Средневековье и возрождение

В Москве лишь «Ян», а «Инь» в Пекине,
эзотеризм лишен идей,
и не искусству служит ныне
наука знания людей.
Информомир бегущих дней,
забыты Данте и Петрарка,
но жизнь духовная сложней
владений звездного монарха.

Когда говорят о ренессансе с негативным оттенком, как о возрождении язычества, забывают о том, что предшествующее средневековье, также нельзя назвать теократией. Вряд ли кто, всерьез, будет считать римского папу наместником Бога на земле, а в восточной традиции не всегда православный монарх, был достоин этого определения. Средневековье принесло и инквизицию и крестовые походы, что соответствует вере так же, как темное наследие возрождения-революции. Возрождение-пристальный взгляд на человеческую природу, а вовсе не языческое поклонение таким идолам, как власть и сила, что свойственно средневековью с его предпочтением общественного личному. Ведь даже православие может быть двух видов: то, где в центр поставлен Богочеловек, и то, где в центр поставлена Пресвятая Троица. В первом варианте преобладает личность-аскет, во втором-община, будь то семья или приход. Я не говорю об истинной вере в православии, где человек занят более Богом, нежели собой. Привычка отождествлять возрождение и просвещение с отдельными гениями, будь то Леонардо да Винчи, Вольтер или Петр Первый в России-неверна. Это брошенные камни от которых расходятся круги по воде, хотя иногда эти волны превращаются в цунами. Но разве менее разрушительным был Клермонский призыв к первому крестовому походу папы Урбана второго, и разве Иван Грозный был более религиозен, чем императоры восемнадцатого и девятнадцатого века в России?

И славянин, и римлянин, и бритт.
Меняет интуиция обычай,
вселенная лампадами горит
в краю сопоставления обличий.
В земле незнаемой заманчиво и сухо,
прохлада звездной ночи, зной дневной-
великий кесарь и подвижник духа
не уживутся в плоскости одной.


Рецензии