Г

               

ГАБУН – в японской литературе жанр высокой прозы. К нему относятся ёмикон –
книги для чтения.


ГАВЕНДА  (говенда) –  рассказ, нередко в стихотворной форме, имитирующий
народное повествование. Был популярен у польских романтиков.

«ГАНДЖУР» – собрание буддийских канонических книг.

ГАДЬЯ – в индийской литературе название жанра прозы.

ГАЗАЛИЙЯ – в арабской поэзии песня любви.

ГАЗЕЛЬ (газелла) – стихотворная форма лирической поэзии на Востоке – небольшое лирическое стихотворение из шести–двенадцати двустиший (бейтов), распадающихся на рифмующиеся или свободные от рифмы полустишия. Иногда рифма подкрепляется редифом, т.е рефреном за рифмующимся словом. Обычно в первом двустишии рифмуются оба стиха, во всех последующих на эту же рифму откликаются только чётные. В результате образуется монорифмическая конструкция, перебиваемая холостыми стихами.

ГАЗЕТА – периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политики и общественной жизни. Бывают газеты чисто политические: "Правда", "Известия"; литературные – "Литературная газета" и др.

ГАИЛКИ – так на Украине (восточная Галиция) называются песни и пляски. Они проходят на третий день Пасхи, когда люди приходят на кладбище помянуть родственников.

ГАЙДУЦКИЕ песни – эпические балканские народные песни о борьбе с турками. Существуют,
приблизительно, с XVI в. – в творчестве болгар, сербов, в дунайских княжествах и в Албании.
В основе почти каждой песни лежит действительный случай или историческая личность.

ГАЛАНГГАНГ (форум) – группа индонезийских писателей, созданная в период революции 1945 г., она стремилась к развитию национальной культуры,утверждала неразрывную связь между писателем и обществом.

ГАЛАНТНАЯ литература – 1) общее обозначение эротической литературы. 2) Любовная литература в переходный период от позднего барокко к рококо. Наряду с Г.л. создавались сонеты, оды, песни, мадригалы, кантаты и галантные стихотворные письма. Культивировалась галантная любовь, изображался галантный человек и галантное поведение героя. Образцом Г.л . послужил античный роман Гелиодора  (?(III-IV в. н.э.) «Эфиопики».

ГАЛАНТНО-героический роман – повествует о похождениях высокопоставленных лиц, любовных приключениях. Действие в романе происходит в экзотических странах или фантастически изображённой древней истории.

ГАЛИСИЙСКАЯ лирика – существовала в Португалии XIII-XV вв. Это была придворная литература, проникнутая куртуазной чувствительностью. Её писали принцы крови и придворная интеллигенция.

ГАЛЛИЯМБ – ямбический размер, получивший название от галлов, жрецов Кибелы, употреблявших его в своих песнях. Г. – это соединение одного полного и одного неполного анакреонтического стиха.

ГАЛЛЬСКИЙ кружок поэтов – первый Г.к.п. был основан в 1733 г. в Галле (Германия) студентами-теологами С.Г. Ланге (1711-1781) и И.Пира. Осуждая лютеранский догматизм, Г.к.п. стремился к пробуждению индивидуального религиозного чувства. Основные мотивы их лирики: религия, природа, дружба, добродетель. Своим кумиром поэты Г.к. считали Джона Мильтона (1608-1679. Они выступали против учения И-Х-А. Готтшеда (1700–1766) о преобразовании жизни на основе разумных начал . Для них вера была важнее рационализма. Их идеи подхватил второй Г.к.п., который объединял немецких поэтов-анакреонтиков середины XVIII в. Ядром этого кружка были И.П. Утс (1720-1796) и И. Гётц (1721-1781), руководителем - В. Глейм (1719-1803).  В их поэзии  показная весёлость была игрой, биографии поэтов существенно отличались от их поэтического воплощения.  Заслугой этого кружка стало то, что они познакомили читателей с античной литературой.

ГАЛЬФРИДОВСКАЯ традиция – в истории бриттов XII в. епископ Гальфрид рассказывает историю короля Артура, на основе которой создавался цикл романов о короле Артуре и рыцарях круглого стола.

ГАЛЬЯРДО – род испанской песни в XVI столетии.

ГАМАЗА – сборник древнеарабских героических песен.

«ГАМАЮН» – первый русский поэтический кружок в Белграде в 1923-25 гг.  В состав «Г.» входили поэты Ю. Бек-Софиев, И. Голенищев-Кутузов, А. Дураков, Б. Пущин и др. Назван кружок по стихотворению А. Блока «Гамаюн, птица вещая», содержание которого было созвучно с их вечной изгнаннической судьбой и событиями в России.

ГАМБУРГСКИЙ счёт – 1) идиома в значении «подлинная система ценностей, свободная от обстоятельств и корыстных интересов». 2) Пдатить по Гамбуогскому счёту  – "платить сполна, в полном объёме". (Словарь, том В-З, Н.Н. Вашкевича).

ГАНГСТА-рэп – тексты, посвящённые тяжёлой жизни афро-американских гетто. Г-э. обильно использует уличную и нецензурную речь. См. Рэп).

ГАНАГХАНДА – один из стихотворных размеров древнеиндийской поэзии. Разновидность джати. В нём фиксируется не только общее число мор, но и число слоговых грули (гага) из 4 мор.

ГАНА ЧХАНДЕРС – стихотворный размер индийской поэзии. Такт из четырёх  матр.

ГАНГА – жанр хорватских народных песен. Бытует в сельской местности.

«ГАНДЖУР» – собрание буддийских канонических книг.

ГАНДЕШАЯ – сенегальская поэма-послание (З. Африка).

ГАНДЗЫ –  в армянской литературе гимны в честь бога и святых.

ГАНДУ – жанр армянской классической поэзии.

ГАНСВУРСТ – шутовской персонаж в немецком народном театре.

ГАПЛОЛОГИЯ – пропуск в слове одного из двух одинаковых слогов (знаменосец – вместо знаменоносец). Иногда благодаря Г. меняется внутренняя форма слова.

ГАРБО – стихотворения большие, чем гариби по размеру. Характеризуются несколько иной ритмикой. Посвящены Ио, богине рождения и смерти в Индии.

ГАРИБИ1 – в индийской литературе небольшое стихотворение о любовных похождениях бога Кришны.

ГАРИБИ2 – таджикские фольклорные стихи (ХIХ – ХХ вв.), главным образом рубаи – чужбинные, песни батраков-отходников, нищих дехкан.

ГАРЛЕМСКОЕ возрождение  –  в 20-х гг. XX в. возникло в Америке  в период  бурного развития негритянской литературы и искусства.

ГАРМОНИЯ – связь, стройность, соразмерность. Согласованность отдельных сторон предметов и явлений, специфическое единство в многообразии. Органическая взаимосвязь всех компонентов художественного произведения. «Красота гармонична. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Там же, где противоположности находятся в «соразмерной смеси», там благо человека. Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия». (Ю.Б. Борев). 

ГАРМОНИЧЕСКИ развитая личность – писатель должен быть гармонически развитой личностью. Он обязан одинаково развиваться и физически и духовно.

ГАРРЕИЗМ – направление в литературе Португалии. Оно названо по имени писателя XIX в. А. Гаррета (1799-1854). Это был романтический поэт, призывавший не ориентироваться на тематику западной литературы, а обратиться к национальным темам, к созданию самобытного национального искусства.

«ГАРТ» (закалка) – литературное объединение на Украине, организованное в 1923 г. В. Элланом (1894-1925). В  объединение входили П. Бровка, В. Сосюра, И. Микитенко и др. «Г.»  стоял на платформе многих пролетарских объединений.  Но из-за интриг и разных взглядов в 1925 г. распался. Существовал «Г.»  в Канаде и США, куда входили украинские писатели-эмигранты М. Ирчан, И. Кулик, Н. Тарновский и др.

ГАСКАЛА – еврейское просвещение. Идеология зажиточных слоёв европеизированной еврейской буржуазии. Возникло в XVIII в. в Германии.  Основными лозунгами Г. были обновление жизни евреев путём приобщения к  европейской культуре, освоение местного языка, упрочение светского воспитания.  Постепенно это общество перешло в Галицию и в Россию. Из него вышли многие еврейские писатели (И.Перли, С. Раппопорт, Н. Крохмаль, Н. Эртер).

ГАСКОНСКАЯ литература – Гаскония – часть Франции, где живут переселенцы из Грузии, гасконцы (те же баски в Испании). У них самостоятельный язык и своя гасконская литература. Самым известным гасконцем является поэт, драматург и писатель-фантаст Сирано де Бержерак (1619-1655), автор книги «Иной свет или государства и империи Луны».

ГАТА – стихотворный размер и жанр в литературе малаяллам (Индия). Древнейшая часть Авесты, состоит из семнадцати песен – гат, приписываемых Заратустре: его молитва, ахунавати – песни о возникновении добра и зла; уштавати – песни о том, в какую землю бежать,

«ГАТАРАПАК» – литературно-художественный кружок, созданный в Париже в 1921/22 гг. группой русских эмигрантов, поэтов и художников. В него входили Б.Б. Бажиев, В.С. Познер, Б.Ю. Поплавский и др. Они уделяли внимание, прежде всего, современной литературе и искусству.

ГАТО-КОТ – песня и танец в Латинской Америке. Состоит из куплетов любовного содержания.

ГАУДИ – в индийской литературе, в зависимости от того или иного сочетания гун, один из трёх стилей в поэзии.

ГАУЛО  –  народные сказители и музыканты народа фульбе (Западная Африка).

ГАУУДАЛИ  –  своего рода народные певцы в Алжире, исполняющие любовные поэмы.

ГАУЧО – песнь аргентинских крестьян-скотоводов.

ГАФТОРЫ (отпущение) – отрывки из книг пророков, читаемые евреями вслух по субботам.

ГАХРАМАНЫ – азербайджанская героическая песня.

ГАЯТРИ – один из наиболее популярных размеров ведической поэзии. Он состоит из трёх восьмисложных стихов. Мелодическая структура Г. допускает двоякую интерпретацию этого размера, трахеическим или ямбическим.

ГВАТЕМАЛЬСКИЙ романтизм – зародился в XIX в. Его особенностью является гражданский боевой пафос в поэзии.

ГЕВЕЛ  –  народные сказители и музыканты народа вольф (Африка).

ГЕГЕЛЬ о музыке и стихах – «всего ближе музыка к поэзии, причём и музыка и поэзия пользуются тем же чувственным материалом – звуком. Самоутверждение духа искусство достигает в поэзии, ибо именно в поэзии мы встречаемся с «изоляцией духовного содержания от чувственного материала» (от звука). Для поэта и композитора звук в поэзии содержателен, а в философии Гегеля он формален.

ГЕГЛЕРЫ  –  в Дании бродячие комедианты, сочинители и исполнители песен.

ГЕГУАКО – идущий на игры. В Кабарде (Северный Кавказ) певец, импровизатор.

ГЕДОНИЗМ – этические взгляды, рассматривающие наслаждение как основу принципов морали. По аналогии с ними, в эстетике этот термин обозначает различные теории, провозглашающие единственной целью искусства эстетическое наслаждение. Для человека искусство – это могучий и неисчерпаемый источник радости, эстетического наслаждения, которое, однако, имеет общественное, социальное содержание, представляет своеобразную форму общения людей, их духовной связи. Отрицая это, современные сторонники гедонизма приходят и к отрицанию общественного значения искусства.

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ функция художественной литературы – в эстетическом наслаждении, которое является своеобразной формой духовной связи, духовного общения людей.  «Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности, исходит из этой идеи и осуществляет её, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения» (Ю.Б. Борев).

«ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЕ романтики» – в начале ХIХ в. в Германии центром романтического движения стал Гейдельберг, где образовался кружок поэтов, проявивших интерес ко всему немецкому – истории и культуре. Выдающейся заслугой Г.р. является обращение к немецкой песне. Они основали мифологическую школу в литературоведении. К «Г.р.» принадлежали такие авторы, как братья Гримм, Э. Гофман и др.

ГЕКЗАМЕТР (гексаметр) – самый знаменитый из античных размеров, состоящий из пяти полных дактилей и последней усечённой стопы (всего 6 стоп). Каждая из первых четырёх дактилических стоп может заменяться двусложной стопой из двух долгих слогов (спондеев). Г. делится цезурой на два полустишия. С ХVIII в. Г. встречается в европейской литературе, приняв вид тонического стиха: долгие слоги заменены ударными, короткие – безударными; вместо спондея – хорей. В русских переводах Г. единственный размер, в котором принято передавать неравносложность стоп подлинника: (ударная часть, безударная часть, словораздел); древние уподобляли Г. шуму набегающей на берег волны. В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссея"), А. Дельвиг.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля) –
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.                Переводчик, Н. Гнедич

ГЕЛЕРТЕР – человек, обладающий книжной, оторванной от жизни учёностью.

ГЕНДАЙСИ – современная форма японской поэзии.

ГЕНДЕКАСИЛЛАБ – любой одиннадцатисложный стих в античной метрике.

ГЕНДЕР (физические или психические свойства) – одно из основных понятий западной феминистской критики, ориентирующее читателя на смысловую дифференциацию явлений (в частности, литературных) по половому признаку, широко используемое в трудах американских и британских литературоведов Е.Гошило, К.Келли, Р.Марш и др.  Г. является не просто генетическим или культурным «конструктом», он определяет отношения личности с окружающим миром: важно выявить особую репрезентацию гендерных отношений в специфическом политико-экономическом и культурно-историческом контексте. Сексуально-гендерная система, отражённая в литературном произведении, является и социокультурным конструктом и семиотическим аппаратом особой репрезентативной системы, определяющей степень значимости индивидов в общественной жизни. Таким образом, сексуально-гендерная система становится частью идеологии данного общества, репрезентация гендерных отношений –  частью государственно - идеологического  аппарата.

ГЕНДЕРНЫЙ стереотип  – стандартные способы воплощения во внешнем оформлении книги и в содержании текстов устоявшихся в обществе обыденных представлений мужского и женского начал.

ГЕНДИАДИС – фигура, состоящая в использовании существительных вместо существительного и прилагательного: тоска  дорожная, «железная» (А.Блок) вместо тоска железнодорожная.

ГЕНДИАДИС1 – фигура, состоящая в использовании существительных вместо существительного и прилагательного: тоска дорожная, "железная" (А. Блок) вместо тоска железнодорожная.

ГЕНДИАДИС2 (два в одном) – такой поэтический троп, когда одно представляется в двух видах:
Задумчивость, её подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами скрашивало ей.         А. Пушкин
Здесь Татьяна и задумчивость воспринимаются как два отдельных существа.

ГЕНЕЗИС литературного творчества – история отдельного литературного произведения и литературы а целом; происхождение литературы; культурная традиция и её значение для литературы.

ГЕНЕРАТИВНАЯ поэтика1 – направление структурной поэтики в 60-х годах ХХ в. Стремление не к описанию текста, а к моделированию процесса порождения текста, представляемого как сумма абстрактной «темы» и приёмов выразительности, при помощи которых она превращается в конкретный текст. К приёмам выразительности могут относиться: совмещение, контраст, превращение, варьирование, затемнение, увеличение, развёртывание, повторение, конкретизация, сокращение. Г.п. развития не получила.

ГЕНЕРАТИВНАЯ поэтика2 – направление в структурной поэтике, возникшее в России в 1960 г.  Авторы А. Жолковский (1937 – ?) и Ю. Щеглов (1937-2009). Г.п. стремится не к описанию текста, а к конструированию процесса порождения текста. Художественный текст можно представить в виде некой абстрактной «темы» и приёмов выразительности, при помощи которых тема трансформируется в реальный текст. Приёмы выразительности могут быть такими: совмещение, контраст, варьирование, затемнение, увеличение, развёртывание, повторение, конкретизация, сокращение. Так, сюжет повести А. Конан-Дойля «Собака Баскервилей» можно выразить пословицей «волк в овечьей шкуре».

ГЕНЕРАТИВНАЯ эстетика – прикладная теория, обслуживающая эксперименты по машинному искусству. Г.э. берёт на себя задачу разработки программ и алгоритмов построения эстетических объектов, а также реализации этих программ с помощью ЭВМ.  Программно-управляемое производство знаковых систем эстетического типа, т.е. несущих эстетическую информацию, как ближайшая цель Г.э. является для информационной эстетики способом проверки плодотворности распространения на искусство кибернетических принципов.

ГЕНЕРАТИВНОЕ искусство – искусство, создаваемое с помощью технических средств, в том числе и компьютерной техники.

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ рассмотрение литературы – это изучение творческой истории отдельных произведений. «Любой эстетический элемент, любая форма или конструкция могут быть научно осознаны наиболее чутко, тонко и естественно верно только в полном изучении их зарождения, созревания и завершения» (Н.Пиксанов).

ГЕНЕТЛИАКОН – стихотворение в честь дня рождения.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ1 – никто не знает точно, что это такое. Даже лучшие западные писатели не могут дать определения истинной гениальности:
То, что доступно взору лишь часть её...
Когда бы целиком она явилась,
Была бы столь обширной, что
Под сводом этим бы не поместилась...      В. Шекспир
И. Лафатер (физиогномист) подсчитал, что «отношение количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону; но в отношении гения без тиранства, без претензий, который судит, слабого беспристрастно, начальствующего –  человечно, и обоих –  по справедливости, – таких найдется один на десять миллионов».

ГЕНИАЛЬНОСТЬ2 – высшая степень одарённости, выражающаяся в творчестве, имеющем для жизни общества историческое значение. Отличие гениальности от таланта заключается не только в степени одарённости, но и в многогранности деятельности, а главное – в общественной значимости её: гений создаёт новую эпоху в своей области. Для гения характерны чрезвычайная работоспособность и творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и умение смело и решительно преодолевать устаревшие нормы, установки и традиции. Гениальность является порождением народа и выражается в умении с наибольшей полнотой помочь обществу в разрешении назревших задач общественного развития.

ГЕНИЙ художественный – высшая степень таланта, особая творческая одарённость, приводящая к созданию уникальных творений искусства, к открытию ранее неизведанных путей творчества. Гений – сам человек, обладающий выдающимися художественными способностями. «Имя гения – миллион, потому что в груди своей носит он страдания, радости, надежды и стремления миллионов» (В.Г. Белинский, «О гениальности»).

ГЕНОТЕКСТ – глубинная структура текста, не структурированная и не структурирующаяся, где и происходит производство значения. Это совершенное царство "различения", где нет центра и периферии, нет субъективности, нет коммуникативного задания. Это не структурируемая смысловая множественность, обретающая структурную упорядоченность на уровне фено-текста. Это своеобразный культурный раствор, кристаллизующийся в фено-текст (Р. Барт).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ стиль –  один из вариантов условности, балансирование на грани жизнеподобия и карикатуры. Стиль, характерный для литературы XX в.

ГЕОПОЭТИКА – междисциплинарное понятие, обозначающие формы и пути интеллектуального и эстетического освоения географических территорий, ландшафтов, работу с их образами и мифами, различные географические и пространственные аспекты художественных и нонфикционных произведений. А также связи и взаимосвязи мира географии и мира литературы (искусства).

ГЕОРГИАНЦЫ – группа английских поэтов начала ХХ века участников антологии «Георгианская поэзия», издававшейся в 1912 г. во время царствования Георга V. Убеждённые в незыблемости буржуазного общества Г., сознательно отгородились от общественной борьбы, поэтизируя природу, зверей и птиц.

ГЕОРГИКИ – античные стихотворения, воспевающие сельский быт и сельское хозяйство.

ГЕПТАМЕРОН («семидневник») – произвольное название, данное издателями книге (из 72 новелл) Маргариты Наваррской, которая не успела написать, задуманный ею цикл из ста новелл, т.е. свой «Декамерон».

ГЕПТАМЕТР (септенарий) – стих, состоящий из семи стоп; например, Архилохов стих.

ГЕРАЙЛЫ – сложная ашугская форма лирического стиха, позднее перешедшая в письменную литературу тюркоязычных поэтов. Состоит большей частью из пяти строф по четыре строки в каждой, восьмисложного метра.

ГЕРАР – в Сомали поэма, посвящённая воинам.

ГЕРАТСКИЙ литературный клуб – был создан в Герате (Афганистан), старинном центре литературы на фарси, в 1932 г. Объединял местных литераторов, деятелей искусства и учёных. Имел несколько журналов. Издавал антологии  с  произведениями и биографией авторов.

ГЕРМАНИЗМЫ – слова и обозначения, вошедшие в русский язык из немецкого языка, или обороты речи, составленные по образцу немецких. Например, вексель, аппетит, капитал, лейтмотив, коллектив, маршрут.

ГЕРМЕНЕВТИКА – традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению большей частью древних текстов.

ГЕРМЕНЕВТИКА недоверия – недоверие к поверхности вещей, к явной реальности. Отсюда импульс демистификации поверхностных явлений и иллюзий.

ГЕРМЕТИЗМ – модернистское направление в итальянской поэзии 1920/30 гг. – С. Квазимодо (1901-1968), Дж. Унгаретти (1888-1970). Само название подчёркивает замкнутость, оторванность от действительности, уход в мир субъективных переживаний. Принцип Г. – абсолютное абстрагирование от непоэтической реальности, а в нарочито усложнённой форме он выражает мироощущение, гуманистическую скорбь, определяемых одиночеством человека в современном мире. Отсюда фрагментарность изображения мгновенного ощущения, отрывка природы, жизни, явления – одна из основных особенностей современной модернистской поэзии. Излюбленный приём при построении образа – аналогия. Нет стилистических изысков, стремления к живописности и музыкальности,

ГЕРНАУ – жанровая форма у казахских акынов, импровизированные посвящения. обращённые к современникам:
Ассалам, дорогие мои, ассалам!
Да сопутствует радость и счастие вам!

ГЕРНГУТЕНЫ – участники религиозного движения в Эстонии ХVIII в. Среди написанного ими выделяются песни, переводные и оригинальные.

ГЕРОИ-БЕЗДЕЛЬНИКИ – такие герои, которые ничем в жизни не занимаются. Это Обломов  И. Гончарова, дон Кихот  Сервантеса и др. Маркс  считал, что настоящая духовная жизнь начинается только у тех героев, которые не заняты повседневными заботами.

ГЕРОИДА – 1. Так греки называли элегию, где говорится о неудовлетворённой и тоскующей любви. Эти чувства вложены в уста героев и богов. Создателем жанра  считается Овидий (43 г. до н.э.-17 г.н.э.). . 2. Стихотворение лироэпического характера, в котором герой описывает свои приключения.

ГЕРОИЧЕСКАЯ драма – жанр английской драматургии ХVII в., созданный Джоном Драйденом, передающий авантюрный дух эпохи, славящий власть страстей и людей, познавших счастье страсти – это мужественный трагизм, не лишённый позы, сдобренный в любовных сценах светской галантностью.

ГЕРОИЧЕСКИЙ образ – образ персонажа произведения смелого, умного, способного повести за собой народ –Тарас Бульба.   Образ чего-либо с точки зрения важных исторических событий – образ родины, образ истории.

ГЕРОИЧЕСКИЕ сказания – повествования о реально существовавших героях прошлого и их подвигах. Основу их составляют реальные события, поэтому их иногда считают разновидностью легенд.

ГЕРОИЧЕСКИЙ пафос – величие человека, совершающего подвиг во имя общего дела.

ГЕРОИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, отражающая эстетическую ценность поступков, действий и деятельности отдельной личности, класса или общества, имеющих большое значение для жизни общества, государства и даже для  всего человечества, и отвечающая задачам объективного, прогрессивного развития и требующих напряжения всех интеллектуальных, нравственных и физических сил, мужества, отваги, вплоть до самопожертвования. «Однако, как ни малогероично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народа» (К. Маркс).

ГЕРОЙ-антипод – герой литературного произведения, противопоставленный другому герою по убеждениям, взглядам и т.д. – Штольц и Обломов.

ГЕРОЙ лирический – в лирической поэзии это субъект, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении. Часто его называют просто «поэт», т.к. большинство стихов пишется от первого лица. Но и в этом случае Г.л. – лицо условное, оно не тождественно автору стихов.

ГЕРОЙ в реалистическом искусстве – здесь индивидуализация осуществляется иначе, чем в других формах литературы. Писателя интересует равномерное и всестороннее исследование глубин характера. А это предполагает максимальное развитие всехэ, в том числе и второстепенных, черт и признаков. Это достигается с помощью портретной, психологической, речевой характеристики, а также путём внутренних монологов, лирических отступлений и показа героя в быту.

ГЕРОЙ литературного произведения – действующее лицо художественного произведения, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим к другим действующим лицам и жизненным обстоятельствам. Он может быть положительным, выражающим в своём поведении черты передового человека (П. Власов в романе М. Горького «мать»), но может быть и отрицательным, как отражение всего худшего в людях (П. Чичиков в романе Н. Гоголя «Мёртвые души). У некоторых авторов героями становятся животные ( А. Чехов «Каштанка» – собака). Выбор героя очень непростое дело для писателя. Иногда в процессе работы в центре внимания находится один человек или группа лиц, а под конец подлинным героем оказывается другой персонаж. Героев может быть несколько, как в повести А. Гайдара «Чук и Гек». Может стать героем и положительный человек, и отрицательный, как у того же А. Гайдара в повести «Тимур и его команда».

ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК –   такой мужчина является ярким, эксцентричным, сильным и напористым. Чтобы влюбить в себя женщину, ему хватает нескольких минут. Он  умеет красиво ухаживать и красиво говорить.

ГЕРОЙ массовой литературы – существо чрезвычайно специфическое и, вместе с тем, существо всем известное. Это физическое явление, что-то вроде радуги, исчезающей при приближении. Он типичен, но только в рамках массовой литературы.

ГЕРОЙ произведения – одно из главных действующих лиц произведения (в отличие от персонажа). Развитие его характера, показанное во взаимоотношениях с другими действующими лицами, играют решающую роль в развёртывании сюжета и композиции, в раскрытии темы и идеи произведения. Часто Г.п. является выразителем ведущей тенденции общественного развития, передового эстетического идеала данного времени. Во многих произведениях на первый план выдвигается одно лицо, на судьбе которого сосредоточено всё внимание читателя. «В эпических и драматических произведениях изображаются человеческие индивидуальности с присущими им поведением, наружностью, миропониманием. Эти индивидуальности принято называть либо характерами, либо действующими лицами, либо героями произведения» (Г.Н. Поспелов).  «Право на особое поведение (героическое, безнравственное, нравственное, безумное, непредсказуемое, странное – но всегда свободное от обязательств, непременных для неподвижных персонажей) демонстрирует длинный ряд литературных героев от Васьки Буслаева до Дон Кихота, Гамлета, Ричарда III, Гринёва, Чичикова, Чацкого» (Ю.М. Лотман).

ГЕРОЙ просветительской литературы –  значительно индивидуализирован. Он способен многое чувствовать, откликается
на события вокруг него. По происхождению это демократ, имеющий богатый внутренний мир.

ГЕРОЙ-РОМАНТИК  –  чаще всего человек без биографии. Никто не знает, откуда он пришёл, почему покинул среду своего обитания. Чаще всего это  человек разочарованный,  который действует  в необычных  обстоятельствах. Это может быть корсар, пленник,  разбойник и т.д. У него демонический характер, он способен на неожиданные даже для себя самого поступки.

ГЕСТЫ – в венгерской литературе исторические хроники. Жанр средневековой литературы.

ГЕТЕРОГРАММА – игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков – большевиков; не бомжи вы –  небом живы; теперь я - те перья). Стихи, состоящие из гетерограмм –  редкое, но интересное явление в поэзии, разновидность каламбура:
Азам учили,
А замучили.
Пока лечили –
Покалечили.            С. Федин

ГЕТЕРОДИЕГЕТИЧЕСКОЕ  И  ГОМОДИЕГЕТИЧЕСКОЕ повествование — имеет две формы. В  гетеродиегетическом повествовании рассказчик не фигурирует как действующее лицо. В гомодиегетическом повествовании рассказчик выполняет двойную функцию: он и автор и действующее лицо.

ГЕТЕРОНИМНАЯ поэзия – в литературе стихи, написанные от имени разных лиц одним автором. Зачинателем такой поэзии считается англичанин  Т.Чаттертон (1752-1770).   

«ГЕТТИНГЕНСКАЯ роща» – объединение писателей, формально созданное в Геттингене в 1772 г., получившее название от произведения Ф.Г. Клопштока "Холм и роща". Г.р. отличалась от "Бури и натиска" демократизмом и свободолюбием. В поисках формы авторы обращались к античной Эдде, к народной песне и т. д.

GESCHICHTЕ – термин немецкой поэтики. Равнозначен основной фабуле, т.е. означает весь род мотивов, составляющих действие поэтического произведения от завязки до разрешения конфликта.

ГЁЗЕЛЛЕМЕ – у азербайджанских ашугов лирические любовные песни, восхваления.

ГИ – белый стих тамильской литературы.

ГИАТУС (гиат) – столкновение двух гласных в предложении. Неблагозвучие, получаемое при встрече нескольких гласных, особенно одинаковых: "О оазис!"

ГИД – 1. Справочник, путеводитель по музеям и выставкам, достопримечательным местам.
2. Название библиографического указателя.

«ГИЛАРОТРАГЕДИЯ» – жанр древнегреческой пародийной трагедии. Создатель жанра Ринфон (конец  IV в. до н. э.)

«ГИЛЕЯ» – русская футуристическая группа. Создана в начале XX в. В неё входили В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Б. Лившиц. Идеологом группы был В. Хлебников. Группа издавала альманахи «Трое», «Дохлая луна» и др.

ГИЛЬДИЯ риторов1 – существовала в Нидерландах в XV в. Там создавали моралите, в которых действовали аллегорические персонажи.

ГИЛЬДИЯ риторов2 – в средневековых Нидерландах XV в. общество, писавшее моралите и инвективы против лютеран (Анна Бейнс). Там также горожане практиковались в написании стихов и ставили назидательные спектакли. 

ГИМАЙЛЬ – у народа фульбе (З. Африка) песня, стихотворение.

ГИМЕНЕЙ – особый вид древнегреческой хоровой лирики. Свадебная песня.

ГИМН – жанровая форма лирики, торжественная песнь в честь богов, героев, победителей. Позднее – в честь важного события. К гимнам относятся: дифирамб, пеан, парфений, гиперхема. Существуют военные Г., государственные, революционные, религиозные и другие Г. «Виды лирической поэзии зависят от отношения субъекта к общему содержанию, которое он берёт для своего произведения. Если субъект погружается в элемент общего созерцания и как бы теряет в этом созерцании свою индивидуальность, то являются гимн, дифирамб, псалмы». (В.Г. Белинский).

ГИМН-БЛАЗОН – жанр (культивировавшийся поэтами «Плеяды») создан Реми Белло (1528-1577). Он соединяет поэтику блазона (описание герба) с традициями антологической анакреонтики и эпиграмматики,  а предметами его шутливых воспеваний становятся объекты окружающего микромира.

ГИМНОГРАФИЯ – см. Ритмы-гимны.

ГИМОЛЬ (или йимбре) – песня, основная форма у певцов на языке фульбе (З. Африка). Песня-стихотворение, которая то декламируется, то поётся. Состоит из двух компонентов: данде – начальная часть (берег) и основная – майо (река).

ГИНЬОЛЬ – во Франции XIX-XX вв. название пьес или сценок, основой которых было изображение преступлений, злодейств, скабрезных сцен. Название дано по имени героя кукольного театра.

ГИПАЛЛАГА – перемена логической связи между понятиями в предложении:
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?                М.Лермонтов

ГИПЕРБАТОН – стилистическая фигура, состоящая в изменении естественного порядка слов, в отделении их друг от друга вставными словами:
В восторге только музы томном.        Г. Державин

ГИПЕРБОЛА – преувеличение. Чрезмерное, намеренное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета, например, быстрее молнии, мой финиш – горизонт. Гипербола как вид словесно-предметной выразительности заключается в том, что характерные явления жизни сильно преувеличиваются в образах искусства в своих внешних размерах, во внешней деятельности и результатах. Иногда Г. передаются с помощью метафор и сравнений.
Вот идёт не больше зяблика
Вперевалочку малыш
И жуёт такое яблоко,
Что лица не разглядишь.           В. Шилин
С помощью Г. автор усиливает нужное впечатление, подчёркивает, что он прославляет или высмеивает. «Образы народных сказок создавались на основе олицетворения животных, наделения их человеческими способностями мыслить, чувствовать, говорить; вместе с тем, на основе гиперболы–преувеличения размеров животных, присвоения им сверхъестественных знаний и способностей» (Г.Н. Поспелов).

ГИПЕРБОЛИЗМ – основное свойство искусства, заключающееся в творческой типизации характерных явлений жизни, благодаря которой их характерность получает в художественных образах гораздо более отчетливое, сгущённое выражение, чем в явлениях реальной жизни.

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – рифма, в которой после ударения идут три или более безударных слогов. Примером может служить рифма И. Сельвинского – «по крови–покровительствовать».

ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – термин традиционной стопной метрики, обозначающий окончание стиха стопой, в которой имеются лишние по сравнению с остальными стопами безударные слоги. Г. может быть на один слог: Мой дядя самых честных правил (А. Пушкин).

ГИПЕРКАТАЛЕКТИЧЕСКОЕ окончание – наличие в последней стопе стихотворной строки лишних (против нормы) безударных слогов.

ГИПЕРМЕТРИЯ – сверхмерность, лишний слог в метре.
А дядюшка, хоть отцеди
На следующее поколенье!
Звени, звени! Гуди, гуди
Малиновое сердцебиенье!      В. Казин
  Гиперметрия может быть начальная – если относится к первой стопе метра:    
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две бесконечности были во мне…                Ф. Тютчев
  Срединная – если относится к слогам после большой цезуры; цезурная – если относится к слогам перед большой цезурой; произвольная – если относится к какой-либо иной стопе. Лишний слог в метре обычно переносится в следующий стих как первый слог.
1. Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасшего дня.
            (Бальмонт; Г. постоянная срединная в чётных стихах).
2. От стекляшек в гостиной, от стекла и гостей
            (Пастернак; Г. случайная срединная).
3. Нежней мы любим и суеверней
            (Тютчев; Г. произвольная в четырёхстопном ямбе).

ГИПЕРПОНИМАНИЕ – специфическая процедура, в результате которой адресат (читатель, слушатель, интерпретатор) «вычитывает» из сообщения больше того, что хотел сказать автор. Это может происходить непреднамеренно, произвольно, когда прямое сообщение понимается адресатом как имеющее второй смысл, подтекст (намёк, аллегория, метафора, символ).

ГИПЕРРЕАЛИЗМ – направление в американском и западноевропейском искусстве. Сложилось к концу 1950-х г. Оно стремилось восстановить утраченную жизненную конкретность художественного языка. В литературе – это отстранение автора от текста, детализация, сочетание информационных типов восприятия.

ГИПЕРТЕКСТ1 – это нелинейный лабиринт, своеобразная картина мира, выйти из него, войдя один раз, труднее, чем может показаться на первый взгляд. Простейший пример – любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. Г. устроен таким образом, что превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. С внедрением в жизнь компьютерных технологий. Г. дает возможность работающему с одним текстом мгновенно получить на экране другой (чаще всего поясняющий, раскрывающий смысл какого-либо термина, понятия, встретившегося в первоначальном тексте), а затем вернуться и продолжить чтение основного текста. Связь текстов между собой организуется с помощью гиперссылок (линков).

ГИПЕРТЕКСТ2 – такой, в котором обнаруживаются ссылки на другие фрагменты. Термин введён Т. Нельсоном в 1960-е годы.

ГИПЕРТЕКСТОВАЯ система –  информационная система, сохраняющая информацию в виде электронного текста.

ГИПЕРТРОФИРОВАТЬ –  преувеличивать чрезмерно.

ГИПЕРЦИТАТА – таковой цитата становится в том случае, когда одного источника для её нормализации в тексте не достаточно.          

ГИПОЗЕВГМА – конструкция из двух или нескольких параллельных  отрезков, имеющих общий  член, содержащийся в конце фразы: Я – домой. Он на работу пошёл.

ГИПОЗЕВКСИС  –  фигура, в которой каждое предложение имеет свой глагол (сказуемое).

ГИПОМЕТРИЯ –  нарушение равномерности стиховых рядов путём укорочения одной из строк, не вызванного требованиями строфики или композиции.
Вы ушли,
             Как говорится,
                В мир иной.
Пустота,
             Летите,
                В звёзды врезываясь.
Ни тебе   аванса,
                Ни пивной –
Трезвость!—               
                В.Маяковский
ГИППОНАКТОВА строфа – трохеический каталектический диметр + ямбический каталектический триметр. Называется по имени греческого поэта Гиппонакта, VI в до н.э.

ГИПОТИПОЗИС – или представление; фигура, в которой событие изображается как происходящее перед говорящим.

ГИППОРХЕМА – в античной поэзии гимн, сопровождаемый плясками.

ГИСТЕРОЛОГИЯ – особый стилистический приём, логическая ошибка, когда последующее явление стоит перед предыдущим: он умер и испустил дух.

ГИСТЕРОН-протерон – нарушение логики описания чего-л. «Липы надували лопавшиеся почки» (Л. Толстой).

ГИСТЕРОПРОТЕРОН – Случайное или нарочитое  изменение временной последовательности событий: умрём и бросимся в бой;  соберём, и посеем, и вспашем.

ГИСТРИОН – странствующий комедиант эпохи раннего средневековья в З. Европе; то же, что жонглёр, шпильман.

ГИТЕ – отрывок, одна из малых поэтических форм восточной поэзии, служила преимущественно для выражения личной лирической темы.

ГЛАВА – раздел книги, статьи. Иногда главы имеют названия.

ГЛАВНАЯ задача соцреализма –  воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира (М.Горький).

ГЛАВНЫЕ и государственные действа – спектакли бродячих, нищенских трупп ХVIII в. Нагромождение выдуманных ужасов, развлекательная клоунада традиционного шутовского персонажа Гансвурста (немецкий Ванька-колбаса). Это был сниженный, вульгаризированный вариант барокко.

ГЛАВНЫВЙ закон искусства – «В искусстве есть закон для художника: что не для тебя – то никому не нужно. Если твоя работа не совершенствует тебя – другого она бессильна усовершенствовать, а иной социальной задачи, как улучшение человеческого вида, и нет». (К. Петров-Водкин, 1878-1939).

ГЛАВНЫЙ объект художественного познания – это глубины художественной реальности. В творчестве крупнейших писателей ориентация подобного рода играет решающую роль.  «Ищите глубину предметов»  (Р. Рильке).

ГЛАВНЫЙ принцип эстетики –  создание прекрасного, возвышенного, трагического, миметизма.

ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ – учреждён в 1920 г. Главный политико-просветительный комитет, входивший на правах Главного управления в состав Наркомпроса РСФСР. Объединял и направлял всю политико- и агитационно- просветительскую работу в стране. В. Ленин говорил, что просветительская работа среди молодёжи и взрослого населения должна быть связана с политикой партии.

ГЛАГОЛЬНАЯ рифма – разновидность однородных рифм. Она состоит только из глаголов:
Надежда юношей питает,
Отраду старцам подаёт,
В счастливой жизни украшает,
В несчастной случай бережёт.      М. Ломоносов

ГЛАЗНАЯ рифма – рифмы, совпадающие по написанию, но не по звучанию: полвторого-дорога.


ГЛАМУР (чары)  –  «волшебная сила, благодаря которой обычные люди, дома и места кажутся великолепными» (Вальтер Скеотт, 1805 г.) Термин Г. введён Стивеном Гандло в 2011 г.

ГЛАМУРНЫЙ роман –  книги, описывающие шикарную жизнь богатых людей, пропагандирующие лоск и блеск; Г.р. имеет большую популярность у читателей.

ГЛАСИСТЫ – группа словацких писателей реалистов конца XIX в., объединившихся вокруг газеты «Голос». Крупнейшим  её представителем был М.Кукучин (1860-1928).  Для этого движения характерно своеобразное народничество. Они вели среди народа культурно-просветительскую работу, создавали библиотеки и т.д.

ГЛАСНАЯ рифма – рифма, оканчивающаяся на гласный звук. Самая малочисленная рифма – всего около 1000 слов: моё-ружьё, бои-соловьи.

ГЛИКОНЕЙ – античный метр, пиррихий (или ямб, или трохей, или спондей) + хориямб + пиррихий (или ямб), ;;|;UU;|U;. Относится к логаэдам, употребляется в составе строф. Назван по имени греческого поэта Гликонея.

ГЛИКОНОВСКИЙ стих – в античной метрике логаэдический стих, образованный сочетанием одного дактиля и трёх хореев, обычно, с усечением.
Астрида, зачем плачешь о Гигесе?
Ведь с весною его светлый Зефир примчит
Вновь с товаром венеринским,
Верность свято хранящего.

ГЛИМЕН, скон – англосаксонские менестрели раннего средневековья, дружинный профессиональный поэт, хранитель семейных преданий. 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ в литературе –  «простота  применения  новых технологий сделала их доступными для использования в разных культурных и социальных условиях и их внедрение не потребовало столь значительных изменений в традиционной культуре, какие были необходимы в предшествующие эпохи» (Э.Пайн).
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ языка -- это неизбежность, обусловоенная глобализацией общества, и необходимость, обеспечивающая языку жизнеспособность и выживаемость в условиях жёсткой конкуренции. Но это в свою очередь порождает информационный и антропологический кризис, пути преодоления которого не найдены.

ГЛОССА – комментарий. 1. Популярная в Испании ХV-ХVII вв. рефренная форма стиха. Текстом начальной строфы Г. служило четверостишие из народной песни или известного стихотворения, за которыми следовали четыре десимы (десятистишия), кончающиеся по очереди каждой из этих начальных строк. Так одна и та же строка, несколько раз повторяясь, в новых и новых контекстах всякий раз получала некоторое новое переосмысление. 2. Заметка переписчика или читателя на полях рукописи или вставленная в текст её и дающая толкование непонятного слова, места.  3. Стихотворение, в котором используются строки, заданные эпиграфом (мотто). 4. В народной поэзии Уругвая и Аргентины сложное сочетание четырёх десим.

ГЛОССАРИЙ – толковый словарь, устарелых и малопонятных слов в каком-либо тексте, обычно помещаемый в конце книги.

ГЛОССЕМАТИКА – одно из направлений структурализма, исследующее с помощью метода коммуникации форму языка как систему отношений, не зависящую от реализации языковых единиц в виде конкретных звуков или конкретных значений.

ГЛОССИРОВАНИЕ – использование редкого слова: Над ними лик склоняется Гекаты (М. Цветаева).

ГЛОССОЛАЛИЯ – произнесение в состоянии экстаза слов, лишенных смысла. В фольклоре Г. обозначаются также разного рода сочетания звуков или слов, потерявших смысл – в заговорах, припевах к народным песням, в детских песнях и играх и т.д.
Во поле берёзонька стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли стояла…
В литературе существует два подхода к объяснению сущности Г.: 1) она понимается как говорение на неизвестных языках, т.е. говорение на языке, которому человек не обучался; 2) экстатические состояния в очень разных проявлениях. Ранними русскими футуристами (В. Хлебников) Г. была выдвинута в качестве одного из приёмов художественного творчества. См. Заумь.

ГЛОТТОГОНИЯ – теория происхождения и развития языка.

ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ – метод для определения того, как давно разошлись родственные языки. Она же даёт представление о продолжительности жизни слова в языке.

ГЛУБИНА переживания – внутренняя глубина чувств, вызванная чтением (слушанием) литературного произведения, не всегда зависит от силы их внешнего проявления. Иногда такие переживания происходят внутри человека. Они вызываются в нашей душе умением автора показывать тончайшие состояния психики героев. Для этого писатель обязан хорошо знать психологию человека и тип характера своего героя.  Именно от умения создавать психологию героев зависит глубина их восприятия.

ГЛУБОКАЯ рифма – такая рифма, где в созвучии участвуют предударные слоги: перемещение–возмещение.

ГЛЯНЕЦ –  именно этот принцип выступает как важная примета жанра в современном гламурном романе.

ГНОЗИС – высшее эзотерическое, откровенное (исходящее от Бога),  мистическое знание.

ГНОМА – 1. В античной трагедии изречение, заканчивающее монолог. 2. В европейской поэзии двух- или четырехстишие, заключающее в себе оригинальную философскую мысль, выраженную в отточенной лаконической форме (чаще гекзаметр):
                «Дитя в люльке»
Счастлив ребенок! и в люльке просторно ему: но дай время
Сделаться мужем, и тесен покажется мир.
                М. Лермонтов, «Из Шиллера»
3. Поучительное изречение, изложенное в стихах или ритмической прозе. Г. распространена, главным образом, на Востоке.

ГНОМИКО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ литература – жанр монгольской литературы XIII-XIV вв., поучительные сочинения в стихах. Жанр дожил до XIX в.         

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИ художественный образ –  особая форма познания действительности, предполагающая диалектическое единство общего и индивидуального, что составляет личность, «социальное» лицо человека.

ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания. Философский термин о возможности познания мира человеком. В литературоведении употребляют слово эпистемология (См. Эпистема).

ГНОСЕОЛОГИЯ текста – отражённая и преломлённая в сознании и реализованная в языковой материи картина реального мира или альтернативного возможного мира.

ГОВОР – наименьшая территориальная разновидность языка, используемая одним или несколькими селениями, чаще всего обладающая некоторыми специфическими особенностями фонетики и грамматики, словообразования.

ГОВОРНЫЙ стих – в славянской словесности тот склад, которым сложены пословицы, поговорки, заговоры и заклинания, обрядовые и развлекательные прибаутки.

ГОВОРЯЩЕЕ бытие – бытие  языка.  Бытие говорит с нами посредством языка, подсказывает нам, что говорить. («Бытие и время» М.Хайдеггер, 1889-1976).

ГОВОРЯЩЕЕ имя – собственное имя, в котором заключён характер человека: Молчалин у Грибоедова. Но может быть и название места: город  Глупов  у  Салтыкова-Щедрина.

ГОГОЛЕВСКИЙ период в литературе –  30-е начало 50-х гг.  XIX в., ощущение трагизма, катастрофичности бытия. Гоголь явился зачинателем нового направления в литературе – реализма.

ГОД  БАЛЛАД – так называли  1797  год  Гёте и Шиллер, которые состязались между собой в сочинении баллад. Для Шиллера этот жанр был новинкой.  Г.Б. дал стимул для развития и становления жанра баллады во многих европейских странах.

ГОДЗАН – японская поэзия двух типов: дзенская по содержанию и терминологии и традиционной китайской, насыщенной цитатами из китайской поэзии.

ГОЕНДЕ – в Туркмении народные сказители.

ГОКАН – в Японии иллюстрированные рассказы.


ГОЛАЯ агитация – так характеризовала советскую поэзию 1920-1930 гг. критика. В творчестве некоторых авторов наблюдалась подмена конкретного художественного содержания общими фразами:
Работа, работа, работа,
А отдых – постой, погоди.           А. Жаров


ГОЛИАРДЫ (чёртовы слуги, обжоры) – самоназвание испанских средневековых странствующих поэтов; то же, что и ваганты: кочующее студенчество (школяры), монахи. В Испании Г. сочиняли песни, боролись с арабскими завоевателями. Писали на латинском языке.
Жизнь на свете хороша,
Коль душа свободна,
А свободная душа
Господу угодна…


ГОЛЛИЯМБ – ямбический размер, получивший название от галлов, жрецов Кибеллы, употреблявших его в своих песнях. Вид его –  это соединение одного полного и одного неполного анакреонтического стиха.

ГОЛОС поэта – именно интонационными явлениями создаётся голос поэта. «Каждое новое явление в поэзии сказывается прежде всего новизной интонации» (Ю. Тынянов). Сюда так же относится умение найти свою тему и свой способ её раскрытия. Способность на старые темы посмотреть с новой точки зрения и выбрать новые слова и форму для её передачи. Но главное – у поэта должна быть своя точка зрения на различные явления жизни, своё видение мира.

ГОЛОСЯНКИ – жанр детского фольклора. Игровая песня. Кто дольше протянет последние звуки, тот выиграл:
Собирайтесь на полянке
И затеем голосянки!
А кто не дотянет,
Тот безголосым станет!
Эге-гей! Ве-се-ле-е-ей!

ГОЛУБИНАЯ книга –  древнерусское собрание духовных стихов. Наиболее известный памятник русской словесности. Имеется несколько списков.

ГОЛУБОРОГОВЦЫ – школа грузинских символистов, основанная поэтом В.Гаприндашвили (1888–1941). В неё входили П. Яшвили (1894–1937), Г.Табидзе (1892–1952),  Г. Робакидзе, С. Цирекидзе  и др.  Эта школа оказала заметное  положительное  влияние на литературный процесс. Их творчество сложно и неоднозначно, но всегда оставалось в рамках национальных интересов.

ГОЛУБОЙ салон – образован в первой половине XVII в. в Париже (отель Рамбулье).  Его участниками были Ж. де Сегре (1625-1701), А. Дезульер (1631-1694), аббат Катен (1604-1682), К. Мальвиль (1597-1647). В своих произведениях поэты отдавали предпочтение условным поэтическим образам, проявляли интерес к пастушеской поэзии, но ими не был забыт и петраркизм.

«ГОЛУБЫЕ  ГУСАРЫ»  – группа французских писателей середины XX в.,  воплотивших  в своём творчестве легенду о голубых гусарах, как условно называли героев Стендаля. Молодые авторы находили скучным пафос книг о Движении Сопротивления и тягодумный экзистенциализм, предпочитая авантюрно-любовные сюжеты и героя «гусара». «Г.Г.» не образовали своей школы. К ним относятся Мишель Деон, Жан Жионо (1895–1970), , Франсуаза Саган (1935–2004) и др.

ГОМЕОЗИС – украшение, усиление и расширение речи посредством сравнения (икон, парабола, парадигма).

ГОМЕОЛОГИЯ – нагнетание однокоренных или одноструктурных  слов:  Всё у неё  было уменьшительное (умалительное, умолительное, умилительное…), вся речь (М. Цветаева).

ГОМЕОПРОФЕРОН – сквозная консонантная анафора. Случай линейной инструментовки (Г. Шенгели, 1894-1956):  Пётр Петрович пошёл погулять, поймал попугая – понёс продавать. Просил полтину – получил половину (В.Даль, 1801-1872).

ГОМЕОПТОТОН – нагнетание слов с одинаковыми окончаниями:
Звоны, певы, гулы, гуды
В тишине полей плывут.        В.Стражев

ГОМЕОТЕЛЕВТОН – подобие окончаний, звуковое совпадение конечных элементов слов, основа рифмы. Используется в стихах и в прозе.  – Эх, юноша, – он говорил вздыхая…  – Затея с рыбами пустая.  Сюда съезжается весь свет, а ловят ли? Ей-богу нет! (О.Постнов).

ГОМЕРИДЫ –  подражатели Гомера.

ГОМЕРОВ порядок – такая последовательность аргументов, при которой в начале идёт сильный аргумент, в середине – второстепенные, а в конце основной. Это психологический приём аргументации.

ГОМИЛЕТИКА – раздел христианского богословия, учение о проповеднической деятельности.

ГОМИЛЕТИЧЕСКАЯ литература –  в богословии литература, рассматривающая теоретические и практические вопросы церковной проповеди.

ГОМИЛИАРИЙ – собрание бесед и проповедей, составленное на основе творений отцов церкви. Читается по четвергам, воскресеньям и в праздники.

ГОМИЛИЯ – в армянской средневековой литературе аналитико-экзегетическая форма проповеди, содержащая толкование прочитанных мест «Священного писания». Мамбек Верцаназ считается автором трёх гомилий.

ГОМОМОРФИЗМ – неполное, приближённое отражение структуры оригинала: жизнь – и её передача в книге.

ГОНГОРИЗМ – вычурный манерный стиль в испанской литературе, получивший свое название по имени создателя этого стиля, испанского поэта Луиса де Гонгоры (1561-1627), представителя испанского барокко. Стихи его написаны тёмным языком, синтаксически запутанными фразами, со сложными метафорами и многообразными тропами.

ГОНДОЛЬЕРА – песня венецианских гондольеров, тоже, что баркарола.

ГОНЗО-СТИЛЬ – направление в журналистике, для которого характерен глубоко личный и субъективный стиль повествования от первого лица. При этом автор выступает как участник описываемых событий. Для этого стиля характерно использование цитат, сарказма, юмора и даже ненормативной лексики.

ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ – присуждается за лучший французский роман. Учреждена в 1896 г. Э. Гонкуром (1822–1896) в честь своего брата Ж. Гонкура (1830-1870). Первым Г.п. в 1903г. получил Дж.-А.Но (1860-1918) за книгу  «Враждебная сила».

ГОНОРАР  – денежное вознаграждение автору напечатанного труда.   

ГОРАНИБЕЖ – курдские народные певцы-импровизаторы, сказители.

ГОРГИЕВЫ фигуры – приёмы выразительности,  открытые Георгием Леонтинским (ок. 480–380 г. до н. э.): антитеза, градация, гипербола, риторический вопрос,  амплификация и т.д.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ритм – симметричное чередование ударных и безударных слогов ведёт к образованию Г.р. или микроритма.

ГОРИЗОНТЫ  ожидания – реально существующие читатели предъявляют к литературе определённые установки восприятия литературы. Рецептивная эстетика называет их  «горизонты ожидания».

ГОРОДСКАЯ литература – в средневековой культуре XII-XIII вв. большое место принадлежит городам. В них развивались светские мотивы. Но в ней также много критических и сатирических
Сюжетов. Г.л. создавалась на национальных языках. Эта литература использовала также фольклор. В ней появляется новый герой—ловкий пройдоха.

ГОРОДСКАЯ поэма –  литературный жанр в Турции Х в.

ГОРОДСКАЯ речь – это речь нескольких групп жителей. В первую очередь это речь интеллигенции, потом речь пролетариата (рабочих), речь деклассированной части общества и жаргонизмы. 

ГОРОДСКОЙ романс  –  жанровая разновидность русского романса, созданная во второй половине XIX в. Впервые термин «романс» начал использоваться в России в конце XVIII в. Во второй половине XIX в. наметилась тенденция к разветвлению жанра на две ветви: «классический» («профессиональный») и «городской» («любительский»). В начале ХХ века складывается разновидность Г.р. – «жестокий» романс, вобравший в себя интонации русской и цыганской народной песни, его отличает ярко выраженный мелодраматизм.

«ГОРОЖАНЕ» –  ленинградская группа писателей. В неё входили С.Давлатов, В.Марамзин, И.Ефимович, Б.Вахтин. Она существовала с 1960 по 1970 гг. Названа «Г.» в 1964 г., когда по инициативе Б.Вахтина (1930-1981) был составлен сборник «Горожане». Участников «Г.»  объединяло стремление к обновлению языка литературы, к свободному творчеству. Они отрицательно относились к советской официальной литературе и к её оппонентам из журнала «Новый мир».

ГОСАН – народный сказитель в Парфии, древнем Иране.

ГОСТИЦИЗМ – движение в Дании и Швеции ХVIII в., пробуждение национального сознания. Главное в Г. – увлечение скандинавской культурой, которую ещё в ХVII в. называли готской, что обозначало стремление деятелей культуры опереться на некое общегерманское наследие.

ГОСУДАРСТВО и литература – влияние государства на творчество. Так, в античные времена было запрещено писать сатиры на конкретных лиц. В средние века папа римский издаёт индекс запрещённых для чтения христианами книг. В дальнейшем шло гонение на писателей, критиковавших общественный строй.
ГОТИЧЕСКАЯ литература -- это жанр литературы второй половины 18 в. Жанр, в котором использовано приятное, эстетизированное чувсиво страха.

ГОТИЧЕСКИЙ роман – явление в литературе ХVIII в., период предромантизма: попытки совместить поэзию таинственного, загадочного с вполне реальными явлениями жизни. Г.р.  нередко включал в себя критику феодальной тирании, церковного деспотизма и суеверия.

ГОТОРНОВСКИЙ символ – термин (по имени американского писателя XIX в. Н. Готорна, 1804-1864) обозначает нерасторжимый символ идеи и образа, которые только и смогут существовать в слитном единстве.

ГОТСКИЙ союз – образован в 1911 г. как объединение писателей, цель которых состояла в том, чтобы дать шведской историографии, литературе и искусству национальное направление.

ГОФЕН –  особый жанр песен, представленный в древней китайской «Книге песен».

ГОШГИ – традиционная форма туркменской поэзии, четверостишия в форме диалога.

ГОШМА1 – строфическая форма лирического стихотворения тюркоязычных народов. Состоит из пяти четырёхстрочных строф. Метрика слоговая – в строке одиннадцать слогов. В последней, пятой строфе, названо имя автора.

ГОШМА2 – форма азербайджанского народного (ашугского) стиха, каждая строфа которого состоит из четырёх строк. В первой строфе одной рифмой соединяются вторая и четвёртая строки, а первая и третья не рифмуются. Рифма первой строфы повторяется в четвёртой строке всех последующих строф, в которых первые три строфы имеют свою рифму.

ГРАБИАНИЗМ – направление в немецкой литературе ХV – ХVI вв., примыкающее к средневековому жанру наставлений по этикету. Г. развился в шванках и фахтнахшпилях, социальной и религиозной литературе, сатире. Образ Св. Грабиана – покровителя наглецов и простаков – впервые встречается у Себастьяна Бранта в 72 главе «Корабля дураков». Литература Г. обращалась к низменным темам, использует грубую брань, непристойности и порнографию.

ГРАДАЦИЯ – постепенное усиление. Стилистическая фигура, состоящая в нагнетании (или ослаблении) сравнений, образов, эпитетов. Г. состоит в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже – уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления.
Пример восходящей градации: Пришёл, увидел, победил – Юлий Цезарь.
Пример нисходящей градации:
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.                Ольга Бергольц
«Градация сосредотачивает внимание на определённом объекте, мысли, чувстве, придаёт большую силу и выразительность их передаче» (Г.Л. Абрамович).

ГРАЖДАНСКАЯ поэзия – поэтические произведения, идеи, темы и образы которых непосредственно связаны с общественной жизнью и борьбой народа за свободу и счастье.

ГРАЖДАНСКИЙ романтизм – особое течение в русском романтизме. Его можно назвать общественно гражданским. Его создателями были поэты-декабристы.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед народом, в котором он живёт и перед обществом: государство, партия, семья, церковь и т.д., в готовности защищать его права и интересы. Этому посвящены многие литературные произведения.

ГРАММАТИКА идей  –  законы организации композиционного и концептуального уровня стиха  (В. Виноградов, 1895–1969).

ГРАММАТИЧЕСКАЯ рифма1 – рифма с одинаковыми суффиксами или окончаниями: Перстенёчек золотой, /Ненаглядный, дорогой (А. Кольцов).

ГРАММАТИЧЕСКАЯ рифма2 – «… так называемые грамматические (суффиксально-флективные) рифмы: отбивает–отгоняет (Симеон Полоцкий), и были такие эпохи, когда более ценилась «рифма разнородная», образованная разными частями речи или грамматическими формами (ночь – прочь и т.п.). Грамматические рифмы, особенно отглагольные, как слишком лёгкие, считаются недостаточно искусными, хотя употребляются всеми поэтами вплоть до наших дней» (В.Е. Холшевников).
По садам уже кудрявясь,
И на липах, и на клёнах
Распустилась нежно завязь
В бахромах темно-зелёных.
И по соснам вновь запрыгал
Дятел громко и проворно,
Из-под шишек в чаще игол,
Вышелушивая зёрна.                И. Лялечкин

ГРАММАТИЧЕСКАЯ связность текста – В одном тексте, как правило, глаголы употребляются в форме одного вида и времени. Если рассказ пишется в прошедшем времени, то и продолжать его надо также.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ стилистика – изучает выразительные средства языка, главным образом стилистическую окраску слов, фразеологических выражений, грамматических вариантов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ уровень стиха; – строй языка данного поэтического произведения. Правильность соединения слов в предложении и предложений в куплете.

ГРАММАТОЛОГИЯ1 – исследование письма в обобщённом смысле, в совокупности условий всякого означения.
ГРАММАТОЛОГИЯ2 – постструктуралистская наука о письме как знаковой системе взаимной коммуникации людей и о роли письма в культуре.

ГРАМОТНОСТЬ – умение читать и писать. В царской  России учиться в школах могли далеко не все дети. В высшие учебные заведения принимались в основном дети дворян. В США периода рабства обучать негров грамоте строго запрещалось. В широком смысле Г. – знание достижений современной культуры.

ГРАМОТНОСТЬ и КУЛЬТУРА – грамотность – лишь начало культуры, первая ступень её, фундамент её развития. Грамотность стихотворная ещё не есть поэзия. Она лишь начало развития культуры поэтической, соединяющей в себе обширные знания о мире и обществе с пониманием основ языка, его истории, его возникновения и развития. Развитие вкуса к слову, к его тончайшему оттенку смысла – всё это должно быть предметом тщательного наблюдения и изучения занимающегося поэзией. Культурным поэт становится только в том случае, когда овладеет всеми тонкостями поэтического мастерства и знанием мировой культуры.

«ГРАНЕЛЛЕСК» – шуточная академия, организованная в 1747 г. в Венеции. Объединяла любителей старой поэзии, стремившихся к сохранению чистоты итальянского языка, боровшихся против литературных новшеств. Основным противником был К.Гольдони (1707-1793).

ГРАНИЦЫ литературы  –  они очень изменчивы и  отделяют литературу от не-литературы.  Основными их границами  являются род и вид литературы.

ГРАНИЦЫ текста – категория анализа текста, позволяющая отделять возможный мир текста от мира объективной действительности. Конструируется так, что все высказывания художественной речи попадают в зону неявных деятелей, отделение этих высказываний(речи) в сферу вымысла, что имеет ряд важных следствий. Одним из них выступает выделение высказываний художественной речи из-под власти стандартных норм оценки (высказывания художественного текста истинны лишь в строгих рамках данного текста). Другим важным следствием является правило понятийной выделенности автора и читателя.

ГРАСЬОСО – традиционный комедийный персонаж, шут-балагур, в испанской комедии ХVII-ХVII вв.

ГРАФА – раздел текста, рубрика.

ГРАФФИТИ – 1) древние и средневековые надписи магического, бытового и т.п. характера, нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.д.; 2) надписи на стенах здания, сделанные от руки.

ГРАФИЧЕСКАЯ просодия – визуальное измерение стихотворного ритма.

ГРАФИЧЕСКАЯ форма – форма расположения литературного материала. Так, стихи почти всегда пишутся отдельными строками–стихами. И эта графическая строка является указанием, как следует читать стихотворение, на какие ритмические части оно делится. В свою очередь группы стихов отделяются друг от друга пробелом, указывающим на паузы. Эти пробелы есть знак членения произведения. Точно так же и в прозе. 

ГРАФИЧЕСКИЕ рифмы  – рифмы, которые совпадают при написании, но не в произношении: вечно – конечно (произносится «конешно»).

ГРАФИЧЕСКИ-акустическая рифма – основным свойством такой рифмы является безукоризненное совпадение клаузул. Это точная рифма:
Поговори хоть ты со мной,
Подруга семиструнная,
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная.                А. Григорьев

ГРАФИЧЕСКИЙ метод в литературе – впервые встречается в работах А. Белого. Г.м. обладает сочетанием точности и наглядности. Он доступен рациональному и чувственному восприятию. График моделирует реальное движение поэтической  речи во  времени. Именно графический метод выявляет ритмическую основу звучности стиха и делает возможным её сопоставления с ритмом образа.

ГРАФИЧЕСКОЕ звучание слова  –  это его буквенное обозначение.

ГРАФИЧЕСКОЕ оформление – оформление текста, помогающее процессу восприятия литературного произведения, придающее тексту зрительную выразительность: печатание стихов колонкой, лесенкой, выделение длинных или коротких строк и т.д.

ГРАФОМАНИЯ – ненормальная, зачастую болезненная тяга человека, не имеющего способностей к литературному творчеству, заниматься именно написанием стихов или прозы.

ГРАФФОН  –  нарочитое искажение слова:
Некотолые думают,
Чито плаво и рпево
Нерьзя пелепутать.
Стланное забруждение!      Э.Яндль

ГРАЦИЯ – особый вид красоты, проявляющийся в лёгкости, пластичности движений и форм. В искусстве это лёгкое, остроумное, изящное развитие небольшой темы, тонкость её трактовки собственными формами – короткое стихотворение.

ГРАЦИОЗО – комический слуга в испанской народной драме.

ГРЕАСБОНИЗМ – концепция (1979 г.) чилийского поэта Умберто Диас Касануэва (1906–1992). Он считал, что поэт должен творить собственную эстетическую реальность.

ГРЕБ-СТРИП (захудалый, замухрышка) – писатели-неудачники, которых обычно эксплуатировали буржуазные издательства. В ХVII-ХVIII вв. название улицы в Лондоне, где жили нуждающиеся

ГРЕЙХИ – в Марокко импровизаторы песен – грихи.

ГРИХ – жанр поэзии жителей Марракеша (Марокко) Это лёгкие песни, часто импровизационного характера. Жанр изобретён аль Масуди в XVII в.

ГРЕКОФИЛЬСКАЯ школа – это научно-переводческое направление в армянском средневековье, середина V в. до начала VIII в., литераторы, писавшие что угодно за любую цену. Переводчики переходят от религиозных переводов на дидактические и философские. Сам армянский язык обогащается новыми речениями и оборотами речи. Писатели воспринимают лучшие черты греческой литературы.

ГРЕЧЕСКИЙ роман – жанр греческой литературы II-I вв. до н.э. В создании романа большую роль сыграли как элементы эллинистической любовной поэзии и идиллической новой комедии, так и легенды, мифы, в том числе восточные, и псевдоисторические сюжеты. Эти темы были сильно переработаны с использованием риторических приёмов. Использовались в основном мифы об умирающих и воскресающих героях. Сюда относятся «Херей и Каллироя» Харитона Афродисийского, «Дафнис и Хлоя» Лонга (II в.), «Эфиопика» Гелиодора и др.

ГРЕЧЕСКОЕ возрождение – так называют эллинистический и римский период II в. до н.э., отмеченный оживлением культурной жизни в Ахайе. В литературе усилилось внимание к истории, к накоплению фактов из жизни царей. Так Полибий (200-120 до н.э.) создал монументальный труд в 40 томов по истории Греции, Македонии, Малой Азии и Египта. А Диодор Сицилийский (90-21 в. до н.э.) создал 40-томный труд по истории религии, философии Греции и Италии, Востока. Сохранилось 15 томов. Историк Флавий (37-95 гг. н. э.) написал труд «Иудейская война».

ГРИБОЕДОВСКАЯ премия  – учреждена в 1878 г. Обществом русских драматических писателей и оперных композиторов. Вручалась за лучшую пьесу ежегодно с 1883 г. по 1917 г.

ГРИЗЕТКА – во французской литературе молодая девушка (швея, модистка и т.п.) не очень строгих правил.

ГРИМУАРЫ (гримория) – книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызывания духов или содержащая колдовские рецепты.

ГРИОТЫ – общее название сказителей, певцов, музыкантов З. Африки. В прошлом это особая каста; Г. проходили обучение в специальных школах, воспевали ратные подвиги своих хозяев, их мудрость, щедрость. Говорили о делах прошлого. Г. были хранителями многих исторических сведений и заменяли архивы.

ГРИФОНАЖ – беглые наброски импровизационного характера, обычно на полях рукописи.

ГРИФЫ – греческое название загадок.


ГРОБИАНСКАЯ литература –  разновидность сатирической литературы немецкого бюргерства  XV-XVI вв.  Названа по имени героя книги С.Брандта (1458-1521) «Корабль дураков»  «святого» Гробиана.      

ГРУБЫЙ реализм – в России 60-х гг. XIX в. группа писателей-демократов (Н. Чернышевский, Ф.Решетников, Н.Помяловский и др.), внимание которых привлекали явления жизни, ранее остававшиеся незамеченными, а главное – новая точка зрения на мир. Они ратовали за то, чтобы народная масса в целом и каждый отдельный человек поднялись до сознания участия в решении важнейших социальных проблем

«ГРУППА» –  неформальное литературное объединение поэтов, своего рода литературный клуб, в 1960-70-х гг. – основной центр обновления английской поэзии в период поэтической революции шестидесятых. Объединяло участников «Г». признание права поэтов на эстетический плюрализм, стремление к осуществлению синтеза разных эстетических канонов на основе усвоения лучшего из них.  «Г». исходила из того, что стихи так или иначе связаны с объективной действительностью; поэзия рациональна  в словесном оформлении, а значит может быть предметом обсуждения.

ГРУППА  «Молодых» – группа еврейских писателей, живших в США, была создана в 10-х гг. XX в. В неё входили символисты и футуристы. Все они отвергали реализм в литературе. Ими было издано восемь томов сборника «Записки».

ГРУППА «МОСКОВСКОЕ время» – литературная группа, образованная авторами альманаха «М.в.» (1970). В неё входили А.Сопровский, С. Гандлевский, Е. Степанов, Б. Кенжеев, А. Цветков и др. Они были близки друг с другом поколенчески, мировоззренчески, но не стилистически. Они писали в духе критического сентиментализма. Их объединяло убеждение, что реализм "не исчерпывает" окружающую действительность, ибо за нею существует тайна. «Свой» стиль группы: предельная точность, даже прозрачность высказывания сочетается с блестящей огранкой стиха в строгих рамках формы.

ГРУППА но;вых писа;телей – литературная организация писателей Замбии, созданная в 1970 г.

«ГРУППА 1925» – сложившаяся в 1925/28 гг. в Берлине из писателей левой, буржуазно-демократической и коммунистической ориентации. «Г.1925» – это попытка активизировать литературную жизнь Берлина, как писал Иоганн Бехер. Единственная тема всех дискуссий – «Буржуазное революционно-пролетарское искусство». В Группу входили Б. Брехт (1898-1956), И. Бехер (1891-1958), Л. Франк (1882-1961) и др.

«ГРУППА 42» –  создана была Я.Ганч  в Чехии в 1942 г. В неё входили поэты, ещё ничего не опубликовавшие: Л.Кундера, Й.Критнар, Й.Коларж и др. Эта группа открыла новый художественный стиль – цивилизм. Они искали вдохновение в поэтике современного города, в его скрытой жизни, полной фантазии и неожиданностей.

ГРУППА 45 — в Бразилии появляется группа молодых поэтов, отрицающих новаторство модернистов. Они выступают за серьёзную, уравновешенную лирику. Их целью былоусовершенствовать поэтическую форму. В группу входили Ледо Иво (1924-2012), Периклес Эуженио де Силва Рамос (1919-1992) и Жеир Кампос (1924-1999).

«ГРУППА 47» – объединение (1947 г.) западногерманских писателей. В 50-х годах творчество её членов (Х. Рихтер, Г. Бёлль, Г. Айх и др.) способствовало становлению антифашистских и социально-критических тенденций в литературе ФРГ. Г.47 распалась в начале 70-х годов ХХ в.

«ГРУППА-61» – объединение (1961) писателей ФРГ (К. Гайслер, фон дер Грюк, Г. Вальрафи и др.) критически освещало проблемы жизни рабочих своей страны.

«ГРУППА 1963» – итальянское неоавангардистское объединение (1963-69 гг.); деятельность его заключалась в издании ряда журналов и была закрыта из-за разногласий.

«ГРУППА «Ы» – в Германии дерптское объединение литераторов, целью творчества которых было отражение мира индустриального труда.

ГРЯЗНЫЙ реализм – направление в литературе 8огг. ХХ в. Писатели в своих книгах показывали неприглядную сторону (пьянство, наркоманию) окружающей жизни. Одним из таких авторов был американец Ч. Буховски.

ГУАРАНА – парагвайские народные песни.

«ГУАЯКИЛЬСКАЯ гру;ппа» – писатели-реалисты Эквадора: Деметрио Агилера Мальта (1902-1981), Хоакин Гильегас Лара (1911-1947), Энрике Хиля Хильберт (1912-1973) и др. В своих книгах они поднимали социальные вопросы и описывали реальный быт народа, используя сленг и не нормативную лексику.

ГУ ВЭНЬ –  в Китае движение к естественному стилю в ханьской прозе (206 до н.э.- 220 ню. Э.). Он отличался ясностью, лаконизмом и энергией.

ГУГУРИТАН – в сунданской (народность сунды, Индонезия) литературе небольшие произведения, написанные какой-либо одной регламентированной формой, размером.

ГУДЖАРАТ видея сабха (научное общество Гуджарат) – создано в 1848 г.  в Индии , г. Ахмадабад,  для пропаганды гуджаратской литературы, искусства и культуры. С 1845 г. общество издаёт журнал «Свет мудрости».

ГУДЖАРАТИ сахитья паришад (общество гуджаратской литературы) – индийская литературная организация. Основана в 1905 г. в Ахмадабаде. Её задачей является пропаганда гуджаратской литературы, развитие критики и литературоведения.

ГУЛЬЕР – в узбекском фольклоре праздничная застольная песня.

ГУМАНИЗМ – человеческий, человечность – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способность к совершенствованию.

ГУМАНИЗМ в искусстве – отражение в произведениях искусства общечеловеческих прогрессивных идей, заключающихся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, в утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений. В защите достоинства и прав личности, её свободы и всестороннего гармоничного развития. «Высшая цель искусства – всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, формирование её потребностей и ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма» (Ю.Б. Борев).

ГУНКИ – в японской литературе военные эпопеи, точнее историко-героические повести периода господства самураев. Сюжетами служили эпизоды борьбы дома Миномото и Тайра за власть.

ГУНА – в индийской поэтике термин для обозначения главных украшений стиха – достоинства; всего их выделяют десять: архавьяити – доступность смысла; прасада – ясность, использование слова согласно его значению; ударатва – приподнятость речи, зависящая, например, от применения орнаментальных эпитетов; мадхурья – сладость, благозвучие; одажас – сила, употребление сложных слов; и др.

ГУР – в Монголии религиозно-философские стихи.

ГУРБАН-ВАЯНОВСКАЯ школа – в 20-х гг. XIX в. во главе буржуазно-националистического течения встал поэт прозаик и журналист С. Гурбан-Ваянский (1847-1916). Он создал целую школу писателей и культурных деятелей. Наиболее интересной из них была  поэтесса Е.Н. Салтанова.

ГУРИНДАН – малайские рифмованные дидактические двустишия. Первый стих содержит условия, второй – следствия. Каждый стих имеет 8–10 слогов.  Г. генетически близок к малайским пословицам.

ГУСАНЫ – армянские народные певцы, рапсоды, бывшие и актёрами. Свои, мифологические сказания , эпические плачи, песни бездомных скитальцев (гариби) они пели под барабан, свирель, лиры, трубы.

ГУСИТСКИЕ песни – чешские народные песни духовного содержания времён Реформации. В них отражались революционные патриотические чувства участников гуситского движения ХV в.

ГУСЛЯР – древнерусский певец-профессионал, исполнявший былины и песни под звон гусель «яровчатых».

ГУСТАВИАНСКИЙ классицизм – литературное направление в Швеции ХVIII в., период правления Густава III. Г.к. как идеология, характеризует писателей разного толка, но в произведениях преобладали эпические черты. Король и его окружение поддерживали французские традиции классицизма.

ГУТАРКИ – в белорусской литературе короткие рассказы в форме диалога двух крестьян.

ГУТОРКИ – в белорусской литературе прозаические и стихотворные разговоры. Создаваться подобные литературные произведения начали во второй пол. XIX в.

ГУТИШИ – старинный китайский стиль поэзии. Он менее регламентирован и по числу строф, и по  правилам рифмовки, и по чередованию тонов.

ГУЦЫ – в Китае повествовательный жанр под бой барабана, эпическое песенно-повествовательное произведение.

ГЫБЗА – в Кабарде (С. Кавказ) плачущий язык, песни, связанные с большим несчастьем – смертью, болезнью, убийством. Исполняют их женщины.

ГЫФЫЛБЕНД – гошма, содержащая загадку. Ею пользуются ашуги во время состязаний – дейишме.


Рецензии