Осечка в Айе. Ранние пророки-2

Книга Йегошуа (Иисуса Навина христианской Библии), в которой повествуется о завоевании Святой земли евреями под предводительством Йегошуа бин Нуна, открывает раздел Писаний, который получил в еврейской традиции название Невиим – «Пророки».

Всего пророческих книг восемь. Четыре из них: книгу Йегошуа, Книгу Шофтим, Книгу Шмуэль и Книгу Млахим относят к ранним пророкам – Невиим ришоним. Еще четыре: Книгу Йешаягу, Книгу Ирмеягу, Книгу Йехезкэля и Трей Асар (12 малых пророков) относят к поздним пророкам – Невиим ахароним.

Книги ранних пророков – по сути, исторические книги. Они охватывают значительный период из пребывания сыновей Израиля в Святой земле. 440 лет до построения Первого Храма, и еще 410 лет до  его разрушения. Всего 850 лет (1).

Книга Йегошуа среди Невиим ришоним выделяется рядом особенностей. События, описанные в ней, занимают очень краткий исторический период, менее жизни одного поколения.

Другая особенность этой книги в том, что «служил Израиль Богу все дни Йегошуа». (Нав. 24:31). Об этом мы еще обязательно поговорим чуть далее.

Только однажды возникло некоторое напряжение в рядах сыновей Израиля в связи с жертвенником Богу, воздвигнутом евреями из колен Реувена, Гада и Менаше, расселившихся за Иорданом. Да еще, пожалуй, в той истории, которую я собираюсь рассказать.

Мудрецы считают, что если бы евреи не грешили, то они бы получили только пять книг Торы и Книгу Йегошуа. Все остальные книги Танаха были даны за грехи. Их основная цель – учить народ Израиля мудрости и правильному поведению. Книга же Йегошуа рассказывает об исполнении обещания Бога, данном еще Аврааму. Но так случилось, что воплощение в жизнь этого обещания оказалось связано с военными действиями по завоеванию земли обетованной. Другая часть Книги Йегошуа содержит рассказ о разделении земли между коленами. А что дальше? А дальше строго следовать всем повелениям, которые содержит уже имеющаяся Тора. Однако все пошло не совсем так.

Когда с Йерихо было покончено, взор Йегошуа устремился на город Ай. Ай (2), хоть и очень древний город – он упомянут уже в повествовании об Аврааме, – на самом деле был небольшим, заштатным городишком. Он располагался в малонаселенной местности, в лесу, западнее Йерихо, где-то недалеко от Бейт-Эля, буквально в двух часах ходьбы от сожженного Йерихо.

Почему Следующим объектом для завоевания Йегошуа выбрал Ай, определенно сказать трудно. Возможно, потому что захватив Ай Йегошуа брал под контроль центральную часть страны и отрезал северные земли от южных. Как и первый раз Йегошуа отправляет разведчиков, но только  безымянных, и вскоре они доставляют ему сведения о том, что жителей в Айе мало и 2-3 тысяч воинов вполне хватит, не нужно гонять всю армию ради такого пустяка.

Йегошуа отправляет на всякий случай три тысячи воинов. И происходит невероятное. Жители Айя выходят навстречу евреям. И вот, даже не вступив в сражение, войско Йегошуа бросилось наутек. Чего они испугались?

«И убили из них люди Айя около тридцати шести человек, и преследовали их от ворот до Шеварим (3), и разбили их на спуске (с горы); и растаяло сердце народа, и стало водою».

Тут сразу бросается в глаза одна странность. Почему написано около 36 человек? 36 – не такое большое число, разве трудно было сосчитать точно? И вообще, когда говорят о каких-то количествах приблизительно, обычно называют круглую цифру. Например, в данном случае около 40 или больше 30. А все дело в том, говорят мудрецы, что погиб, на самом деле всего один человек: великий мудрец и праведник Яир бен Менаше, который один стоил 36.

Йегошуа не принимал личного участия в этой компании. По причине очевидной несущественности и не предполагавшей каких-либо неожиданностей и сложностей. Но что-то пошло не так. Когда ему сообщили, что случилось, он долго не мог поверить услышанному. А когда до него, наконец, дошло, «Йегошуа разорвал одежды свои и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним [и лежал] до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои. И сказал Йегошуа: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки эмори и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом! О, Господи! что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим? Ведь услышат кнаани и все жители земли этой, и окружат нас, и истребят имя наше с земли. И что станется тогда с великим Именем Твоим» (Нав. 7:6-9).

Самое ужасное последствие  этой неудачной кампании: «растаяло сердце народа, и стало водою». Т.е. испугались не только те, кто непосредственно принимал участие в столкновении, но и весь народ. Но что же, все-таки, их всех так напугало?

Зеев Дашевский: «Эта война не была задумана, как обычная война. Йегошуа был убежден в том, что нормальным военным путем захватить Землю Израиля и победить эти очень сильные народы будет невозможно и поэтому он уповал на помощь Всевышнего, которая ему была обещана».

Вот в чем дело. Йегошуа понял, что Бог по какой-то причине перестал помогать им. И именно поэтому сердце народа растаяло, как совсем недавно растаяло сердце народов Ханаана, потому что увидели они, что евреи получают сверхъестественную помощь, и им никак с этим не совладать. А теперь евреи увидели, что помощи этой больше нет. Где же Он, Бог их? Вот почему так убивается Йегошуа.

 – Что же будет с Твоим Великим Именем? – в отчаянии вопрошает Йегошуа.

И неожиданно получает ответ.

– Встань, для чего пал ты на лицо твое? Согрешил Израиль, да и преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из заклятого, и крали, и (после) отрицали, и положили в вещи свои. (За то) и не смогут сыны Израиля устоять пред врагами своими; тыл обратят они врагам своим, ибо стали они (сами) заклятыми; не буду более с вами, если не истребите заклятого из среды вашей.

Вот в чем дело. Когда Йегошуа наставлял сыновей Израиля, как вести себя в поверженном Йерихо, он говорил:

– И будет город предан заклятию (херем): он и все, что в нем, – Господу….  Вы же остерегайтесь (брать) заклятое, чтобы и самим не стать заклятыми! Если возьмете что-либо из заклятого, то навлечете на стан Израиля заклятие и пагубу! Все серебро и золото, и утварь медная и железная – святыня это Господу, в сокровищницу Господню пойдут (Нав. 6:17-19).

Тут есть одна тонкость. На самом деле трофеи на войне брать можно. Особенно, если война справедливая. Но даже если не иметь в виду какие-то ценности в виде изделий из драгоценных металлов и камней, почему нужно уничтожать, например, полезные вещи, которые еще могли бы послужить всему народу?

Ничего не брать в Йерихо в качестве трофея Бог не повелевал. Это инициатива Йегошуа. Возможный ход его рассуждений примерно следующий. Йерихо не был в буквальном смысле добычей армии Йегошуа. Сыны Израиля, фактически, палец о палец не ударили, чтобы овладеть городом. Ежедневные пешие прогулки под звуки труб, естественно, не в счет. Падение стен Йерихо – полностью заслуга Бога, и все, что в городе есть ценного, принадлежит, поэтому, также Ему.

В книге Дварим в 13 главе есть закон о городе, жители которого нарушили союз с Богом и начали поклоняться чужим богам, другими словами совратились. Сказано, что «если услышишь ты, что в одном из городов твоих… выступили люди негодные … и совратили жителей города своего, говоря: пойдем и будем служить иным богам»,  то необходимо принять радикальные меры: жителей и скот необходимо перебить, все имущество сложить на площади и сжечь. И сам город необходимо превратить в груду развалин, и отстраивать его даже в будущем нельзя.

«И да не прилипнет к руке твоей ничего из уничтожаемого (херем), чтобы отвратил Бог гнев свой и явил тебе милосердие» (Втор. 13:18).

Йегушуа, конечно же, хорошо знал этот закон. Возможно, он, имея в виду именно его, приравнял Йерихо к «совращенному городу». Намек на это мне видится в использованном в обоих случаях в тексте слова херем.

Херем – это то, что стало запретным для пользования или соприкосновения, либо потому, что противно Богу, либо потому, что посвящено Ему. В любом случае обычный человек к тому, на что объявлен херем, даже прикасаться не может.

В 7 главе Второзакония есть повеление Бога предать заклятию (херем) семь народов, проживающих в земле, которую Бог приготовил Израилю. Это хитти, гиргаши, эмори, кнаани, призи, хиви и йевуси. Они должны быть полностью уничтожены. Союз с ними не возможен.

И это повеление Йегошуа знал. Поэтому ничего удивительного, что Йегошуа объявил херем городу Йерихо.

И вот теперь Бог говорит Йегошуа, чтобы тот передал Его слова всему народу:

«Заклятое (херем) среди тебя, Исраэйль; не сможешь ты устоять пред врагами твоими, пока не устранишь от себя заклятого (херем)».

Среди Израиля кто-то согрешил и тайно взял то, на что был объявлен херем. И до тех пор, пока этот человек не будет найден, вина будет лежать на всем народе. По этой же причине и пострадал праведный и самый мудрый из Сангедрина Яир бен Менаше, тот, что один стоил 36. Он должен был обеспечить охрану ценностям из Йерихо, которые посвящались Богу, и на которые также был объявлен херем. А раз что-то было похищено, следовательно, он не справился со своей задачей и понес наказание.

– Кто же виновен? – спросил Йегошуа у Бога.
– Э, нет! – ответил Бог. – Ищи сам.

Йегошуа решил при помощи жребия обнаружить грешника. Собрав двенадцать колен, он бросил жребий, и выпал жребий колену Йегуды. Следующий жребий указал на семью Зераха, еще один на главу дома Завди.

И тут у человека по имени Ахан сын Карми, сын Завди из колена Йегуды сдали нервы.

– Какие есть доказательства, что это не простое совпадение? – спросил он у Йегошуа. – Вместо того чтобы глумиться над моей семьей, брось прямо сейчас жребий, касающийся тебя и Пинхаса. Посмотрим, кого из вас он выберет!

Йегошуа все понял. Но понять должны и все остальные, особенно могущественное колено Йегуды. Он видел, что сынам Йегуды очень не понравилось происходящее. Они были полны решимости, и если потребуется, физически защитить честь и жизнь человека из своего колена, в виновность которого они нисколько не верили. Ситуация накалилась до предела.

– Сын мой, воздай честь Господу, Богу Исраэля, и сделай пред Ним признание, и сообщи мне, что ты совершил, не скрывай от меня, – стал умолять Йегошуа Ахана.

И как это ни странно, Ахан сознался. Говорят, чтобы избежать кровопролития между сыновьями Израиля.

– Увидел я среди добычи прекрасный плащ шинарский, и двести шекелей серебра, и один слиток золота весом в пятьдесят шекелей, я страстно пожелал и взял их; и вот, спрятаны они в земле в шатре моем: серебро под ним (под плащом), – чистосердечно рассказал Ахан.

Так уж получилось, оправдывался Ахан, бес попутал. Думал что это просто трофей, который брать не запрещено, а оказалось херем. Когда узнал, уже поздно было. Не рискнул возвращать, а припрятал. Так или не так, оставим на суд читателю. Но вот согласно традиции, и раньше за ним подобное водилось, а нужно сказать, человеком он был не бедным: по тем меркам много выше среднего.

Тут же пошли служители Йегошуа, все принесли и продемонстрировали собравшимся сыновьям Исзраиля.

А что же Ахан? Заслужил он снисхождения за чистосердечно признание и добровольную выдачу украденного? Заслужил – не утратил удела в будущем мире.

А в этом мире побили его камнями, и всех близких, и сыновей, и дочерей. И скот весь забили. А потом сложили все: и шатер, и имущество, и трупы, и сожгли. Вот так. Все очень серьезно, по-взрослому.

А вот весь Израиль от этой смерти, безусловно, выиграл. Зачем Йегошуа добивался признания Ахана, если ему и так стало все ясно? Испугался воинственного настроя людей из колена Йегуды?

Да, нет, конечно. Мыслил он стратегически. И результат ему нужен был такой, который окажет глобальное влияние на народ, потому что «сердце народа стало водою», и с этим нужно было срочно что-то делать.

А когда грешник среди Израиля был найден, стала понятна и причина поражения в Айе, и то, что Бог, на самом деле, не оставил евреев, и все договоренности в силе. А главное: жребий – вполне приемлемый метод для решения спорных вопросов. Он работает, и работает точно. А очень скоро Израиль будет распределять землю между коленами. И опять при помощи жребия (4). Народ успокоился, и все стало на свои места.

А что же Ай? Ай постигла судьба Йерихо. Ничего от города не осталось – только груда камней.

На этот раз Йегошуа действовал наверняка. Под покровом ночи он послал отряд в 30000 отборных воинов устроить засаду за городом, с западной стороны, между Бейт-Элем и Айем. А сам с многочисленным войском пошел на утро тем же путем, что и в первый раз. И увидели жители Айя: вот евреи опять идут. И выступил царь Айя и все боеспособные мужчины в надежде, что, как и в первый раз, побегут от них евреи. И, о чудо! Евреи действительно, завидев царя Айя с войском, бросились наутек. Не ожидая никакого подвоха, царь бросился в погоню. А в это время воины из засады вошли в город, всех перебили и город подожгли.

А когда увидели бегущие евреи, что поднялся дым к небу над городом, вдруг остановились и повернулись лицом к преследователям. И поразили всех до единого, кроме царя. Царя же повесили на дереве.

О, это была славная битва! Зачем Йегошуа бросил на Ай всю свою армию – загадка. «И было павших в тот день мужей и жен двенадцать тысяч, все жители Айя». Т.е. мужчин, способных держать оружие было в Айе едва ли четверть. Три тысячи с большой натяжкой. Зачем же тридцать тысяч в засаде? Что они делали, когда в город вошли, как разместились? Видно, все же, сильно ослабело сердце народа при первой неудаче.



Иллюстрация: Библия в гравюрах Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. «Взятие города Гай». «И простер Йегошуа копье, которое в руке его, к городу» (Нав. 8:18)

Примечания:

(1) Период, который мудрецы назвали «Тов Йовелет» – «Добрые Юбилеи». Йовель – год, наступающий после семи семилетних циклов. Он по счету пятидесятый. Слово «тов» имеет гематрию 17. Если 50 умножить на 17, то получится 850.
(2) Считают, что в настоящее время над древним Айем раскинулся небольшой палестинский город  Дейр-Дибван с населением около 7 тысяч человек.
(3) Шеварим – место к востоку от Айя, где располагались каменоломни.
(4) Существует, однако, конкурирующая  версия, что ответы Йегошуа по выявлению преступника, на самом деле,  давал «урим и тумим» на груди когена-Первосвященника, т.е. Элазара.


Рецензии
Наверное, мы никогда не узнаем, КАК именно бросали жребий, чтобы определить виновного. Всё так понятно расписано и прокомментировано. Очень интересно.

Шахерезада   21.02.2023 20:50     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Аня!
В тексте есть сноска №4 об использовании Урим ве-тумим в качестве "жребия".
Первосвященник носил на груди специально изготовленный нагрудник. На стороне обращенной к лицу были 12 самоцветных камней (по 4 в три ряда). На каждом записано имя колена Израиля буквами иврита. Между наружным и внутренним листами нагрудника вкладывалась штука "урим ве-тумим". Что это было сегодня не совсем ясно. Но после этого вложения, если был задан вопрос буквы на камнях начинали светиться. Нужно было просто прочесть ответ. Более детально и подробно здесь http://toldot.com/UrimTumim.html

Яков Задонский   21.02.2023 21:28   Заявить о нарушении
по 4 в три ряда

т.е. по три в 4 ряда

Яков Задонский   21.02.2023 21:33   Заявить о нарушении
Да. Читай, пожалуйста, дальше.
Лучшее, на мой взгляд, "война с Биньямином".

Яков Задонский   21.02.2023 21:36   Заявить о нарушении
Прочитал статью по ссылке. Пребываю в изумлении. Так вот почему священник посчитал, что Анна, мать пророка Самуила, пьяна. Ему Урим ве Тумим высветил буквы, из которых можно составить слова "пьяная" и "кошерная".(очевидно, кошерная в смысле угодная Богу) Но так, как из-за греха своих сыновей Илий лишился дара читать в сердцах прихожан, поэтому и не смог правильно истолковать светившиеся буквы. Удивительные сведения!

Шахерезада   21.02.2023 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.