Софья Романова

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА РОМАНОВА
27 сентября 1657 – 14 июля 1704

Софья Алексеевна родилась 27 сентября 1657 г. третьей дочерью в семье царя Алексея Михайловича Романова (1629 – 1676) от первого брака с Марией Ильиничной Милославской (1648 – 1669).
Софья в 12 лет лишилась матери. Среди своих сестёр и братьев она оказалась самой смышлёной, а главное - самой здоровой. К несчастью, царица Мария Ильинична была плодовита, но дети, особенно мальчики, рождались болезненными: умом слабые, боязливые, хилые.
Софья же быстро освоила грамоту, много читала, даже писала стихи, и учитель, приставленный к наследнику Федору, знаменитый Симеон Полоцкий (1629 – 1680), был весьма доволен ею.
Вольтер писал о ней:
«Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием».

Софья отличалась поразительным умом. Ее тянуло к наукам любого характера. Софью с ранних лет ставили в пример сестрам и лестно высказывались о ее уме. Все это привело к мании величия, и она уже с ранних лет мнила себя царицей.
Её не устраивали старые русские обычаи, которые вершили судьбы всех дочерей в царской семье. Они находились взаперти в своих покоях и выходили только для богослужений. В юном возрасте их постригали в мо-нахини в монастыре, где они и проводили все свои оставшиеся годы. Выйти замуж для них было невыполнимой задачей. Русские женихи были их не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. Софья не желала такой участи для себя. Стать монахиней для Софьи означало не воплотить ее заветную мечту - сделаться царицей.

Когда умер её отец Алексей Михайлович, царевна Софья не сразу поняла, что теперь она свободна. 19 лет просидела дочь самодержца затворницей вместе со своими сестрами в тереме. Выходила только в церковь в сопровождении свиты или изредка с отцом посещала представления у Артамона Матвеева (1625 – 1682).
Воспитанная в традициях Домостроя, царевна была одной из лучших учениц просветителя Симеона Полоцкого, благодаря ему свободно владела польским языком, читала на латыни и греческом языке, нет-нет, да и удивляла свое окружение. То трагедию какую-нибудь напишет, чтобы ее тут же в семейном кругу разыграть, то стихи. И до того удачно, что даже потомки в лице историка и литератора Карамзина вынесли свой вердикт:
«Мы читали в рукописи одну из ее драм и думаем, что царевна могла бы сравняться с лучшими писательницами всех времен».

С воцарением на троне брата Федора Алексеевича в 1676 году царевна вдруг поняла – вот он, ее шанс выйти из терема. Государь серьезно болел, и сестра старалась быть рядом, часто появлялась в покоях молодого царя, общалась с боярами и дьяками, участвовала в заседаниях Думы, входила в суть управления государством. Завела доселе не практиковавшийся порядок — она, женщина, присутствовала на царских докладах, а со временем без стеснения, прилюдно стала давать собственные распоряжения.

27 апреля 1682 года в 4 часа пополудни народ толпами двинулся в Кремль для прощания с умершим государем Фёдором. Для Софьи наступил решающий момент. Нарышкинская партия не дремала. Из ссылки спешил в Москву первый помощник Натальи Кирилловны Артамон Сергеевич Матвеев.
Понимая, что притязания Нарышкиных на престол очень и очень весомы Софье с помощью приближённых бояр удалось разыграть классический русский бунт - «бессмысленный и беспощадный». Был распространён слух, будто «Ивашка Нарышкин издевался над царевичем Иоанном, примерял его корону, а потом несчастного-то и порешил».
Громадные толпы пьяных стрельцов ворвались в Кремль.
В момент стрелецкого восстания в столице, Софья заняла позицию «милостивой, кроткой и милосердной» царевны. Её речь к ворвавшимся в Кремль стрельцам, щедрые обещания, похвалы и быстрое удовлетворение требований восставших (прежде всего о выплате недоданного за многие годы жалованья) привели к временному успокоению в столице. Софья, поддержанная стрельцами и верными Милославским боярами, стала правительницей-регентшей при младших братьях Иване и Петре.
В августе 1682 г. в разгар новых волнений царевна обманом вывезла царскую семью и двор из Москвы, лишив мятежников возможности действовать от имени царей Ивана V и Петра I. Казнив руководителя стрелецкого приказа князя И.А. Хованского  с сыном, Софья объявила народное восстание результатом заговора аристократов.
Сохранив свои материальные завоевания, стрельцы и солдаты отказались от политических требований и в течение нескольких лет были осторожно «разобраны»: разделены привилегиями, рассредоточены по провинциальным городам и сокращены.

Софья вошла в политику без прав, легализуя реальную власть через союз с князьями В. В. Голицыным (1643 – 1714), Одоевскими и другими видными мужами Думы, а также опираясь на молодого энергичного администратора Фёдора Леонтьевича Шакловитого (думный дьяк, затем окольничий). К лету 1683 г. она фактически создала своё правительство, но лишь после заключения Вечного мира с Польшей (1686) получила статус «соцарствующей» царевны, чье имя писалось в официальных документах.
Закрепить власть регентши могла только её коронация. Подготовка к этому велась в 1687 - 1689 гг. Даже вельможный сторонник Петра I князь Б. И. Куракин (1676 – 1727) признал: Софья правила «со всякою прилежностью и правосудием, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было. И всё государство пришло во время её правления чрез семь лет в цвет великого богатства, также умножились коммерция, и ремёсла, и науки… и торжествовала тогда вольность народная».
В тоже время военные компании Софьи не отличались успехом.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным. Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Василий Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» – золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом. Эта последняя неудача Крымских походов стала началом падения правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.
Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крым-ских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи. К этому времени Петр женился на Евдокии Лопухиной (27января 1689 г.) и формальных оснований для регентства Софьи уже не было.
25 июня 1689 Петр демонстративно игнорировал празднование именин сестры.
Софья предприняла попытку вооруженного переворота, но, Петр, предупрежденный своими сторонниками, сумел спрятаться в Троице-Сергиевой лавре, получив защиту и благословение патриарха Иоакима (1621 – 1690), который не простил Софье допущения иезуитов в столицу.
7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве, без пострижения в монахини.

Но Софья не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 г. среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С. Полоцкого – Сильвестр Медведев (1641 – 1691).
В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу – под предводительством Ивана Цыклера.
В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольство стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695–1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.
Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И. Гордоном  (1635 – 1699) , которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698 г.
21 октября 1698 г. Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны.

Умерла Софья Алексеевна в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Старообрядцы хранят легенду о том, что в старообрядческом скиту Шарпан (Нижегородская губерния, р. Керженец) находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.

Младшая сестра Софьи Алексеевны Екатерина была крестной матерью второй жены Петра I Екатерины I.
Все её сестры (Евдокия, Марфа, Екатерина, Мария, Феодосия) также как и Софья умерли незамужними.


Рецензии