Воспоминания Тимохи-фантазера Знахарка Матрена

  Пенсионер Тимофей Александрович Марков выглядел еще довольно крепким старичком. Ростом он был невелик, но и не совсем маленького.  Внешне он совсем не походил на старика. Его принадлежность к пенсионному возрасту выдавали лишь седые усы, чуть тронутые сединой волосы да довольно морщинистые руки. В кругу своих сверстников - пенсионеров он не любил находиться. Причина тому была проста: не любил жаловаться на свои болячки.

  Летом Тимофей Александрович предпочитал жить на даче за городом, где у него был небольшой участок с домиком, огородом, теплицей и грядками с различными овощами и цветами. По вечерам он любил сидеть на лавочке в своем саду среди цветов и вспоминать прожитые годы. Зимой же он коротал дни у телевизора или компьютера, а также рассказывал всякие небылицы внукам. А по ночам, когда к нему не шел сон он также окунался в воспоминания. При этом вспоминалось, почему-то только все хорошее.

  Предлагаю и вам окунуться в воспоминания Тимофея Александровича.

              Воспоминания из детства.
               
  В детстве Тимофей любил много читать и пересказывать друзьям, о чем прочитал, при этом всегда добавлял что-нибудь свое, а действующими лицами всегда становились непосредственные слушатели. За это ему приклеили прозвище Тимоха - фантазер. Но у Тимохи было еще и второе прозвище: ТАМ, сложенное из первых букв его  инициалов, а также потому, что каждый свой рассказ Тимоха начинал примерно так:
- Там, где мы сегодня побываем, жили - были…»

  В кругу детей своего района, куда входили три улицы и два переулка, Тимоха выделялся лишь начитанностью. А явным лидером в детской среде был Царь, точнее Царев Юрий. Юра был моложе Тимохи на полгода, но по внешнему виду он казался самым старшим из детей, поскольку почти на полголовы был выше всех и обладал громким - командирским голосом.
  Самым маленьким ростом, но самым шустрым среди детворы был Валера Малютин. Это был светловолосый рубаха парень с серыми глазами и золотыми руками. Поскольку он вечно что-нибудь изобретал его называли Дока, а за то, что никогда ничего не жалел для своих друзей его прозвали ВАМ.
- Это я сделал вам,- бывало, говорил он, отдавая малышам сделанную им новую игрушку.
  Валериного брата Никиту прозвали НАМ, за то, что он, подбирая какую-нибудь вещицу, всегда приговаривал:- Нам это пригодится, - или:- Нам это будет нужно.
  Невысокого полного Сашу Шведова прозвали Шаром, поскольку его полное имя было Шведов Александр Романович, а прозвища чаще всего давались по первым буквам инициалов. Саша имел очень хорошую реакцию несмотря на свою полноту, за что безоговорочно был признан вратарем дворовой хоккейной команды.

  В среде ребят были еще ПАН (Петр Антонович Новик), правда, кроме первых букв своего имени на пана он никак не походил, а скорее наоборот. Петя с сестрой росли без отца, который умер от полученных на войне ран, когда Пете было всего три года, а сестренке всего шесть месяцев.
  Сестренку Пети звали Юля, но поскольку была она шустрая, как юла, ее так и прозвали в детской среде.

  Соседку Царя Олесю прозвали Королевой и не потому, что она была важной, хотя и это присутствовало. А потому что с малолетства дружила с Юрой, да и фамилия ее была Королева.
  Была еще в их компании Егоза (Егорова Зоя). Зою прозвали так за то, что она была очень непоседливой.
Родители всегда ей говорили:- У тебя шило что - ли  в заднице? На месте никак тебе не сидится.
Про старших и младших детей расскажем в случае, когда о них вспомнит сам Тимоха.

  Вот такая бравая компания жила на окраине села N и этот  район в селе  называли не иначе как Шанхай. Расположение района был таково, что от крайней улицы до леса было всего 15 метров, а до глиняного карьера, служившего местом купания летом и крутой горкой зимой не более 200.
   
  Вглубь леса метров за пятьдесят была большая поляна, на которой ребятами было оборудовано футбольное поле. В качестве ледяного катка использовалось болото шириной 20 метров и длиной около 60. Располагалось это болото за оградой автохозяйства с одной стороны, с другой стороны в двух метрах от него проходил  забор огорода Пети Новика, с третьей метрах в пяти был забор огорода Малютиных. С четвертой стороны проходила дорога, от которой до огородов было около 5 метров.
  Зимой снежные бураны заметали дорогу от болота к огородам. Дорогу расчищали бульдозерами, и вдоль дороги с одной стороны образовывалась целая гора снега высотой до 3 метров. В этой горе детвора строила катакомбы.
       
  Летом дети гоняли футбол, играли в лапту, ходили на рыбалку и купаться, а также за грибами и ягодами. Зимой катались на санках, лыжах и коньках, а также играли в хоккей. А после того, как наигравшись все уставали, они усаживались на бревна, которые лежали за забором огорода возле катка со стороны огорода Новиков, и Тимоха начинал им рассказывать очередную история.
  В общем, обычная жизнь советских детей.
                Знахарка Матрена

  Вспоминая свое детство, Тимоха никак не мог обойти в своих воспоминаниях старушку по имени Матрена. Особенно с тех пор, как по телевидению стали показывать всевозможных целителей, предсказателей, экстрасенсов.
  Родилась бабка Матрена, как ее называла детвора, еще до революции и была ровесником самому Ленину. В селе ее знали как знахарку и к ней всегда приходили за помощью не только местные женщины, но и из ближайших деревень.  Спросите, почему именно женщины,- да просто мужики никогда ничему не верили.  Матрена была глубоко верующим человеком, но понимала, что в стране, где правит атеизм напрямую говорить о Боге опасно, поэтому и рассказывала всевозможные сказки и притчи. Детвора ее немного побаивалась, но любила слушать  присказки и притчи от нее.

  Однажды Тимоха стал свидетелем очень страшной, но интересной истории. История эта произошла с Тимохиным старшим братом Сашей, когда самому Тимохе было всего лет пять или шесть. Как – то старшие дети гуляли в лесу недалеко от кладбища и наткнулись на кости и лошадиный череп. Видимо когда-то лошадь задрали волки или медведь. Ребята, как водится в таких случаях, поплевали по сторонам со словами:- Тьфу, тьфу три раза, не моя зараза. Волк придет и заразу заберет.
А потом, когда уже прошли мимо черепа, Саша втихаря вернулся к черепу и, приложив его к своей голове, выскочил остальным ребята навстречу с лошадиным ржанием.
Девчонки завизжали и бросились врассыпную, а парни бросились на шутника с кулаками.

  С того дня с Сашей стали происходить странные вещи: то он ни с того ни с сего вскрикивал и начинал озираться вокруг, хотя находился либо дома, либо в кругу друзей. Все чаще старался находиться поближе к маме и мешался ей под ногами. Стал редко играть с младшим братом. А, примерно через неделю после случая на кладбище,  он вдруг подскочил ночью и с диким криком стал взбираться по стене, как муха. Но при переходе со стены на потолок сорвался и упал на кровать. Этим он очень напугал не только Тимоху, но и родителей.
  На следующее утро Тимоха спросил у Саши: - А как ты лазаешь по стене? Научи, а?
На что Саша очень удивился:- Это когда я лазал по стенам, я же не муха и по стенам не умею лазать.
Этот разговор услышала их мама и сразу подумала, что Саша стал лунатиком.
- Что будем делать с Сашей,- спросила она у мужа.
- Что, что. В больницу нужно вести. Там скажут.

  В больнице доктор выслушал родителей и сделал заключение:- Не знаю, не знаю, что сказать. Конечно, лунатики могут ходить с закрытыми глазами даже по крышам, но чтобы по вертикальной стене?.. Обратитесь к психиатру, может он что-нибудь посоветует.
Психиатр только выписал успокоительные и снотворные таблетки.
Но, несмотря на все таблетки, Саша продолжал с криками лазать по стенам. И тогда мама Тимохи обратилась к Матрене.

  Матрена пришла домой к Марковым, взяла Сашу за руку, что-то пошептала и сказала:- Ты зачем чужую вещь взял? Почему не вернул на место хозяину? Сначала верни на место то, что взял.
- Что, что он сделал,- спрашивала Сашина мама у Матрены.
-  Он сам знает, что натворил,- ответила Матрена.

  В этот же день Саша с друзьями пошел к кладбищу, нашел брошенный череп и отнес его туда, где  лежало еще несколько костей.
- Кажется, он лежал здесь,- бросая на землю череп, проговорил Саша.
-Вроде да,- ответили ребята, и со спокойной совестью пошли домой.
День прошел без происшествий, то есть Саша не вскрикивал и не оглядывался вокруг. Наступила ночь.
Посреди ночи вдруг с криками:- Я же вернул тебя на место,- Саша полез по стене.
В эту ночь мама просидела возле кровати Саши и держала его за руку. А утром отправилась к Матрене.

  Бабка Матрена внимательно посмотрела на Сашу, что-то пошептала, а затем вдруг неожиданно укусила его за руку.
- А.а.а., - закричал Саша и бросился бежать к маме.
- Вот и все,- промолвила бабка Матрена, и направилась к выходу.
- Что все?- не поняла Тимохина мама.
- Теперь он будет спать спокойно и забудет свои кошмары. Но о том, что к мертвым нужно относиться с уважением будет помнить всегда.

  Действительно кошмары у Саши прекратились. А о том, что он ползал по стенам, Саша не верил даже маме, не то, что Тимохе.

  Еще Тимоха вспоминал притчу бабки Матрены о трех братьях.
- Жили на земле три брата,- рассказывала Матрена собравшимся возле ее дома,- Жили не то чтобы дружно, но и сильно не враждовали. Но постепенно между ними зародилась неприязнь, которая вылилась в драку. Драка эта была очень жестокой и кровавой. Сначала погиб один брат. На некоторое время ссора утихла, но потом вновь вспыхнула. Длилась эта драка не очень долго, но была очень жестокой. В результате остался один брат и на земле наступил рай.
Вот такую притчу рассказывала бабка Матрена. Правда, расшифровать смысл притчи толком никто не мог ни в те времена, ни ныне. Кто связывал ее с политическим строем государств, кто с братскими отношениями между странами.

  А еще про бабку Матрену в народе поговаривали, что она была ведьмой. Правда, никогда ничего плохого за ней не замечалось. Она помогала излечиться детям от испуга и рахита. Травами лечила все детские болезни. Заговорами помогала излечиться от алкоголизма. Своими беседами мирила соседей, помогала восстановить мир и лад в семейных разладах.

  Но вот умирала она тяжело в возрасте под сто лет. Тимоха хорошо помнил, как это происходило.
Еще вечером бабка Матрена рассказывал свои притчи детворе, при этом держала за руку свою правнучку Дуню, которая сидела рядом с ней на лавочке. Что она тогда рассказывала, Тимоха не мог вспомнить. А уже утром лежала на кровати с белым лицом и приговаривала:- Пришел мой срок отправляться на небеса. Подойдите ко мне, я хочу попрощаться с вами,- обращалась она к своим родственникам.
Каждого, кто подходил к ней, она брала за руку и что-то шептала. Затем гладила по голове и, со словами:
- храни тебя Бог,- отпускала.
Последней попрощаться подошла мама Дуни с дочкой. Но Дуняша вдруг запротивилась, и не стала подавать руку бабке Матрене. Бабка Матрена разозлилась, приподнялась на кровати и стала кричать на Дуняшу:
- Ты неблагодарная. Не понимаешь что делаешь. Ты должна проститься со мной. Подойди, я тебя поцелую на прощанье.
Но Дуняша вырвалась из материных рук и убежала на улицу.
- Я ее боюсь,- говорила она,- бабка смотрит на меня какими-то дикими глазами. У меня мурашки по коже от ее взгляда. Не буду с ней прощаться.

  После того, как все кроме Дуняши простились с умирающей и получили ее благословение, в доме бабки Матрены начались странные вещи. То Матрена начинает стонать, то плакать, то дико смеяться, то выть, то пытается встать с кровати, но падает на пол.
Родственники измучились с ней. На третий день вызвали врача, может просто бабуля заболела? Бабка Матрена, когда приехал врач, утихла: толи уснула, толи забылась. Врач внимательно осмотрел умирающую и сказал:
- Бабушка уже умерла. Зачем только меня вызывали. Тело ведь давно остыло.
После этого врач уехал. А через несколько минут Матрена снова закатила истерику с просьбой подвести к ней для прощания Дуняшу.

  Привели в дом Дуняшу, но с ней случилась истерика. Дуняша пнула отца по ноге, укусила за руку мать и убежала на улицу.
- Принесите нож,- вдруг проговорила бабка Матрена.
- Зачем нож?- спросил Дунин отец.
- Принесите нож и воткните его в косяк над входной дверь,- сказала Матрена
Отец Дуни сходил за ножом и, пожимая плечами, со словами:
- Какую только блажь не выдумает старуха,- воткнул нож в дверной косяк.
И только нож был воткнут в дверной косяк, как бабка Матрена вся вытянулась, глубоко вздохнула, и успокоилась навсегда.
Отец Дуни подошел к кровати и взял бабку Матрену за руку. Рука действительно была ледяная.

Вот такие воспоминания были у Тимофея про знахарку и ведьму бабку Матрону.    

                продолжение следует


Рецензии