Новые встречи, новые радости
(Наброски впечатлений).
Я о Москве.
Каждый приезд, это как романтическое свидание в былые времена.
Волнения, ожидания, предвкушения.
В роли главного субъекта у меня нынче был «мужчина» совсем юный, в своей первой прекрасной очаровательности.
Ему почти три. Не шутки.
Такая батарейка. Согревает, подпитывает.
А улыбка, а лукавинка в глазах…
А эти перевёртыши слов: «сибоспа», «я ам, я сам..», «ты кай и я кай…».
Перевожу: пыталась ему сказать, что мы на «равных».
- Ты крайний - младший, я крайний - старший.
---
Немножко о серьёзном.
Глубокое впечатление оставила выставка работ в Третьяковке, как сказано в проспекте, последнего великого русского реалиста XX века Гелия Михайловича Коржева.
На полотнах то время, которое напоминает как мы жили, чем жили, чем живём.
И радость, и тревога…
Его манеру письма специалисты называют «жесткий стиль».
Художник один из первых стал писать о травмах, нанесённых войной.
Писать, как он сам определил, с позиций социального реализма. Без прикрас и лакировки.
Его сюжеты, краски продуманы до мелочей. Метафоры картин непросты. Но художник в них рассуждает и приглашает зрителя к серьёзному разговору.
Коржев поднимает глубинные пласты и убедительно раскрывает героические и драматические стороны нашей жизни.
На всех полотнах, сдержанных по колориту, крупным планом фигуры людей.
Психологически точно работы отображают живых, страдающих, битых, иногда приземлённых людей.
Картины – «Вставай, Иван», «Адам Андреевич и Ева Петровна» и весь этот цикл рассказывают о социальной деградации общества. В них боль творца.
Но мастер любит своих героев, не очерняет их, а сочувствует им.
В зале демонстрировался фильм о Гелии Михайловиче.
Неспешная, без всякого пафоса речь, его добрый взгляд вызывают восхищение не только увиденными работами, но и удивительной человечностью мастера.
Из отзывов:- «Его живопись не для легкого восприятия. Так много поведала она невеселого о нас самих, об обществе, в котором живем, что порой от его картин веет этакой беспросветностью. Но это лишь первое, поверхностное впечатление. В них нет никакой безнадежности. За всеми коллизиями, борениями и утратами встает образ Человека долга, порядочного, искреннего и самоотверженного».
И уходишь с выставки наполненный каким-то особым чувством благодарности мастеру за веру в добро, в то, что неизбежен свет в конце тоннеля…
---
Есть у меня в Москве любимый маршрут, не пройтись по нему сродни преступлению.
Здесь дух настоящей, бессмертной литературы.
Он начинается от дома А.П.Толстого на Никитском бульваре, где провёл последние дни жизни и умер Н.В. Гоголь.
Поговаривают, что вновь вернулись к изучению «остатков» старого камина, в котором были сожжены последние главы «Мёртвых душ».
Идём мимо восстановленной церкви св.Фёдора Студита. Именно она в конце XVIII века стала приходским храмом Александра Васильевича Суворова.
Рядом церковь Большого Вознесения, где венчался А.С.Пушкин, а вот
напротив храма особняк Рябушинского, где по возвращению из Италии жил А.М.Горький.
Соседний особняк, на Спиридоновке, музей А.Н.Толстого.
И тут же рядом небольшой двухэтажный дом.
Здесь жил А.Блок.
Не зря мои москвичи называют эти наши прогулки, прогулки по «литературным мосткам».
Мы присели в небольшом уютном скверике и немножко поспорили о стоящем там памятнике А.Блоку.
Сын считает эту последнюю работу скульптора О.К. Комова не совсем удачной.
- Посмотри внимательно. Эти кудряшки, это лицо скорее Пушкина. Скульптор видимо, не успел отойти от своей предыдущей работы.
- Абсолютно не согласна. Ну, разве что лицо фигуры чётко определяет
это тоже поэт.
В этом доме А.Блок после венчания с Любовью Дмитриевной провёл часть медового месяца.
Авторы монумента, на мой взгляд, передали внутреннее состояние поэта.
Такая свободная, небрежная поза, руки в карманах, голова чуть приподнята.
Слегка расстегнут ворот плаща, элегантно завязан шейный платок. Завораживают академически отточенные черты лица и этот взгляд….
Ощущаешь в нём блоковскую устремлённость в высь и одновременно холодное спокойствие.
Памятник был установлен в 1993 году.
Это самый большой памятник поэту.
Невольно возникает вопрос: почему в Москве?
Блок петербуржец, страстно любящий свой город.
«Город мой непостижимый…», - обращение поэта к нему...
Специалисты утверждают, что именно Москва открыла и признала Блока-поэта.
И он ответил ей взаимностью.
Признание звучит, как признание Прекрасной даме:
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро, как прелесть твоя.
Мои спутники рассказывали много интересного о поэте.
Узнала, что именно в московском издательстве вышел его первый сборник «Стихи о Прекрасной даме» и другие его работы.
Блок полюбил москвичей.
Добродушно подчеркивал - «Они добрые, милые, толстые… не скучают…, смело говорят и спорят о счастье…».
Что-то из этого присуще и сегодня моим москвичам.
Заканчивала свою нынешнюю прогулку по Москве с рефреном блоковских строк: – «И мне смело хочется счастья…».
---
Спасибо Москве и моим дорогим москвичам.
Свидетельство о публикации №216051801702
Тонко, доходчиво, светло пишите о сложном, о восприятиях картин и стихов...
Это очень помогает простому человеку,который не небожитель,а рожденный быть всего лишь наблюдателем жизни, уметь восхищаться учите Вы, принимать искусство,разное, не отодвигать его, если и непонятно, а стараться быть рядом с ним, от этого уже быть счастливым.
С Наступающим Вас НОВЫМ ГОДОМ!!!
Ольга Боровикова 2 26.12.2018 12:23 Заявить о нарушении
Вы правы - "..стараться быть рядом с ним,
от этого уже быть счастливым".
Светлого предновогодья!!!
Дина Иванова 2 27.12.2018 08:12 Заявить о нарушении