История одного убийства

  Я про­гули­валась по не­боль­шо­му пар­ку, что рас­по­ложил­ся в нес­коль­ких ми­нутах от мо­его у­ют­но­го до­ма, и за­мети­ла пе­ред со­бой хо­рошо оде­тую жен­щи­ну, ро­ющу­юся в му­сор­ном ба­ке. Это бы­ла суб­бо­та. Лю­дей бы­ло не то что­бы нем­но­го, их не бы­ло вов­се. За ис­клю­чени­ем ме­ня и той жен­щи­ны, ко­неч­но же. Я уви­дела её не сра­зу, так как ту­ман, ко­торый в этот день на­поми­нал плот­ную ды­мовую за­весу, скры­вал нез­на­ком­ку от пос­то­рон­них глаз. Приз­нать­ся чес­тно, по­нача­лу в го­лове воз­никла мысль прой­ти ми­мо, не ог­ля­дыва­ясь на неё. Но лю­бопытс­тво взя­ло верх. О чём го­раз­до поз­же я ус­пе­ла по­жалеть. И сто­ит ска­зать, не раз.
      Пер­вое, что ме­ня сму­тило – внеш­ний вид жен­щи­ны. Мне всег­да ка­залось, что лю­дям с хо­рошим за­работ­ком не при­ходит­ся ла­зить в му­сор­ных ба­ках. А су­дя по одеж­де этой осо­бы – день­ги у неё во­дились. Са­ма я пред­по­читаю не све­тить из­вес­тны­ми лей­бла­ми, хоть и за­раба­тываю неп­ло­хо. А ей бы сле­дова­ло одеть­ся пос­кром­нее, что­бы ос­тать­ся не­заме­чен­ной за столь пи­кан­тным за­няти­ем. Но это су­губо моё мне­ние. С детс­тва ме­ня учи­ли не су­дить о лю­дях, не уз­нав их ис­тинных мо­тивов. В кон­це кон­цов, она мог­ла по­терять что-то цен­ное и важ­ное, а ско­рее, до­рогое, и, воз­можно, нуж­да­лась в по­мощи. И я ре­шила ока­зать ей её.
- Из­ви­ните, - я ти­хо от­кашля­лась, прив­ле­кая вни­мание. На ме­ня ни­как не от­ре­аги­рова­ли, по­это­му приш­лось при­думать что-то по­луч­ше. - Эм, Вам по­мочь?! – я нем­но­го по­выси­ла го­лос. И хоть моя про­фес­сия пред­по­лага­ет, ку­да боль­ший уро­вень кре­атив­ности, это всё, на что я бы­ла спо­соб­но в тот мо­мент. И сно­ва ноль эмо­ций. Я уже бы­ло по­дума­ла о том, что­бы уй­ти по-ан­глий­ски, но нез­на­ком­ка вос­клик­ну­ла, то ли от ужа­са, то ли от ра­дос­ти. – Жен­щи­на, всё в по­ряд­ке?
- Это ка­тас­тро­фа, ка­тас­тро­фа! – скла­дывая ру­ки в за­мок и охая, при­гова­рива­ла осо­ба, мель­те­ша вок­руг нес­час­тно­го му­сор­но­го ба­ка.
- Вам по­мочь? – в ко­торый раз спро­сила я.
- Что? – она оза­дачен­но пос­мотре­ла на ме­ня, хло­пая сво­ими нак­ладны­ми рес­ни­цами. И по­ка нез­на­ком­ка пы­талась по­нять, что про­ис­хо­дит, мне уда­лось рас­смот­реть её поб­ли­же. Нас­чёт воз­раста дан­ной осо­бы я нем­но­го по­горя­чилась. Ве­ро­ят­нее все­го, ей бы­ло не 40-50 лет, как мне из­на­чаль­но по­каза­лось, а лет 50-60. Нес­мотря на воз­раст, она бы­ла ухо­жен­ной, с мод­ной при­чес­кой и слег­ка вы­чур­ным ма­ки­яжем. Оде­та жен­щи­на бы­ла в длин­ные брю­ки чер­но­го цве­та, се­рый пид­жак с ог­ромной брошью в ви­де цвет­ка, с мно­жес­твом мел­ких дра­гоцен­ных кам­ней и си­нюю блуз­ку, а так­же в ло­доч­ках чер­но­го цве­та на не­боль­шом каб­лу­ке. И имен­но в та­ком об­ра­зе ры­лась в му­сор­ном ба­ке. А это не мог­ло не нас­то­ражи­вать.
- С Ва­ми всё в по­ряд­ке? – я на­чина­ла ощу­щать се­бя по­пуга­ем, сло­вар­ный за­пас ко­торо­го яв­но ог­ра­ничен нес­коль­ки­ми де­жур­ны­ми фра­зами.
- Нет, - она бук­валь­но по­вис­ла на мне и на­чала ти­хо пов­то­рять. - Нет, нет, нет. Не хва­тало ещё слез. Ус­по­ка­ивать лю­дей – яв­но не мой ко­нёк. Но она не ста­ла ус­тра­ивать ис­те­рику, за что я бы­ла ей чрез­вы­чай­но бла­годар­на. – Мне нуж­на Ва­ша по­мощь. Мне Вас пос­лал Все­выш­ний.
- Ну, это уж вряд ли, - ско­рее, моё лю­бопытс­тво, вот толь­ко знать ей об этом не обя­затель­но. – Я сде­лаю всё, что в мо­их си­лах, - ска­зала я лю­бимую фра­зу мо­его ге­роя. – Для на­чала да­вай­те при­сядем, и Вы мне всё рас­ска­жете как мож­но под­робнее.
Она кив­ну­ла го­ловой и, хва­ла не­бесам, пе­рес­та­ла цеп­лять­ся за ме­ня, как за спа­сатель­ный круг. Нап­ра­вилась нет­верды­ми ша­гами в сто­рону бли­жай­шей ла­воч­ки. Преж­де чем сесть, нез­на­ком­ка про­тер­ла ла­воч­ку влаж­ной сал­феткой. Я же лишь про­вери­ла её на су­хость.
- Ме­ня зо­вут Изоль­да, Изоль­да Таль­ни­кова. Я - вдо­ва, - неп­ло­хое на­чало. А имеч­ко-то ка­кое выб­ра­ли ро­дите­ли. С фан­та­зи­ей лю­ди бы­ли, ни­чего не ска­жешь. Я уже бы­ло ма­шиналь­но по­тяну­лась за блок­но­том, но тут же одер­ну­ла се­бя. Ей нуж­на по­мощь. – Мо­его му­жа зва­ли Ро­ди­он Таль­ни­ков, - она на­чала нер­вно те­ребить в ру­ках край блуз­ки. Бу­дет за­бав­но, ес­ли её по­кой­ный му­женек ока­жет­ся кри­миналь­ным бос­сом. Нуж­но за­вязы­вать со сво­ей ра­ботой. – Он ра­ботал за­мес­ти­телем ди­рек­то­ра в фир­ме «Гро­мов-Ели­заров». Мы про­жили с ним в бра­ке трид­цать че­тыре го­да. И хо­тя мы оба не мог­ли иметь де­тей, это бы­ли счас­тли­вей­шие го­ды мо­ей жиз­ни, - она дос­та­ла из ма­люсень­кой су­моч­ки, ко­торую я не сра­зу за­мети­ла, пла­точек и вы­тер­ла под­сту­пив­шие сле­зы. - Нес­коль­ко ме­сяцев на­зад он стал по­лучать ано­ним­ные пись­ма с уг­ро­зами. Мой муж скеп­ти­чес­ки от­несся к это­му. Го­ворил, что это кто-то так шу­тит, - она грус­тно улыб­ну­лась. – Ро­ди­он не хо­тел бес­по­ко­ить ме­ня. Но пись­ма ста­ли при­ходить уже каж­дую не­делю, - Изоль­да за­мол­ча­ла, пы­та­ясь не зап­ла­кать.
- Ка­кое со­дер­жа­ние но­сили эти ано­ним­ные пись­ма? – пов­то­рюсь, ус­по­ка­ивать я не умею, по­это­му не наш­ла ни­чего луч­ше, чем зас­та­вить её пе­рек­лю­чить­ся со сво­их тре­вож­ных мыс­лей.
- Со­дер­жа­ние, - Изоль­да Таль­ни­кова рас­тя­нула это сло­во. На нес­коль­ко се­кунд она за­дума­лась, преж­де чем от­ве­тить, и тог­да это ме­ня вов­се не нас­то­рожи­ло, а зря. – Там го­вори­лось что-то о боль­шой ви­не Ро­ди, за ко­торую ему при­дёт­ся зап­ла­тить столь же боль­шую це­ну.
- Сколь­ко па­фоса, - не удер­жа­лась я от ед­ко­го за­меча­ния. По­хоже на стро­ку из де­шево­го буль­вар­но­го чти­ва. И толь­ко поз­днее я по­няла, что вся си­ту­ация на­поми­нала мне сю­жет та­кого ро­да. – Прос­ти­те, - уло­вив на се­бе уко­риз­ненный взгляд вдо­вы, я по­ежи­лась. – Мне очень жаль.
- Мне то­же, - она быс­тро про­мок­ну­ла гла­за плат­ком и вста­ла с ла­воч­ки. Я сде­лала то­же са­мое. – Это не луч­шее мес­то для раз­го­вора столь кон­фи­ден­ци­аль­но­го, - «гос­по­жа» Таль­ни­кова ос­мотре­лась по сто­ронам, слов­но за на­ми мог­ли сле­дить. – Да­вай­те про­дол­жим наш раз­го­вор в мо­ём до­ме. Там бе­зопас­но, - она уже нап­ра­вилась в сто­рону вы­хода из пар­ка. Я нем­но­го за­меш­ка­лась, ибо пе­реме­на нас­тро­ения этой да­моч­ки ме­ня пу­гала, но чутьё пи­сате­ля под­ска­зыва­ло мне, что мог бы по­лучить­ся неп­ло­хой сю­жет для кни­ги. Не сто­ит ме­ня осуж­дать. Я вов­се не на­жива­юсь на го­ре че­лове­ка. Прос­то по­верь­те мне на сло­во, что пи­сать без вдох­но­вения, а со­от­ветс­твен­но, без ка­ких-ли­бо идей – ужас­но. А ведь не пи­сать не­воз­можно, ког­да ты по ру­кам и но­гам свя­зана обя­затель­ства­ми с из­да­телем. При­ходит­ся и не та­кие оп­ро­мет­чи­вые пос­тупки со­вер­шать.
      Итак, мы дви­нулись к вы­ходу. Изоль­да очень спе­шила уй­ти из пар­ка. Она бы­ла по­хожа на прес­тупни­ка, по­кида­юще­го мес­то прес­тупле­ния. На­до ска­зать, по­ка я бе­жала за ней вслед, то нем­но­го за­пыха­лась. Для да­мы её воз­раста она бы­ла в хо­рошей фи­зичес­кой фор­ме. Да­же слиш­ком хо­рошей, как ока­залось нам­но­го поз­днее. На вы­ходе моя но­вая зна­комая пой­ма­ла так­си. И мы от­пра­вились за­город, в не­боль­шой дом че­ты Таль­ни­ковых. Вся по­ез­дка за­няла по вре­мени не боль­ше ча­са. За это вре­мя Изоль­да не про­из­несла ни сло­ва, лишь за­дум­чи­во смот­ре­ла в ок­но ав­то­моби­ля, раз­мышляя о чём-то важ­ном для неё. В мо­ей же го­лове кру­тилось мно­жес­тво не са­мых оп­ти­мис­ти­чес­ких мыс­лей. Зна­ете, ког­да вы пи­шите де­тек­тивные рас­ска­зы, то во­лей-не­волей ви­дите вок­руг се­бя в обыч­ных лю­дях опас­ность. Вот и мне ста­ло не по се­бе от это­го мол­ча­ния. Да и вся си­ту­ация ка­залась аб­сур­дной до­нель­зя. Я уже по­думы­вала под ка­ким-ни­будь пред­ло­гом вы­лез­ти из ав­то­моби­ля и уд­рать ку­да по­даль­ше, но во­дитель из­вестил нас о при­бытии.
      Гос­по­жа Таль­ни­кова щед­ро рас­пла­тилась с во­дите­лем и жес­том приг­ла­сила ме­ня в дом, ко­торый ни­чем не от­ли­чал­ся от со­сед­них до­мов. Не­боль­шое зда­ние, пок­ра­шен­ное в тём­но-си­ний цвет. Вок­руг до­ма прос­ти­ралась тро­пин­ка, ус­тлан­ная кам­ня­ми, по её кра­ям рос­ли все­воз­можные цве­ты. Са­мые кра­сивые, ве­ро­ят­но, гор­дость хо­зяй­ки до­ма, бы­ли удос­то­ены клумб. Всё бы­ло ми­ло и ухо­жен­но, как и по­доба­ет для по­жилой че­ты ува­жа­емых и за­коно­пос­лушных граж­дан. Внут­ри дом был та­ким же у­ют­ным, как и сна­ружи. Он сос­то­ял из не­боль­шой гос­ти­ной, кух­ни, спаль­ни и ма­лень­кой ве­ран­ды. Но пе­рей­дя че­рез по­рог, я ощу­тила, как по мо­ей спи­не про­бежал хо­лодок. Та­кой мер­зкий хо­лодок, из­ве­ща­ющий об опас­ности.
- При­сажи­вай­тесь, я по­ка пос­тавлю чай­ник, - как и по­лага­ет гос­тепри­им­ной хо­зяй­ки, про­из­несла Изоль­да, ука­зывая на од­но из кре­сел. И всё-та­ки бы­ло кое-что нез­на­читель­ное, что вы­дава­ло в хо­зя­евах это­го до­ма да­леко не бед­ных лю­дей. Нет, это был не до­рогу­щий те­леви­зор во всю сте­ну. А кар­ти­ны, ко­торые ук­ра­шали сте­ну над те­леви­зором и ди­ваном. Их бы­ло по­ряд­ком шесть-семь штук. Для че­лове­ка не све­дуще­го в ис­кусс­тве, они пред­став­ля­ли со­бой лишь часть де­кора ком­на­ты. Но мой брат ис­кусс­тво­вед, а по­сему мне хо­рошо из­вес­тны по­нятия о под­линнос­ти кар­тин, их ав­то­рах и вре­мени на­писа­ния, и, ко­неч­но же, я знаю об их ис­тинной сто­имос­ти. И ес­ли в уме при­кинуть об­щую сто­имость, то она пре­выша­ет не толь­ко сто­имость до­ма, но и всех ве­щей, на­ходя­щих­ся в нём. Не­малень­кая сум­ма, од­на­ко. Я не люб­лю счи­тать чу­жие день­ги, но эти кар­ти­ны бро­сились мне в гла­за сра­зу же. Воз­можно, Таль­ни­кова уби­ли из-за этих ше­дев­ров. Так мне по­каза­лось сна­чала.
- Чай­ник ско­ро вски­пит, а по­ка, - Изоль­да при­села нап­ро­тив ме­ня в крес­ло, - да­вай­те поз­на­комим­ся, как по­лага­ет­ся. Я не ус­пе­ла уз­нать Ва­шего име­ни.
- Ме­ня зо­вут Хрис­ти­на Вос­кре­сен­ская.
- Как ин­те­рес­но. Очень при­ят­но, Хрис­ти­на. Я ведь мо­гу на­зывать Вас по име­ни? Ду­маю, для та­кого от­кро­вен­но­го раз­го­вора не тре­бу­ют­ся рам­ки ус­ловнос­ти, - вот имен­но сей­час я серь­ез­но нас­то­рожи­лась. Ма­ло ли что мо­жет прий­ти в го­лову по­жилой да­ме, ко­торая яв­но не в ла­дах с со­бой. Но воз­ра­жать я не ста­ла, а лишь ле­гонь­ко кив­ну­ла го­ловой.       – Как я уже го­вори­ла в пар­ке, мой муж, про­шу про­щения, мой по­кой­ный муж, - на пред­послед­нем сло­ве она сде­лала ак­цент, - по­лучал ано­ним­ные пись­ма, но­сив­шие весь­ма нед­ру­желюб­ный ха­рак­тер,- вот уж не ду­маю, что кто-то по­сыла­ет ано­ним­ные пись­ма с целью по­желать уда­чи или креп­ко­го здо­ровья. Вздор ка­кой-то. – Ро­ди­он пря­тал их от ме­ня в сво­ём га­раже, что на­ходит­ся по­зади до­ма. Он был слав­ный, тру­долю­бивый и вни­матель­ный, но сов­сем не умел врать, - «слав­ный», слов­но речь шла о до­маш­нем пи­том­це. - Сов­сем, - пов­то­рила она. Мне по­каза­лось, что она про­из­несла это с со­жале­ни­ем. – Это ме­шало ему по жиз­ни. Я нем­но­го рас­ска­жу о сво­ём Ро­де, это по­может на­рисо­вать кар­ти­ну про­изо­шед­ше­го в це­лом. Он ра­ботал в фир­ме мо­его стар­ше­го бра­та Эрас­та Ели­заро­ва. И толь­ко столь тес­ное зна­комс­тво с ру­ководс­твом поз­во­лило ему за­нимать вы­сокую дол­жность. Ро­ди­он не толь­ко не умел врать, но и не смог бы под­си­деть ко­го-то, об­ма­нуть или ос­корбить. Он был доб­рой ду­ши че­ловек. Не мо­гу ска­зать, что­бы мой муж от­ли­чал­ся боль­шим умом. Но он с лёг­костью на­ходил об­щий язык с лю­бым че­лове­ком, лег­ко вхо­дил в до­верие. И из-за это­го мой брат осо­бо це­нил его. В биз­не­се важ­но иметь хо­рошие от­но­шения со сво­ими пар­тне­рами, а тем бо­лее со спон­со­рами. Этим-то Ро­дя и за­нимал­ся – на­лажи­вал кон­такты. Я ни­ког­да не ра­бота­ла. Брат лю­бил ме­ня, ведь я бы­ла млад­шей в семье, и по­это­му на зар­пла­ту для мо­его му­жа не ску­пил­ся. Эраст умер па­ру лет на­зад, но его луч­ший друг и по сов­мести­тель­ству пар­тнер Вя­чес­лав Гро­мов не уво­лил Ро­ди­она, хо­тя тот уже силь­но бо­лел, - она за­мол­ча­ла, а по­том с лю­бовью про­из­несла, - Ду­маю, Вы за­мети­ли кар­ти­ны – гор­дость му­жа, - по­том её взгляд стал серь­ёз­ным. – Хрис­ти­на, я выб­ра­ла Вас не слу­чай­но. Мне нуж­на по­мощь.
- Ко­неч­но, - я смут­но по­нима­ла, в чём же дол­жна зак­лю­чать­ся моя по­мощь. Но раз уж я ввя­залась во всё это, нуж­но бы­ло ид­ти до кон­ца. Ка­ким бы ужас­ным он не ока­зал­ся.
- О, чай­ник вски­пел. Вам ка­кой чай – чёр­ный или зе­леный?

- Чёр­ный, - Изоль­да Таль­ни­кова нап­ра­вилась на кух­ню. Она яв­но от­тя­гива­ла свой рас­сказ. Оп­ре­делен­но бы­ло то, че­го ей сов­сем не хо­телось го­ворить мне. Но сде­лать это приш­лось.
- Итак, на чём я там ос­та­нови­лась? – она при­нес­ла нам две чаш­ки чая и ва­зоч­ку с кон­фе­тами.
- Вам нуж­на по­мощь, - под­ска­зала я, раз­во­рачи­ваю од­ну из кон­фет. Ко­неч­но, не бе­зопас­но есть в до­ме нез­на­комо­го че­лове­ка, ко­торый к то­му же вот-вот рас­кро­ет те­бе свою са­мую боль­шую тай­ну. Но я ведь да­же не зав­тра­кала се­год­ня. А слад­кое по­выша­ет ра­боту моз­га, ко­торый и так с тру­дом пе­рева­ривал всё про­ис­хо­дящее.
-       Да, - гос­по­жа Таль­ни­кова глу­боко вздох­ну­ла. Я наб­лю­дала, как её грудь вы­соко под­ня­лась и мед­ленно опус­ти­лась. Скла­дыва­лось ощу­щение, что с этим вздо­хом она воб­ра­ла в се­бе ос­тавши­еся си­лы. – Я по­обе­щала се­бе, что рас­ска­жу всю прав­ду пер­во­му че­лове­ку, ко­торый пред­ло­жит мне по­мощь. Это са­мый прос­той спо­соб зас­та­вить се­бя из­ба­вит­ся от гру­за. Я, как Вы уже ус­пе­ли до­гадать­ся, ни­чего не ис­ка­ла в том му­сор­ном ба­ке, прос­то нуж­но же бы­ло как-то прив­лечь вни­мание. Ми­мо ме­ня до Вас, Хрис­ти­на, прош­ло па­ру че­ловек. Но они ни­как не от­ре­аги­рова­ли на ме­ня. А Вы ока­зались от­зывчи­вым че­лове­ком. В на­ше вре­мя это та­кая ред­кость, - Изоль­да ми­ло улыб­ну­лась мне. Да, как бы не поп­ла­тить­ся жизнью за свою от­зывчи­вость ти­ре лю­бопытс­тво. –       Ох, прос­ти­те ме­ня за мой сум­бурный рас­сказ. Мне… мне труд­но го­ворить об этом, но и мол­чать я боль­ше не мо­гу.
Вер­немся к ано­ним­ным пись­мам. Ро­ди­он не­уме­ло пря­тал их от ме­ня в га­раже, де­лая вид, что ни­чего не про­ис­хо­дит. Мой муж преж­де ни­чего и ни­ког­да не скры­вал от ме­ня. Ни­ког­да, Хрис­ти­на. Он рас­ска­зывал да­же о са­мых нез­на­читель­ных сво­их прос­тупках, вро­де пар­ковки в не­поло­жен­ном мес­те. На­де­юсь, Вы по­нима­ете, по­чему я вдруг обес­по­ко­илась его по­веде­ни­ем. Прек­расно по­нимая, что ра­зуз­нать всю прав­ду о про­ис­хо­дящем от не­го мне не удас­тся, я дож­да­лась, ког­да муж у­едет в ко­ман­ди­ров­ку. Гро­мов от­пра­вил его на ка­кое-то со­веща­ние по по­воду но­вой про­дук­ции в дру­гой го­род. Вре­мени у ме­ня бы­ло пре­дос­та­точ­но, как мне тог­да ка­залось. Це­лых два дня. Но преж­де чем про­дол­жить рас­сказ от­но­ситель­но этих зло­получ­ных пи­сем, сто­ит упо­мянуть ещё об од­ном об­сто­ятель­стве. Де­ло в том, что Ро­ди­он на­чал от­да­лять­ся от ме­ня. Это дли­лось уже лет во­семь. И чем даль­ше, тем ху­же. Сна­чала я всё спи­сыва­ла на бо­лезнь. У не­го бы­ли проб­ле­мы с лёг­ки­ми. Не пом­ню, ка­кой ди­аг­ноз пос­та­вил врач, это бы­ло что-то длин­ное и пу­га­ющее. В лёг­ких Ро­ди наш­ли ка­кую-то слизь, ко­торая ме­шала ему нор­маль­но ды­шать. Он пос­то­ян­но каш­лял. Иног­да ка­шель длил­ся ми­нут де­сять, а то и боль­ше. Он был ужас­ным. Та­ким гром­ким, ду­шераз­ди­ра­ющим. Слов­но внут­ри не­го жи­ла ка­кая-то мер­зость, сквер­на, от ко­торой он ни­как не мог из­ба­вить­ся. Как ока­залось, так оно и бы­ло. В пос­леднее вре­мя ему ста­нови­лось всё ху­же. И вмес­те с каш­лем вы­ходи­ла кровь и слизь. Но не бу­дем вда­вать­ся в под­робнос­ти. Ро­ди­он всё ча­ще и ча­ще на­чал спать на ди­ване, ар­гу­мен­ти­руя это тем, что его ка­шель не да­ёт мне спо­кой­но спать. Но я чувс­тво­вала, что де­ло не толь­ко в этом. Пос­ледние нес­коль­ко но­чей пе­ред сво­ей смертью муж бре­дил. Он раз­го­вари­вал во сне. Иног­да кри­чал. Про­сил ос­та­вить его в по­кое. Я вска­кива­ла в ужа­се и бро­салась бу­дить его. Ут­ром же он ста­рал­ся из­бе­гать раз­го­воров об этом. Пос­пешно зав­тра­кал, це­ловал ме­ня в ще­ку и спе­шил на ра­боту, - Изоль­да от­верну­лась от ме­ня. Го­това пок­лясть­ся, что она пла­кала. Ми­нуту спус­тя жен­щи­на по­вер­ну­лась ко мне. Я ста­ралась из­бе­гать её взгля­да. В нём бы­ло на­писа­но то, что гос­по­жа Таль­ни­кова так дол­го дер­жа­ла внут­ри.
- Сны на­чались пос­ле этих пи­сем, вер­но? – уточ­ни­ла я, не в сос­то­янии боль­ше слу­шать ти­шину.
      - Да, - Изоль­да пе­чаль­но улыб­ну­лась. – Са­мое страш­ное то, что я уз­на­ла прав­ду го­раз­до рань­ше его приз­на­ния. Быть мо­жет, всё бы сло­жилось тог­да по дру­гому, - мне ста­ло не по се­бе. Чем даль­ше, тем боль­ше си­ту­ация на­поми­нала сю­жет де­тек­ти­вов, ко­торые я са­ма же и пи­шу. Вот-вот дол­жно бы­ло проз­ву­чать приз­на­ние, спо­соб­ное из­ме­нить не толь­ко жизнь этой жен­щи­ны, но и мою. Од­на­ко она не то­ропи­лась рас­кры­вать кар­ты. И я бы­ла бла­годар­на ей за это. – Мо­жет, ещё чаю? - за­метив опус­тевшую чаш­ку, пред­ло­жила гос­по­жа Таль­ни­кова. О ка­ком чае мог­ла ид­ти речь! Мне хо­телось толь­ко встать и уй­ти из это­го до­ма, за­быв всё слу­чив­ши­еся как страш­ный сон. Те­перь я от­четли­во по­няла, что всё про­ис­хо­дит на­яву и со мной. Я не хо­тела знать её тай­ну. Не хо­тела. Не мог­ла. Но Изоль­да уже всё ре­шила. А у ме­ня прос­то не бы­ло дру­гого вы­хода. Нуж­но бы­ло взять се­бя в ру­ки. На её пред­ло­жение я от­ри­цатель­но по­кача­ла го­ловой. – Хрис­ти­на, про­шу Вас по­нять и не су­дить ме­ня. Я са­ма дос­та­точ­но из­му­чила се­бя. То, что Ро­ди­он стал от­да­лять­ся, пу­гало и огор­ча­ло ме­ня. Кро­ме не­го ведь ни­кого не ос­та­лось. Брать умер, сес­тра то­же. Ро­дите­ли по­гиб­ли не­задол­го до мо­ей свадь­бы. Я ос­та­лась од­на. И это уби­вало ме­ня. Тер­за­ло. Му­чило. Мо­ей опо­рой и под­дер­жкой был Ро­ди­он, а те­перь и он стал из­бе­гать ме­ня. И я хо­тела знать по­чему. Я име­ла пол­ное пра­во знать прав­ду, да? – она вни­матель­но пос­мотре­ла на ме­ня. Но я не смог­ла да­же кив­нуть го­ловой в от­вет. В её взгля­де бы­ло что-то та­кое, от­че­го я бо­ялась да­же по­шелох­нуть­ся. Да­же вздох­нуть лиш­ний раз.       – Мой муж был пло­хим об­манщи­ком. К то­му же, пря­тать ве­щи хо­рошо он не мог. По­это­му ни­ког­да у не­го не бы­ло за­начек. Он поп­росту не умел их пря­тать от ме­ня. В на­чале на­шей се­мей­ной жиз­ни про­бовал, сто­ит ска­зать, но па­ру раз по­тер­пев не­уда­чу, ре­шил прек­ра­тить. Да, и за­чем бы­ло что-то пря­тать от ме­ня? Я ещё с детс­тва мог­ла най­ти да­же са­мые хо­рошо спря­тан­ные ве­щи. А тут и ис­кать не приш­лось. Идя за ано­ним­ны­ми пись­ма­ми, я наш­ла кое-что ещё. В не­боль­шую ко­роб­ку из-под обу­ви Ро­ди­он спря­тал свою глав­ную, са­мую ужас­ную тай­ну. Я до сих пор прок­ли­наю се­бя за то, что от­кры­ла её. Не имею при­выч­ку рыть­ся в чу­жих ве­щах. Но тог­да буд­то чья-то ру­ка под­тол­кну­ла ме­ня к этой ко­роб­ке. Гля­дя на неё, всё внут­ри сжа­лось в ту­гой ко­мок. Пом­ню, что да­же ла­дони вспо­тели. А ведь я да­же ещё не зна­ла, что же там. Но ин­ту­иция ме­ня ни­ког­да не под­во­дила. И этот раз не был ис­клю­чени­ем. А жаль, - она нер­вно те­реби­ла ру­кав блуз­ки.
- Что там бы­ло? - по­дума­ла я. Как мне по­каза­лось, по­дума­ла. И лишь че­рез нес­коль­ко се­кунд осоз­на­ла, что про­из­несла это вслух. Вот ведь дер­ну­ло. Воз­можно, не за­дай я этот воп­рос, Изоль­да не про­дол­жи­ла бы. Она бы­ла го­това по­кон­чить с этим. Од­на­ко дер­жать язык за зу­бами то­же не моя силь­ная сто­рона.
      - В ней ле­жало сви­детель­ство его са­мой страш­ной ви­ны, за ко­торую он зап­ла­тил вы­сокую це­ну. Там бы­ла ок­ро­вав­ленные жен­ские чул­ки. Зна­ете, та­кие узор­ча­тые, из хо­роше­го ма­тери­ала. Дос­та­точ­но до­рогие, - она стран­но улыб­ну­лась. - Как я вы­яс­ни­ла поз­днее, они при­над­ле­жали уби­той де­сять лет на­зад Мар­га­рите Ал­ма­зовой. Вы на­вер­ня­ка слы­шали об этом ужас­ном убий­стве. Те­ло бед­ной жен­щи­ны так и не наш­ли. Убий­ца ос­та­вил все ве­щи на мес­те прес­тупле­ния, как знак её ги­бели. Эта­кий жест ве­лико­душия к родс­твен­ни­кам с его сто­роны, - рот жен­щи­ны ис­кри­вила ух­мылка. – Вот толь­ко не бы­ло чу­лок. Прав­да, в га­зетах не ста­ли пи­сать о та­кой ме­лочи. Да и за­чем? Ко­му де­ло до ка­ких-то чу­лок? Но это бы­ла важ­но, очень важ­но. Для ме­ня. Это был мой по­дарок Ри­те на вось­мое мар­та. Она так хо­тела их. Так ра­дова­лась, как толь­ко рас­кры­ла упа­ков­ку. Моя ми­лая Ри­та но­сила этот по­дарок чуть ли не каж­дый день. Вот и тот зло­получ­ный день не стал ис­клю­чени­ем,- за вре­мя сво­его рас­ска­за жен­щи­на осу­нулась, прев­ра­тив­шись из хо­рошо сох­ра­нив­шей­ся да­мы в го­рем уби­тую ста­руху. Гла­за поб­лекли. Го­лос ох­рип. Я так хо­тела, что­бы это ока­залось все­го лишь страш­ным сном. – Сто­ило мне уви­деть со­дер­жи­мое ко­роб­ки, как но­ги под­ко­сились, и я бук­валь­но рух­ну­ла на пол. Не знаю, сколь­ко про­сиде­ла в пол­ном оце­пене­нии. Я не мог­ла, не хо­тела по­верить в это. Я бы­ла го­това уме­реть на этом са­мом мес­те. Тог­да не приш­лось бы ни­чего ре­шать. Не приш­лось пе­режи­вать всю эту боль. При­дя в се­бя, я по­ложи­ла всё на мес­то. Приш­лось вспо­минать, как имен­но всё ле­жало. Мне пот­ре­бова­лось не­мало уси­лий, что­бы зас­та­вить ру­ки не тряс­тись. Вер­нувшись до­мой, я по­чувс­тво­вала, что моё до­маш­нее платье мок­рое. Слё­зы тек­ли из глаз, не пе­рес­та­вая. Муж дол­жен был при­ехать на сле­ду­ющее ут­ро. Я зак­ры­лась в ван­ной и да­ла во­лю сле­зам. Проп­ла­кав нес­коль­ко ча­сов под­ряд, я при­няла для се­бя са­мое слож­ное ре­шение в сво­ей жиз­ни. Ни­ког­да мне не бы­ло так страш­но и боль­но. Ни­ког­да преж­де я не бы­ла так близ­ка к убий­ству че­лове­ка. Но сле­зы за­кон­чи­лись, и ме­ня нем­но­го от­пусти­ла эта ужас­ная мысль об убий­стве. Я при­няла душ и лег­ла спать. Не ста­ну опи­сывать всё то, о чём ду­мала в тот мо­мент. Это со­вер­шенно лиш­нее сей­час. Мне и так не прос­то ожив­лять за­ново те вос­по­мина­ния, - она сно­ва за­мол­ча­ла, пы­та­ясь по­давить ко­мок, зас­тряв­ший в гор­ле. –       Та жен­щи­на, уби­тая Ро­ди­оном, бы­ла мо­ей сес­трой. Бли­же Ри­ты у ме­ня не бы­ло ни­кого на све­те. Ни­кого. Связь, ко­торая бы­ла меж­ду на­ми, прер­ва­лась с ёё смертью. Она бы­ла частью ме­ня. Мы бы­ли близ­не­цами. Не дай Бог Вам ис­пы­тать в сво­ей жиз­ни неч­то по­доб­ное. Я ду­мала, что убий­ство сес­тры, её смерть, са­мое худ­шее, что толь­ко мог­ло со мной про­изой­ти. Но как же я оши­балась! Ещё бу­дучи сов­сем ма­лень­ки­ми, мы да­ли друг дру­гу клят­ву не рас­ста­вать­ся ни­ког­да. Мы кля­лись на кро­ви. Глу­пая дет­ская клят­ва по­роди­ла в мо­ей ду­ше же­лание мес­ти за смерть сес­тры. Пос­ле из­вестия об её убий­стве я да­ла свою собс­твен­ную клят­ву – най­ти и зас­та­вить убий­цу стра­дать так­же, как я. Прош­ло вре­мя, боль на­чала ути­хать. Ро­ди­он очень под­держи­вал ме­ня. Он стал мне ещё бли­же, чем преж­де. О клят­ве бы­ло за­быто. Те­перь Вы по­нима­ете, ка­кого мне бы­ло? Я лю­била му­жа, Хрис­ти­на, - слё­зы тек­ли тон­ки­ми струй­ка­ми из глаз бед­ной жен­щи­ны. – Очень лю­била. Но я зна­ла, что не смо­гу ос­та­вить всё вот так. Как есть. Я про­бова­ла, чес­тно. Ког­да Ро­ди­он при­ехал из ко­ман­ди­ров­ки, я уже смог­ла взять се­бя в ру­ки. Внеш­не я выг­ля­дела так же, как и до его отъ­ез­да. По край­ней ме­ре, я прик­ла­дыва­ла для это­го все уси­лия. Каж­дый день я твер­ди­ла се­бе, что мне по­каза­лось. Что всё это жут­кий сон. Но го­лос внут­ри твер­дил об­ратное. Тог­да я ре­шила на­писать ано­ним­ное пись­мо. Для се­бя ре­шила, что ес­ли он не ви­новен (а я очень на­де­ялась, что всё бы­ло лишь ужас­ным сов­па­дени­ем), то пись­мо не про­из­ве­дет эф­фекта. Как я уже го­вори­ла, муж не умел врать. Рань­ше я так ду­мала. Но пос­ле пер­во­го пись­ма, он со­вер­шил пос­ту­пок, раз и нав­сегда из­ме­нив­ше­го на­шу даль­ней­шую жизнь. Ночью, ког­да я прет­во­рялась, буд­то сплю, Ро­ди­он по­шёл в га­раж и нап­ро­тив окон на­шей спаль­ни за­капал ко­роб­ку с ули­ками. Де­лал он всё так не­уме­ло. До сих пор не по­нимаю, как ему уда­валось скры­вать всё так дол­го. Ве­ро­ят­но, я слиш­ком лю­била его. И не хо­тела за­мечать ни­чего, ука­зыва­юще­го на его при­час­тность к убий­ству мо­ей ми­лой Ри­ты. И да­же тог­да я бо­ролась с со­бой. Я пы­талась дать ему шанс ис­пра­вить всё са­мому. Я лю­била его. Лю­била. Мы про­жили вмес­те трид­цать че­тыре го­да! У нас не бы­ло де­тей. Мы бы­ли од­ни друг у дру­га. Но это и поз­во­лило мне ре­шить­ся на убий­ство. Во вто­ром пись­ме я по­сове­това­ла об­ра­тить­ся ему в по­лицию, ука­зав, что имею све­дения об ули­ках. Но он не сде­лал это­го. Ему нуж­но бы­ло лишь по­ка­ять­ся, и, кля­нусь, я бы смог­ла прос­тить. Я уже убе­дила се­бя в этом. Ро­ди­он про­дол­жал рыть се­бе яму. Ни кап­ли со­жале­ния я не уви­дела в его гла­зах. Он не ос­та­вил мне вы­бора, Хрис­ти­на. Сес­тра ни­ког­да не пре­дава­ла ме­ня. А он пре­дал. Он убил часть ме­ня. И про­дол­жал жить с этим. Воз­можно, при­чиной его бо­лез­ни бы­ло со­вер­шенное им зло. Ведь Бог всё ви­дит. Но мне бы­ло ма­ло та­кого на­каза­ния. Я хо­тела из­ба­вить­ся от все­го это­го как мож­но быс­трее. Сил тер­петь боль­ше не бы­ло. Это был ве­чер 22 фев­ра­ля. Мы ужи­нали в шесть ча­сов ве­чера, так бы­ло за­веде­но. Я при­гото­вила лю­бимое ра­гу му­жа. Он обо­жал его, - Изоль­да теп­ло улыб­ну­лась. А у ме­ня му­раш­ки по все­му те­ло про­бежа­ли та­буном. – Го­ворил, что толь­ко у ме­ня оно по­луча­ет­ся та­ким неж­ным. Я хо­тела по­радо­вать его в пос­ледний раз. Я раз­ли­ла ви­но. Крас­ное, по­лус­ладкое. Ро­ди­он пил ред­ко. Но в тот день у не­го был по­вод вы­пить. И у ме­ня то­же. В еду я под­ме­шала яд. Прос­то ино­го спо­соба без­бо­лез­ненно убить его я не зна­ла. Ещё ос­та­валась од­на важ­ная вещь – его приз­на­ние. Я име­ла пра­во знать прав­ду. Я жда­ла это­го. Мы се­ли ужи­нать. Ро­ди­он был в прек­расном нас­тро­ении. Ка­шель поч­ти не му­чил его в тот день. И на ра­боте де­ла шли хо­рошо. Я дер­жа­лась изо всех сил. Но сто­ило ему съ­есть од­ну единс­твен­ную лож­ку его обо­жа­емо­го ра­гу, как он всё по­нял. Мой взгляд вы­дал ме­ня. Все внут­ри слов­но кри­чало о том, что я сде­лала. На его ли­це, на­конец, от­ра­зил­ся жи­вот­ный страх за свою дра­гоцен­ную жизнь. Он пла­кал. Мо­лил о по­мощи. Клял­ся в люб­ви. Я выб­ра­ла яд мед­ленно­го дей­ствия. Так я мог­ла уз­нать всю прав­ду. Я дос­та­ла дик­то­фон, и зас­та­вила его го­ворить. Ро­ди­он ска­зал, что пе­репу­тал ме­ня с Ри­той. В тот день он силь­но на­пил­ся, бы­ли проб­ле­мы на ра­боте. Он ре­шил по­шалить со мной, да­бы рас­сла­бить­ся. Но мни­мая «я», так кста­ти шед­шая ему навс­тре­чу (сес­тра шла от ме­ня к се­бе до­мой), соп­ро­тив­ля­лась. Ро­ди­он ра­зоз­лился и уда­рил Ри­ту в ви­сок ку­лаком. За­тем его ох­ва­тила ярость, и он на­нёс нес­коль­ко уда­ров пе­рочин­ным но­жом, ко­торый но­сил с со­бой. Он клял­ся, что всё бы­ло как в ту­мане. Что он не по­нимал, что тво­рит. Мне бы­ло уже всё рав­но. Я уз­на­ла о дру­гой сто­роне сво­его доб­ро­го Ро­ди, - сле­зы за­сох­ли. А в гла­зах не от­ра­жалось ни­чего. Аб­со­лют­но ни од­ной эмо­ции. Слов­но я го­вори­ла с жи­вым мер­тве­цом. Так оно, к нес­частью, и ока­залось. – Са­мого глав­но­го я не уз­на­ла. И это не да­ёт мне по­коя до сих пор. У Ро­ди­она слу­чил­ся прис­туп. Он зах­лебнул­ся собс­твен­ной кровью и умер. Ви­димо, яд по­дей­ство­вал быс­трее, чем я пред­по­лага­ла. Я про­сиде­ла ми­нут де­сять ря­дом с тру­пом му­жа, до­пивая ви­но. По­том вста­ла, выз­ва­ла ско­рую. Я не пом­ню, что го­вори­ла им. Но мне по­вери­ли. Яд ещё не об­на­ружи­ли, но ско­ро это про­изой­дет, - Изоль­да Таль­ни­кова бро­сила взгляд на ча­сы. Они по­казы­вали два ча­са дня. Я не мог­ла ни­чего ска­зать. По­пыта­лась ущип­нуть се­бя, в на­деж­де, что всё это сон. Сон!

      - Прос­ти, что те­бе приш­лось уз­нать обо всё этом, Хрис­ти­на, - грус­тно улыб­ну­лась жен­щи­на, и, смот­ря сквозь ме­ня, про­шеп­та­ла. - Я чувс­твую, как яд уби­ва­ет ме­ня. Ос­та­лось сов­сем нем­но­го, и я от­прав­люсь к Ри­те и Ро­ди­ону. Мы же бу­дет там все вмес­те? – она с на­деж­дой взгля­нула на ме­ня. Это бы­ло пос­леднее, что ос­та­лось у неё – на­деж­да. И я не име­ла пра­ва ли­шать ее это­го. Толь­ко не я. По­это­му кив­ну­ла в знак сог­ла­сия. – Наш раз­го­вор за­писы­ва­ет­ся на дик­то­фон. Те­бя не смо­гут об­ви­нить в мо­ей смер­ти. Хоть это мне уда­лось про­думать. Ты хо­рошая де­вуш­ка, Хрис­ти­на. Спа­сибо те­бе. Ты прос­то не пред­став­ля­ешь, что сде­лала для ме­ня, - ёё гла­за на­чали зак­ры­вать­ся, а губ кос­ну­лась бла­жен­ная улыб­ка. Вздох­нув в пос­ледний раз, она ти­хо, ед­ва слыш­но про­шеп­та­ла, - Хра­ни те­бя Бог.

      Я не мог­ла по­шеве­лить­ся. Ме­ня слов­но па­рали­зова­ло. Я чувс­тво­вала, как сле­зы те­кут из глаз. Чувс­тво­вало, как сер­дце уча­щён­но на­чало бить­ся. Я смот­ре­ла, как она уми­ра­ет. И ни­чего не мог­ла по­делать. Ни­чего. Я не мог­ла спас­ти ёё от той бо­ли, что она хра­нила внут­ри. Ник­то не мог. На­де­юсь, там она об­ре­тёт по­кой.

       - Граж­данка Вос­кре­сен­ская, - по­лицей­ский тро­нул ру­ку де­вуш­ки. – Всё в по­ряд­ке? Мо­жет, Вам дать во­ды?
- Нет, - Хрис­ти­на трях­ну­ла го­ловой, от­го­няя пло­хие мыс­ли. – Всё в по­ряд­ке. А даль­ше вы всё зна­ете.
- Да, - муж­чи­на кив­нул в знак сог­ла­сия. – Спа­сибо за сот­рудни­чес­тво. И мне очень жаль, что Вам приш­лось быть за­мешан­ной в этом.
- Мне то­же, - она по­ёжи­лась, слов­но от хо­лода. – Вы наш­ли труп Мар­га­риты?
- Да, - по­лицей­ский стран­но по­косил­ся на де­вуш­ку, всё ещё по­доз­ре­вая, что та мо­жет упасть в об­мо­рок. – Она бы­ла за­копа­на за до­мом, в са­ду, где, по рас­ска­зам со­седей, лю­била про­водить вре­мя Изоль­да Таль­ни­кова...
      К сло­ву, Хрис­ти­на Воскресенская боль­ше так и не смог­ла на­писать ни строч­ки. А Вы бы смог­ли?               


Рецензии