Жизнь в письмах. 23 - Пятая встреча

     (Материал из книги "Жизнь в письмах")


     ПРИГЛАШЕНИЕ

«Победа в Великой Отечественной войне была одержана советским народом во имя мира и жизни на земле. Своим избавлением от угрозы фашистского порабощения, своей свободой человечество в огромной мере обязано первому в мире социалистическому государству, его исторической Победе над врагом».


(Из постановления ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов).

Сыну погибшего в боях за нашу Советскую Родину тов. Соколову Владимиру Викторовичу.

Шевченковский райком партии, исполком районного Совета народных депутатов и Совет ветеранов 199 стр. дивизии сердечно приглашает Вас на встречу (с 7 по 9 мая 1987 года), посвящённую 42-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 45-летию ожесточённых боёв на территории нашего района.

Райком Компартии Украины.
Исполком  райсовета народных депутатов.

Наш адрес: Харьковская обл., пос. Шевченково (райцентр).

Транспорт: Автобусы (с Центрального автовокзала г. Харькова).

Харьков  – Купянск (проходящий).
Харьков  – Шевченково.
Поезда  – до ст. Шевченково-Южное.
Прибывающим с Востока и Донбасса – поездами до ст. Купянск-Южное, затем автобусом (40км).

По прибытию обращайтесь в райисполком.
Размещение в райцентре и сёлах районах.

Примечание: Это приглашение мне прислал С.А. Гринберг в своём письме от 15 апреля.

  *   *   *

Дорогой Владимир Викторович, Совет ветеранов 199 с.д. 1-го формирования 38 армии Юго-Западного фронта готовит встречу однополчан 8 – 10 мая 1987 г. в пос. Шевченково Харьковской обл..

Просим сообщить о своём приезде и количестве человек.

Секретарь Совета ветеранов 199 с.д.

/ Алексеева А.Н. /

  *   *   *

Пос. Шевченково,
газета «Вперёд».

       ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Дорогие Шевченковцы!

День Победы, который мы отмечаем сегодня вместе с вами, навсегда вошёл в историю нашей Родины. Он ознаменовал полный разгром немецкого фашизма, который ставил перед собой цель победить наши народы.

От всей души поздравляем вас с праздником! Желаем радости, счастья, новых успехов в выполнении исторических решений 27 съезда КПСС.

Совет ветеранов 199 стрелковой дивизии

ПЛАН  ПРАЗДНОВАНИЯ  ДНЯ  ПОБЕДЫ  В  ШЕВЧЕНКОВО

На празднование приглашаются участники Великой Отечественной войны, представители 199 стрелковой дивизии, которая принимала участие в оборонительных боях на Шевченковщине в 1941 – 1942 годах, а так же все жители посёлка.

9 мая 1987 г.

9.00. 
Отъезд делегации 199 стрелковой дивизии на встречу с жителями села Граково Чугуевсого района.
Отъезд делегации 199 стрелковой дивизии в г. Купянск для почтения памяти командира дивизии Давыдова-Лучицкого.

10.00.
Участие представителей 199 стрелковой дивизии в торжественно-траурном митинге посвящённому Дню Победы. Место проведения митинга – мемориал погибшим.
Участие представителей 199 стрелковой дивизии в митингах колхоза «им. Куйбышева» и «им. Ватутина».

11.00.
Концерт и конкурс детского рисунка на центральной площади посёлка.

15.00.
Посещение краеведческого музея.

20.00.
Массовое гулянье на центральной площади посёлка.

МОЙ   ФРОНТОВОЙ   ДРУГ

В памяти тяжёлое лето 1941 года. Под ударами превосходящих сил врага наша дивизия отступала на восток. Время от времени мы переходили в контрнаступление, и иногда удавалось потеснить фашистов.

В сентябре враг был вынужден прекратить наступление. Наша дивизия в это время заняла оборону на рубеже населённых пунктов: Худояр, х. Красный Лиман, Бурлуцкий разъезд, Семёновка. Первая рота 500-го артполка, которой я командовал, в это время поддерживала огнём стрелковый батальон.

Как-то в середине месяца мне позвонили из штаба полка; «Вам выделено два человека пополнения в разведку». Так я впервые встретился с сержантом Петром Александровичем Пацюком. В разговоре выяснилось, что его отец был одним из активных зачинателей колхозного дела в Кременчугском районе и первым председателем колхоза «Победа». Но умер он рано. Лишившись отца, Пётр познал работу, закончив семилетку, вступил в комсомол. Позднее, работая в колхозе, он организовал комсомольскую работу в селе.

С первых дней войны в составе батальона политбойцов Пётр пошёл на фронт. Защищал столицу Украины – Киев, города и сёла Полтавщины. В коротких перерывах между боями окончил школу младших командиров. Затем был направлен к нам в арт-полк. Принял под своё командование отделение разведки в первой батарее. Смелым, решительным разведчиком сержант проявил себя уже в ноябрьских боях за Бурлуцкий разъезд. Разъезд и соседние высоты находились в руках врага, и он использовал этот выгодный плацдарм для огневых налётов бронепоездов по нашим войскам. В кровопролитных боях за разъезд Пётр Пацюк находился в боевых порядках пехоты, поддерживал связь с батареей, передавал координаты боевых точек врага. Бурлуцкий разъезд был взят.

Готовясь к наступлению в мае 1942 года из села Волхов Яр в направлении станции Булацеловка, где была наша оборона, немцы перебрасывали свои пехотные подразделения. Это было перед заходом солнца. Враг, видимо, рассчитывал, что будет не-замеченным, но просчитался. Сержант Пацюк, ведя беспрерывную разведку, заметил передвижение вражеских частей и сообщил мне. Посмотрев в стереотрубу, я убедился в достоверности донесения разведчика. В сторону фронта, приблизительно за два километра от нашего переднего края, передвигались немецкие пехотинцы количеством до батальона. Местность, по которой они проходили, была хорошо пристреляна нашей батареей. Снарядов у нас было достаточно, и я подал команду: «По фашистской пехоте осколочно-фугасным снарядом прицел такой-то, батарея четыре снаряда беглым – огонь!»

Поднялись разрывы. Я менял направление и прицел, в зависимости от того, куда бежали уцелевшие враги, и командовал: «Огонь!» Потом перешёл на стрельбу шрапнелью. Всего, выпустив, больше 100 снарядов. Можно с уверенностью сказать, что половина вражеского батальона была уничтожена.

Приблизительно через три дня после этого рассказанного случая сержант Пацюк, который находился на передовом наблюдательном пункте, докладывает по телефону: «Ночью на нейтральной земле между нашей и немецкой обороной приземлился немецкий самолёт. Немцы его замаскировали. Вот его координаты». И продиктовал их.

В стереотрубу самолёта не было видно, но место маскировки можно было рассмотреть. Мне не верилось, что это замаскированный самолёт, но два снаряда решил выпустить. Первым снарядом сорвало маскировку, и я чётко увидел поблескивающие на солнце крылья. Впервые нашим батарейцам представилась возможность уничтожить вражеский самолёт. Что мы с удовольствием сделали.

Во время войны нередко приходилось проводить ночную разведку боем силою роты или батальона. Как правило, артиллеристы прикрывали вылазку огнём. Ночным корректировщиком огня всегда был Пётр Пацюк. Он делал это отменно.

Припоминается случай, что произошёл в Сталинграде. Наша пехота прорвала вражескую оборону и стала продвигаться вперёд. Но тут ожил пулемёт в одном из уцелевших дзотов. Наступление прекратилось. Тогда сержант Пацюк с разведчиком Черноусовым пробрался в тыл огневой точки противника и уничтожил двух фашистов, что там засели. Третьего, ефрейтора, награждённого железным крестом, приволокли на батарею. Пленный дал важные для нашего командования данные про оборону фашистов.

Большую дорогу под вражеским огнём прошёл мой боевой друг Пётр Александрович Пацюк. Шёл дорогами отступления от Киева, Полтавы, Харькова до Сталинграда. Затем освобождал Белгород, Харьков, Полтаву, форсировал Днепр в районе Бородаевки, Вислу, Одер, освобождал Польшу, Чехословакию, брал Дрезден. Был  ранен.

В последние годы хлеборобы Кременчугщины знают его, как одного из лучших руководителя организаций, неизменного председателя районной комиссии Советского фонда мира. До боевых орденов и медалей добавились награды за работу и почётные знаки Советского фонда мира.

Сейчас бывший разведчик, подполковник в отставке Пётр Александрович Пацюк заслуженный пенсионер, но продолжает трудиться в колхозе «Дружба».

;  Нет благороднее дела, чем выращивать хлеб и защищать Отечество – сказал когда-то мой фронтовой друг. Этим благородным словам он и посвятил свою жизнь.

Иван Тернавский, бывший комбат,
Герой Советского Союза.

с. Коростень

  *   *   *

ПЯТАЯ   ВСТРЕЧА

В конце апреля я получил приглашение на встречу с ветеранами 199 стр. дивизии в пос. Шевченково от Алексеевой А.Н. – секретаря Совета ветеранов 199 с.д. и от Шевченковского райкома и райисполкома (прислал Гринберг С.А.).

Конечно, мне очень хотелось вновь побывать на могиле отца (последний раз я был там с сыном в 1978 году), встретиться с ветеранами 199 стр. дивизии, с местными жителями, проведать М.Н. Грачёву и посетить могилу М.И. Грачёва, который так много сделал для меня. Фактически все мои поиски начались с него. Он же организовывал и первые встречи на харьковской земле. Я буду ему всегда очень, очень благодарен.

С 4 мая я взял отпуск, а 6 мая в 8.45 выехал поездом в Харьков. В купе я ехал с женщиной, которая в 16 лет попала в плен, была в Австрии. Во время пути она очень много рассказывала о войне, о жизни в плену, об освобождении и возвращении на Родину.

В Харьков приехал 7 мая в 8.15, т.е. через сутки. Сразу же поехал к Грачёвым. Дорога к ним мне была уже хорошо знакома. Ехал к ним, как к близким родственникам. В 9 часов я пришёл к ним, но дома ни кого не было. С телефонного автомата позвонил Гринбергу С.А. (из дома я звонил ему, что приеду, но слышимость была плохая, и я не понял, поедет ли он на встречу в Шевченково), но мне ответили (дочка или жена), что он в 8 часов уехал на вокзал. Я стал ждать Марию Николаевну. Часов в 11 я увидел её. Она сильно постарела. Я не видел её 9 лет. Она, конечно, меня не ждала (о том, что я приеду на встречу, ни кто не знал, кроме Семёна Абрамовича).  Мария Николаевна очень обрадовалась моему приезду, прослезилась. Пришли в квартиру, поговорили с ней обо всём, и после обеда пошли с ней на могилу Михаила Ивановича (это метров 300-400 от дома). Возложили ему на могилу цветы и, конечно, я вспомнил все его добрые дела, которые он мне оказывал при своей жизни. Сфотографировал Марию Николаевну у его могилы. Потом мы вернулись к ней домой. После этого я поехал на вокзал, взял обратный билет домой и билет на автобус в Шевченково на 8 мая (в предварительной кассе). Вернулся к Марии Николаевне около 7 часов вечера. Дома уже был Вадик, а потом пришёл Станислав (её сыновья). Много обо всём говорили. После ужина я принял душ, как и в прошлые приезды, и лёг спать. Много в голове было разных мыслей. Долго не мог заснуть.

Утром после завтрака поехал на автовокзал. В 11 часов выехал в Шевченково и во втором часу был там. Ехал по знакомым местам. Приехав в Шевченково, сразу по-шёл в райисполком. Там мне сказали, что нужно пойти в военкомат. В военкомате зарегистрировали мой приезд. До меня уже было зарегистрировано 19 человек. Я попросил прочитать, кто был зарегистрирован. Из знакомых фамилий были только: Гринберг, Лошицкий, Алексеева и Кузнецова. Из военкомата меня направили в гостиницу. Пришёл в гостиницу, там, в холле уже были ветераны. Я сразу не сказал – кто я, и они на меня не обращали внимания. Были заняты разговорами о предстоящих мероприятиях и фронтовыми воспоминаниями. Я оформил документы на проживание в гостинице и подошёл к одному из ветеранов невысокого роста, разговорчивого (таким мне описала Мария Николаевна – Семёна Абрамовича Гринберга) и спросил: «Вы не Гринберг Семён Абрамович?». Он сказал: «Да, Гринберг, это я». Я ему представился.

Конечно, тут же обнялись, расцеловались. Сразу же подошла Августина Дмитриевна, Лошицкий и др.. Я поздравил их всех с наступающим праздником Победы. Много было вопросов с их стороны. Они мне сказали, что большинство участников встречи выехали из Харькова 7 мая в девятом часу утра от вокзала на служебном автобусе (автобус заказал Семён Абрамович). В то время я тоже был на вокзале, когда приехал из Сочи, но ничего не знал, что так была организована поездка. Они на автобусе заезжали в Чкаловскую школу. Посетили там музей (сказали, что там много материалов о моём отце, а один пионерский отряд носит его имя). Утром 8 мая они разъехались по школам района на уроки мужества, а сейчас собираются в Василенково (там находилась в школе часть ветеранов). Я оставил вещи в номере и собрался ехать с ними. В это время пришла Чубкова Галина Марковна (жительница Шевченкова). Она так же со всеми обнялась, расцеловалась. С ней я был уже знаком по предыдущей встрече.

Все собрались и поехали на автобусе в Василенково. Нас сопровождал второй секретарь райкома – Василий Андреевич. Он рассказывал и показывал, где проходила линия обороны, где были окопы. Ветераны с трудом узнавали эти места. Остановились на месте, где погиб командир дивизии – Давыдов-Лучицкий.

Приехали в Василенково в школу (это не доезжая Гетмановки, где я был в предыдущий приезд). Там была Алексеева А.Н. и др. ветераны. Сфотографировались около школы и поехали на поле, которое назвали «Оборонительное поле 199 с.д.». Там мы посадили несколько деревьев. Я помогал копать ямы для двух первых деревьев в двух рядах (рябины) и для последнего дерева в первом ряду (каштан). Здесь я встретил Евгения Филипповича, бывшего парторга в селе Троицком. Поговорили с ним о предыдущих встречах, о прошедших с тех пор изменениях. Вспомнили Михаила Ивановича Грачёва и др.. Я сказал ему, что мне нужно будет поехать в Троицкое, на могилу отца. Он сказал об этом Василию Андреевичу, который пообещал меня обязательно отвезти. Сфотографировались на память на месте, где посадили деревья, потом поехали в Шевченково.

Подъехали к гостинице. Василий Андреевич сказал водителю автобуса, что бы он меня отвёз в Троицкое. Мне хотелось побыть побольше с ветеранами и познакомиться с ними поближе, но и на могилу отца хотелось поехать. Я всем ветеранам объяснил, куда я еду, взял вещи и сел в автобус. Василий Андреевич сказал, что утром 9 мая он пришлёт за мной машину часов в 8-9. По плану 9 мая часть ветеранов должна поехать в Купянск, часть в Чкаловскую школу, а так же на Бурлуцкий разъезд. Мне хотелось побывать и на месте гибели отца, а так же в Чкаловской школе, где встретиться с Иваном Афанасьевичем, Красными следопытами, с пионерским отрядом, носящем имя отца и посетить музей (по рассказам ветеранов музей создан новый, находится не в школе).

Приехали в Троицкое около 5 часов вечера. Остановились у дома Марии Петровны. Она, конечно, меня не ждала, но сразу узнала. Обнялись, расцеловались. Дома была Инна с мужем Колей (Инну я не узнал). Долго говорили с Марией Петровной. Вспоминали прежние встречи. Потом пришла Лена. Около 9 часов вечера я с Марией Петровной пошёл на братскую могилу. По пути встречались жители села и узнавали меня (я их не помнил и не узнавал). Зашли к Андриенковой Вере. У неё дома была Алла с мужем Сашей. Посидели немного, и пошли с Марией Петровной и Верой на братскую могилу.

Вот и святое место. Поклонился праху отца. «Здравствуй, отец! Я пришёл к тебе поклониться…». Постояли несколько минут и стали возвращаться домой к Марии Петровне. Тут прибежала Галя и сказала, что меня ждёт машина, едут на концерт в какое-то село. Я отказался от поездки, т.к. устал с дороги, да и поговорить, побыть подольше у Марии Петровны хотелось. Подошёл бригадир и тоже стал звать на концерт, но я отказался от поездки. Бригадир вёз гостей, которые приехали, как и я, поклониться праху своего отца, но они были здесь впервые. Гости расположились на ночлег у бригадира. Мы с Марией Петровной пришли к ней домой. Здесь собрались у неё все: Галя, Вера, Лена, Инна, Коля, Алла, Саша. Много было разговоров, воспоминаний. Спать легли, поздно. Вспомнили и то, как Сергей разбил себе бровь и на каком месте.

Утром я не знал что делать, как спланировать праздничный день. Мария Петровна меня не отпускала, она хотела, что бы я остался на митинг в Троицком. Я решил, если за мной машину не пришлют, то останусь в Троицком (бригадир ещё вечером пообещал после митинга отвезти меня в Шевченково). До 9 часов машины из Шевченкова не было. Мы стали собираться на митинг. Я уже стал брать цветы и вдруг заходит бригадир и один мужчина и говорят, что бы я срочно ехал в Шевченково (за мной прислали машину). Я решил поехать в Шевченково, т.к. мне хотелось побывать и в Чкаловской школе. Мне водитель машины сказал, что часть ветеранов собралась туда поехать, и они ждут меня. Быстро стал прощаться со всеми. Мария Петровна никак не хотела меня отпускать, но потом собрала мне гостинец и мы стали прощаться. Такая короткая оказалась эта встреча. Я сказал, что бы цветы от меня они возложили сами. Извинился, что так получилось. Взял вещи и пошёл к машине. А тут идёт Вера Федосеевна! Обнялись с ней, расцеловались. Я кратко объяснил ей, что уезжаю в Шевченково (она уже знала о моём приезде, но думала, что я буду на митинге в Троицком). По быстрому простился со всеми, и ещё раз извинился.

Приехал в Шевченково. В Чкаловскую школу уже уехали, не дождавшись меня. Я остался с ветеранами в Шевченково. Все пошли на митинг. (Накануне вечером ветераны ходили возлагать венки к новому памятнику, но пошёл дождь и они все промок-ли.)

Митинг проходил на братской могиле. Открыла митинг первый секретарь райкома – Светлана Николаевна. Затем выступил представитель от ветеранов войны пос. Шевченково. От комсомольцев выступил бывший военнослужащий, которому приходилось участвовать в военной операции в Афганистане. От ветеранов 199 с.д. выступила Августина Дмитриевна (она прочитала своё стихотворение о Чернобыле). На митинге было много народа. Чувствовалась торжественность и подлинность чувств людей к этому святому празднику. Поклонилась погибшим скорбящая «Родина-мать» (инсценировка). Был трёхкратный залп воинов из автоматов в честь памяти погибших. Многие плакали. У меня в горле щемило от всего происходящего, в теле была мелкая нервная дрожь. Возложили цветы и венки. После окончания митинга стали расходиться. В это время к нам подошёл радио-корреспондент местного радио. Он стал брать интервью у Августины Дмитриевны, Она много рассказала ему о 199 с.д.. Сказала обо мне. Корреспондент попросил меня сказать несколько слов. В своём выступлении в микрофон, я поблагодарил жителей района за тёплый приём, за то, что они так чтят память погибших воинов. Затем сказал в микрофон несколько слов один агроном из Винницкой области. Он приехал на могилу своего отца впервые. Он нашёл фамилию отца в списке захороненных в братской могиле. После этого мы все пошли в кинотеатр на детский концерт. На площади перед  кинотеатром дети рисовали рисунки на асфальте.

Детский концерт мы до конца не посмотрели, т.к. спешили поехать в Купянск на могилу комдива Давыдова. В 12 часов пошли кушать в ресторан. К этому времени приехали наши ветераны из Чкаловской школы (село Граково). Они рассказали нам, как их тепло встретили. После обеда все мы поехали в Купянск. По дороге в Купянск, я много разговаривал с Августиной Дмитриевной.

Приехали в Купянск и возложили цветы у памятника на братской могиле. Потом нашли могилу комдива Давыдова-Лучицкого и возложили на ней цветы от его одно-полчан. (Действительно, на мраморной плите указана 196 с.д., а не 199 с.д.. Мы ходили в райком, чтобы ошибку исправили. Нам пообещали это сделать.)

Мне хотелось, чтобы по пути из Купянска мы заехали в Троицкое на братскую могилу. Но я видел, что все устали и не стал предлагать о заезде в Троицкое. Вернулись в Шевченково.

Некоторые ветераны, после приезда в Шевченково, стали собираться в дорогу домой. Сели все в автобус (кто хотел уехать домой, сели с вещами) и решили поехать на ж/д. вокзал (узнать расписание поездов и проводить уезжающих). С нами сел представитель местного музея. С.А. Гринберг остался один в гостинице писать какие-то бумаги. Остановились возле музея. Часть ветеранов пошла на ж/д вокзал (у кого были билеты на поезд на ближайшее время), а остальные зашли в музей. Там нас познакомили с экспонатами. Василий Андреевич дал нам свежий номер районной газеты (типография находилась в одном здании с музеем). В газете описывались праздничные торжества в Шевченково и районе. В 16 часов мы из музея все пошли на концерт в кинотеатр. Посмотрели концерт, а в 18 часов Василий Андреевич пригласил всех нас в райком партии. Там он рассказал нам о делах района и его будущем. В 19 часов все пошли на праздничный ужин в ресторан. Там нам сообщили, что Семён Абрамович Гринберг уехал домой, т.к. ему кто-то сказал в гостинице, что мы все уехали по домам (но уехала только часть ветеранов). Я с ним собирался поехать 10 мая к Маляр Полине Тарасовне. Василий Андреевич хотел позвонить, чтобы по дороге в Чугуев Семёна Абрамовича остановили и вернули назад в Шевченково, но ветераны отговорили его это сделать. Вот такой у нас произошёл непредвиденный казус.

Сели за праздничный стол. Выпили по «сто грамм» за Победу, за погибших.  (Памятный знак отца, который мне прислали, я «обмыл» дома на 1 мая). За праздничным столом было много разговоров о войне, воспоминаний о тяжёлом времени. Ветераны поблагодарили Василия Андреевича за тёплый приём. Часов в 9 вечера пошли в гостиницу. Часть ветеранов осталась в гостинице, а часть пошла на площадь, где проходило массовое гулянье. Перед этим я познакомился с Абросимовым Сергеем Ивановичем, который на фронте был в 257 отдельной разведроте (моего отца он не помнил). Я дал ему адрес Мамедова Т.М., которого он хорошо знал. Мы с ним пошли на площадь. Побыли там немного, посмотрели на радостное веселье. Потом, вместе с другими ветеранами, пошли провожать домой Галину Марковну Чубкову. В гостиницу вернулись около 12 часов ночи. Я ночевал в номере вместе с Абросимовым Сергеем Ивановичем. Утром встали мы в 5 часов. Сергей Иванович и Бараненко Геннадий Семёнович должны были уехать на поезде, который отходил в 6 часов. Я их проводил до поезда. Там я с ними простился. Они были очень довольны встречей однополчан.

Когда я возвратился в гостиницу, то часть ветеранов, уже встала и собиралась в дорогу на следующий поезд. В половине восьмого все пошли на ж/д вокзал. Вместе с ними уезжал и я в Харьков. На вокзале к нам пришла заведующая краеведческим музеем с женщиной и её внучкой. Они ждали Рожко Анну Никитичну. Дело в том, что Рожко А.Н., когда ездили по школам, то в одной из школ, рассказала о памятном событии в годы войны в Шевченково. Она рассказала детям, как во время боя у неё на глазах сгорела хата, в которой жила женщина с маленьким ребёнком. Но оказалось, что эта женщина жива вместе с дочкой. Вечером 8 мая эта женщина пришла к Анне Никитичне. (Эту встречу я не видел, т.к. был в Троицком.) Женщина узнала о рассказе в школе от своей внучки и поспешила встретиться с Анной Никитичной. И вот теперь они пришли нас провожать на вокзал. (Когда мы были в музее, то Рожко А.Н. ходила в редакцию газеты и повторила там свой рассказ о случае с этой женщиной.)

В 8 часов сели в поезд (поезд шёл через Бурлуцкий разъезд, пос. Чкаловский, пос. Эсхар). Вместе с нами в купе ехал молодой мужчина. По его рассказам, он служил в Афганистане и был там контужен и ранен. Он был психически больной. Много о себе рассказывал (говорил, почти не переставая, часто заикался), пел много разных песен (большинство со словами о матери). На всех нас его рассказы, его судьба произвели большое впечатление. Все мы ему сочувствовали и с большим пониманием относились к его судьбе. Августина Дмитриевна дала ему свой адрес и номер телефона. Она хотела ему помочь в оказании медицинской помощи.

В 10 часов приехали в Харьков. Некоторые ветераны купили здесь билеты (они забронировали их из Шевченково). Супруги Давыдюк остались ждать поезд, а мы все поехали к Коваленко Т.С..   Яколенко Б.Н. поехал с Димой (внук Августины Дмитриевны) к нему домой. Борис Николаевич Яколенко звонил с вокзала Гринбергу С.А.. Дочка ответила, что он с утра уехал на автовокзал встречать автобусы с Шевченково, т.е. нас. У Коваленко Т.С. накрыли стол. Здесь я ближе познакомился с Алексеевой А.Н. и со всеми остальными (раньше не было времени для близкого знакомства). Потом приехал Борис Николаевич с Димой на своей машине, а позднее приехал Семён Абрамович с дочкой. За столом он рассказал нам, как он один уехал из Шевченково и почему. В общем, всё закончилось благополучно.

В 3 часа я с Борисом Николаевичем поехал провожать на вокзал Августину Дмитриевну с Димой. Внука назвали – Димой, в честь дедушки (комбримга Аверина Д.В). (Мать Димы погибла в автокатастрофе). Приехав на вокзал, я пошёл с Августиной Дмитриевной к поезду, а Яколенко Б.Н.  поехал назад к Коваленко, чтобы остальных однополчан провезти по Харькову и показать им город.

Августина Дмитриевна за время встречи очень много рассказала мне о войне, о себе и о многом другом. Я с ней познакомился поближе, и мы почти постоянно были вместе. Она хорошо знает и помнит очень много материалов о 199 с.д.. Я был счастлив, что с ней так близко познакомился. В 4 часа вечера она уехала.

Я попытался позвонить к себе домой с автомата, но не дозвонился. Затем приехал Яколенко Б.Н. с Алексеевой А.Н., Рожко А.Н., Дыба Е.И. и Прохоровым В.Т.. Потом подъехал Семён Абрамович. Мы с ним всех проводили на поезд, который отправился в 18.30. Борис Николаевич прибытия поезда не стал ждать, а вернулся к машине, которую оставил на стоянке возле вокзала. Проводив всех к поезду, и посадив в вагон (женщины были очень довольны, что я помог нести вещи), мы с Семёном Абрамовичем простились со всеми. После этого мы с ним расстались на вокзале. Семён Абрамович поехал домой, а я, взяв вещи из камеры хранения, поехал к Марии Николаевне.

Приехав к ней, я рассказал ей всё о встрече с ветеранами. Вечером из окон её квартиры мы смотрели салют в честь Дня Победы (по какой-то причине его перенесли на 10 мая). Стреляли не далеко от дома Марии Николаевны. Было очень красиво (салют я видел впервые).

Утром 11 мая я простился с Марией Николаевной и в 9 часов поехал на вокзал. Там ещё раз попытался позвонить домой, но безрезультатно. В 11 часов я уехал из Харькова. В поезде вспоминал все подробности встречи. Конечно, впечатлений осталось очень много от этой встречи. Только жаль, что Людмила не поехала со мной. Надеюсь, что мы с ней ещё съездим на могилу моего отца. Да и Сергею надо бы съездить на могилу дедушки. Теперь бы он всё воспринял по-другому, не как в детстве.

Утром 12 мая в 10 часов я приехал в Сочи.
Вот так закончилась моя пятая поездка на могилу отца. Она послужила мне новым толчком к поиску людей, знавших отца, и к поиску новых материалов о 199 с.д.. Жаль только, что не смог побывать на месте гибели отца – на Бурлуцком разъезде. Впечатлений было очень много от этой поездки, но самая первая моя поездка на место гибели отца, оставила больше всех впечатлений и волнений, чем остальные. Эти ощущения и чувства – не забудутся и не повторятся! Невозможно описать те чувства и то состояние, когда я первый раз приехал на харьковскую землю, на которой погиб отец и где покоится его прах. Вечная ему память!

На встречу приезжали: Гринберг С.А., Алексеева А.Н., Яколенко Б.Н., Абросимов С.И., Бараненко Г.С., Бутенко П.И., Дыба Е.И., Давыдюк Е.Т., Давыдюк С.М., Коваленко Т.С., Лошицкий П.С., Лазарева О.Ф., Присягин М.И., Прохоров В.Т., Рожко А.Н., Сковородников А.К., Санников Д.С. Чуб-кова Г.М., Кузнецова А.Д. с внуком Димой и я. Всего было 21 человек. Жаль, что не было тех ветеранов, с которыми я уже встречался. Хорошо было бы, если бы в дальнейшем такие встречи состоялись ещё. После таких встреч больше задумываешься о смысле жизни. Не зря кто-то написал:

«Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым!»

Пусть такие встречи будут проходить почаще.

  *   *   *

Примечание: Александра Николаевна Алексеева всем подарила на память открытки с видом г. Белая Церковь. Там формировалась 199 стр. дивизия перед началом войны. Возможно, что и мой отец принимал участие в этом формировании. Когда он писал в своём письме из г. Черткова, что уезжает срочно в командировку, то, вероятней всего, его направили в Белую Церковь.


                *   *   *

                Участники встречи
                на День Победы в Шевченкове в 1987г.

1. Абросимов С.И. – разведчик 257 ОМСРР, разведчик 617 стр. полка.
2. Алексеева А.Н. – медсестра 2-го медсанбата 500 ЛАП.
3. Бараненко Г.С. – миномётчик 584 стр. полка.
4. Бутенко П.И. – из оперативного отдела 199 стр. дивизии.
5. Гринберг С.А. – командир орудия 4-й батареи 500 ЛАП.
6. Давыдюк Е.Т. – медсестра 2-го медсанбата 500 ЛАП (была с мужем).
7. Дыба Е.И. – медсестра 2-го медсанбата 500 ЛАП.
8. Коваленко Т.С. – военнослужащий 199 стр. дивизии.
9. Лазарева О.Ф. – фельдшер 2-го медсанбата 500 ЛАП.
10. Лошицкий П.С. – начальник химслужбы 495 ГАП, помощник начштаба 115 ИПТАП   по оперативной части.
11. Присягин М.И. – сапёр-разведчик 617 стр. полка.
12. Прохоров В.Т. – командир 124 ОПТИД.
13. Рожко А.Н. – медсестра 2-го медсанбата 500 ЛАП.
14. Санников Д.С. – артиллерист 199 стр. дивизии.
15. Сковородников А.К. – начальник химслужбы 492 стр. полка.
16. Чубкова Г.М. – разведчица 500 ЛАП.
17. Яколенко Б.Н. – начальник штаба 124 ОПТИД.
18. Давыдюк С.М. – муж Давыдюк Е.Т.
19. Кузнецова А.Д. – дочь погибшего комбрига Аверина Д.В., командира 199 стр. дивизии (была с внуком).
20. Дима – внук Кузнецовой А.Д.
21. Соколов В.В. – сын погибшего ст. лейтенанта Соколова В.А., помощника начштаба 500 ЛАП по разведке, командира 257 ОМСРР.

Встреча проходила в пос. Шевченкове. Поездки были в г. Купянск, в с. Василенково, в Чкаловскую среднюю школу совхоза № 5, на «Оборонительное поле 199 стр. дивизии».

Примечание: Под впечатлением этой поездки я написал стихотворение – «Ветераны».

                Посвящается ветеранам
199 стр. дивизии.


                ВЕТЕРАНЫ

Вы снова едите туда,
Где Ваша молодость прошла:
В снегу, в окопах, в блиндажах,
Под знойным солнцем, проливных дождях.

Что тянет Вас в эти края
Через десятки лет спустя?
Где в сорок первом и втором
У Вас был враг со всех сторон.

Быть может зов однополчан,
Которые лежать остались там?
Вы помните о них всегда.
Спасибо вам!

Вот здесь на этой высоте
«Ветряк» стоял.
Здесь был НП,
Который немцам сильно досаждал.

Весенним днём в сорок втором
Здесь ранен был комдив.
(От ран скончался он
В военном лазарете).

Он прибыл посмотреть,
Как лучше штурмовать
Передний край
Фашистов на рассвете.

А вот на этом поле
Вы зарылись в землю,
Сдерживая натиск
Лютого врага.

Пока не поступил
Приказ об отступлении.
И Вы с боями стали
К Дону отступать.

Теперь же это поле –
«Поле обороны»,
Именем дивизии
Стали называть.

Вы сюда приехали,
Вспомнили былое,
И на краю поля
Посадили сад.

Когда Вы отступали –
Сутками не спали.
Товарищей теряли,
Но в плен Вы не сдались!

Вы были в окружении,
Но кольцо прорвали!
С потерями большими
К Дону прорвались.

Вы были в Сталинграде,
Где врага разбили.
Весь мир Вы удивили
Храбростью своей!

Вы раненого зверя
В логово погнали.
Приближая время
Для победных дней.

Вы были в Будапеште,
Праге и Берлине.
Но многие из Вас
До туда не дошли.

Одни лежать остались
Навсегда в могилах.
Другие по ранению
С войны домой пришли.

Военными дорогами
Вы шли четыре года,
Испытав все трудности
И тяжести войны.

Но Вы врага разбили.
И Знамя водрузили
Прямо над рейхстагом,
Когда в Берлин вошли.

Вы плакали, смеялись
Радуясь Победе.
Все Вы веселились,
Как маленькие дети.

Пели, танцевали,
Друг друга обнимали,
Позабыв на время
О цене Победы.

Одни служить остались.
Но многие вернулись
В свои места родные,
К мирным очагам.

Дома Вас встречали
С песнями, с цветами.
Вас крепко обнимали,
Целовали все.

Были рады Вам
Люди в каждом доме,
Матери и жёны,
Сёстры и отцы.

Ну, а Ваши дети,
От Вас не отходили.
Ведь теперь сбылись
Их детские мечты.

И только вдовы молча
Тихо слёзы лили…
С верою на чудо
Они ложились спать.

А сколько этих вдов
По всей стране осталось!
Море будет слёз,
Если их собрать.

Лучшие из Вас
Прошли Парад Победы,
Чеканя твёрдо шаг
Под звон своих наград.

В честь Вас, мои родные,
В чистом мирном небе
Каждый год сияет
Праздничный салют!

Дни проходят, годы…
Ряды Ваши редеют.
Вот ушёл из жизни
Бывший комполка.

Нет уже в живых
Бывшего парторга.
Но жив ещё комсорг,
Но нет политрука.

Комсорг теперь писатель.
Он не спит ночами.
Вспоминает прошлое,
И пишет о войне.

Он в книгах написал
О том, как Вы сражались,
Как верили в Победу,
Как трудно было Вам.

Друзья-однополчане,
Седые ветераны,
Сегодня праздник Ваш!
Все дарят Вам цветы!

Налейте в этот День
Вина в свои бокалы
И выпейте за тех,
Кто не пришёл с войны.

Низкий Вам поклон
За всё, за всё – родные.
Вы храбро воевали,
Вы родину спасли!

Спасибо Вам за то,
Что Вы страну подняли
Из пепла и руин.
Поклон Вам до земли.

Слава Вам – живым!
Слава всем погибшим!
Подвиг Ваш бессмертный
Народ в сердцах хранит.

Всё, что Вы свершили,
Вы золотом вписали
В историю страны!
В камень и в гранит!

                В. Соколов,  1987 г.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

             (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат)


Рецензии