13 глава. Китай

   Осторожный, затаившийся Дракон* ./*А навстречу ему крадётся туранский или индийский тигр. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»./ Продвигается вперёд и в стороны медленно и основательно, не отказываясь от помощи предков. Похож на кочевых араба и монгола своим фатализмом –Небо знает наилучший Путь, и надо следовать ему и своему Долгу, не отклоняясь от заданного направления (конфуцианские заповеди), а если направление неясно –посидеть и подождать подсказки Неба (даосские прибаутки). Но китаец также и земледелец, и Китай –Срединное Государство, главный землевладелец мира (земли китайского государства для земледелия годились больше, чем всех его соседей, отсюда такая вера в свою исключительность). Также  китаец не любит прямых линий, изворотлив, гибок(полное взаимопонимание с лукавыми арабами и монголами –впрочем, китаец их обводит вокруг пальца). Союз земледельца-рисовода ( а  также гончара, шелкопряда и так далее –производителя) с  китайского Юга и скотовода-воина(который всадник, охранитель границы и государственный чиновник -потребитель) с китайского Севера. Юг выращивает, мастерит и торгует, Север охраняет, сражается и управляет. Основные школы боевых искусств –на севере Китая, основные кулинарные школы –на юге** . /**А ещё Север Китая-страна настоящих мужиков, а Юг –ненастоящих. «Наньфын» - «южное поветрие» по-китайски так образно названо «мужеложество». «лан»(кун) изображает «нян»(тян)/В целом –всё для тела государства, всё на благо государства. Даже в диаспоре хуацяо –прежде всего старается на благо родного государства (исторической родины, поскольку большинство родились не в  Китае). Китайский мусульманин/католик –прежде всего подданный Китая, а потом уже –раб Аллаха или слуга Папе Римскому.
Инь-Ян –соединение мужского и женского. Ян -мужское –светлое, нечётное, идёт первым(1). Инь –тёмное, чётное, идёт второй. Первооснова банальна –у мужчины 1 половой член, а у женщины 2 половые губы, впускающие «ян» в себя, но и приучающие к своему присутствию. И в значке светлое и тёмное взаимно проникают друг в друга.
У-син –пять элементов. В отличие от греков, европейских/средиземноморских христиан, создавших 4-частную систему -4 стороны света, 4 времени года и суток, 4 стихии, 4 Евангелия, 4 карточных масти – китайцы выбрали 5-частную систему, по числу пальцев на руке. Рука – символ труда, а «четыре» по-китайски звучит как «смерть» , поэтому всячески избегается. Сторон света –пять (добавлен центр), времён года -5(лето поделено на 2 части), священных книг Конфуция -5, стихий -5. При этом только 3 совпадают с западными –огонь, вода и земля. Вместо воздуха –дерево и металл. В китайской медицине пятеричность встречается постоянно –пять полых органов, пять сплошных (плотных, паренхиматозных) органов, пять выделений, пять видов жидкости и так далее. Пятый элемент связывает четыре предыдущих (кстати, и у западных философов «квинтэссенция»  - «пятая выжимка», итоговая).
 Животные –китайские собаки (шарпей, чау-чау, пекинес) молчаливы, почти не лают и не скулят, но себе на уме и хозяина слушают очень избирательно. Японские лайкообразные псы (Акита-ину, шитцу, хин) напротив, лают громко (охотники, а главное, сторожа) –зато преданны до гроба, и даже после гроба (история про Хатико*** , охранявшего могилу хозяина до собственной смерти, неслучайно так раскручена именно в Японии)/***Так! Памятник на станции С(Ш)ибуя в Токио!/.
А вот китайцы собак как-то больше ценят на тарелке, чем живьём. Зато кошка(Мао) –другое дело. Животное-вождь! Лукавое, но приводящее к победе! «От поражения  к поражению до полной победы!»(фраза Мао Цзедуна). И панда ****, символ Китая и мастер у-шу –буквально «кошка-медведь» (в противовес русский бурый Топтыгин – «собака-медведь»***** ).
/****  История  «Кунфу панды» - с виду По толстый недотёпа, однако одолел злодея ТайЛуна, которого не смогла одолеть Неистовая Пятёрка! А потом –князя-артиллериста Шэна и воителя-духа Кая. То же с Фа Мулан – барышня успешно остановила вождя гуннов, когда профессиональная армия не справилась./
/*****Для полноты картины следует и белогрудого, чёрного медведя рассмотреть –главное животное в маньчжурском, корейском и японском мире. Как на него смотрят китайцы? –Ответ: как на «просто медведя»! /


Рецензии