Байонез против Эмбэскейда
Бывая в разных городах, я первым делом узнавал, есть ли там морские музеи. Времена службы оставили в душе чувство ностальгии по флоту и кораблям. Оказавшись в морском музее, как – бы снова переживал прошедшие годы, знакомился с экспонатами, каждый из которых имел свою судьбу, свою историю. Меня особенно интересовали картины с изображением морских баталий. Проходя по залам с картинами в музеях Севастополя, Лондона в Гринвиче, я подолгу останавливался, рассматривая то, или иное полотно.
Так и в Париже я не мог не посетить Национальный морской музей, расположенный во дворце Шайо. В залах этого музея было много замечательных экспонатов – макетов и моделей знаменитых кораблей, морское вооружение и инструменты, там я и наткнулся на старую картину ожесточённого морского боя, которая поразила и захватила меня. Её название – «Байонез» против «Эмбэскейда», написанная художником – почётным офицером французского флота Луи – Филиппом Крепеном. На ней – корвет и фрегат, почти борт к борту сошлись, словно в абордажном бою, и, казалось, вот – вот наступит тот решительный момент развязки, когда один из них одержит верх.
Захотелось как можно больше узнать о событиях, изображённых на этой картине и её художнике, носившем почётное звание морского офицера. Оказывается, во Франции есть давняя хорошая традиция – избирать в почётные офицеры флота (Peintre Officiel de la Marine) наиболее известных и популярных художников – маринистов. Возникла она после Июльской революции 1830 года, и первыми художниками, воспевшими в своих картинах море, морские сражения, получившими это звание, стали Луи – Филипп Крепен (1772 – 1851) и Жан Антуан Теодор Гюден (1802 – 1880). Компетентное жюри, отбирающее маринистов после знакомства и анализа их произведений, ограничилось только сорока художниками, среди которых есть «допущенные» и «пожизненно избранные». Они могут носить форменный морской китель с погонами, без нарукавных шевронов, а на груди – серебрянный якорь, как отличительный знак. Почётные художники флота во Франции по их желанию принимают участие в морских походах на кораблях.
Луи – Филипп Крепен создал это полотно в честь победы небольшого французского корвета «Байонез» над более мощным, как по размерам, так и по вооружению английским фрегатом «Эмбэскейдом». Это был период Французской войны второй коалиции (1798 – 1802), когда Франция, не желавшая мириться со всё возрастающей мощью Англии на море, вступила с ней в войну.
Ранним утром 14 декабря 1798 года на английском 32 – х пушечном фрегате «Эмбэскейд», патрулировавшем выходы в море из устья реки Жиронды, заметили вдали паруса корабля. Командир «Эмбэскейда» Генри Дженкинс, проигнорировав доклад вперёдсмотрящего, дал команде «добро» на завтрак. К девяти часам утра незнакомец приблизился к фрегату на расстояние пушечного выстрела, стало ясно, что это французский 24 – х пушечный корвет «Байонез». Поняв свою ошибку, английский капитан поспешил в погоню за «французом». Корабли стали обмениваться выстрелами в течение часа. Неожиданно, на «Эмбэскейде» произошёл разрыв корабельного орудия, в результате мощного взрыва пострадали сразу одиннадцать человек, вызвав панику у остальных членов экипажа. Корвет «Байонез», воспользовавшись замешательством противника, зашёл с подветренной стороны и стал вести прицельный огонь по фрегату. Французам удалось разрушить бизань – мачту «Эмбэскейда», которая вместе с оборванным такелажем упала на корму, принеся немалые разрушения и жертвы. Французский корабль в пылу морского боя оказался вблизи свисавшей с кормы упавшей мачты и своим бушпритом сцепился с ней. Воспользовавшись этим, находившиеся на корвете ветераны Эльзасского полка, перебравшись по бушприту на палубу фрегата, вступили в схватку с его уцелевшим экипажем. Вдруг на «Эмбэскейде» произошёл ещё один взрыв, полностью деморализовавший английских моряков. Неся значительные потери, они сдались. Захватив «Эмбэскейд», французы взяли на буксир свой потрёпанный корвет и привели его к Антьошу. Командир «Байонеза» Жан – Батист Эдмон Роше и другие, оставшиеся в живых, офицеры были повышены в чинах. Английские историки до сих пор считают преувеличенной эту победу французов, признавая только неквалифицированные и некомпетентные действия капитана фрегата Генри Дженкинса.
Художнику Л. – Ф. Крепену удалось полностью передать захватывающие и ожесточённые моменты морского боя «Байонеза» и «Эмбэскейда», привлечь зрителя напряжением схватки на море. Эта картина, также, как и другие «марины» первого почётного офицера флота – художника наполнена динамизмом и реалистичностью.
Учителем Крепена был знаменитый французский художник Клод Жозеф Верне, получивший в своё время даже признание у российского императора Павла I, он также работал в мастерской Жана – Батиста Реньо, исторического художника, в юности познавшего море и корабли.
Истинный талант, вдохновение и любовь к морской стихии отличают художников – маринистов, почётных офицеров французского флота.
18 мая 2016 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №216051801565