Нашествие папистов на Святую Гору Афонскую

Нашествие папистов на Святую Гору Афонскую.


В XIII веке от Рождества Христова западные католики ополчились и решились идти в Константинополь на погибель. На пути в Константинополь они устремились на Афонскую Гору, названную Святой, и стали преследовать находящихся на ней.

Латиняне пошли в Иверскую обитель и просили находящихся в ней иноков соединиться с ними. Но иноки этой обители не соизволили на это и, обличивши нечестивцев, предали их проклятию, по Апостолу, за нововведения. Беззаконные же, услышав это, пришли в ярость, вывели всех с безчестием из обители и, посадив старейших на монастырский корабль, вместе с ним потопили их. Так эти блаженные иноки, за неповиновение беззаконникам, приняли венец исповедания и мученичества.

Уйдя из Иверской лавры, латиняне пришли к Ватопедской обители. В ней они нашли только больных и престарелых, которые, будучи спрошены ими о прочих иноках, отвечали: "в дебрех и чащах укрываются, чтобы сохранить веру и не оскверниться с богомерзкими". Умертвив этих святых исповедников, латиняне тотчас устремились в окрестности монастыря и, найдя настоятеля и остальных иноков, ласково убеждали сделаться единомысленными с ними. Но настоятель сказал им: "лучше Христу угодить, чем антихристу"; они же спросили: "разве мы не Христовы, а антихристовы?" Святый отвечал: "да, потому что всякий, сопротивляющийся Евангелию Христову, есть антихрист, и ныне он-то и помогает вам. Какое может быть отношение света к тьме? во век мы не присоединимся к ней". Тогда латиняне простерли свои беззаконныя руки на хранителей закона и повесили всех их на том месте, где нашли.
 
Затем латиняне перешли на другую сторону горы и достигли обители святого Великомученика Георгия, именуемой Зограф. Святый же игумен с прочими иноками вошел в "пирг" (башню) не из боязни, но чтобы воспользоваться временем для обличения беззаконной ереси. Мучители, окружив со всех сторон обитель, стали кричать находящимся в пирге: "отворите нам, отворите!" Но преподобный сказал им: "мы не знаем вас – откуда вы". Мучители ответили: "мы – Христовы рабы и пришли обратить соблазненных на путь истинный". Святой же опять сказал: "отступите от нас делающие беззакония, потому что Апостол говорит: если бы и Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовестили вам, да будет анафема. Кто другаго учителя ищет? – никто, кроме тех, которые явно безумствуют. Вы скажи;те нам о своем учении и, если оно будет от Бога, мы присоединимся к вам и примем вас, как братию; если же не от Бога, – то уходите от нас". Тогда еретики отвечали: "Мы от Бога, и в Господа Иисуса Христа веруем и святое Евангелие Его учим; посланы же мы от блаженнейшаго папы римскаго, который есть глава церкви, сказать вам безумным непонятное для вас, чтобы вы поумнели и поняли уставы церковные и верно читали в св. Символе, то есть в "Верую во единаго Бога Отца".., что Пресвятый Дух исходит от Отца и Сына, и на святой проскомидии приносили пресный, а не квасный хлеб, чтобы священники ваши брили бороды, дабы и этим не согрешали в службе Божией, так как они – женихи церкви. Если все это исполните, то получите от Вседержителя очищение, и мы ради вашего покаяния умилосердимся, если же нет, то безпощадно погубим вас, чтобы вы не занимали напрасно места на земле". Это и многое другое в этом роде говорили еретики. Преподобные же ответили им следующее: "Мы хотим найти истину и не обращаем внимания на ваши соблазны и безумие, поелику не боимся и не страшимся ваших угроз".

Для беззаконных католиков эти слова блаженных мужей и их наставления в вере истинной были так же неприятны, как для волков камни из пращи; они бросились к ним и зажгли со всех сторон святую обитель.

Блаженные отцы предали души свои в руки Божии, умерли от огня. Всех святых числом было 26, из них монахов было 22 и 4 мирянина. Имена последних нигде не записаны, имена же монахов следующия: Фома, Варсанофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан и Парфений. Из них первый, то есть Фома, был игуменом, последний же, то есть Парфений – экклессиархом, который был снесен огненным пламенем с башни на землю и не тотчас умер, но проживши еще тридцать дней и разсказавши о всем происшедшем скрывшимся на время и теперь возвратившимся братиям.

После этого беззаконные латиняне разсеялись по всей Святой Горе, и не скрылись от них ни обитель, ни башня, ни келлия и никакое другое монашеское жилище, но все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено.

Тогда Афонская Гора, подобно Рахили, рыдала о детях своих. Да и кто бы, смотря на все тогда бывшее, не заплакал? До Небес доходил вопль и рыдание плачущих.

О, святые и блаженные отцы наши, вы, иже от великия любве к нам недостойным чадом вашим, и в пламени сгораемы, не забываете нас, но теплыя молитвы возсылаете к Богу о нашем спасении...


Рецензии