеколюбивым (humanity)отношением к индейцам, которое отображается рекогнитивной/признавательной линией ВЕ, сменилась откровенным патернализмом с 1803г.,когда покупка огромной французской колонии Луизианы, охватывавшей значительную часть бассейна Миссисипи обеспечила США возможность стать континентальной империей. Современные историки индейской политики отмечают, что тогдашний президент США, знаменитый автор Декларации Независимости Томас Джефферсон, прежде начинавший свои послания к индейским вождям со слов "друзья и братья", стал,начиная с 1803г. обращаться к ним как к "детям" именуя себя "великим отцом".

3. Что скрывалось за этим новым авторитарным патернализмом? Об этом нам незачем гадать, поскольку исчерпывающий ответ на этот вопрос дал сам Джефферсон в конфиденциальном письме,датированном 27 февраля 1803 г. и адресованном губернатору недавно созданной индейской территории (будущего штата Индианы) Уильяму Гаррисону. Ниже я даю выдержки из этого интереснейшего документа.

"...от военного секретаря (министра обороны ЛБ)Вы время от времени получаете информацию и инструкции по поводу наших дел с индейцами.Эти сообщения носят публичный характер и всегда относятся к специальным случаям и предметам,но в этом частном и неофициальном письме я могу безопасно дать Вам более обширное понятие о нашей политике по отношению к индейцам,чтобы Вы могли лучше понимать те ее части, которые становятся известны Вам по официальным каналам и, видя систему, в которую они входят,вести себя соответственно с ней в тех случаях, когда Вы должны будете действовать без специальных инструкций.

Наша система состоит в том, чтобы жить в постоянном мире с индейцами, культивируя их любовную привязанность к нам с помощью всего справедливого и щедрого (just and liberal)что мы можем для них сделать в разумных пределах и обеспечивая им эффективную защиту от обид со стороны нашего собственного народа."

Таким образом Джефферсон начинает с того, чтобы в сжатой форме обозначить основные моменты описанной выше клиентономной политики с ее культивацией отношений между патроном и клиентом с помощью справедливости, щедрости и покровительства. Здесь очевидно нет ничего секретного, эти формулы в том или ином виде повторялись американскими официальными лицами из года в год. Но дальнейшее содержание письма весьма отличается от его первой части, так что читателю становится понятным почему Джефферсон предпочитал держать это письмо в секрете.

"По мере того, как исчезновение диких животных делает их выживание с помощью охоты все более затруднительным, мы хотим привлечь их к земледелию, к прядению и ткачеству. Эти последние занятия они усваивают очень охотно, поскольку они приходятся на долю женщин, которые выигрывают, покидая полевые работы, ради
тех занятий, которыми занимаются внутри дома. Когда они обратятся к возделыванию маленьких участков земли, они поймут насколько им не нужны их обширные леса и таким образом они будут готовы время от времени расстаться с их частью в обмен на нужные для их ферм и семей вещи.Чтобы способствовать этой склонности обменивать земли, без которых они могут обойтись и которые мы хотим,на необходимые им предметы, мы будем навязывать им наши торговые обычаи (we shall push our trading uses)и будем рады увидеть, как хорошие и влиятельные индивиды из их среды влезают в долги, поскольку мы знаем по нашим наблюдениям, что когда эти долги превышают то, что индивиды могут заплатить, они будут готовы избавиться от этих долгов с помощью уступки земли...Таким образом наши поселения постепенно окружат индейские поселения и приблизятся к ним и они со временем либо соединятся с нами как граждане Соединенных Штатов, либо уйдут за Миссисипи. Первое безусловно будет означать самый счастливый для них конец их истории (The former is certainly the termination of their history most happy for themselves). Но в течение всего этого процесса самым главным является культивирование любовного отношения с их стороны.

А что касается их страхов, мы полагаем, что наша сила и их слабость сейчас настолько очевидны,что они могут понять, что нам стоит только закрыть свою руку, чтобы раздавить их, и что вся наша щедрость к ним происходит по причине чистого человеколюбия.Если же какое нибудь племя когда либо будет настолько опрометчивым, чтобы поднять топор,конфискация всей территории этого племени и выселение его за Миссисипи будет примером другим и продвижением
к нашей окончательной консолидации
(A furtherance of our final consolidation). "(Jefferson 1803, подлинник этого письма легко найти на интернете, например он имеется на официальном сайте штата Индиана).

4. Публикация такого письма в то время несомненно обнаружила бы тот неприятный факт, что справедливость и человеколюбие, провозглашенные основой официальной политики были лишь удобной ширмой, орудием стратегии, целью которой являлось постепенное исчезновение индейской цивилизации и "счастливый конец" индейской истории или же, если упрямые индейцы осмелятся сопротивляться и бороться за свои земли и культуру их неумолимое вытеснение и изоляция с помощью применения военной силы.

5. О какой же парадигме идентичности на самом деле шла речь в индейской политике Джефферсона, если клиентономика была только официальным прикрытием захвата земель и ликвидации культуры? Для ответа на этот вопрос нам нужно обратить внимание на центральную роль рыночного механизма в стратегическом плане, изложенном в письме Джефферсона. Индейцы, то есть "чужаки" аутсайдеры (контекстное поле "чужих" Е)должны согласно этому замыслу обменять свои обычаи, устои и жизненные формы (контекстное поле обычаев, традиций и жизненных форм В) на нужные им для выживания в качестве оседлых земледельцев вещи и орудия труда т. е. рыночные ценности (контекстное поле ценностей Е). Эта рыночная парадигма идентичности ВНЕ нам уже знакома, мы встречали ее в ранних главах этой книги, где я назвал ее хреономикой (от греческого слова хрейя, что значит нужда). Оседлый образ жизни создает нужду, продажа товаров под заем ее усиливает, превращает в долг и прощайте родные леса и поля!

6. Ну а для тех кто упорствует Джефферсон предлагает архономику FDH, военно принудительную часть эпиномной и эгономной CFD парадигмы идентичности с солдатами, наказаниями и если нужно казнями ради устрашения и дальнейшего принуждения. Ту самую архономику, применить которую к восставшим гражданам Митилены убеждал афинян неукротимый Клеон (см. главы 56-60). И, как мы увидим,во времена генерала Джексона архономика действительно будет широко применяться к упорно державшимся за свои земли индейским племенам. Достаточно вспомнить знаменитый Слезный Путь индейцев Чероки из Джорджии в Оклахому, когда от холода и лишений погибли тысячи людей, четвертая часть всего племени. Но об этом речь еще впереди.

7. Интересно что геометрически в нашей матрице хреономика BHE занимает среднее положение между клиентономикой BAE и архономикой FHD. Но мы особенно интересуемся тем, какое место в этой динамике занимает параномика ВFD. Этот вопрос мы обсудим в следующей 111й главе.


Рецензии