Реальность смысла

Реальность смысла: Философия экзистенциального опыта
Введение.

1. Эта  книга представляет собой опыт более или менее систематической философской разработки тех идей, которые возникли в ходе моего проекта интерпретации истории, как развертывающейся смысловой динамики идентичности.

Этот проект не закончен, он только начат  в моей книге Время Смыслов и развивается медленно, своим ходом, как и полагается большому историческому проекту. От него по мере необходимости будут сейчас отпочковываться относительно независимые, более частные исторические исследования о разных эпохах и странах под своими названиями.

2. Но все это все таки история,и общее там существует прежде всего для понимания конкретных исторических ситуаций. Работает оно в этом смысле хорошо, не работает, значит надо придумать, что то другое. Меня там как историка волнуют прежде всего отдельные ситуации и участвующие в них люди.

3. Но общее не существует только для того, чтобы лучше всматриваться в конкретное и тем самым выступать в качестве одного из возможных методов исторического описания и анализа. Оно имеет и свои собственные потребности. Служение большего меньшему вполне  оправданно и благородно, но имеет свои пределы. Обратное в равной мере необходимо, то есть от конкретного нужно  подниматься к общему.

4. Мой исходный замысел предполагал, что конкретная разработка практического применения матрицы идентичности к пониманию исторических событий, структур и процессов должна принести свои плоды и послужить основой для неформальной, конкретной разработки философских тем и вопросов. Поэтому и возникает необходимость новой книги, в которой я  буду заниматься именно этим.

5. Эта книга исходит из тех же предпосылок, как и Время Смыслов. Она ссылается на те же конкретные исторические примеры и пользуется тем же методом контекстологического анализа матрицы идентичности. Конечно в   отдельных случаях нам здесь придется забегать далеко вперед и рассматривать те исторические  ситуации, и коллизии, которые в книге Время смыслов еще не рассматривались. В таких случаях я ограничусь краткими обьяснениями вместо  пространного самодостаточного исторического изложения, ибо наша первичная цель в этой книге  не историческая, а философская.

6. Но хотя она и философская, слово это я понимаю тоже прежде всего в конкретном, практическом смысле. Ведь настоящие философы тоже во многих случаях  были не только отвлеченными теоретиками, но и практиками. Философствование было для них прежде всего конкретной, практической, экзистенциальной необходимостью, они хотели  понять, как им жить, искали возможности найти жизненное выражение мысли, вместо того, чтобы довольствоваться разделением жизни на мышление и быт. Само такое разделение было для них  невыносимо и понималось как один из моментов личного и общественного экзистенциального кризиса.

7. Экзистенциальное философствование  вовсе не сводится к экзистенциализму, как философскому направлению. Оно может примыкать к  разным направлениям и  пользоваться разными методами, но для него всегда характерно острое сознание жизненной необходимости философского мышления.

8.  Такое сознание необходимости философии, как момента преодоления и продуктивного разрешения личного и общественного экзистенциального кризиса и представляет собой главную предпосылку моего философского проекта. О том, насколько эта предпосылка реализуема в рамках моего контекстологического подхода судить моим читателям.

Глава первая.

1. Одним из наиболее серьезных аспектов личного и общественного экзистенциального кризиса, который так или иначе определяет нашу собственную эпоху, является ощущение непреодолимого разрыва между реальностью и смыслом. В результате такого разрыва легко можно прийти к выводу, что реальность бессмысленна, а смысл нереален. Прийти к такому выводу очень легко, а выйти из него очень трудно,но крайне необходимо.

2. Бессмысленность происходящего в  данном случае конечно не означает отсутствия целесообразности, разумности или причинно следственной связи. Все эти моменты безусловно присутствуют, но не меняют впечатления бессмысленности, хаотичности, беспомощных метаний загнанного в угол человеческого разума,который явно не в состоянии справиться даже с тем, чтобы упорядочить свое собственное непосредственное бытие. 

3.  По всему миру личность, общество, культура, власть находятся в состоянии хронического несоответствия существующих методов и возможностей их работы размаху проблем,с которыми им приходится иметь дело.

4. В этой обстановке можно конечно принять это несоответствие, как единственно возможную данность (по выражению Маргарет Тэтчер, которая,как известно, на возражения любила  отвечать, что альтернативы ее подходу просто не существует TINA, there is no alternative) и продолжать нестись по течению к вырисовывающимся впереди порогам.

5. Или же можно все таки попытаться наметить альтернативу, хотя бы лично для себя, если не для общества в целом.  Осмысленность реальности и является в принципе такой альтернативой, те кто так или иначе нащупал и выяснил фундаментальную подлинную связь между реальностью и смыслом, либо получили возможность выгрести из течения на берег, либо поняли, как им проходить пороги.Конечно личное (возможно и общественное)существование ограничено в любом случае, но лучше  человеку жить, понимая, что его существование является моментом  развития смысла, чем носиться по волнам отчаяния.

6. При отсутствии связи между смыслом и реальностью,человеческое поведение определяется присутствующей в человеке и ситуации данностью, то есть совокупностью интересов,потребностей, желаний, привычек, привязанностей, антипатий, свойственных данной личности, данной группе и данным обстоятельствам. Человек таким образом оказывается пассивным орудием личных и групповых предпочтений и обстоятельств, куда они его зовут, туда он и идет.

7. А если потом, как часто бывает, оказывается,что данного человека и данную группу это послушное следование в фарватере данности занесло совсем не туда, куда им было нужно, на такой случай история, тоже сведенная к данности, задействуется
чтобы обеспечить необходимое оправдание, типа да мы ошиблись, но так складывались обстоятельства. Разумеется если только есть еще кому и перед кем оправдываться.

8. И сам русский язык протестует против такого ложного выбора между лежачим камнем
под который "вода не течет" и мелким камешком, который вода несет. Слово обстоятельства предполагает препятствия для движения, а не само движение. Обстоятельства это в принципе мера инерции, а инерцией определяется только обратное движение. Конечно порой надо вернуться в исходное положение и такое движение необходимо, но если из этого исходного положения нужно двигаться, тогда обстоятельства помочь не могут, разве только если их изменить в лучшую сторону.

9. Данность от слова дань, это если так можно выразиться, налог на движение, но для того чтобы выплатить налог ("отдать дань") нужно ведь иметь и доход, то есть само движение. А нет дохода, налог обдерет тебя как липку. Вот и получается что при такой безраздельной ориентации на данность человеческий мир постепенно наполняется озлобленными, растерянными коллективными и индивидуальными "жертвами обстоятельств", представляющими собой горючий материал для взрывов социального недовольства, но мало способными к тому, чтобы действительно изменить жизнь к лучшему.

10. Внутри матрицы идентичности данное (контекстное поле мира D) это лишь один из многочисленных аспектов динамики идентичности, которая включает должное (контекстное поле норм и абстрактных принципов А, таких как справедливость и истина), действительное (контекстное поле конкретных жизненных форм В, таких как красота, природа, страна, народ, и ориентированных на эти формы установок поведения, таких как честь, традиции, обычаи), заданное (контекстное поле личности С, которое через нормативную диагональ СА соотносится с принципами, через репрезентациионную горизонталь CD с данностью,а через идеографическую вертикаль СВ с действительным, то есть с формами). О том, что такое матрица идентичности и какова ее контекстная структура можно прочитать в первой главе другой моей книги Время смыслов.

Личность таким образом это самостоятельная активность, это жизненный проект, а не послушная игрушка обстоятельств. Но, что такое сама идентичность и каково ее отношение к смыслу? Мы начнем разбираться в этих вопросах во второй главе.


Рецензии