Обзор фильма Преданный садовник

Преданный садовник (The Constant Gardener)

"Да ладно, Арнольд. Это же фармацевтическая компания. Ни одна фармацевтическая компания не делает ничего бесплатно."

Сюжет остросюжетной политической драмы Фернандо Мейреллеса, снятой по одноимённому роману мастера шпионских триллеров Джона ле Карре, вращается вокруг молодой пары британских дипломатов в Кении - Джастина и Тессы. В то время, как супруг тихо-мирно днями напролёт выращивает цветочки у себя в огороде, жена-активистка вовсю пытается раскрыть заговор фармацевтических компаний, убивающих "ненужных" африканских людей ради собственной прибыли. Естественно, хорошо такая деятельность окончиться ну никак не может.
Собственно, очередная традиционно-неспешная экранизация ле Карре. И снова в центре истории - простой человек. Приятный, вызывающий симпатию, достойный, живущий в милых розовых очках и совершенно незаслуживающий всех тех бед, что на него в одночасье сваливаются. Благодаря усилиям своей на грани нормальности и адекватности не в меру активной, резкой и прямой жены, которой, видимо, от безделья и неудовлетворённого чувства справедливости круглосуточно бьёт в голову горячая моча, главный герой оказывается втянут в самый настоящий заговор в сфере здравоохранения в совершенно конкретной стране третьего мира. И снова - злободневные рассуждения об отмывке денег, предательстве, коррупции во всех горизонталях и вертикалях власти и моральном праве проведения тестов разрабатываемых и очень важных для человечества препаратов на живых людях. О том, что ничего в этом мире не бывает бесплатно и о том, что есть ещё люди, которым не всё равно и которые не остановятся ни перед чем ради борьбы за справедливость. Также, как и нелюди с обратной стороны барьера. Традиционно очень честный и тяжёлый фильм, действие которого хоть и не скачет галопом, но, тем не менее, держит в крепких когтях напряжения, которое нарастает с каждой секундой, всё больше и больше раскрывая зрителю глаза на пугающую серьёзность поднимаемых в фильме социальных вопросов. Особенно - для жителей стран третьего мира. Привычно сильный и жизненный финал с проникновенным монологом, как бы резюмирующим основную идею ленты, здорово контрастирует с необычно резкой и стремительной для автора завязкой, но больше всего удивляет и одновременно радует резкий излом в динамике, настроении и сути ленты после первых минут сорока. Неожиданно и увлекательно. Понравилось и то, как постепенно зрителю раскрываются подробности ранее виденных моментов, как необычно и интересно строится история на контрасте личных проблем на фоне проблем всемирных, как на редкость удачно вплетается в канву истории и трогательная линия настоящей любви и преданности, из-за которых, собственно, вся заварушка и закручивается.
Рэйф Файнс в роли, казалось бы, ослеплённого любовью дурачка, восхитителен. В очередной раз актёр демонстрирует небывалый драматический талант и предстаёт в совершенно новом образе. Особенно интересно наблюдать, как его поистине английская аристократичность и забавная мягкость с развитием сюжета превращаются в упёртую и безрассудную, отважную и смелую решительность - и эта смена характера своего персонажа грандиозно удалась актёру!
Получившая за фильм премию Оскар Рэйчел Вайс также великолепна на экране и её героиня вышла на редкость яркой, запоминающейся и необычайно живой, естественной.
Отдельно хочется отметить превосходную актёрскую работу всегда великолепных Дэнни Хьюстона, Ричарда МакКейба и Билла Найи, сумевших создать на экране весьма колоритных персонажей.
Благодаря всему этому, фильм смотреть действительно интересно, как бы не пытались режиссёр с оператором убить его своими авторскими стилями и манерой съёмки. Операторская работа как минимум - здорово раздражает. Постоянно трясущие и непонятно как выставленные кадры, затянутые виды и совершенно неоформленные временные скачки, дёрганый монтаж и постоянные эксперименты над картинкой или зрителем. Это не только весьма непривычно и неприятно, но и вызывает ощущение, что режиссёр словно бы испытывает зрительское терпение весь фильм, постоянно меняя стиль съёмки и не давая сосредоточиться на самой истории или её героях. Благо, хотя бы великолепный саундтрек держит атмосферу и не даёт вконец разочароваться подобным художественным видением Мейреллеса. Да и сложно испортить аутентичность картины о Кении, снятой непосредственно в самой погрязшей в бедности и пороках Кении.
Словом, отвратительно снятое, но необычайно живое и остросюжетное кино о том, какова же она - цена человеческой жизни. 7/10 и мои смелые рекомендации к просмотру!

"Не стоит идти наощупь по камням, Джастин. Иногда можно наткнуться на очень скверные вещи. Особенно в чужом саду."


Рецензии