Слово о полку Игореве - сегодня

  «СЛОВО   О   ПОЛКУ   ИГОРЕВЕ»   СЕГОДНЯ.
                « Я  тибе  один  умный  вещ  скажу…»
               
   Бледной тенью прошёл по нашей истории князь  Новгород-Северского  Игорь.
 До того, как  обнаружилась песнь о его неудачном походе, мы о нём знали немного.

   Шесть веков почти полного забвения  и  два  века  восхваления  «Слова о полку Игореве».          Идеи  «Слова» не были понятны (Д.С.Лихачёв).    Автор упрекает властителей в междоусобицах. Упрёки мы не любим : упрёки поганого князьям, упрёки  поганого = иноверца  половчанина  набирающим  силу  и  влияние  христианам,   упрёки  придворным  песнотворцам.

Как  это всё современно ! Схожесть нашей теперешней жизни и той : разборки  кланов, банд ,  пиар ; подневольные  СМИ- свобода слова только в угоду своему хозяину, толпе и  -  за  деньги.
  Те  современники  заметили  в  «Слове»  что-то не то, что было им благозвучно.    Князя Игоря никто не спасал   (и никто даже с места не сдвинется – пропадай, погибай, именинница).     Кому он нужен?    –  Все  князья – обыкновенные бандиты : не  ты,  так 

 Да  и  сама  судьба  «Слова»:  «свобода  слова»  не  позволила  истине  войти  в  летописи.  После  обнаружения  «Слова»   оно  долгое  время  не  было  представлено  широкой  публике ,  стало  появляться,  когда  уж  нельзя  было  скрывать  его.   И, чем  дальше,  тем  мощнее  поток  исследований;   разбирают  «Слово»  по  косточкам.
  Так  думал  я  на  первых  порах своих  «раскопок».  Но оказывается :  Интернет  заполнен  работами  очень  давними.    Ни  одно  сочинение  автора  за  всё  время, что  человечество  помнит  и  знает  себя, не  привлекает  внимание  так, как  это  небольшое  «Слово».

Л.Дмитриев, «Поэтическая  жизнь  «Слова  о полку  Игоеве»  в  русской  литературе».
Пётр  Ткаченко,  «В  поисках  града  Тьмутаракани»,  замечает  влияние  «Слова»  на  русских  писателей  ХХ века. 
  И  …  Е.Федюнькин  и  О.Сулейменов  -  ещё  не  для  школьников. И  не  «ещё», а  вообще  не  для  учеников  школы  -  то  есть  не  для  всей  страны. И  то : у  них  только  несколько  возражений  устоявшемуся. А  что-то ,якобы, не патриотическое, не  обсуждается.
 
   Несколько  лет  пытался  связаться  с  заинтересованным  кем-то,   отправить что-то  по  Интернету, но  он  не  принимал,  и  это  даже  пошло на  пользу :  появляются  всё  новые  соображения  и  выводы.  Удалось  найти  «Аз и Я».  Много  чего О.Сулейменов  пояснил, и  с  этим  нельзя  не  согласиться.  Но  он  много  чего  не  заметил. 
 Некоторые  выводы  закрепляются  надолго,  но  не  всегда  навсегда. Даже  я -  дилетант нахожу  много  сомнительных  утверждений  комментаторов,  но  пошатнуть  это  невозможно :  их  амбиции  не  позволяют -  всяк  на  своём  непоколебимо  стоит.

                Своё  мнение   об  этом  походе  высказал   некий  автор.  С  этим  мнением  не  были  согласны  его  современники.  Поверили  сказам  Бояна  и  в  сговоре  с  боярами записали  в  летопись.         БоЯН,   БоЯРе .  Автор  «Слова»  знала  об  этом  и  даже  поместила  те  соображения  в  своё  творение.  И  его  потомки -  теперешние  наши  современники  не  могут  прийти  к  разгадке  этой  удивительной   повести.  И  оценки  события,  и  определения  автора  до  сих  пор  будоражат  соприкоснувшихся  со  «Словом  о  полку  Игореве»».  Со  временем  меняется  утвердившееся  представление  о  цели  и  задаче  похода.
   
   «Моцарт  и  Сальери»  -  Сальери  и  Моцарт.   Царевич Дмитрий  -  Борис Годунов.
Е.Стахович -  Третьякевич  ---  из  «Молодой  гвардии»  А.Фадеева  и  из  молодёжной  организации  в  оккупированном  Краснодоне. Кто-то  запутал.
  А  кем  только  не  кажется  автор?!  Но  почти   все  считают  цель  благородной, а  автора – русичем.  Замечу, как  бы  между  делом, что  две  знаменитые  песни  о  гибели  крейсера  «Варяга»  сочинили  немцы. Возможно, кто-то  из  них  был  свидетелем   Цусимского  сражения.   Хотя  авторами  называют  Я.Н.Репнинского   и   Е.М.Студенскую  : « Плещут  холодные  волны, бьются  о  берег  морской… Сами  взорвали  «Корейца», нами  потоплен  «Варяг»…  Миру  всему  передайте, чайки,   печальную  весть: в  жарком  бою  не  сдалися, пали  за  русскую честь».   И  вот  это  автор   Р.Рейнц, а  перевод  Е.Студенской :   «Наверх вы, товарищи!   Все  по  местам!  Последний  парад  наступает. Врагу  не  сдаётся   наш  гордый «Варяг», пощады  никто  не  желает!»
        Известно,  что   историю  пишут   п о б е д и т е л и.
         
      -  Восхваление- само собой : это жемчужина.
        Но вот, что уже два века  некоторая  однобокость в освещении событий тех времён.  Екатерина  II, при знакомстве  со  «Словом», обратила внимание:  «За землю Русскую! За раны Игоревы!»  -  Призывы   патриотизма .  И, скорей всего, последовало распоряжение :  «В  толкованиях   у с и л и т ь   это !»   
          До  сих пор не утихают  споры о подлинности  «Слова».
         Замечают, что  переписчики  путали  листы, строчки, куски  текста.
         На  Форумах  в  Интернете  замечают  влияние  Екатерины II  на  «Слово».
         Что  мешало  открывшим  «Слово»  сделать  добавки : «За  землю  Русскую…!»
         и  последний  куплет «Слава  Игорю …» ?
             И  никто  не  узнает -  случай  представился, и  рукопись  сгорела.
         На  этом  форуме  см.по теме  «Подлинность  Слова»
         
   А что  нам оставалось делать  тогда  и  позже?  -   Тут  войны :  Наполеон,  Кавказ,  Крым,  Шипка, японская,  Первая мировая,  гражданская,  Вторая,  холодная,  внутренние враги.  Надо было поддерживать боевой дух.   Цензура позволяла такую однобокость и через школу навязывалась нам всем.   Что теперь мешает нам ?   Амбиции  больших  академиков?
  А   новые   свежие   разве   не  видят  того,   что   при   очень   медленном   чтении 
и   перечитывании   «Слова»   проявляются    расхождения   своих   собственных  первых   выводов   со  своими   же   появляющимися   и   с  догматическими  трактовками,   навязываемыми   нам   в   школе ? 

               «Слово о полку Игореве» создано  на переломе эпох, в нём взгляды автора в прошлое и будущее, попытки разобраться в настоящем.  Тогда, через два века после крещения Руси, жизнь ещё не была христианской. Храмы строились,  но  имена  у русов ещё не новые, которые пришли с новой верой.    В  «Слове»  упомянутые  имена  в  большинстве своём сложносоставные  славянские. Два князя, названные  Василиями,  остались в нашей памяти  Владимирами.  А  имени  «Иван», русского- Ивана  ещё  не  было.    В  «Слове» заметно разочарование в языческих богах; в  плаче Ярославны много упрёков.    У  автора  было   п р е д ч у в с т в и е,  что       единобожием   и  единовластием    Р у с ь   может  усилиться.   В конце  Песни  замелькали  христианские  образы: Игорю-князю бог  - всевышний -  путь кажет.      Солнце светится на небесе. Игорь едет ко святой богородице Пирогощей.    Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан.         
    Это назревало,   а   событие  (описание  события  боянами ) подтолкнуло, ускорило  оформление  идеи  и  сочинение  «Слова».    Через полвека  Киевская  Русь была окончательно  потеряна  Московией.  На месте же остались те же русские и половцы, из  которых  получились   казаки  и  с  помощью  других  народов   украинцы.
 
             В  «Слове»  рассказана  правда и кривда о нашей жизни тогдашней;  и 
нынешняя  жизнь  не  отличается  от  той.   Сейчас  слышны  голоса  о  сильной  власти,  общенациональной  идее.   Теперешняя  власть,  как  и  тогдашняя,  заботится только  о  себе.  Тогда  и  сейчас  мы  больше  разрушаем,  чем  создаём.   Мы  больше горазды  отбирать, чем  отдавать.   Тогда  редко  пахари  перекрикивались,  и  сейчас мы  едим  и  одеваемся  -  пользуемся  всё  больше   «забугорным».      Почему  мы  плохо  живём?   Кто виноват?   Вот  повымирают  старики.  Новое  поколение  не  будет  знать  комсомола  и компартию, тогда  и  будем  жить  лучше.  Будем  ли?
Обрисованные  в  «Слове»  ситуации  не  дают  основания   утверждать  это.   
За  восемь  веков  мы  не  ушли  сами  от  себя.    врагов,  но  ещё  больше  -  от  своих  внутренних   врагов  -  от   самих   себя.

                *     *     *
 События  последних месяцев  на  Украине  напоминают  о  развитии  истории  кругами, по спирали . 
Разграничения между хохлами и кацапами, москалями  начались ещё  при   Святославе Игоревиче.  Святослав – великий воин с победами прошёл  по восточным  окраинам  Руси, по Волге до Каспия. Но только  Тьмуторокань, которая  где-то  на  отшибе,  закрепил за Русью.  А столицу  хотел сделать на  Дунае в  Доростоле.  Подальше от побеждённых.
Гоголь, «Тарас Бульба» :  Вся южная Русь брошена  московскими князьями.
Не хотели некоторые князья сосуществовать  со степняками и князьями западными,  уходили  на  северо-восток.   
И  в  «Слове», в  «златом слове»,  показаны  отношения  между  князьями  восточными  и  западными.               
                Март 2014г.


Рецензии
« Я тибе один умный вещ скажу…»
Спасибо, Станислав, за эту вещь. И стиль очень хороший, понятный (это я в ответ на вчерашние реплики).
Всего доброго Вам!
С уважением,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   26.01.2017 08:44     Заявить о нарушении
Виорель! Удивительным и простым способом Автор показалА отношения в верхах и о продажных СМИ. Поэтому сложна и запутана история самого "Слова".
Мне приятно, что здесь собираются хорошие люди.

Станислав Сахаров   26.01.2017 18:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.