Философия русского космизма

Введение. Определение понятия «космизм»

Космизм (от греч. ;;;;;; — «упорядоченный мир») — совокупность философских, религиозных, эстетических и естественнонаучных течений, основным положением которой является представление о космосе как о четко структурированной системе и о человеке как о гражданине мира – космополите. Для космизма характерны понятия о микро- и макрокосмосе. Один из главнейших вопросов космизма суть космическое единство всех живых существ.

На становление К. повлияло сформированное еще в период первых древнегреческих философских школ (стоики, киники) противопоставление космоса Хаосу. Космос испокон веку воплощал собой нечто беспредельное и недоступное понима¬нию; как следствие, зародилась идея микрокосмоса – ощущение собственной причастности к огромному целому – , а также желание слиться с целым миром в чувстве единения. Этой идее не была чужда некоторая экстатичность, а посему можно сказать, что космизм с точки зрения религиозной философии причастен к теологии, а, если углубиться в мистическую сторону вопроса, - то и к теософии Блаватской, но в таком случае он скорее связан с астрологическим воззрением на взаимосвязь небес с человеком, что современная наука старается не поддерживать. Итак, космизм заключает в себе элементы науки, философии, религии, искусства, но не лишен и псевдонауки, оккультных и эзотерических черт. 

Русский же К. занимает свое место в мировой философии космизма; как было упомянуто выше, характеризуется он сознанием всеединства, поиском места человека в космосе, взаимосвязи космических и земных процессов, включает в себя непременное признание пропорциональности (соразмерности) микрокосмоса – человека и макрокосмоса – Вселенной, из которого следует необходимость соизмерять деятельность человека с принципами целостности последней. Философия космизма охватила весьма широкую область культуры конца 19 – начала 20 века, однако сам термин «русский космизм» появился в 60-е годы ХХ в., во время всеобщей радости по поводу освоения космоса – именно тогда и началось массовое обращение к почти забытому наследию К. Э. Циолковского (ниже мы рассмотрим его деятельность как философа-космиста. В свое время его поддержали такие крупные учёные, как В. И. Вернадский и А. Л. Чижевский. Но не только из их трудов формировалась философия русского космизма – на первом месте стоит имя Н. Ф. Фёдорова). Однако, сами понятия «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» - употребляемый позже Циолковским термин – встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии.
В первую очередь космисты размышляли над дальнейшими перспективами развития человечества. Таким образом, была впервые обоснована идея объединения всех людей, основанная не на политических и идеологических причинах, но на нравственных и экологических, вследствие чего сформировалось соединение таких несовместимых ранее насущных проблем, как установление всеобщего равенства (братства), сохранение окружающей среды и освоение космоса. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н. Ф. Федоров); естественнонаучный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский); художественный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин), ибо идеи его представителей подчас противоречат друг другу. Несмотря на это, для подавляющей части представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования Вселенной и человечества, ее населяющего, идеи развития связи человека и космоса, выдвижение на передний план деятельного начала человека. Главные аспекты философии космизма согласуются со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира. Идеи космизма актуальны сегодня на пути разрешения проблем поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления различных кризисных явлений культуры. Сторонники К. считают его оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеобщего единства».
Как уже было упомянуто выше, интерес к учениям космистов загорелся в СССР в связи с быстрым развитием космонавтики и ставшими актуальными социальными и экологическими проблемами. В 1980—1990-х годах в российской литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Н.Фёдоров, H. Умов, Н.Холодный, К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский и др.), но впоследствии большее значение приобрела широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» естественно-научное понимание (представители: Циолковский, Вернадский, Чижевский) в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями русского космизма, такими как религиозно-философское (Федоров), поэтически-художественное (Морозов, Сухово-Кобылин, Брюсов,
Одоевский, Тютчев), эстетическое, эзотерическое (Рерих), музыкально-мистическое, экзистенциально-эсхатологическое, проективное и прочими.

Подчеркнем, что классификаций направлений космизма весьма условны, так как все космисты были оригинальными мыслителями, создававшими уникальные и независимые системы, подлежащие строгому индивидуальному анализу.


1. Крупнейшие представители русского космизма. Философия отдельных направлений космизма.

1.1. Философия Н.Ф.Фёдорова

Основатель и крупнейший представитель космизма – Николай Фёдорович Фёдоров. Он никогда не занимался философией профессионально, и нам известно совсем немного его прижизненных публикаций. Но и их было достаточно для того, чтобы многие именитые философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Основные положения русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Философ придерживался мнения, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы, которую можно подчинить при помощи человеческого разума. Фёдоров считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок», вследствие чего эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.

Космизм непредставим без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции, что необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней: метеорическая регуляция (объект – Земля), планетарная астрорегуляция (где объектом является Солнечная система) и, наконец, космическая (объект – Вселенная). При прохождении этих ступеней, по Фёдорову, человечество сможет объединить все существующие звёздные миры.

Многие теории Фёдорова явно утопичны, однако современный русский космизм проповедует основное: проективность знания, регуляцию общественной жизни и природных процессов, стремление к тесной связи нравственности и знания, увековечение жизни человека и т. д. Разрабатывая свой проект регуляции, Федоров с самого начала подчеркивал неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с целым Вселенной. Современные исследования показывают, что периоды стихийных бедствий, эпидемических и инфекционных заболеваний совпадают с циклами солнечной активности. В ходе же дальнейших исследований было обнаружено: биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: подобно чуткому нервному узлу, каждая живая клетка реагирует на ту "космическую информацию" (термин, введенный Вернадским), которой пронизывает ее "большой космос". Так это или нет, мы не знаем, тем более, что последнее утверждение граничит со лженаукой астрологией, но неоспоримым остается одно - само явление жизни на Земле - продукт деятельности всего космоса.


2.1. Философия К.Э.Циолковского

Константин Эдуардович Циолковский, оказавший существенное влияние на космизм, известен в первую очередь как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики. Будущее мира, считал Константин Эдуардович, это освоение космоса людьми, поэтому вся деятельность человека должна сосредоточиться на совершенствовании его взаимодействия с космосом, а деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека со Вселенной. Он также полагал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое, непрестанно увеличивающееся государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной.

Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность изучить все планеты, несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ.
Существует четыре философских принципа, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. В первую очередь, это  панпсихизм, – признание чувствительности всей Вселенной. Другим принципом является монизм, что зиждется на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная. Согласно принципу бесконечности сила космического разума и Вселенная бесконечны, а принцип же самоорганизации заключается в том, что Вселенная сама
выстраивает собственную структуру. Циолковский допускал, что Вселенная имеет первопричину и движется волей, которые находятся вне ее пределов. Однако человек способен подчинить развитие космоса своей воле. Но для этого ему надо завоевать космос, на основе его изучения и подчинения своему разуму.

В философско-мировоззренческой концепции Циолковского принято выделять три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает труды "Научные основания религии" (1898г.), наиболее фундаментальную философскую работу "Этика или естественные основы нравственности" (1902-1903гг., исправлена в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом этапе основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной", где под "существом" подразумевается не только человек: "простейшее существо", согласно космической философии, есть "атом-дух", совокупность которых образует субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет поведение человека и других "существ" космоса. На втором этапе (1915-1923 г) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.), где Циолковский поднимает такие социальные вопросы, как несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и прочие. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других. На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в следующем:
"Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности".
Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: "Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и многих других.
Одна из главных задач эволюции – освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания. Циолковский был убежден,
что освоение космоса объединит  людей в цельное государство.


3.1. Философские концепции В.И.Вернадского

Не стоит умалять вклад в развитие философии русского космизма Владимира Ивановича Вернадского. Известно его учение о биосфере и её переходе в ноосферу. В. И. Вернадский и последователи его философии считали, что с помощью науки человечество сможет подчинить себе вселенную и стать ответственным за её судьбу. Это объясняется той теорией, что «научная работа станет проявлением геологической деятельности человека, а это создаст особое состояние биосферы и подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю мыслитель рассматривал как сферу расширения разумной деятельности людей, направленной на поддержание жизни сначала на планете в рамках биосферы, затем – в околосолнечном пространстве и в итоге – уже за его пределами. Вернадский полагал, сама эволюция подготовила вступление человечества в эпоху ноосферы. А главное условие этого перехода – объединение созидательных условий для повышения общего уровня благосостояния людей. В. И. Вернадский, как и прочие космисты, считал, что благодаря науке человечество получает возможность превратиться в силу, подчиняющую себе Космос и становящуюся ответственной за судьбу биосферы и Космоса. Это объясняется тем, что “научная работа становится проявлением геологической работы человечества, создает особое состояние геологической оболочки — биосферы, где сосредоточено живое вещество планеты: биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу”. В своих работах “Несколько слов о ноосфере” (1943) и “Научная мысль как планетарное явление” (1944) мыслитель под ноосферой понимает сферу распространения разумной деятельности людей, которая направлена на рационально регулируемое поддержание жизни всего живого, включая и самих людей, не только в рамках биосферы Земли, но и за ее пределами сначала в околосолнечном пространстве, а затем и за ее пределами. В. И.
Вернадский полагал, что вступление человечества в эру ноосферы подготовлено всем ходом эволюции живого. Условием такого перехода выступает объединение созидательных усилий всего человечества во имя повышения уровня благосостояния всех людей. Вернадский, рассмотрев прочную связь жизни с основным объектом физического мира – атомом, создал своё представление о биосфере, поставив в основу живое вещество, владеющее всеми минеральными и химическими движениями, с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Итак, все атомы "сделаны" в биосфере, чью печать каждый из них получает. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен. Живое вещество планеты расположилось в так называемом управляющем центре нашего участка мироздания и с тех пор активно воздействует на нас – организует все остальное вещество, приводя в порядок посредством своего же питания, размножения и прочих процессов жизнедеятельности. В природе нет великого и малого, считал Вернадский. В результате своих исследований Вернадский пришёл к нижеследующим заключениям:
1) Пространство и время суть реальные свойства реальных природных объектов, а не абстрактные философские понятия и априорные принципы познания, как гласит философия, например, Канта. Так, пространство и время - это слова для обобщения природных феноменов.
2) В тот же момент время и пространство - не признаки физической реальности, ибо не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, а значит, и не являются их характерными признаками.
3) Характеристики времени-пространства не только соотносятся, но и совпадают. Так, ни время, ни жизнь не подлежат повороту вспять, следовательно, ни одно живое вещество не сможет вернуться в точное прежнее состояние. От клеток к тканям, органам, от органов к биогеосистеме, биосфере – все это в целом постоянно новое, непрерывно изменяется и в каждый данный момент не будет походить на свое предыдущее состояние. Итак, биосфера меняется непрерывно.

4.1. Космизм А.Л.Чижевского

Судьба основателя космобиологии Александра Леонидовича Чижевского была омрачена арестом в 1942 г, вследствие чего бесследно пропало 150 папок научного материала, а также законченная научная работа “Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов”. Лишь в 1957 г Чижевский был реабилитирован.
Но вернемся к философии космизма.

Чижевский представлял электрон субстратом природного мира, который зиждется на принципе всеобщего кругообращения. Согласно данному предположению, сему принципу подчиняется существование всего сущего, а его действие проявляет себя наглядно в различных симметриях. Поясним последнее.
Сегодня бытует и переживает популярность гипотеза, которой в свое время придерживался и Чижевский, а именно: история человечества имеет свою периодичность и зависит от солнечной активности. Так, войны и всякого
рода революционные события соответствуют моментам наибольшей солнечной активности, что повторяется периодами с интервалом в одиннадцать лет. Этот одиннадцатилетний цикл подразделяется, в свою очередь, на четыре периода:
1) период минимальной возбудимости (3 года);
2) период роста возбудимости (2 года);
3) период максимального подъема возбудимости (3 года);
4) период снижения возбудимости (3 года).
Данная идея была обоснована Чижевским при помощи объемного приводимого фактического материала. Несмотря на то, что рукописный оригинал работы “О периодичности всемирно-исторического процесса” был утрачен, сохранилось его краткое изложение-истолкование, именуемое “Физические факторы исторического процесса”.

Идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь и космических катастроф на социальные явления и поведение отдельных людей имеют сегодня широкое распространение.


2. Русский космизм и философия современности

Сегодня идеи космизма привлекают внимание не только ученых-философов – они стремительно получают распространение в общественном сознании, причем не только в нашей стране. Причина проста – в космизме достаточно ясно показывается не только прямая зависимость человека от космоса, но и влияние человека на окружающий мир. Соразмерность человека и остального мира стало своего рода постаментом для одной из основных идей космистов: о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. В русском космизме, фактически подошедшем вплотную к осознанию получивших в дальнейшим название глобальных
проблем,  четко обоснованы принципы нового отношения человека к
природе. Осознание русским космизмом возможных глобальных противоречий между деятельностью человека и гармонией космоса, в основном интуитивное, приводило и приводит сегодня его к поискам выхода из возможного будущего неблагоприятного состояния, в которое человечество рискует быть ввергнутым весьма и весьма скоро.
Достаточно вспомнить Фёдорова и его философию «общего дела»; именно в ней он предостерегал от возможных последствий неразумного обращения с природой. “Человек сделал, по-видимому, всё зло, какое только мог относительно природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение губительных орудий и вообще средств для взаимного уничтожения)” . Итак, все несчастья, по его мнению, происходят из-за дисгармонии человека и природы, а т.н. «общее дело» управляет стихийными силами природы. Общее дело в представлении Федорова и современных его последователей – дорога, ведущий человечество к единению и «эволюции» на нравственной основе.


Заключение

В данной работе был рассмотрен русский космизм как философское направление. В этой философии четко обозначены два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая от него как от единого целого во всех своих проявлениях, с другой – человек как фактор эволюции, способный путем создания новых технологий активно воздействовать на окружающий мир, изменяя его (стоит добавить, что окружающий мир в представлении космистов по сути своей неизменен). Если закрыть глаза на тот факт, что на рубеже XIX-XX вв. кризисные последствия технократического отношения к миру еще не дали о себе знать, космисты предупреждали будущие поколения о возможных негативных последствиях вопиющей эксплуатации природы. Космизм повторил печальную судьбу многих философских течений, опережавших свои эпохи по прогрессивным для тех времен идеям, однако в современной ситуации надвигающегося экологического кризиса значение “общего дела” как регуляции отношений человека и Вселенной становится все более приоритетным. Отметим неслучайное совпадение главных принципов философии космизма и главных идей современной научной картины мира. Так, космизм, имеющий общечеловеческое значение, призван подтолкнуть людей к целостному видению мира как единства человека и космоса, используя также различные предвосхищения, глядящие в далекое будущее. Значение космизма в наши дни нельзя умалить: ведь на заре нового тысячелетия, когда человечество обременено поисками принципиально нового типа мышления, учение космизма являет собой особую важность.


Рецензии
Уважаемая Анна, ответьте пожалуйста на мой вопрос.
Знаете ли Вы кого-то из философского факультета МГУ, которые как-то высказались по самому древнему философскому вопросу о Вселенной, её происхождении.

Евгений Ширяев   21.02.2021 03:58     Заявить о нарушении