Байонез против Эмбэскейда

             «Б А Й О Н Е З»      П Р О Т И В       «Э М Б Э С К Е Й Д А».

Бывая  в  разных  городах, я  первым  делом  узнавал, есть  ли  там  морские  музеи. Времена  службы  оставили  в  душе  чувство  ностальгии  по  флоту  и  кораблям. Оказавшись  в  морском  музее, как – бы  снова  переживал  прошедшие  годы, знакомился  с  экспонатами, каждый  из  которых  имел  свою  судьбу, свою  историю. Меня  особенно  интересовали  картины  с  изображением  морских  баталий. Проходя  по  залам  с  картинами  в  музеях  Севастополя, Лондона  в  Гринвиче, я  подолгу  останавливался, рассматривая  то, или  иное  полотно.
Так  и  в  Париже  я  не  мог  не  посетить  Национальный  морской  музей, расположенный  во  дворце  Шайо. В  залах  этого  музея  было  много  замечательных  экспонатов – макетов  и  моделей  знаменитых  кораблей, морское  вооружение  и  инструменты, там я  и  наткнулся  на  старую  картину  ожесточённого  морского  боя, которая  поразила  и  захватила  меня. Её  название – «Байонез»  против  «Эмбэскейда», написанная  художником – почётным  офицером  французского  флота  Луи – Филиппом  Крепеном. На  ней – корвет  и  фрегат, почти  борт  к  борту  сошлись, словно  в  абордажном  бою, и, казалось, вот – вот  наступит  тот  решительный  момент  развязки, когда  один  из  них  одержит  верх.
Захотелось  как  можно  больше  узнать  о  событиях, изображённых  на  этой  картине  и  её  художнике, носившем  почётное  звание  морского  офицера. Оказывается, во  Франции  есть  давняя  хорошая  традиция – избирать  в  почётные  офицеры  флота  (Peintre  Officiel  de  la  Marine)  наиболее  известных  и  популярных  художников – маринистов. Возникла  она  после  Июльской  революции  1830  года, и  первыми  художниками, воспевшими  в  своих  картинах  море, морские  сражения, получившими  это  звание, стали  Луи – Филипп  Крепен  (1772 – 1851)  и  Жан  Антуан  Теодор  Гюден  (1802 – 1880). Компетентное  жюри, отбирающее  маринистов  после  знакомства  и  анализа  их  произведений, ограничилось  только  сорока  художниками, среди  которых  есть  «допущенные»  и  «пожизненно  избранные». Они  могут  носить  форменный  морской  китель  с  погонами, без  нарукавных  шевронов, а  на  груди – серебрянный  якорь, как  отличительный  знак. Почётные  художники  флота  во  Франции  по  их  желанию  принимают  участие  в  морских  походах  на  кораблях.
Луи – Филипп  Крепен  создал  это  полотно  в  честь  победы  небольшого  французского  корвета  «Байонез»  над  более  мощным, как  по  размерам,  так  и  по  вооружению  английским  фрегатом  «Эмбэскейдом». Это  был  период  Французской  войны  второй  коалиции  (1798 – 1802), когда  Франция, не  желавшая  мириться  со  всё  возрастающей  мощью  Англии  на  море, вступила  с  ней  в  войну.
Ранним  утром  14  декабря  1798  года  на  английском  32 – х  пушечном  фрегате  «Эмбэскейд», патрулировавшем  выходы  в  море  из  устья  реки  Жиронды, заметили  вдали  паруса  корабля. Командир  «Эмбэскейда»  Генри  Дженкинс, проигнорировав  доклад  вперёдсмотрящего, дал  команде  «добро»  на  завтрак. К  девяти  часам  утра  незнакомец  приблизился  к  фрегату  на  расстояние  пушечного  выстрела, стало  ясно, что  это  французский  24 – х  пушечный  корвет  «Байонез». Поняв  свою  ошибку, английский  капитан  поспешил  в  погоню  за  «французом». Корабли  стали  обмениваться  выстрелами  в  течение  часа. Неожиданно, на  «Эмбэскейде»  произошёл  разрыв  корабельного  орудия, в  результате  мощного  взрыва  пострадали  сразу  одиннадцать  человек, вызвав  панику  у  остальных  членов  экипажа. Корвет  «Байонез», воспользовавшись  замешательством  противника, зашёл  с  подветренной  стороны  и  стал   вести  прицельный  огонь  по  фрегату. Французам  удалось  разрушить  бизань – мачту  «Эмбэскейда», которая  вместе  с  оборванным  такелажем  упала  на  корму, принеся  немалые  разрушения  и  жертвы. Французский  корабль  в  пылу  морского  боя  оказался  вблизи  свисавшей  с  кормы  упавшей  мачты  и  своим  бушпритом  сцепился  с  ней.  Воспользовавшись  этим, находившиеся  на  корвете  ветераны  Эльзасского  полка, перебравшись  по  бушприту  на  палубу  фрегата, вступили  в  схватку  с  его  уцелевшим  экипажем. Вдруг  на  «Эмбэскейде»  произошёл  ещё  один  взрыв, полностью  деморализовавший  английских  моряков. Неся  значительные  потери, они  сдались. Захватив  «Эмбэскейд», французы  взяли  на  буксир  свой  потрёпанный  корвет  и  привели  его  к  Антьошу. Командир  «Байонеза»  Жан – Батист  Эдмон  Роше  и  другие, оставшиеся  в  живых, офицеры  были  повышены  в  чинах. Английские  историки  до  сих  пор  считают  преувеличенной  эту  победу  французов, признавая  только  неквалифицированные  и  некомпетентные  действия  капитана  фрегата  Генри  Дженкинса.
Художнику  Л. – Ф. Крепену  удалось  полностью  передать  захватывающие  и  ожесточённые  моменты  морского  боя  «Байонеза»  и  «Эмбэскейда», привлечь  зрителя  напряжением  схватки  на  море. Эта  картина, также, как  и  другие  «марины»  первого  почётного  офицера  флота – художника  наполнена  динамизмом  и  реалистичностью.
Учителем  Крепена  был  знаменитый  французский  художник  Клод  Жозеф  Верне, получивший  в  своё  время  даже  признание  у  российского  императора  Павла I, он  также  работал  в  мастерской  Жана – Батиста  Реньо, исторического  художника, в  юности  познавшего  море  и  корабли.
Истинный  талант, вдохновение  и  любовь  к  морской  стихии  отличают  художников – маринистов, почётных  офицеров  французского  флота.

18  мая  2016  г.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии