Где монголо-татары научились воевать в лесу и в го

   ГДЕ МОНГОЛО-ТАТАРЫ НАУЧИЛИСЬ ВОЕВАТЬ В ЛЕСУ И В ГОРАХ?

   Эту статью в хорошем качестве с выделением текста и иллюстрациями можно посмотреть по адресу:
http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/10_mongol_kot_bil.shtml

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: В первую очередь я имею в виду окружение и последующее полное уничтожение на реке Сити русского отряда под командованием великого князя владимирского Юрия Всеволодовича… Столь блестящая операция никак не могла быть проведена обитателями степей, которым просто некогда, да и негде было научиться сражениям в чащобе.
   АБ: Татары с упорством недоумков стремятся в горные районы, где конница сразу оказывается в проигрышном положении [9.1].

   ЕТ: Вообще-то человек и отличается от животных тем, что быстро приспосабливается к любой местности. Жители лесов русские покорили как Кавказские горы, так и Среднеазиатские пустыни, и даже Чукотские тундры. Уж не говоря про жителей туманного Аьбиона, сумевшие завоевать, помимо вышеназванных, и саванны, и джунгли. И бились в ливийской пустыне с уроженцем Германии Роммелем, получившим кличку «лис пустыни». Так что это вообще не вопрос. Но в данном, конкретном случае, в рядах захватчиков были и обитатели лесов, и обитатели гор.

   Разин: «Монгольские племена делились на две большие группы: на племена лесные, или звероловные, и племена степные, или скотоводческие. Звероловы жили у озера Байкал, в верховьях Енисея и по Иртышу; скотоводы кочевали по степям и горным пастбищам к югу от Байкала и до западных отрогов Небесных (Алтайских) гор» [8.13, т.2, г.5].
   Владимирцов: Главные наши источники как Рашид-ад-Дин, так и „Сокровенное
сказанье", разделяют монгольские племена XII в. на две группы, сообразно их образу жизни и ведению хозяйства: на группу племен лесных или звероловных (hoyin irgen) и на группу степных или скотоводческих (ke'er-iin irgen). По-видимому, то же самое наблюдалось и в XI в. Монгольские „лесные" племена жили в ту пору у оз. Байкала, на верховьях Енисея и по Иртышу; степные же скотоводы кочевали на больших пространствах по степям и горным пастбищам, начиная от местности, лежащей у оз. Кулун-Буир вплоть до западных отрогов Алтайских гор. Часть монголов-скотоводов обитала и еще южнее, расположившись по ту сторону Гоби, близ китайской великой стены. Среди монгольских племен встречались и такие, которые принадлежали и к степным, и к лесным одновременно. В некоторых случаях к «лесным» относили племена по старой памяти, потому что их предки были звероловами, потому что они жили в лесистых местах или по соседству с лесами. «Лесные» народы занимались, главным образом, охотой, но не гнушались и рыболовства». [8.46]

   ССМ: «§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочи. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шихшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Тубасов, Чжочи подступил к Тумен-Киргизам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Баит, Тухас, Тенлек, Тоелес, Тас и Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом… Милостиво обратясь к Чжочи, Чингис-хан соизволил сказать: «Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство» [1.1].
   ЕТ: То есть лесные народы были в подчинении Джучи, приемником которого стал Батый. Естественно, и лесные жители, и обитатели Алтайских гор участвовали в его походах. Учиться воевать в лесу или горах им было не надо.
   Вот как красочно описывает в путевом дневнике преодоление горного хребта на монгольских лошадях участник Московской торговой экспедиции в Монголию
   Морозов И.М.: «Перед последним уртоном, Хара-Усу, приходится переваливать через горный хребет в 2140 mtr., спустившись с которого дорога идет по склону, сплошь усеянному камнями. Для нас этот путь затруднялся наступавшей темнотой вечера. С перевала монголы пустили лошадей вскачь, не придерживаясь, как и всегда, дороги: огромные камни, луговые кочки, чиевые кусты, болота, вода — ничто не служило препятствием отчаянной езде. Приходилось постоянно хвататься за края экипажа и, приподымаясь, держаться на мускулах, чтоб не быть выброшенным, и, приехав на станцию, мы чувствовали себя совершенно разбитыми.» [цит. по 8.49]

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Откуда у монголо-татар осадная техника? http://www.proza.ru/2016/05/19/33

Последнее редактирование: 14.01.2017


Рецензии
Бушков-писатель, как обычно, не в теме. Читать писателю некогда. Впрочем, свой "эпохальный" труд он уже дезавуировал.
Поэтому, самостоятельный вопрос, связанный с предыдущей темой: какая часть лесных племён пошла с Батыем? Брали ли они в поход своих женщин и детей? Если брали - какова судьба этих семей?
Или семьи сопровождали лишь собственно монгольский комначсостав, что не является исключительным событием в истории войн?

Вдумчивый Ёжик   15.10.2016 19:01     Заявить о нарушении
"какая часть лесных племён пошла с Батыем? Брали ли они в поход своих женщин и детей? Если брали - какова судьба этих семей?"

В первоисточниках ответа на эти вопросы нет. Есть лишь сам факт подчинения лесных племён с обязательством участвовать в походах и свидетельства о многочисленных женщинах при войске.
Вряд ли кто-то даст Вам на это точный ответ.

Евгений Темежников   04.12.2016 01:52   Заявить о нарушении
> В первоисточниках ответа на эти вопросы нет. Есть лишь сам факт подчинения лесных племён с обязательством участвовать в походах и свидетельства о многочисленных женщинах при войске.
Вряд ли кто-то даст Вам на это точный ответ.

"Многочисленные" - понятие растяжимое. Если по две жены на каждого из 4000 собственно монголов - получается восемь тысяч женщин. Немало, но ни о каком демографическом взрыве и массовой миграции не свидетельствует.

Факт подчинения "лесных племен" не проясняет чудесатостей с уходом монголов из центральной Европы. Сами эти чудесатости мне лично интересны с точки зрения истории Отечества. То есть: цели монголов при вторжении на Русь; силы монголов при вторжении на Русь; тактика обороны княжеств; эффективность обороны княжеств (нанесенный монголам урон); наличие и последствия метисации с пришлыми "лесными племенами", если они вообще присутствовали в статистически значимом количестве.

Вдумчивый Ёжик   06.12.2016 07:39   Заявить о нарушении
"Факт подчинения "лесных племен" не проясняет чудесатостей с уходом монголов из центральной Европы."
Каких чудосатостей?

Евгений Темежников   25.12.2016 10:49   Заявить о нарушении
Чудесатостей с мгновенным исчезновением в никуда многочисленных победителей.
Лесные племена, пришедшие с Батыем, должны были остаться в Европе. Живыми или мертвыми.
Если истреблены, то где? Кто победитель, получивший женщин и детей этих племен?
Если поселились, то где? Кто является их потомком?

Вдумчивый Ёжик   09.01.2017 14:29   Заявить о нарушении
Причины ухода изложены в соответствующей главе. Непонятно, почему лесные, находящиеся в подчинении у степных, должны были ослушаться своего хана и остаться там, где их легко бы истребили.

Евгений Темежников   10.01.2017 20:39   Заявить о нарушении