Рассол

Бывает - прочтёшь нечто мудрёное и путаное или, наоборот, поверхностное и пустяковое, почешешь затылок, потрёшь сморщенный лоб и конкретно задумаешься:
- А в чём, собственно, соль? Какой такой тут притаился massage? Чего хотел сказать автор?

Всякий текст, - он ведь как рассол - мысль, разбавленная водой и снаряжённая приправами. Иной раз, чтобы добраться до сути, нужно отжать или выпарить всю жидкость до капли. Если займёшься этим делом основательно и в юном возрасте, усилия могут привести тебя к получению высшего образования. А то и к второму высшему. Или даже к научной степени - чтобы окрепнуть умом и духом, чтобы съедать за вечер пуд соли и не перхать, не болеть рассудком, не томиться душой.

Но даже если не случится ни первого высшего, ни второго, ни аспирантуры, ни докторской диссертации, ни академического звания, всё равно пытливые будут искать и делать открытия - большие и маленькие, хотя бы крохотные, но от того не менее радостные. Люди, которые добывают соль.

Вода, - она, конечно, тоже разная... У кого-то, особо одарённого, в лучших произведениях - родниковая, чистая, живительная. У других, одновременно недалёких и порочных, - грязная, протухшая, ядовитая. Это - вообще вопрос номер один. Если текст скверно пахнет и выглядит, будто помои, читателю нет разницы, какую соль использовал автор. Читатель брезгливо кривится и торопится закрыть страницу, захлопнуть книгу, сменить повара, кухню, ресторан...

С приправами - всё более-менее ясно. Приправы изучены и описаны литературоведением, они универсальны как набор инструментов. Всё зависит от картины мира, от вкуса, от мастерства, от образования и предпочтений - кто как видит, кто к чему привык, кто чем умеет пользоваться, кто не против поэкспериментировать. Гораздо сложнее - с солью.

Нередко встречаются сочинители, которые злоупотребляют крупным помолом, очень пафосной солью - с ярко выраженной кристаллической структурой. С каких-то текстов её лучше сразу соскрести, счистить, будто с куска сала - чтобы не скрипела на зубах. Кто-то держит на своей творческой кухне исключительно «экстру» - мелкий помол без примесей. После добавления в тексты, она не бросается в глаза, но во рту - солёно. Или хотя бы не пресно. Мастера делают так, чтобы нас эта проблема вообще не волновала - читаем и читаем, если нравится, если наслаждаемся, если всего хватает, то остаются приятные впечатления и желание как-нибудь ещё...

Так или эдак, разного вида, но соль должна быть. А иначе зачем? Зачем говорить или писать, если в словах нет смысла? Соль необходима для жизнедеятельности ума, и её суточная потребность разнится... Кому-то достаточно крупицы второго сорта, и человек устанет ломать голову, запарится донельзя. Кому-то подавай полную солонку высшего или первого, а ему всё мало, он ещё обратится к клиентам за соседним столиком - не одолжите? Научно установлено, что бессолевая диета ведёт к дебилизации и прекращению существования. Ровно по утверждению Рене Декарта «мыслю, следовательно, существую».

Соль приходится выпаривать из морской воды или добывать из земных недр. Это - вопрос жанра. Для мелодрамы, романтики и приключений - лучше соль морская, овеянная нежными и весёлыми бризами, из-под жаркого южного солнца. Для драмы и трагедии - предпочтительнее соль из глубины, из шахты, из карьера. Эта соль сродни той, что выступает на трудовых и военных одеждах, пропитавшихся потом. Для детективной беллетристики можно не заморачиваться и поднимать то, что под ногами - на соляных озёрах, солончаках, на дорогах в зимний период, на полу у неосторожной хозяйки, в лаборатории у застреленного химика, в спичечном коробке у старого лесного кострища, в пакетике из продуктового набора для пассажиров...

Встречается соль, подобная наркотику - подсядешь и уже не сможешь без того, чтобы снова и снова искать её в закоулках текстов, в тайнописи, между тёмных строк, за мутными образами, в авторских аллюзиях...   

Не давайте шанса тем, кто хочет вам насолить!

Очень вредны едкие вещества типа высококонцентрированной соляной кислоты и солей тяжёлых металлов. Такие соли плохо выводятся из организма, враги сыплют их на наши раны, чтобы стало хуже, ими отравляют и напрочь разъедают неокрепшие умы, неопытные души. Начитаются люди критических опусов, манифестов, надписей на заборах, проникнутся, расчешут свои старые и новые болячки и вперёд - на баррикады! - выковыривать булыжники, бить витрины, жечь покрышки. Получаются соляные бунты.

А после бунтов, как с похмелья, неплохо глотнуть рассола, в котором соль использовалась в качестве консерванта - для борьбы с гнилостными бактериями, со слизью и с разложением.

Хороши смыслы, которые несут в себе лечебные свойства. Ты погружаешься в них, будто в соляную пещеру или в солевую ванну, дышишь глубоко и размеренно, отдыхаешь душой и телом. Для оздоровления народа соли обогащают - фтором, железом, йодом или верой, надеждой, любовью.

Бывают соли сермяжные - вроде каменной, которые выглядят просто, как заповеди - живи по законам, установленным от начала времён, и будет тебе счастье. К сожалению, нам этого мало, хочется изысканных вкусов и оттенков, экзотики, вот мы и мешаем с солью всяческие пряности, вот и закупаем соль чёрт знает где — для отдельных блюд, для особых поводов...

Сидит иной автор в своём кабинете, точно в солеварне, и ударно выдаёт на-гора ложку за ложкой, а то и пуд за пудом, засыпает ими стеллажи в книжных магазинах и на ярмарках. Поклонники устраивают ажиотаж, следят за мыслями кумира, но не успевают усваивать, и тогда случается у них отложение солей - ноющие боли, смутное беспокойство, бессонница, прострация - сплошной соль минор. Так что здесь важно - аккуратнее, не переборщить.

Стало быть, перед тем, как приниматься за пищу - духовную, интеллектуальную, физическую, надо попробовать её на соль, посоветоваться с лечащим врачом или со знающим человеком, который искренне желает вам добра. А ещё лучше, не мудрствуя лукаво, держаться за тех, кого Сам Бог назвал солью земли, следовать за ними и помнить: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание...»


Рецензии
Переборщил, именно так и подумала до авторской подсказки, когда наскучили тяжеловесные и вычурные мысли про насолить, слишком уж высокой показалась концентрация словес.
Любопытно, как вам приходило на ум и писалось!? От миниатюр, прежде прочитанных мною, осталось впечатление легкости, словно на одном дыхании выплеснулась вязь слов. В этом опусе чувствуется некая натужность, на мой, естественно, взгляд, как будто вам жаль расставаться с пирамидой из букв, если уж, пришло в голову, то надо увековечить на всякий случай.
Вообще, удивительное у вас, Аркадий, мышление, незаурядное.
Теперь понятнее, ваш скрупулезный пересказ "Угрюм-реки", он сравним с архитектурной конструкцией, выстроенной по четким чертежам.
Спрошу, мне было интересно при чтении столь добросовестного конспектирования книги Шишкова, что вас подвигло на сей труд. По заданию или просто для себя?!
В любом случае, замечательно!

Всего доброго, Аркадий!

Зоя Чепрасова   19.02.2019 23:35     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Зоя!
Должен признаться, что впервые встретил на "Прозе" такого искреннего и увлечённого рецензента. Спасибо!
Миниатюра "Рассол" дала название всей папке. Из любви к разнообразию собрал в ней тексты, которые отличаются друг от друга по времени года, по жанру, по объёму, по весу и, конечно, по мысли - по её концентрации и способу подачи. Переборщил с солью или пересолил борщ - это из-за желания рассмотреть выбранный предмет со всех сторон, но в пределах одной метафоры.
А что касается "Угрюм-реки", Вы правы - взялся за эту работу, получив соответствующее предложение, но взялся из любви к материалу.
С уважением,

Аркадий Казанцев   20.02.2019 19:16   Заявить о нарушении
Читателя, но не рецензента...

Зоя Чепрасова   20.02.2019 20:41   Заявить о нарушении