Мраморный мастер

   Валерий Сторов никак не мог забыть свою дочь Светлану. Выйдя из тюрьмы, он первым делом отправился на кладбище. За неприметной оградкой виднелось изумительной красоты надгробие. Мраморная девушка смотрела на собственный крест. Скульптор постарался на славу и передал всю прелесть юной покойницы. Безутешный отец положил на могилу цветы и уже хотел уходить, как вдруг что-то привлекло его внимание. Нагнувшись, он увидел своё имя. Валерий не мог поверить собственным глазам. Но ошибки быть не могло – на могильной плите кто-то выбил дату его рождения. Данных о смерти не было.

   Дома Валерий поделился своими тревогами. Жена сначала даже не поверила, что такое возможно.
– Когда я в прошлый раз ходила на кладбище, этого не было. Может, кто-то пошутил неудачно?
– Я бы этому шутнику голову оторвал! Можно сказать, заживо похоронили.
– Не кипятись! Что-нибудь придумаем.

   Но Валерий никак не мог забыть роковую надпись. Обратился к служителям кладбища, но те только пожали плечами.
– Нельзя ли убрать моё имя с могильной плиты?
– Можно. Но это будет стоить…
   Назвали кругленькую сумму. После выхода из тюрьмы таких денег у Валерия не было. Жили на небольшую зарплату жены. «Будете платить?» «Нет, как-нибудь в другой раз».

– На памятник у тебя денег хватило, – упрекнул супругу Валерий.
– Какой ещё памятник?
– У дочери на могиле.
– Насколько я помню, там только крест.
– По-твоему, я похож на сумасшедшего?
– Странный вопрос. Что с тобой, Валера?
– Это я и пытаюсь выяснить.
– Давай вместе сходим на кладбище и посмотрим, в чём дело.

   Выбрали свободный денёк и поехали на могилу дочери.
– Ну, и где памятник? Где твоё имя?
   Валерий ничего не понимал. В землю был вкопан скромный крест, на котором держалась табличка с именем дочери.
– Убедился? Валер, что с тобой творится? После тюрьмы ты сам не свой.
– Так и есть. Но если б ты знала, какой красивый был тот памятник!
– Пойми, он существует только в твоей голове.
– Нет, я видел его собственными глазами.
   Жена тихо вздохнула и отвернулась.

   Однажды, когда Валерий в очередной раз пришёл на могилу дочери, его окликнул какой-то старик бомжеватого вида:
– Хочешь, научу тебя своему ремеслу?
– А кто вы?
– Я скульптор. Если не веришь, пойдём ко мне в мастерскую. Увидишь мои работы.
   Старик жил в маленьком домике прямо на территории кладбища.
– Разве вам тут не страшно одному?
– Я привык. Так гораздо удобнее. Я делаю памятники на заказ.

   В жилище было всего две комнаты, одну из них занимала просторная мастерская. Потрясённый Валерий застыл на месте. Комната оказалась битком набита надгробиями удивительной красоты. Некоторые больше напоминали произведения искусства.
– Ну, даёте, папаша! С таким талантом вам цены нет. Одного не пойму – почему вы не купите себе нормальное жильё?
– Квартиру я оставил сыну и внукам. Им нужнее. А мне и здесь хорошо. Все меня знают, заказов полно. А больше я ни в чём не нуждаюсь. Только уставать стал сильно. Восьмой десяток уж мне – пора на покой. И вот перед смертью решил передать свои секреты кому-нибудь. Вижу, ты хороший человек. Так почему бы не тебе?

   С этого дня Валерий стал учиться искусству камнетёса. Руки у него были искусные, глаз зоркий. Вскоре стал он делать успехи. А через год изваял свой первый памятник. Работа Валерию нравилась, старый учитель – тоже. Звали его Фёдор Матвеевич. Был он мудр и прост одновременно. Под его чутким руководством через несколько лет вырос Валерий в большого мастера. От заказов отбою не было.
– Ну, вот, теперь ты всё умеешь не хуже меня. Есть, кому дело оставить.
   К тому времени жена от Валерия ушла, и он окончательно перебрался в домик Фёдора Матвеевича. Ухаживал за ним и благодарил судьбу.

   Через несколько лет умер старик. Похоронив его, Валерий стал чаще навещать могилу дочери. Его тоска по ней усиливалась день ото дня. Тогда решил он воздвигнуть памятник в её честь. Работал не покладая рук и создал чудо – девушка из белого мрамора вышла как живая. Может, потому, что пока делал, разговаривал с ней, словно с дочерью. Так когда-то Пигмалион оживил свою Галатею, наполнив её теплом собственной души. А ещё изготовил мастер плиту и выбил на ней имена – Светлана и Валерий. И оставил немного места – для даты смерти своей.
 
   Однажды вечером перенёс безутешный отец памятник и установил его на могиле дочери. Сел рядом и задумался. В его ушах звучал детский смех, а в глазах стояли слёзы. Так и нашли мастера на следующее утро. Казалось, будто пожилой человек присел отдохнуть и заснул. Но он был мёртв. Его лицо выражало абсолютный покой.


Рецензии