Нанорабство

Очень жаль, что Жюль Верн, Айзек Азимов и Иван Ефремов не имели возможности принять участие в проходившей в начале марта в Москве конференции Агентства стратегических инициатив и Школы управления Сколково, посвящённой образованию будущего. Нет сомнений: это удивительное мероприятие их вдохновило бы.
Международная программа "Глобальное образование будущего - Global Education Future (GEF)", в рамках которой и прошла «встреча футуристов» с учителями и методистами, создана именно для планирования и предвидения тенденций в развитии образования.
По мнению членов экспертного совета GEF (их 26, среди них Исаак Фрумин (Россия), Дирк ван Дамм (Франция) , Говард Рейнгольд (США) и др.), к 2030 г. станут возможны  следующие инновации:
- в школах и вузах будут использоваться медицинские препараты (вроде образовательного допинга), повышающие «когнитивные способности»,
- обязательной станет «образовательная диспансеризация» с целью «образовательной диагностики», то есть определения медицинским путём, как именно этого ученика нужно учить,
- первые знания (а, возможно, и умения, и навыки!) ребёнок будет получать ещё в утробе матери,
- самые способные ученики станут объектом инвестиций, то есть появятся «человеческие фьючерсы»,
- с целью повышения способностей учеников им будут имплантированы различные гаджеты и технические устройства,
- ценности и морально-нравственный облик детей будут моделироваться цифровым способом и внушаться с помощью онлайн-игр.
Это всё не шутка, не запись бреда больного-шизофреника в сумасшедшем доме. Это говорилось на полном серьёзе, на солидном международном симпозиуме (в форуме приняли участие представители России, США, Австралии, Голландии, Франции, Индии, ЮАР, Чехии и др. стран).
Безусловно, все мэтры литературного жанра «антиутопия» вертелись в гробах, как пропеллеры, от жуткой зависти во время этого московского шабаша.
Нужно заметить, что в роли коллективного футуролога в данном случае выступает и министерство образования и науки РФ. Карта будущего образования GEF полностью совпадает с проектом "Образование-2030", разработанным той же командой и принятым Министерством образования и науки РФ в качестве руководства к действию.
Да, будущее школы, нарисованное футурологами от образования, прекрасно.
И всё-таки необходимо отметить, что:
1) Авторы подобных прогнозов не понимают, что означает слово «образование». Этимология  его восходит к понятию «образ». То есть «образование» есть придание человеку определённого образа, создание человека – в соответствии с неким образом, представлением о нём. При этом изначально предполагалось, что автором этого «образа Человека» (с большой буквы, то есть полностью развитого) является наш Создатель, а мы, люди, лишь исполнители Его воли. Разумеется, московские футурологи не читали Яна-Амоса Коменского. Но вот он понимал образование именно так. Между тем, если попытаться восстановить тот образ, который вдохновляет организаторов конференции, - то это не человек. И даже вообще не живое существо. Это робот, абсолютно не обладающий самостоятельной жизнью, спонтанностью, даже такой, какая свойственна животным, - но внешне похожий на человека. Кстати, выступавший на конференции С.Калашников, филолог из Волгограда, оценил намерения «футурологов» именно так.
2) Не понимая, что такое «образование», наши безудержные мечтатели не понимают и того, как и за счёт чего человек получает образование. (Кстати, русский язык в этом смысле несовершенен, потому что, строго говоря, «получать» образование нельзя. Образование по сути своей – это процесс саморазвития). Прежде всего, в образовании решающую роль играют человеческие отношения и общение. Что-то существенно менять в образовании можно, только меняя человеческие отношения с учениками и как-то иначе с ними общаясь, поскольку это стержень образования. Образование – деятельность глубоко личностная. То есть в каком-то смысле подобная не профессиональной деятельности, а, скорее, таким специфически человеческим видам бескорыстной активности, как любовь, дружба, милосердие. Без личности Настоящего Педагога, авторитетного и любимого детьми, образования нет. Но на конференции ничего не говорилось о педагогах. Огромное значение в образовании имеет самостоятельная деятельность учеников, их мотивация. Об этом тоже речи не было. Предполагается, видимо, что и в 2030 г. дети всё так же будут сидеть за партами и выполнять нудные упражнения, как и в 1930.
3) Образование как профессия – это типичное творчество. Эта деятельность подобна деятельности учёных и писателей, актёров, музыкантов, художников. А творчество невозможно без свободы. Но её в современной системе образования становится всё меньше с каждым годом.
На самом деле никто из организаторов московского форума ничего не знает об образовании. Фантазии в стиле научно-фантастических романов говорят о полной оторванности от реальности и о дичайшей безграмотности – именно в области образования.
В реальности же ученики измучены бессмысленной, изнуряющей зубрёжкой, ненавидя за это и школу, и обучение как таковое. И ученики, и учителя глубоко несвободны. Нет полноценного общения и человеческих отношений, а есть отчуждение и недоверие друг к другу.
Что это за «система образования»? Не для того ли она существует, чтобы помешать детям стать подлинно образованными людьми?
Фактически современная школа существует в условиях рабства.  Полноценное образование в подобных условиях есть нечто маргинальное. Стремление к подлинному образованию – что-то вроде бунта.
Но министерство не может бунтовать против самого себя.
А в то же время хочется ощутить себя «новаторами». Ответственности же за свои безумные фантазии они никакой не несут. Отсюда – подражание Айзеку Азимову и пр. классике научной фантастики.
Рабство не подвергается сомнению. Но это будет самое-самое передовое – «нанорабство»! Голубая мечта идиота.
К счастью, подобные планы совершенно утопичны, не воплотимы в жизнь и несбыточны. Участвовать в подобных мероприятиях адекватный человек по доброй воле вряд ли станет. И это единственное, что внушает надежду. 


Рецензии